Решение по делу № 2-1556/2023 от 23.01.2023

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дело № 2-1556/2023 (2-5978/2022)

(43RS0001-01-2022-009842-96)

30 марта 2023 года                                г.Киров

Ленинский районный суд г. Кирова в составе

председательствующего судьи Востриковой Е.В.

при секретаре судебного заседания Сергеевой А.А.,

с участием в судебном заседании представителя истца по доверенности Шибановой И.Н., ответчика Комлева С.Н., представителя ответчика Кисилева М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кировского областного государственного казенного учреждения социальной защиты «Управление социальной защиты населения в городе Кирове» к Комлеву С. Н. о взыскании сумм единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения.

У С Т А Н О В И Л:

Кировское областное государственное казенное учреждение социальной защиты «Управление социальной защиты населения в городе Кирове» (далее – КОГКУ «Управление социальной защиты населения в городе Кирове», истец, Учреждение) обратилось в суд с иском к Комлеву С. Н. (далее – Комлев С.Н., ответчик) о взыскании сумм единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения в размере 687 888 руб. В обоснование исковых требований указано, что по заявлению Комлева С.Н. от {Дата изъята} на основании пп. 3 п. 1 ст. 16, ст. 23.2 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», ст.ст. 3, 81 Закона Кировской области от 01.08.2006 № 32-30 «О формах и порядке предоставления меры социальной поддержки по обеспечению ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей- инвалидов, жильем за счет средств федерального бюджета» (далее - Закон № 32-З0) Учреждением предоставлена единовременная денежная выплата на строительство или приобретение жилого помещения (далее – ЕДВ) в размере 687 888 руб. путем перечисления денежных средств на расчетный счет, указанный в заявлении. При подаче заявления Комлев С.Н. уведомлен об обязанности предоставить документы, подтверждающие расходование денежных средств в срок до {Дата изъята}.

{Дата изъята} в адрес Комлева С.П. Учреждением направлялось письмо о необходимости представить документы, подтверждающие целевое расходование ЕДВ, либо возвратить на расчетный счет учреждения денежные средства в размере 687 888 руб. в срок до {Дата изъята}. До настоящего времени указанные документы Комлевым С.Н. в учреждение не представлены, денежные средства на расчетный счет учреждения не возвращены. На основании изложенного Учреждение просит взыскать с Комлева С.Н. сумму единовременной денежной выплаты на строительстве или приобретение жилого помещения в размере 687 888 руб.

В судебном заседании представитель истца КОГКУ «Управление социальной защиты населения в городе Кирове» по доверенности Шибанова И.Н. поддержала исковые требования, просила иск удовлетворить. Дополнительно пояснила, что договор на приобретение жилья должен быть заключен после выплаты денежных средств, в данном случае после {Дата изъята}. Ответчик не представил в Учреждение документов, подтверждающих целевое использование единовременной денежной выплаты. Кредитный договор ответчиком был предоставлен после подачи заявления об отмене заочного решения.

Ответчик Комлев С.Н. в судебном заседании исковые требования не признал, просил отказать в удовлетворении исковых требований. Пояснил, что с {Дата изъята} состоял на учете в Управлении социальной защиты населения в г.Кирове как ветеран боевых действий и нуждающийся в улучшении жилых условий. С {Дата изъята}. по {Дата изъята} никаких мер социальной поддержки предоставлено не было. Право собственности на квартиру было оформлено в {Дата изъята}. Квартира была приобретена за счет кредитных средств. Получив денежные средства в виде единовременной выплаты, внес денежные средства в счет уплаты ипотеки {Дата изъята}. Документы, подтверждающие расходование денежных средств, предоставлял в КОГКУ «Управление социальной защиты населения в городе Кирове». Просит отказать в удовлетворении исковых требований.

Представитель ответчика Кисилев М.А. в судебном заседании пояснил, что истец не оспаривает, что денежные средства были потрачены на улучшение жилищных условий ответчика, при этом информации о необходимости приобретения жилья после даты получения единовременной выплаты не было доведено истцом до ответчика. В действующем законодательстве отсутствует прямое указание на то, что договор на приобретение жилья должен быть заключен после выплаты денежных средств. Просит отказать в удовлетворении исковых требований.

В судебном заседании установлено и из письменных материалов дела следует, что Комлев С.Н. обратился в КОГКУ «Управление социальной защиты населения в городе Кирове» с заявлением о назначении мер социальной поддержки ЕДВ на строительство и приобретение жилого помещения в соответствии с Законом Кировской области от 01.08.2006 № 32-ЗО.

Решением КОГКУ «Управление социальной защиты населения в городе Кирове» от {Дата изъята} {Номер изъят} требование Комлева С.Н. удовлетворены, ответчику предоставлена единовременная денежная выплата на строительство или приобретение жилого помещения в размере 687888 руб.

Указанные денежные средства были перечислены Комлеву С.Н. {Дата изъята}, о чем в материалах дела имеется платежное поручение {Номер изъят}.

{Дата изъята} в адрес Комлева С.П. Учреждением направлялось письмо о необходимости представить документы, подтверждающие целевое расходование ЕДВ, либо возвратить на расчетный счет учреждения денежные средства в размере 687 888 руб. в срок до {Дата изъята}.

Согласно копии кредитного договора {Номер изъят} от {Дата изъята}, копии закладной, копии заявления о переводе денежных средств по кредиту, копии чека о безналичном переводе денежных средств, копии платежного поручения {Номер изъят} от {Дата изъята} следует, что ответчик приобрел квартиру, расположенную по адресу: {Адрес изъят}, в счет кредитных обязательств. Право совместной собственности на указанную квартиру зарегистрировано {Дата изъята}.

Из материалов дела следует, что ответчик является ветераном боевых действий, и на основании пп. 3 п. 1 ст. 16 Федерального закона «О ветеранах» от 12.01.1995 № 5-ФЗ состоит в администрации г. Кирова на учете в качестве нуждающегося на улучшение жилищных условий.

Заслушав представителя истца, ответчика, представителя, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно статье 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище, причем органы государственной власти и местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище, а малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Из этого вытекает обязанность государства способствовать реализации гражданами данного права, которое рассматривается международным сообществом в качестве одного из элементов права на достойный жизненный уровень (статья 25 Всеобщей декларации прав человека и статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах). Оказание государством помощи гражданам, не имеющим жилья или нуждающимся в улучшении жилищных условий, посредством предоставления им социальных выплат за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации отвечает провозглашенным статьей 7 (часть 1) Конституции Российской Федерации целям социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (абзац первый пункта 3.1 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14.01.2020 № 2-П).Органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений (пункт 2 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе установлены Федеральным законом от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах».

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 16 Федеральным законом от 12.01.1995 № 5-ФЗ, ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, нуждающимся в улучшении жилищных условий, предоставлялось право на первоочередное бесплатное получение жилых помещений в домах государственного и муниципальных жилищных фондов, а после внесения изменений Федеральным законом от 29.12.2004 № 199-ФЗ право на меры социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01 января 2005 г., которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона.

Согласно пункту 1 статьи 23.2 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшений жилищных условий и вставших на учет до 01 января 2005 г., и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 16 Федеральным законом от 12.01.1995 № 5-ФЗ, ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, нуждающимся в улучшении жилищных условий, предоставлялось право на первоочередное бесплатное получение жилых помещений в домах государственного и муниципальных жилищных фондов, а после внесения изменений Федеральным законом от 29 декабря 2004 года № 199-ФЗ право на меры социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона.

Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма или в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения указанным в подпункте 2 пункта 3 статьи 23.2 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 11 статьи 23.2 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ).

В соответствии со статьей 3 Закона Кировской области от 01.08.2006 № 32-ЗО «О формах и порядке предоставления меры социальной поддержки по обеспечению ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, жильем за счет средств федерального бюджета» предоставление ветеранам боевых действий, меры социальной поддержки по обеспечению жильем осуществляется в форме социальной выплаты на приобретение жилого помещения в собственность или в форме единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения.

Согласно ч. 8 ст. 8.1 Законом Кировской области № 32-ЗО гражданин в течение 12 месяцев со дня перечисления единовременной денежной выплаты представляет в уполномоченный орган документ, подтверждающий расходование единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилья. В случае непредставления в срок документов, подтверждающих расходование единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, средства подлежат возврату на расчетный счет уполномоченного органа в течение 10 рабочих дней, а в случае невозврата - взыскиваются в судебном порядке.

Как видно из приведенных положений закона в их системном единстве единовременная денежная выплата на приобретение или строительство жилого помещения предназначена для удовлетворения потребности гражданина - ветерана боевых действий в улучшении условий проживания, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе и непосредственно связана с реализацией права на жилище.

Как следует из материалов дела, спорная денежная выплата предоставлена ответчику, как ветерану боевых действий, нуждающемуся в улучшении жилищных условий, вставшему на учет до {Дата изъята}, в целях приобретения или строительства жилого помещения.

{Дата изъята} ответчик обратился в Учреждение с заявлением о предоставлении ему единовременной выплаты на строительство и приобретение жилого помещения. {Дата изъята} было принято решение о назначении ответчику выплаты в размере 687 888 руб., указанная сумма была ему перечислена на счет платежным поручением {Номер изъят}. Денежные средства были внесены в счет оплаты кредитного договора {Номер изъят} от {Дата изъята}, заключенного на приобретение квартиры по адресу: {Адрес изъят}. Соответственно расходование спорных денежных средств является целевым. Ответчик представил истцу в подтверждение целевого расходования единовременной выплаты банковские документы по погашению кредита, которые не были приняты истцом.

Суд приходит к выводу о том, что спорная выплата была предоставлена ответчику, как ветерану боевых действия, в качестве средств к существованию для удовлетворения его необходимых потребностей по улучшению жилищных условий, денежные средства были потрачены в счет уплаты кредитных обязательств на приобретение квартиры, право собственности на которую в настоящее время зарегистрировано за ответчиком, возвращение этих сумм поставит ответчика и членов его семьи в трудное материальное положение.

Учитывая социально значимый характер полученной Комлевым С.Н. в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» денежной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения, его добросовестное поведение при реализации права на получение указанной меры государственной поддержки, а также факт целевого расходования средств, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований Управления социальной защиты населения в г.Кирове о взыскании с Комлева С.Н. сумм единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 194 – 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

в удовлетворении исковых требований {Адрес изъят} государственного казенного учреждения социальной защиты «Управление социальной защиты населения в городе Кирове» к Комлеву С. Н. о взыскании сумм единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения отказать.

Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд через Ленинский районный суд г.Кирова в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 06 апреля 2023 года.

Судья Е.В. Вострикова

2-1556/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
КОГКУ "Управление социальной защиты населения в городе Кирове"
Ответчики
Комлев Сергей Николаевич
Суд
Ленинский районный суд г. Кирова
Судья
Вострикова Е.В.
Дело на странице суда
leninsky.kir.sudrf.ru
23.01.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
25.01.2023Передача материалов судье
25.01.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.02.2023Судебное заседание
30.03.2023Судебное заседание
06.04.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.04.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.04.2023Дело оформлено
30.03.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее