Решение по делу № 2а-1554/2020 от 26.05.2020

дело №2а-1554/2020

25RS0007-01-2020-003101-49

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

23 июня 2020 года                             г.Артем Приморского края

Артемовский городской суд Приморского края в составе: судьи Харченко А.Н.,

при секретаре Иващук А.Е.,

с участием представителя Семенниковой Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Шулепова И.И. к Управлению архитектуры и градостроительства и администрации Артемовского городского округа о признании решения незаконным и возложении обязанности,

у с т а н о в и л:

Шулепов И.И. обратился в суд с административным иском, в обоснование которого указал о своем обращении <дата> в департамент земельных и имущественных отношений Приморского края с заявлением о подготовке схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенном по адресу: <адрес>, общей площадью 599 кв.м, для ведения огородничества.

Письмом от <дата> <номер> департамент подготовил и направил Шулепову И.И. схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории для ознакомления с предложением направить заявление о предварительном согласовании указанного земельного участка в порядке, предусмотренном ст.39.15 Земельного кодекса РФ.

По результатам обращения <дата> решением от <дата> <номер> администрация АГО отказала административному истцу в предварительном согласовании предоставления указанного участка по причине его нахождения в охранной зоне линии электропередач 0,4 кВ и отсутствия письменного решения электросетевой организации о предварительном согласовании предоставления указанного земельного участка, выдаваемого на основании пп.«а» п.11 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных Постановление Правительства РФ от 24.02.2009 года №160.

По изложенному, административный истец полагает о нарушении указанными действиями администрации положений земельного законодательства, препятствиях в реализации права на получение земельного участка для ведения огородничества, которое ему гарантировано федеральным законодательством.

Просил суд признать незаконным решение Управления архитектуры и градостроительства администрации Артемовского городского округа об отказе в предварительном согласовании предоставления указанного земельного участка; возложить на управление архитектуры и градостроительства администрации Артемовского городского округа обязанность принять решение о предварительном согласовании предоставления данного земельного участка.

Определением суда от 23.06.2020 года к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация АГО.

В судебное заседание административный истец Шулепов И.И. и его представитель по доверенности Шевцова А.В. не явились, уведомлен о рассмотрении спора, защитник просила о слушании дела в свое отсутствие, направила в дело уточнение иска и просила суд признать незаконным решение администрации АГО от <дата> <номер> об отказе в предварительном согласовании предоставления для ведения огородничества земельного участка площадью 599 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> и возложить на администрацию Артемовского городского округа обязанность повторно рассмотреть заявление. Дополнительно представила информацию электросетевых организаций.

В судебном заседании представитель администрации Артемовского городского округа по доверенности Семенникова Т.В. полагала оспоренное решение администрации соответствующим закону, просила в удовлетворении требований отказать.

Выслушав представителя административного ответчика, изучив материалы административного дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст.46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч.11 ст.226 Кодекса административного судопроизводства РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в п.1 и п.2 ч.9 данной статьи (нарушения оспариваемым решением прав, свобод и законных интересов административного истца, соблюдение сроков обращения в суд), возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в п.3 и п.4 ч.9 указанной статьи (законности вынесенного решения), - на орган, принявший оспариваемое решение.

Пунктом 11 ч.1 ст.1 Земельного кодекса РФ определено, что земельное законодательство основывается на принципе сочетания интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.

Согласно ч.1 ст.11.2 Земельного кодекса РФ, земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Согласно ч.2 ст.11.3 Земельного кодекса РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных частью 3 данной статьи.

Статьей 39.15 Земельного кодекса РФ определены требования к форме и содержанию заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка, а также исчерпывающий перечень документов, прилагаемых к нему.

В силу ч.2 ст.39.15 Земельного кодекса РФ к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, в частности прилагаются схема расположения земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок (п.2); документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя, в случае, если с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка обращается представитель заявителя (п.4).

Согласно ч.7 ст.39.15 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в части 8 данной статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа.

В соответствии с ч.8 ст. 39.15 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований: схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в ч.16 ст.11.10 названного Кодекса (п.1); земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в пп.1 - 13, 14.1 - 19, 22 и 23 ст.39.16 названного Кодекса (п.2); земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости», не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в пп.1 - 23 ст.39.16 названного Кодекса (п.3).

Перечень оснований для принятия решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, установленный ч.8 ст.39.15 Земельного кодекса РФ, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

В силу ч.16 ст.11.10 Земельного кодекса РФ, основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является: несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с ч.12 данной статьи; полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек (п.2); разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 названного Кодекса требований к образуемым земельным участкам (п.3); несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории (п.4); расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории (п.5).

Перечень оснований для принятия решения для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, установленный ч.16 ст.11.10 Земельного кодекса РФ, также является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

Как следует из материалов дела и установлено судом, административный истец Шулепов И.И. <дата> обратился в департамент земельных и имущественных отношений Приморского края с заявлением о подготовке схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенном по адресу: <адрес>, общей площадью 599 кв.м, для ведения огородничества.

Письмом от <дата> <номер> департамент подготовил и направил Шулепову И.И. для ознакомления схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предложил предварительно согласовать указанный земельный участок в порядке предусмотренном ст.39.15 Земельного кодекса РФ.

<дата> Шулепов И.И. обратился в департамент земельных и имущественных отношений Приморского края с заявлением о предварительном согласовании предоставления указанного участка, которое ввиду перераспределения полномочий направлено для рассмотрения по существу администрации АГО.

Решением от <дата> <номер> администрация Артемовского городского округа отказала Шулепову И.И. в предварительном согласовании предоставления указанного участка по причине нахождения его части в охранной зоне линии электропередач 0,4 кВ и отсутствия письменного решения электросетевой организации о предварительном согласовании предоставления указанного земельного участка, выдаваемого на основании пп.«а» п.11 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных Постановление Правительства РФ от 24.02.2009 года №160.

В силу п.8 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных Постановлением Правительства РФ т 24.02.2009 года №160 (далее – Правила установления охранных зон), в охранных зонах запрещается осуществлять любые действия, которые могут нарушить безопасную работу объектов электросетевого хозяйства, в том числе привести к их повреждению или уничтожению, и (или) повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан и имуществу физических или юридических лиц, а также повлечь нанесение экологического ущерба и возникновение пожаров.

Согласно п.10 Правил, в пределах охранных зон без письменного решения о согласовании сетевых организаций юридическим и физическим лицам запрещается, в том числе посадка и вырубка деревьев и кустарников (пп.«в»).

Также, в соответствии с п.11 Правил, в охранных зонах, установленных для объектов электросетевого хозяйства напряжением до 1000 вольт, без письменного решения о согласовании сетевых организаций запрещается, в том числе размещать садовые, огородные земельные участки и иные объекты недвижимости, расположенные в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, объекты жилищного строительства, в том числе индивидуального (в охранных зонах воздушных линий электропередачи) (пп.«а»).

В силу п.12 Правил установления охранных зон, для получения письменного решения о согласовании осуществления действий, предусмотренных п.п.10 и 11 названных Правил, заинтересованные лица обращаются с письменным заявлением к сетевой организации (ее филиалу, представительству или структурному подразделению), ответственной за эксплуатацию соответствующих объектов электросетевого хозяйства, не позднее чем за 15 рабочих дней до осуществления необходимых действий.

Таким образом, исходя из системного толкования положений Земельного кодекса и Правил установления охранных зон, действующее законодательство предусматривает обязательное согласование размещения огородных земельных участков, расположенных в пределах охранной зоны объектов электросетевого хозяйства, создающей особые условия использования земельного участка. Однако, особый режим использования земельных участков в охранных зонах объектов электросетевого хозяйства, установленный п.п.10 - 12 названных Правил установления охранных зон, не запрещает передачу земельного участка в собственность либо в аренду, и устанавливается в виде обременений и ограничений с целью обеспечения сохранности, создания нормальных условий эксплуатации электрических сетей и предотвращения несчастных случаев, которые подлежат соблюдению всеми землепользователями указанных земельных участков.

