По делу № 2 - 505 2016 г.
Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации
16 июня 2016 года ст. Новопокровская
Новопокровский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего Баранова С.В.
с участием:
ст. помощника прокурора Новопокровского района Гармашевой М.В.
при секретаре Елисеевой Т.А.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Новопокровского района в интересах неопределённого круга лиц к МУ «Импульс» о признании бездействия незаконным,
У С Т А Н О В И Л :
В Новопокровский районный суд обратился прокурор Новопокровского района в интересах неопределённого круга лиц с иском к МУ «Импульс», в котором просил признать незаконным бездействие ответчика, выразившееся в неисполнении своих обязанностей по проведению специальной оценки условий труда рабочих мест с последующей сертификацией организации работ по охране труда; обязать МУ «Импульс» провести специальную оценку условий труда рабочих мест с последующей сертификацией организации работ по охране труда в месячный срок с момента вступления решения в законную силу.
В судебном заседании представитель истца Гармашева М.В. поддержала исковые требования, просила их удовлетворить в полном объеме.
Ответчик - МУ «Импульс», в лице директора Курьянова М.В., исковые требования прокурора Новопокровского района о признании незаконным бездействия признал частично, при этом пояснил, что 3 рабочих места из 12 рабочих мест уже аттестованы, обязался исправить допущенные нарушения в полном объеме.
Представитель третьего лица ГКУ КК «Центр занятости населения Новопокровского района» в судебное заседание не явился, к моменту рассмотрения дела представил заявление, в котором просил дело рассмотреть без его участия, не возражал против удовлетворения исковых требований истца.
Представитель третьего лица - Государственной инспекции труда в Краснодарском крае в судебное заседание не явился, к моменту рассмотрения дела представил письменное ходатайство с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие, возражений по иску не представил.
Представитель третьего лица администрации Покровского сельского поселения Курьянов М.В., действующий по доверенности № 02-10/457 от 15.06.2016 г. в судебном заседании не возражал против удовлетворения исковых требований истца.
Выслушав доводы истца, объяснения ответчика, мнение представителя третьего лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Прокуратурой района проведена проверка на предмет соблюдения работодателями трудового законодательства, по результатам которой в деятельности МУ «Импульс» выявлены нарушения, выразившееся в следующем.
В соответствии с Конституцией РФ в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей (ст. 7) и каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, и на охрану здоровья (ч. 3 ст. 37, ч. 1 ст. 41).
Согласно ст. 21 ТК РФ работник имеет право на рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором; полную достоверную информацию об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте.
Работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права; обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда (ст. 22 ТК РФ).
Согласно ст. 212 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить, в том числе и проведение специальной оценки условий труда (далее - СОУТ) в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством РФ, федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников. По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах.
Согласно ст. 7 Закона № 426-ФЗ результаты проведения специальной оценки условий труда могут применяться для: разработки и реализации мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников; информирования работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения их здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и о полагающихся работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях; обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, а также оснащения рабочих мест средствами коллективной защиты; осуществления контроля за состоянием условий труда на рабочих местах; организации в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников; установления работникам предусмотренных ТК РФ гарантий и компенсаций; установления дополнительного тарифа страховых взносов в ПФ РФ с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте; расчета скидок (надбавок) к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; принятия решения об установлении предусмотренных трудовым законодательством ограничений для отдельных категорий работников; оценки уровней профессиональных рисков.
В нарушение ст. 212 ТК РФ работодателем в лице МУ «Импульс» не проведена специальная оценка условий труда рабочих мест.
Осуществление работ на рабочих местах без специальной оценки условий труда и сертификации организации работ по охране труда не обеспечивает гарантированное Конституцией Российской Федерации право граждан на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, может повлечь причинение вреда работникам, в том числе профессиональные заболевания и несчастные случаи на производстве.
Поскольку кадровый состав в процессе деятельности постоянно меняется, а также в связи с тем, что на одном и том же рабочем месте в разное время могут работать разные лица. Кроме того, специальная оценка условий труда рабочих мест не связана с деятельностью конкретного работника на том или ином рабочем месте. Такая оценка призвана способствовать установлению безопасных условий труда на каждом рабочем месте всех работников, которые его занимают или будут занимать.
Указанные обстоятельства в соответствии со ст. 45 ГПК РФ позволяют прокурору обратиться в суд с заявлением в защиту прав и свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
При таких обстоятельствах, суд считает необходимым удовлетворить исковые требования прокурора Новопокровского района к МУ «Импульс» о признании бездействия незаконным.
Руководствуясь ст. ст. 194 -199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Новопокровского района в интересах неопределённого круга лиц к МУ «Импульс» о признании бездействия незаконным - удовлетворить.
Признать незаконным бездействие МУ «Импульс», выразившееся в неисполнении своих обязанностей по проведению специальной оценки условий труда рабочих мест с последующей сертификацией организации работ по охране труда.
Обязать МУ «Импульс» провести специальную оценку условий труда рабочих мест с последующей сертификацией организации работ по охране труда в месячный срок с момента вступления решения в законную силу
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Новопокровский районный суд в течение месяца со дня вынесения.
Решение отпечатано в совещательной комнате.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ: