РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09 ноября 2017 года <адрес>
Октябрьский районный суд <адрес>–Удэ Республики Бурятия в составе судьи Кузубовой Н.А., при секретаре Доржиевой И.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Бондарь М. И. к Министерству социальной защиты населения Республики Бурятия, А. О. <адрес> о предоставлении жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Обращаясь в суд, истец просил обязать А. О. <адрес>, Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия предоставить Бондарь М. И. жилое помещение на территории О. <адрес> по договору найма специализированного жилого помещения, пригодное для постоянного проживания, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенное применительно к условиям населенного пункта, в котором оно предоставляется, не обремененное правами третьих лиц и не находящееся под арестом.
Исковые требования мотивированы тем, что истец ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обладает статусом лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с положением ст. 1 Федерального закона Российской Федерации «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Данный факт подтверждается свидетельством о рождении №, постановлением А. О. <адрес> Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ №«Об установлении попечительства над несовершеннолетним Бондарь М.И. Согласно распоряжению А. О. <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, Республиканского ресурсного центра «Семья» от ДД.ММ.ГГГГ № Бондарь М.И. был включен в список на обеспечение жилым помещением как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Республики Бурятия. В настоящее время истец достиг возраста двадцати лет, получил среднее профессиональное образование, однако, в нарушении требований закона жилое помещение ему не предоставлено.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ произведена замена ненадлежащего ответчика А. О. <адрес> на надлежащего - Министерство социальной защиты населения РБ, А. О. <адрес> привлечена к рассмотрению дела в качестве третьего лица.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ по ходатайству истца, А. О. <адрес> привлечена к участию в деле в качестве соответчика, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия.
В судебном заседании истец Бондарь М.И. и его представитель, действующая на основании ч.6 ст. 53 ГПК РФ, Красикова Л.О. исковые требования поддержали в полном объеме, против удовлетворения которых возражал представитель Министерства социальной защиты населения РБ Казаков А.В., ссылаясь на отсутствие предмета спора, так как Бондарь М.И. значится в Списке на получение жилья по данной категории лиц и реализация права истца на получение жилья возможна только в порядке очередности.
Представитель А. О. <адрес> Шараева Ю.А. в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсустве, направила письменные возражения на иск, согласно которым предоставление жилых помещений детям-сиротам не относится к полномочиям органа местного самоуправления. На орган местного самоуправления, в соответствии с переданными государственными полномочиями по осуществлению деятельности по опеке и попечительству, возложена обязанность по постановке на учет детей-сирот. Согласно Распоряжению А. О. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № Бондарь М.И. был поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по категории «дети-сироты», следовательно, А. надлежащим образом исполнена обязанность, предусмотренная действующим законодательством.
Представитель Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия в судебное заседание не явился, извещен надлежаще.
В отсутствие возражений, на основании ст. 167 ГПК РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Конституция РФ провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, урегулированы Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ.
В силу положений ст.1 названного Федерального закона дети-сироты - это лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Судом установлено, что Бондарь М. И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории «дети-сироты», что подтверждается Постановлением А. О. <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением Главы А. О. <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ Бондарь Л.В. назначена опекуном несовершеннолетнего внука Бондарь М.И., <данные изъяты> года рождения.
Согласно пунктам "ж" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита; жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Из положений Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ усматривается, что законодательство Российской Федерации о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоит из соответствующих статей Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
На территории Республики Бурятия действует Закон «Об учете и формировании списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в <адрес>, и о внесении изменений в закон Республики Бурятия "О порядке предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Республики Бурятия", Закон N2897-IV от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в <адрес>», Постановлением Правительства Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ № утверждено Положение о порядке предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии со ст. 2 Закона РБ «Об учете и формировании списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в <адрес>, и о внесении изменений в закон Республики Бурятия "О порядке предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Республики Бурятия" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, принимаются на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам найма специализированных жилых помещений (далее - учет), органом, осуществляющим государственные полномочия по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству (далее - орган опеки и попечительства).
Постановка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на учет осуществляется органом опеки и попечительства по месту жительства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Из материалов дела следует, что Распоряжением А. О. <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ. Бондарь М.И. принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении с составом семьи 1 чел. по списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, под номером №
По данным ГБУ РБ «Семья» № от ДД.ММ.ГГГГ, Бондарь М.И. значится в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в РБ за номером №
В соответствии с абз. 1 п. 1 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Согласно п.2 ст. 4 Федерального закона № 15-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» действие положений ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
С учетом вышеприведенных норм права и установленных судом обстоятельств, суд приходит к выводам, что право на обеспечение жилым помещением по договору специализированного найма у Бондарь М.И., состоящего на учете нуждающихся в жилом помещении, возникло по достижении им совершеннолетия. Истец, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящий на учете нуждающихся в жилом помещении, имеет право на предоставление жилого помещения по договору специализированного найма, что сторонами не оспаривается.
Согласно уведомлению об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним № от ДД.ММ.ГГГГ информация о правах Бондарь М.И. на имеющиеся (имевшиеся) у него объекты недвижимого имущества отсутствует.
По материалам дела установлено, что по достижении 18-летнего возраста жилье истцу не предоставлено.
Поскольку до настоящего времени жилое помещение истцу не предоставлено, с учетом вышеизложенных обстоятельств и в соответствии с п. 7 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», суд полагает обоснованными требования истца о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированных жилых помещений, благоустроенное применительно к условиям соответствующего населенного пункта.
При этом обязанность по предоставления истцу жилого помещения суд полагает необходимым возложить на Министерство социальной защиты населения РБ по следующим основаниям.
В силу ч. 8 ст.8 Федерального закона № 159-ФЗ дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Согласно ст. 6 закона РБ «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в <адрес>», жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются уполномоченным Правительством Республики Бурятия органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Республики Бурятия.
Указом Президента Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ № (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О структуре исполнительных органов государственной власти Республики Бурятия» функции социальной защиты семьи, женщин и детей Республиканского агентства по делам семьи и детей переданы Министерству социальной защиты населения Республики Бурятия.
В соответствии с п.п. 3,4,5 п. 3.21 Положения "О Министерстве социальной защиты населения Республики Бурятия", утвержденного постановлением Правительства РБ от ДД.ММ.ГГГГ N 88, Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия уполномочено на формирование и ведение общего (сводного) списка (реестра) детей- сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений; предоставление на территории Республики Бурятия жилых помещений специализированного жилищного фонда детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Таким образом, исполнительным органом государственной власти Республики Бурятия, обязанным обеспечить Бондарь М.И. в соответствии с действующим законодательством реализацию указанного его права, в настоящее время является Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия.
Вопреки доводам представителя Министерства социальной защиты населения РБ Казакова А.В., отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
При этом ни статья 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ни иные нормы вышеуказанных Законов, Жилищного кодекса РФ, не устанавливают очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Требования истца к ответчику А. О. <адрес> удовлетворению не подлежат, поскольку в силу указанных выше положений действующего законодательства к полномочиям органов местного самоуправления обеспечение жилых помещений такой категории граждан, как дети–сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не относится.
Также суд не усматривает оснований для возложения обязанности на Министерство социальной защиты населения РБ обязанности по предоставлению жилого помещения в О. <адрес>, поскольку требование о предоставлении жилого помещения по месту постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, законом не предусмотрено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Бондарь М. И. к Министерству социальной защиты населения Республики Бурятия, А. О. <адрес> о предоставлении жилого помещения удовлетворить частично.
Обязать Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия предоставить Бондарь М. И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на территории <адрес> благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
В удовлетворении исковых требований к А. О. <адрес> отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Бурятия в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья: Н.А. Кузубова