Установив, что часть заявленного Шулеповым И.И. земельного участка находится в границах охранной зоны линии электропередач 0,4 кВ, администрация города верно пришла к выводу о необходимости получения согласия электросетевой организации о согласовании осуществления действий, предусмотренных п.п.10 и 11 Правил установления охранных зон, однако, в силу ч.2 ст.39.15 Земельного кодекса РФ, не вправе возлагать на истца обязанность получения такого согласия.

Ввиду указанного, суд заключает, что непредставление Шулеповым И.И. письменного решения электросетевой организации о согласовании осуществления на испрашиваемом земельном участке действий, предусмотренных п.п.10 и 11 Правил установления охранных зон, не может служить основанием для принятия решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, поскольку им к заявлению приложены все документы предусмотренные ч.2 ст.39.15 Земельного кодекса РФ.

При этом суд отмечает, что доказательств, подтверждающих отказ сетевой организации в согласовании истцу осуществления действий, предусмотренных п.п.10 и 11 названных Правил установления охранных зон, равно как наличия ограничений, обременений, не позволяющих использовать земельный участок в соответствии с предполагаемым разрешенным использованием, административным ответчиком не представлено.

Решения электросетевой организации о согласовании предоставления земельного участка в границах охранных зон объектов электросетевого хозяйства на стадии утверждении схемы расположения земельного участка и (или) на стадии предварительного согласования предоставления земельного участка, в указанном случае должно осуществляться исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со ст.ст.9 - 11 Земельного кодекса РФ, в рамках реализации полномочий по предоставлению земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.

При установленных судом обстоятельствах решение администрации Артемовского городского округа, изложенное в письме от <дата> <номер> об отказе Шулепову И.И. в предварительном согласовании предоставления земельного участка, признается не основанным на законе и нарушающим права и свободы административного истца, в частности не соответствует положениям ч.8 ст.39.15 Земельного кодекса РФ.

Исходя из содержания п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС решение, действия (бездействие) могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия решения, действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

Поскольку оспариваемый отказ администрации АГО не соответствует требованиям закона и препятствует административному истцу в реализации права аренды земельного участка, суд признает незаконным решение от <дата> <номер>.

С целью восстановления нарушенных прав административного истца, на основании положений п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ, суд возлагает на административного ответчика обязанность повторно рассмотреть заявление Шулепова И.И. о предварительном согласовании предоставления земельного участка в районе <адрес>, общей площадью 599 кв.м, для ведения огородничества, в течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь ст.ст.178-180, 227,228 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

р е ш и л:

административное исковое заявление Шулепова И.И. к Управлению архитектуры и градостроительства и администрации Артемовского городского округа о признании решения незаконным и возложении обязанности, удовлетворить.

Признать незаконным решение администрации Артемовского городского округа выраженное в письме <номер> от <дата> об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в районе <адрес>.

Возложить на администрацию Артемовского городского округа повторно рассмотреть заявление Шулепова И.И. о предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного районе <адрес>, общей площадью 599 кв.м, для ведения огородничества, в течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд в течение месяца с подачей апелляционной жалобы в Артемовский городской суд Приморского края.

Мотивированное решение изготовлено 23.06.2020 года.

Судья                                    А.Н.Харченко

2а-1554/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Шулепов Иван Иванович
Ответчики
Администрация АГО
Управление архитектуры и градостроительства администрации Артемовского городского округа
Другие
Шевцова Алёна Владимировна
Суд
Артемовский городской суд Приморского края
Судья
Харченко Алексей Николаевич
Дело на странице суда
artemovsky.prm.sudrf.ru
19.06.2020Регистрация административного искового заявления
19.06.2020Передача материалов судье
19.06.2020Решение вопроса о принятии к производству
19.06.2020Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
19.06.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.06.2020Подготовка дела (собеседование)
23.06.2020Рассмотрение дела начато с начала
23.06.2020Судебное заседание
23.06.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.06.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее