Дело № 2а - 2259/2021
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1 июня 2021 года г. Липецк
Октябрьский районный суд г. Липецка в составе:
председательствующего судьи Хуторной А.А.,
при секретаре Шавыриной А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ООО «Специализированное Агентство Аналитики и Безопасности» к судебным приставам - исполнителям Октябрьского РОСП УФССП России по Липецкой области Хроминой Я.А., Багрянцевой С.В., Управлению ФССП России по Липецкой области о признании бездействия судебного пристава - исполнителя незаконным, возложении обязанности по исполнению судебного решения,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец ООО «Специализированное Агентство Аналитики и Безопасности» обратился в суд с административным иском к судебному приставу - исполнителю Октябрьского РОСП УФССП России по Липецкой области Багрянцевой С.В., УФССП России по Липецкой области о признании бездействия судебного пристава - исполнителя незаконным, возложении обязанности по исполнению судебного решения. В обоснование заявленных требований административный истец ссылался на то, что судебным приставом – исполнителем Багрянцевой С.В. 18 января 2019 года было возбуждено исполнительное производство № № на основании исполнительного документа, выданного мировым судьёй судебного участка № 3 Октябрьского судебного района по делу № 2 - 1501/2018, которым с должника Корнева В.А. в пользу административного истца было взыскано 218 487 руб. 18 коп. По состоянию на 28 апреля 2021 года задолженность Корнева В.А. перед административным истцом составляет 169 921 руб. 62 коп. 4 марта 2019 года судебным приставом - исполнителем было вынесено постановление об удержании из доходов должника, копия исполнительного документов была направлена по месту предполагаемых удержаний. Как указывает административный истец в своём иске, денежные средства из доходов должника не удерживаются, на расчётный счёт взыскателя не поступают. П мнению административного истца, судебный пристав - исполнитель проявляет бездействие в отношении предоставленных ей полномочий, поскольку не проводит проверку правильности удержаний из доходов должника в пользу ООО «СААБ». Просил признать бездействие судебного пристава – исполнителя, выразившееся в неосуществлении контроля за правильностью удержания и перечисления денежных средств из доходов должника, незаконным, обязав судебного пристава - исполнителя принять меры принудительного исполнения для своевременного и полного исполнения требований судебного акта.
Представитель административного истца, представитель УФССП России по Липецкой области, судебный пристав Багрянцева С.В., а также заинтересованное лицо Корнев В.А. в судебное заседание не явились, о дате и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Определением суда к участию в деле в качестве соответчик была привлечена судебный пристав - исполнитель Хромина Я.А., которая в письменном заявлении дело просила рассмотреть в её отсутствие, представила письменные возражения пр отив заявленных требований, в которых просила в иске отказать в полном объёме.
Обсудив доводы иска, проверив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
В соответствии с положениями статьи 2 Федерального закона «Об исполнительном производстве» задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
В силу положений статьи 4 того же Федерального закона исполнительное производство осуществляется на принципах законности, своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, уважения чести и достоинства гражданина, неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника – гражданина и членов его семьи, соотносимости объёма требований взыскателя и мер принудительного исполнения.
Согласно части 1 статьи 30 Закона № 229-ФЗ судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства (часть 8 статьи 30 Закона № 229-ФЗ).
В силу положений пункта 4 части 1 статьи 46 того же Федерального закона исполнительный документ, по которому взыскание не производилось или произведено частично, возвращается взыскателю, если у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание, и все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными.
Статья 47 предусматривает, что исполнительное производство оканчивается судебным приставом-исполнителем в случае возвращения взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным статьей 46 настоящего Федерального закона.
