РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Братск 10 июля 2020 года
Братский городской суд Иркутской области в составе:
председательствующего судьи Павловой Т.А.,
при секретаре судебного заседания Оняновой И.В.,
с участием старшего помощника прокурора г. Братска Иркутской области Матвеевской М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-2275/2020 по административному исковому заявлению МУ МВД России «Братское» к Стрельникову Александру Евгеньевичу об отмене установленного административного ограничения и об установлении дополнительного ограничения при установленном административном надзоре,
УСТАНОВИЛ:
МУ МВД России «Братское» обратилось в суд с административным исковым заявлением к Стрельникову А.Е., в котором просит отменить административное ограничение, установленное решением Братского районного суда Иркутской области от 17.12.2019 в виде запрета на выезд за пределы г. Иркутска И установить дополнительное ограничение в виде запрета на выезд за пределы Муниципального образования г. Братска Иркутской области.
В обоснование иска указано, что 17.12.2019 Братским районным судом Иркутской области было вынесено решение по административному делу № 2а-903/2019 по административному исковому заявлению ФКУ ИК-25 ГУФСИН России по Иркутской области об установлении административного надзора в отношении Стрельникова А.Е. сроком на 8 лет, с вмененными административными ограничениями в виде обязательной явки два раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; запрета на выезд за пределы г. Иркутска Иркутской области.
Стрельников А.Е. после освобождения и мест лишения свободы с 06.03.2020 проживает по адресу: <адрес> совместно с супругой Преображенской А.С. Состоит на учете под административным надзором в ОП № 2 МУ МВД России «Братское» с 20.05.2020.
В судебное заседание представитель административного истца МУ МВД России «Братское» не явился, извещен надлежащим образом, просит рассмотреть дело в его отсутствие.
В судебное заседание административный ответчик Стрельников А.Е. не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просит рассмотреть дело в его отсутствие, исковые требования признает в полном объеме.
Выслушав заключение прокурора, полагавшего, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Основания и порядок установления, продления срока, прекращения административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, предусмотрены главой 29 КАС РФ и Федеральным законом от 06.04.2011 N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы".
В силу части 1 статьи 4 Федерального закона от 06.04.2011 N 64-ФЗ в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения:
1) запрещение пребывания в определенных местах;
2) запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях;
3) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток;
4) запрещение выезда за установленные судом пределы территории;
5) обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
Согласно части 2 названой статьи обязательным является установление судом административного ограничения в виде:
1) обязательной явки поднадзорного лица от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации;
2) запрещения поднадзорному лицу, имеющему непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, выезда за установленные судом пределы территории;
3) запрещения поднадзорному лицу, не имеющему места жительства или пребывания, выезда за установленные судом пределы территории.
Частью 3 статьи 4 предусмотрено, что суд в течение срока административного надзора на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя с учетом сведений об образе жизни и о поведении поднадзорного лица, а также о соблюдении им административных ограничений может частично отменить административные ограничения или на основании заявления органа внутренних дел может дополнить ранее установленные поднадзорному лицу административные ограничения.
Согласно статье 6 Федерального закона от 06.04.2011 N 64-ФЗ, административный надзор устанавливается судом на основании заявления исправительного учреждения или органа внутренних дел, продлевается судом на основании заявления органа внутренних дел, досрочно прекращается судом на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя, прекращается по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона.
В соответствии со статьей 273 КАС РФ суд, принимая решение об установлении административного надзора, одновременно устанавливает и административные ограничения, перечисленные в Федеральном законе, которые могут устанавливаться в отношении поднадзорного лица. Суд вправе установить одно или несколько административных ограничений.
Пунктами 22, 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.05.2017 N 15 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" (далее - Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16.05.2017 N 15) разъяснено, что в решении об установлении административного надзора, о частичной отмене или о дополнении ранее установленных административных ограничений должны быть указаны виды назначаемых судом административных ограничений (ч. 8 ст. 272, ч. 3 ст. 273 КАС РФ). Суд в течение срока административного надзора на основании заявления органа внутренних дел с учетом сведений, характеризующих личность поднадзорного лица, в том числе о соблюдении им административных ограничений и выполнении предусмотренных Федеральным законом от 06.04.2011 N 64-ФЗ обязанностей и иных заслуживающих внимания обстоятельств, может на основании заявления органа внутренних дел дополнить ранее установленные поднадзорному лицу административные ограничения (ч. 1 и ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 06.04.2011 N 64-ФЗ). Дополнение административных ограничений может выражаться как в установлении новых, так и в конкретизации ранее назначенных административных ограничений (например, увеличение количества мест, запрещенных для посещения поднадзорному лицу).
Административный надзор не является мерой уголовной или административной ответственности и устанавливается не в порядке исполнения наказания, а в целях предупреждения совершения лицом повторного преступления, и защиты государственных и общественных интересов, что согласуется с нормой статьи 55 Конституции Российской Федерации, допускающей ограничение прав и свобод человека и гражданина для защиты конституционно значимых ценностей.
Анализируя представленные доказательства, судом установлено, что решением Братского районного суда Иркутской области от 17.12.2019 в отношении Стрельникова А.Е. установлен административный надзор сроком на 8 лет за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, с установлением административных ограничений в виде запрета на выезд за пределы г. Иркутска Иркутской области и обязательной явки два раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации. Срок административного надзора исчислять с момента постановки на учет Стрельникова А.Е. в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
Вместе с тем, после освобождения Стрельников А.Е. избрал место постоянного жительства г. Братск, где 20.05.2020 встал под административный надзор в ОП № 2 МУ МВД России «Братское» и проживает в настоящее время по адресу: <адрес>, совместно с супругой Преображенской А.С.
Как разъяснено пункте 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.05.2017 N 15 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", выбор вида административных ограничений не может носить произвольный характер и должен быть направлен на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений или административных правонарушений, а также оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения указанных правонарушений или антиобщественного поведения. Назначение административных ограничений не должно несоразмерно ограничивать право поднадзорного лица на труд, получение образования, медицинской помощи и т.п.
В случае запрещения выезда за установленные судом пределы территории в решении надлежит, в частности, указывать наименование субъекта Российской Федерации, муниципального образования, границы которого не разрешается покидать поднадзорному лицу в период действия административного надзора.
Часть 8 статьи 272 КАС РФ предусматривает, что при разрешении административного дела об установлении, о продлении административного надзора или о дополнении административных ограничений суд не связан изложенным в административном исковом заявлении мнением о сроке установления административного надзора и (или) видах административных ограничений, предлагаемых к установлению, и с учетом конкретных обстоятельств административного дела может установить иные предусмотренные федеральным законом виды ограничений, а также иные сроки в пределах, установленных федеральным законом.
В силу пункта 4 части 1 статьи 4 Закона об административном надзоре одним из административных ограничений является запрет на выезд за установленные судом пределы территории.
Исходя из буквального толкования указанной нормы, суд должен установить территорию, за пределы которой запрещен выезд лицу, в отношении которого устанавливается административный надзор.
На основании изложенного, учитывая, что после освобождения из мест лишения свободы Стрельников А.Е. приехал на постоянное место жительства в г. Братск Иркутской области, где встал под административный надзор в ОП № 2 МУ МВД России «Братское» и в настоящее время проживает по адресу: <адрес>, учитывая данные о личности поднадзорного, необходимость профилактического воздействия на него в целях защиты государственных и общественных интересов, суд считает, что в отношении Стрельникова А.Е. необходимо установление дополнительных административных ограничений в виде запрета на выезд за пределы территории муниципального образования города Братска Иркутской области.
Таким образом, ранее установленное решением Братского районного суда Иркутской области от 17.12.2019 административное ограничение в виде запрета на выезд за пределы г. Иркутска Иркутской области подлежит отмене. В остальной части, установленные ранее решением Братского районного суда Иркутской области от 17.12.2019 административные ограничения в отношении Стрельникова А.Е. подлежат оставлению без изменения.
Также, суд полагает необходимым предупредить административного ответчика о возможности наступления уголовной ответственности по ст. 314.1 УК РФ за самовольное оставление места жительства, а также об административной ответственности по ст. 19.24 КоАП РФ за несоблюдение административных ограничений или невыполнение обязанностей, устанавливаемых при административном надзоре.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 273 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования МУ МВД России «Братское» - удовлетворить.
Отменить Стрельникову Александру Евгеньевичу, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, установленное решением Братского районного суда Иркутской области от 17.12.2019, административное ограничение в виде запрета выезда за пределы г. Иркутска Иркутской области.
Установить Стрельникову Александру Евгеньевичу, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дополнительное административное ограничение в виде запрета на выезд за пределы территории муниципального образования г. Братска Иркутской области, с сохранением установленного ранее административного ограничения решением Братского районного суда Иркутской области от 17.12.2019, в виде обязательной явки 2 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
Разъяснить ответчику, что несоблюдение лицом, в отношении которого установлен административный надзор, административных ограничений или ограничений, установленных ему судом в соответствии с федеральным законом, и невыполнение лицом, в отношении которого установлен административный надзор, обязанностей, предусмотренных федеральным законом, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет административную ответственность по ст. 19.24 КоАП РФ.
В случае неприбытия без уважительных причин лица, в отношении которого установлен административный надзор при освобождении из мест лишения свободы, к избранному им месту жительства или пребывания в определенный администрацией исправительного учреждения срок, а равно самовольное оставление данным лицом места жительства или пребывания, совершенные в целях уклонения от административного надзора влечет уголовную ответственность по ст. 314.1 УК РФ.
Наблюдение за соблюдением ответчиком установленных судом административных ограничений возложить на орган внутренних дел по месту его жительства, пребывания или фактического нахождения.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Братский городской суд Иркутской области в течение десяти дней со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение суда изготовлено 10 июля 2020 года.
Судья Т.А. Павлова