Решение по делу № 2-8145/2019 от 01.07.2019

К делу № 2-8145/19

УИД № 23RS0040-01-2019-008881-06

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Краснодар                                                                                     16 июля 2019 г.

Первомайский районный суд г. Краснодара в составе

    председательствующего Довженко А.А.,

    при секретаре Науменко А.Р.,

    с участием истца Жицкого В. Н.,

    представителя ответчика по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Западного административного округа г. Краснодара в интересах Жицкого В. Н. к Министерству здравоохранения Краснодарского края о признании бездействия незаконным и взыскания компенсации за приобретенные лекарства и компенсации морального вреда,

установил:

Прокурор Западного административного округа г. Краснодара обратился в суд в интересах Жицкого В.Н. с иском к Министерству здравоохранения Краснодарского края о признании бездействия незаконным и взыскания компенсации за приобретенные лекарства и компенсации морального вреда.

Требования мотивированы тем, что Жицкий В.Н. является инвалидом I группы и наблюдается в ГБУЗ «Клинический онкологический диспансер » с диагнозом: <данные изъяты>, ему назначено лечение в виде приема лекарственного препарата <данные изъяты>»). Однако в нарушение требований закона в период с 2017 по май 2019 имелись факты регистрации рецептов на указанный препарат на отсроченное обслуживание, в связи с чем лекарственный препарат приобретался Жицким В.Н. за счет собственных средств и им потрачены денежные средства в общем размере 303500 руб. Ввиду указанных обстоятельств прокурор обратился в суд с иском в интересах Жицкого В.Н.

На основании изложенного прокурор просил признать незаконным бездействие Министерства здравоохранения Краснодарского края в части необеспечения Жицкого В.Н. необходимым для лечения лекарственным препаратом <данные изъяты>»), взыскать с Министерства здравоохранения Краснодарского края в пользу Жицкого В.Н. компенсацию за приобретенные лекарственные препараты, компенсацию морального вреда в размере 50000 руб.

В судебное заседание прокурор не явился, надлежаще извещен о месте и времени рассмотрения дела, о причинах неявки суду не сообщил.

Вследствие чего суд на основании ч. 5 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ счел возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие прокурора.

В судебном заседании истец Жицкий В.Н. настаивал на удовлетворении исковых требований.

Представитель ответчика Бобылева Е.Л. в судебном заседании просила отказать в удовлетворении исковых требований, поддержала доводы, изложенные в возражениях на иск. В частности указала, что министерство обеспечивало и обеспечивает истца лекарственными препаратом с учетом требований закона и предусмотренных процедур. Кроме того, отсутствуют предусмотренные законом основания для компенсации морального вреда.

Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, оценив в совокупности представленные доказательства, суд пришел к следующим выводам.

Согласно ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Как следует из материалов дела, с 2017 года по настоящее время Жицкий В.Н., являющийся инвалидом I группы, наблюдается в медицинских учреждениях Министерства здравоохранения Краснодарского края с диагнозом: <данные изъяты>, ему назначено длительное лечение в виде приема лекарственного препарата <данные изъяты>»), что подтверждается врачебными заключениями ГБУЗ «Клинический онкологический диспансер » от 29.08.2017, 05.02.2018, 23.01.2019.

Из справки МУП «Краснодарское городское аптечное управление» муниципального образования г. Краснодар от 19.06.2019 следует, что в период с 01.01.2017 по 18.06.2019 льготные рецепты Жицкого В.Н. на лекарственный препарат «Вотриент» регистрировались на отсроченное обслуживание, с связи с чем Жицкий В.Н. приобретал его за собственные денежные средства.

В частности, 10.11.2017 Жицким В.Н. приобретено лекарственное средство за денежные средства в размере 64500 руб., что подтверждается накладной , 30.11.2017 Жицким В.Н. приобретено лекарственное средство за денежные средства в размере 57000 руб., что подтверждается товарным чеком , 18.12.2017 Жицким В.Н. приобретено лекарственное средство за денежные средства в размере 50000 руб., что подтверждается товарным чеком , 03.05.2018 приобретено лекарственное средство за денежные средства в размере 75000 руб., что подтверждается товарным чеком , 26.03.2019 приобретено лекарственное средство за денежные средства в размере 57000 руб., что подтверждается товарным чеком , а всего на сумму 303500 руб.