Перечень исполнительных действия установлен статьёй 64 Федерального закона «Об исполнительном производстве», которая предусматривает, что исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе. Судебный пристав-исполнитель вправе совершать следующие исполнительные действия:
вызывать стороны исполнительного производства (их представителей), иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
2) запрашивать необходимые сведения, в том числе персональные данные, у физических лиц, организаций и органов, находящихся на территории Российской Федерации, а также на территориях иностранных государств, в порядке, установленном международным договором Российской Федерации, получать от них объяснения, информацию, справки;
3) проводить проверку, в том числе проверку финансовых документов, по исполнению исполнительных документов;
4) давать физическим и юридическим лицам поручения по исполнению требований, содержащихся в исполнительных документах;
5) входить в нежилые помещения, занимаемые должником или другими лицами либо принадлежащие должнику или другим лицам, в целях исполнения исполнительных документов;
6) с разрешения в письменной форме старшего судебного пристава (а в случае исполнения исполнительного документа о вселении взыскателя или выселении должника - без указанного разрешения) входить без согласия должника в жилое помещение, занимаемое должником;
7)7) в целях обеспечения исполнения исполнительного документа накладывать арест на имущество, в том числе денежные средства и ценные бумаги, изымать указанное имущество, передавать арестованное и изъятое имущество на хранение;
8) в порядке и пределах, которые установлены настоящим Федеральным законом, производить оценку имущества;
9) привлекать для оценки имущества специалистов, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности (далее - оценщик);
10) производить розыск должника, его имущества, розыск ребенка самостоятельно или с привлечением органов внутренних дел;
11) запрашивать у сторон исполнительного производства необходимую информацию;
12) рассматривать заявления и ходатайства сторон исполнительного производства и других лиц, участвующих в исполнительном производстве;
13) взыскивать исполнительский сбор;
14) обращаться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на имущество и сделок с ним (далее - регистрирующий орган), для проведения регистрации на имя должника принадлежащего ему имущества в случаях и порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом;
15) устанавливать временные ограничения на выезд должника из Российской Федерации;
15.1) устанавливать временные ограничения на пользование должником специальным правом, предоставленным ему в соответствии с законодательством Российской Федерации;
16) проводить проверку правильности удержания и перечисления денежных средств по судебному акту, акту другого органа или должностного лица, а также правильности списания с лицевого счета должника в системе ведения реестра и счетах депо в депозитариях, открытых профессиональным участником рынка ценных бумаг в соответствии с Федеральным законом от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее - лицевой счет и счет депо), и зачисления на лицевой счет или счет депо взыскателя эмиссионных ценных бумаг по заявлению взыскателя или по собственной инициативе, в том числе по исполнительным документам, предъявленным в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 8, частью 1 статьи 8.1 и частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона. При проведении такой проверки организация или иное лицо, указанные в части 1 статьи 8, части 1 статьи 8.1 и части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, обязаны представить судебному приставу-исполнителю соответствующие бухгалтерские и иные документы;
16.1) производить зачет встречных однородных требований, подтвержденных исполнительными документами о взыскании денежных средств;
17)17) совершать иные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов.
Как разъяснил Верховный Суд Российской Федерации в пункте 15 Постановления Пленума от 17 ноября 2015 г. № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» бездействие судебного пристава - исполнителя может быть признано незаконным, если он имел возможность совершить необходимые исполнительные действия и применить необходимые меры принудительного исполнения, направленные на полное, правильное и своевременное исполнение требований исполнительного документа в установленный законом срок, однако не сделал этого, чем нарушил права и законные интересы стороны исполнительного производства. Например, незаконным может быть признано бездействие судебного пристава-исполнителя, установившего отсутствие у должника каких-либо денежных средств, но не совершившего всех необходимых исполнительных действий по выявлению другого имущества должника, на которое могло быть обращено взыскание, в целях исполнения исполнительного документа (в частности, не направил запросы в налоговые органы, в органы, осуществляющие государственную регистрацию имущества и (или) прав на него, и т.д.).
Из материалов дела следует, что мировым судьёй судебного участка № 3 Октябрьского судебного района г. Липецка 16 ноября 2018 года был вынесен судебный приказ, которым с должника Конева В.А. в пользу административного истца были взысканы денежные средства в размере 218 487 руб. 18 коп.
ООО «СААБ» обратилось в Октябрьский РОСП УФССП России по г. Липецку с заявлением о возбуждении исполнительного производства, постановлением судебного пристава - исполнителя от 18 января 2019 года было возбуждено исполнительное производство № № в отношении должника.
В ходе исполнительного производства судебным приставом - исполнителем были направлены запросы в кредитные учреждения: ОАО "Хоум Кредит энд Финанс банк", АО «ДОМ.РФ», Банк «Возрождение» (ПАО), ПАО Банк Зенит, АКБ «Абсолют Банк» (ОАО), АО «Райффайзенбанк», АО КБ «Модульбанк», АО «АБ» Россия», ОАО «Газэнергобанк», ООО «Экспобанк», ООО КБЭР «Банк Казани», ПАО АКБ «Металлинвестбанк», ПАО «Мособлбанк», ПАО «МТС-БАНК», «ПриоВнешторгбанк» (ПАО) и АО «Почта банк», АО «Тинькофф Банк», ПАО «РОСБАНК», ПАО «Уральский банк реконструкции и развития», АО «Россельхозбанк», АО «СМП банк», Банк ВТБ (ПАО), Банк ТРАСТ (ПАО), ПАО ФК «Открытие», ОАО «СКБ» Банк, ПАО «Азиатско- Тихоокеанский банк», ПАО «Сбербанк России», ПАО «Совкомбанк», ПАО КБ «Восточный», ПАО «Банк УРАЛСИБ», ПАО «Промсвязьбанк», АО «Альфа- банк», за исключением ПАО «Бинбанк», ПАО «Россгосстрах», ООО «Русьфинанс Банк», «Сетелем Банк» ООО, при этом административным истцом каких - либо письменных ходатайств о направлении запросов именно в указанные банки в адрес судебного пристава - исполнителя не направлялись.
В период с 18.01.2019 года в установленные законом сроки поступили ответы, согласно которым у должника имеются открыты расчетные счета в ПАО «Сбербанк России», АО «Райффайзенбанк», ПАО ФК «Открытие», на которые постановлением судебного пристава-исполнителя обращено взыскание. Ввиду отсутствия денежных средств на счете банк списание не производит. Денежные средства не поступали.
Согласно поступившим ответам сведений о недвижимом имуществе, о получении пособий, социальных выплат не имеется. Также должник не ведет предпринимательскую деятельность.
Согласно запросу от 29.01.2021 в Росреестр к ЕГРП сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним у должника отсутствуют.
Согласно запросам в ФНС (ЗАГС) от 25.01.2021 об актах гражданского состояния (МВБ) должника Корнева В.А. сведения о регистрации: смерти, перемене имени, заключении, расторжении брака отсутствуют.
Информация по учетам ГИМС МЧС России о наличии маломерных судов, зарегистрированных за должником отсутствует.
По информации от 28.01.2021 полученной от Государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Липецкой области (Гостехнадзор) о наличии зарегистрированных за должником спец. транспортных средств: экскаваторов, бульдозеров на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления у должника Корнева В.А. отсутствует.
По информации полученной согласно ответу из ГИБДД УМВД по г. Липецку от 28.01.2021 у должника Корнева В.А. имеется транспортное средство, принадлежащее на праве собственности, а именно легковой автомобиль «<данные изъяты>» <данные изъяты>.в., г/н №, VIN №.
Согласно ст. 65 Закона розыск должника по исполнительным документам, не связанным с защитой особых интересов (взыскание алиментов, возмещение вреда в результате повреждения здоровья, в связи со смертью кормильца и т.п.). осуществляется только на основании заявления взыскателя. Согласно материалам исполнительного производства взыскателем подобное заявления в службу судебных приставов не направлялось.
В материалах исполнительного производства №№ имеется рапорт о принудительном приводе должника Корнева В.А. от 14.01.2021, 09.02.2021.
Руководствуясь ст. 67 Закона № 229-ФЗ 15.06.2020, 23.03.2021 в отношении должника-гражданина было вынесено постановления о временном ограничении на выезд из РФ.
28 сентября 2020 года, а также 25 февраля 2021 судебным приставом - исполнителем совершены выходы по адресу: <адрес> с целью установления места нахождения должника, в ходе чего установлено, что у должника отсутствует ликвидное имущество, на которое может быть обращено взыскание.
По имеющимся сведениям из Пенсионного фонда по ЛО от 19.01.2019 должник является получателем пенсии. Судебным приставом-исполнителем 04.03.2019 вынесено и направлено для удержания постановление об обращении взыскания на доходы должника -пенсию в У ПФР по г. Липецк в размере 50 %.
Взысканная сумма по ИП № по состоянию на 18.05.2021 составляет 55 174,45 руб., остаток задолженности на 18.05.2021 составляет 163 312 руб.73 коп.
Исходя из приведенных выше правовых норм следует, что административное исковое заявление об оспаривании решения, действий (бездействий) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, может быть удовлетворено только тогда, когда будет установлена совокупность двух обстоятельств: не соответствие оспариваемых решений и действий нормативным правовым актам, а также нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца. Только лишь в этом случае возможно удовлетворение административного искового заявления и возложение на административного ответчика обязанности устранить указанные нарушения.
В данном случае совокупности таких обстоятельств установлено не было.
Достоверно установлено, что исполнительное производство было возбуждено судебным приставом - исполнителем правомерно, в ходе исполнительного производства судебный пристав - исполнитель совершили все предусмотренные законом исполнительные действия и, поскольку какого - либо имущества, за счёт которого могло бы быть осуществлено исполнение судебного акта, установлено не было, судебный пристав правомерно окончила исполнительное производство, возвратив исполнительный лист взыскателю.
Никаких нарушений закона, которые повлекли бы нарушение прав взыскателя, судебный пристав не допустил, в связи с чем оснований для удовлетворения административного иска не имеется.
При этом в настоящее время судебный акт исполняется, из доходов должника в пользу административного истца на постоянной основе производятся удержания, в частности: 16 марта 2021 года было произведено удержание в сумме 2 193 руб. 13 коп., 14 июня 2019 года в сумме 2 192 руб. 01 коп., 15 июня 2019 года в сумме 2 336 руб. 71 коп., 14 апреля 2021 года в сумме 2 193 руб. 13 коп., 15 мая 2019 года в сумме 2 192 руб. 01 коп., 15 июля 2019 года в сумме 2 192 руб. 01 коп., 14 августа 2019 года, 13 сентября 2019 года,16 октября 2019 года, 13 ноября 2019 года, 13 декабря 2019 года - по 2 192 руб. 01 коп., 15 января 2020 года, 13 февраля 2020 года, 12 марта 2020 года, 9 апреля 2020 года, 13 мая 2020 года, 15 июля 2020 года - по 2 336 руб. 71 коп., 13 августа 2020 года, 14 сентября 2020 года, 14 октября 2020 года, 13 ноября 2020 года, 16 декабря 2020 года - по 2 063 руб. 15 коп., а также 15 января 2021 года, 16 февраля 2021 года, 16 марта 2021 года и 29 апреля 2021 года в сумме по 2 193 руб. 13 коп., что подтверждается представленной в дело справкой о движении денежных средств по депозитному счету по исполнительному производству № № по состоянию на 15 мая 2021 года.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований в том случае, если будет установлена совокупность одновременно двух обстоятельств, а именно: не соответствие оспариваемых решений, действий (бездействий) нормативным правовым актам, а также нарушение такими действиями (бездействиями) прав, свобод и законных интересов административного истца.
В данном случае совокупности таких обстоятельств не имеется, поскольку судебным приставом - исполнителем были совершены все необходимые действия в ходе исполнительного производства, нарушения прав взыскателя судебным приставом - исполнителем допущено не было, в настоящее время судебный акт исполняется, удержания из доходов должника производятся ежемесячно.
С учетом изложенного выше в удовлетворении административного иска суд отказывает в полном объёме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175, 176, 178227, РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении административного иска ООО «Специализированное Агентство Аналитики и Безопасности» к судебным приставам - исполнителям Октябрьского РОСП УФССП России по Липецкой области Хроминой Я.А., Багрянцевой С.В., Управлению ФССП России по Липецкой области о признании бездействия судебного пристава - исполнителя незаконным, возложении обязанности по исполнению судебного решения – отказать.
Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Октябрьский районный суд г. Липецка.
Председательствующий А.А. Хуторная
Решение в окончательном виде изготовлено 15 июня 2021 года.