В соответствии с ч. 1 ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Исходя из п.п. 3, 5, 15 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся: разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования; организация оказания населению субъекта Российской Федерации первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации; установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами.

Кроме того, в силу п. 4 Постановления Правительства РФ от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предписано своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 4 Закона Краснодарского края от 21.12.2018 № 3929-КЗ «О Территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Краснодарском крае на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» за счет средств краевого бюджета осуществляется обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Краснодарского края отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Согласно п. 8 ст. 6.1, ст. 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют инвалиды, в том числе на обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия.

В силу п.п. 2.1, 2.3 Приказ Минздравсоцразвития России от 29.12.2004 № 328 «Об утверждении Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан» за предоставлением необходимых лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения граждане обращаются в лечебно-профилактические учреждения, оказывающие первичную медико-санитарную помощь, за предоставлением специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов - в лечебно-профилактические учреждения, оказывающие медико-генетическую помощь.

При обращении гражданина в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение врач (фельдшер) по результатам осмотра выписывает рецепт по установленной форме на лекарственные препараты, изделия медицинского назначения и специализированные продукты лечебного питания для детей-инвалидов в соответствии с перечнем лекарственных препаратов, в том числе перечнем лекарственных препаратов, назначаемых по решению врачебной комиссии лечебно-профилактического учреждения, перечнем изделий медицинского назначения и перечнем специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, утверждаемыми в установленном порядке Минздравсоцразвития России.

При таких обстоятельствах обязанность по обеспечению инвалидов бесплатно лекарственными препаратами на основании рецептов врачей возложена на органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, к которому относится Министерство здравоохранения Краснодарского края.

Принимая во внимание, что факт ненадлежащего обеспечения Жицкого В.Н. лекарственными препаратами нашел свое подтверждение в ходе судебного разбирательства, суд приходит к выводу о том, что ответчиком допущено бездействие, которое является незаконным. Вследствие чего исковые требования прокурора подлежат удовлетворению в указанной части как законные и обоснованные.

Вместе с тем в силу п. 1 ст. 15 Гражданского кодекса РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Учитывая, что права Жицкого В.Н. на обеспечение лекарственными препаратами было нарушено, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требования о взыскании с ответчика в пользу истца компенсации за приобретенные лекарственные средства в размере 303500 руб.

Разрешая исковые требования о компенсации морального вреда, суд пришел к следующим выводам.

В силу ст. 151 Гражданского кодекса РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Ввиду того, что личные неимущественные права Жицкого В.Н. действиями ответчика нарушены не были, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для компенсации морального вреда, вследствие чего в удовлетворении искового требования следует отказать.

В соответствии с ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно ч. 2 ст. 195 Гражданского процессуального кодекса РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

Суд оценивает доказательства, в силу ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

На основании вышеизложенного, и руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

решил:

Исковые требования прокурора Западного административного округа г. Краснодара в интересах Жицкого В. Н. к Министерству здравоохранения Краснодарского края о признании бездействия незаконным и взыскания компенсации за приобретенные лекарства и компенсации морального вреда удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие Министерства здравоохранения Краснодарского края, выразившееся в необеспечении Жицкого В. Н. лекарственным препаратом <данные изъяты>»).

Взыскать с Министерства здравоохранения Краснодарского края в пользу Жицкого В. Н. компенсацию за приобретенные лекарственные препараты в размере 303500 руб.

В удовлетворении остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Первомайский районный суд гор. Краснодара в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено: 22.07.2019.

Судья Первомайского

районного суда г. Краснодара                                                        Довженко А.А.

2-8145/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Западного округа г. Краснодара
Жицкий Владимир Николаевич
Ответчики
Министерство здравоохранения Краснодарского края
Суд
Первомайский районный суд г. Краснодара
Судья
Довженко Андрей Анатольевич
Дело на странице суда
pervomaisky.krd.sudrf.ru
01.07.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
01.07.2019Передача материалов судье
01.07.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.07.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.07.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.07.2019Судебное заседание
22.07.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.07.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.07.2019Дело оформлено
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее