Решение по делу № 33-1066/2024 (33-21416/2023;) от 06.12.2023

Дело № 33-1066/2024 (33-21416/2023 (2-690/2023)

УИД 66RS0008-01-2023-000170-52

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:

председательствующего

Ковелина Д.Е.,

судей

Фефеловой З.С.,

Максимовой Н.В.

при помощнике судьи Игумновой М.П. рассмотрела в открытом судебном заседании 11.01.2024 гражданское дело по иску Нижнетагильского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Горбуновское торфопредприятие», Министерству природных ресурсов и экологии Свердловской области о признании незаконными приказов, возложении обязанности совершить определенные действия, по апелляционному представлению прокурора на решение Дзержинского районного суда г. Нижнего Тагила Свердловской области от 22.05.2023.

Заслушав доклад судьи Ковелина Д.Е., судебная коллегия

установила:

Нижнетагильский межрайонный природоохранный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с вышеуказанным иском к ответчикам, в обоснование которого указал следующее.

Нижнетагильской межрайонной природоохранной прокуратурой по информации государственного казенного учреждения Свердловской области «Нижне-Тагильское лесничество» (наименование в соответствии с учредительными документами) далее - ГКУ СО «Нижне-Тагильское лесничество») в период с 21.11.2022 по 20.12.2022 проведена проверка в отношении общества с ограниченной ответственностью «Горбуновское торфопредприятие» (далее - ООО «ГТП») на предмет соблюдения требований пожарной безопасности в лесах.

В ходе проверки установлено, что ООО «ГТП» занимается разработкой Горбуновского торфяного месторождения, добычей и агломерацией торфа на основании долговременной лицензии на землях лесного фонда. Данная деятельность осуществляется на лесном земельном участке, не покрытом лесами, общей площадью 54,0001 га, расположенном на территории Нижнетагильского лесничества городского участкового лесничества (городской участок в кварталах 214 (часть выдела 4), 221 (часть выдела 4), 222 (часть выдела 6), входящего в состав земельного участка с кадастровым номером <№> Данный участок передан для разработки месторождения полезных ископаемых (торфа) ООО «ГТП» в аренду на срок до 01.06.2025 на основании договора аренды от 07.09.2012 № 77/12-з, дополнительного соглашения к договору от 06.06.2013 № 1.

В результате проверки установлено, что арендатором в нарушение требований лесного законодательства не проводятся мероприятия по обеспечению пожарной безопасности. В частности, на арендованном лесном участке отсутствуют минерализованные полосы, противопожарные лесные дороги, противопожарный разрыв шириной от 75 до 100 метров отделяющий эксплуатационную площадь торфяного месторождения от окружающих лесных массивов, не проведены работы по уборке древесной и кустарниковой растительности на противопожарном разрыве со стороны лесного массива на полосе шириной 6-8 метров, который покрыт древесной растительностью лиственных и хвойных пород возрастом 18-20 лет, высотой 8-12 метров.

Действующий проект освоения лесов не предусматривает выполнение указанных видов противопожарных мероприятий, их количественные характеристики (объем) и периодичность проведения.

Проект освоения лесов, а также изменения к нему получили положительное заключение государственной экспертизы, утвержденное Приказами Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области от 26.03.2013 № 402 и от 17.10.2013 № 1477. Указанные приказы и утвержденный ими проект освоения лесов, а также бездействие ООО «ГТП» не соответствует действующему законодательству. Нарушение федерального законодательства в отношении лесных участков в составе земель лесного фонда противоречит интересам государства, являющегося собственником лесных участков в составе земель лесного фонда, в связи с чем, иск подан прокурором также в интересах Российской Федерации.

Прокурор просил признать незаконными указанные выше приказы Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области; возложить на ООО «ГТП» обязанность в течение трех месяцев составить проект освоения лесов на лесной участок, расположенный на территории Нижнетагильского лесничества городского участкового лесничества городского участка и предоставить его в Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области для проведения государственной экспертизы; возложить на ООО «ГТП» обязанность в течение двенадцати месяцев выполнить на указанном лесном участке прокладку противопожарных разрывов, устройство минерализованных полос и противопожарных водоемов в соответствии с проектом освоения лесов, получившим положительное заключение государственной экспертизы.

Решением Дзержинского районного суда г. Нижнего Тагила Свердловской области от 22.05.2023 исковые требования Нижнетагильского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворены частично.

Возложена на ООО «ГТП» обязанность в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу составить проект освоения лесов на лесной участок, расположенный на территории Нижнетагильского лесничества городского участкового лесничества (городской участок в кварталах 214 (часть выдела 4), 221 (часть выдела 4), 222 (часть выдела 6) в составе земельного участка с кадастровым номером <№>, в соответствии с составом и порядком разработки проектов освоения лесов, установленных уполномоченным федеральным органом государственной власти и предоставить его в Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области для проведения государственной экспертизы; возложена на ООО «ГТП» обязанность в течение двенадцати месяцев с момента вступления решения суда в законную силу выполнить на указанном лесном участке работы по противопожарному обустройству лесов, в том числе строительство и эксплуатацию лесных дорог, прокладку противопожарных разрывов, устройство минерализованных полос и противопожарных водоемов в соответствии с проектом освоения лесов, получившим положительное заключение государственной экспертизы.

В остальной части требований прокурора отказано.

В апелляционном представлении прокурор ставит вопрос об отмене решения суда в части отказа в удовлетворении требований об оспаривании указанных выше приказов Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области, ссылаясь на нарушения норм материального права и на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.

В обоснование апелляционного представления прокурор указал, что проект освоения лесов, а также изменения к нему, имеющие положительное заключение государственной экспертизы, утвержденное Приказами Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области от 26.03.2013 № 402 и от 17.10.2013 № 1477, не содержат сведений об обязательных видах противопожарных мероприятий, а также их конкретных объемов, что противоречит действующему в настоящее время законодательству, содержащему положения, аналогичные ранее действовавшим правилам. Суд пришел к ошибочному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований прокурора в полном объеме.

В заседании суда апелляционной инстанции прокурор Белова К.С. доводы апелляционного представления поддержала.

Ответчики Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области, ООО «ГТП», третье лицо ГКУ СО «Нижне-Тагильское лесничество» в суд апелляционной инстанции своих представителей не направили.

Учитывая, что в материалах дела имеются доказательства заблаговременного извещения участников процесса о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, в том числе путем публикации извещения на официальном сайте Свердловского областного суда, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Заслушав объяснения, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, судебная коллегия приходит к следующему.

Как видно из материалов дела и установлено судом, в ходе проверки, проведенной работниками Нижнетагильской межрайонной природоохранной прокуратуры в период с 21.11.2022 по 20.12.2022, выявлены нарушения требований лесного законодательства в части невыполнения мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, допущенные при осуществлении деятельности ООО «ГТП».

Проведенной проверкой установлено, что ООО «ГТП» занимается разработкой Горбуновского торфяного месторождения, добычей и агломерацией торфа на основании долговременной лицензии на землях лесного фонда. Данная деятельность осуществляется на лесном земельном участке, не покрытом лесами, общей площадью 54,0001 га, расположенном на территории Нижнетагильского лесничества (городской участок в кварталах 214 (часть выдела 4), 221 (часть выдела 4), 222 (часть выдела 6), входящего в состав земельного участка с кадастровым номером <№> Данный участок передан для разработки месторождения полезных ископаемых (торфа) ООО «ГТП» в аренду на срок до 01.06.2025 на основании договора аренды от 07.09.2012 № 77/12-з, дополнительного соглашения к договору от 06.06.2013 № 1.

На арендованном лесном участке отсутствуют минерализованные полосы, противопожарные лесные дороги, противопожарный разрыв шириной от 75 до 100 метров, отделяющий эксплуатационную площадь торфяного месторождения от окружающих лесных массивов, не проведены работы по уборке древесной и кустарниковой растительности на противопожарном разрыве со стороны лесного массива на полосе шириной 6-8 метров, который покрыт древесной растительностью лиственных и хвойных пород возрастом 18-20 лет, имеющих высоту 8-12 метров.

При этом судом установлено, что деятельность по эксплуатации предоставленного в аренду лесного участка ООО «ГТП» осуществляет в соответствии с Проектом освоения лесов с изменениями к нему, получившими положительное заключение государственной экспертизы, утвержденное Приказами Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области от 26.03.2013 № 402 «Об утверждении заключения экспертной комиссии государственной экспертизы» и от 17.10.2013 № 1477 «Об утверждении заключения экспертной комиссии государственной экспертизы по изменению к проекту освоения лесов» (л.д. 42-59).

Удовлетворяя исковые требования прокурора к ООО «ГТП», суд пришел к выводу о том, что обязанность по проведению противопожарных мероприятий на арендованном лесном участке арендатором надлежащим образом не исполнена, в связи с чем возложил на указанного ответчика обязанность по устранению выявленных нарушений.

Отказывая в удовлетворении остальной части требований прокурора, суд пришел к выводу о недоказанности факта нарушения Министерством природных ресурсов и экологии Свердловской области требований закона при издании оспариваемых приказов об утверждении заключения экспертной комиссии государственной экспертизы по проекту освоения лесов и изменений к нему.

Судебная коллегия находит выводы суда в части отказа в удовлетворении требований прокурора соответствующими нормам материального права и установленным по делу обстоятельствам в силу следующего.

Требования и конкретные меры в сфере пожарной безопасности в лесах установлены лесным законодательством, в частности, ст. 53 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что меры пожарной безопасности в лесах включают в себя, помимо прочего, предупреждение лесных пожаров и иные меры пожарной безопасности в лесах, которые осуществляются в соответствии с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества и проектом освоения лесов, при этом правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В силу положений ст. 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров. Меры противопожарного обустройства лесов включают в себя, в том числе, прокладку просек, противопожарных разрывов, устройство противопожарных минерализованных полос.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 № 417 утверждены Правила пожарной безопасности в лесах (далее - Правила), действовавшие в период утверждения проекта освоения лесов для ООО «ГТП». В настоящее время действуют Правила пожарной безопасности в лесах, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2020 № 1614.

Правила устанавливают единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами (п. 1 Правил).

В соответствии с пп. «а» п. 3 Правил № 417 меры пожарной безопасности в лесах включают в себя предупреждение лесных пожаров (противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров).

Согласно п. 5 Правил № 417 мера пожарной безопасности в лесах, предусмотренная пп. «а» п. 3 настоящих Правил, на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование или аренду, осуществляется лицами, использующими леса, на основании проекта освоения лесов.

22.12.2011 Федеральным агентством лесного хозяйства издан приказ № 545, которым утвержден Порядок государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов. В настоящее время действует Порядок государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов, утвержденный приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30.07.2020 № 513.

Согласно п. 5 Порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов, утвержденного приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 22.12.2011 № 545, действовавшего в спорный период, лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, для проведения экспертизы проекта освоения лесов подают в органы государственной власти или органы местного самоуправления письменное заявление с приложением проекта освоения лесов на бумажном носителе в двух экземплярах в прошитом и пронумерованном виде и в электронном виде.

Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 29.02.2012 № 69, действовавшим в период, относящийся ко времени издания оспариваемых приказов Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области, утвержден состав проекта освоения лесов и порядок его разработки.

Аналогичный приказ, касающийся состава проекта освоения лесов и порядка его разработки, был издан 16.11.2021 (№ 864) Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Указанными нормативными правовыми документами предусмотрено, что проект освоения лесов должен содержать характеристики существующих и проектируемых объектов лесной инфраструктуры на лесном участке (приложение № 8) и их пространственное размещение (тематическая лесная карта), а также обоснование и характеристики проектируемых видов и объемов мероприятий по противопожарному обустройству лесов с учетом объектов, созданных при использовании лесов в соответствии с лесохозяйственным регламентом лесничества (лесопарка), и их территориальное размещение (приложение № 13), тематическая лесная карта (п. п. 7, 9 состава проекта освоения лесов и порядка его разработки, утвержденного Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 29.02.2012 № 69).

Как следует из материалов дела, в которое представлен проект освоения лесного участка, находящегося в пользовании ООО «ГТП» на основании договора аренды, мероприятия, перечисленные в ст. 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации, указаны в данном проекте в качестве обязательных к исполнению, в том числе мероприятия, связанные со строительством и эксплуатацией лесных дорог, прокладкой противопожарных разрывов, устройством минерализованных полос и противопожарных водоемов (л.д. 49-52).

В изменениях к проекту освоения указанного участка в разделе «специальная часть» конкретизированы меры по противопожарной защите лесов, исполнение которых возложено на арендатора (л.д. 63-64).

Содержащиеся в материалах дела проект освоения лесов и изменения к нему имеют в своем составе все разделы и необходимые сведения, в том числе касающиеся мер по предупреждению лесных пожаров, предусмотренные составом проекта освоения лесов и порядка его разработки, утвержденного Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 29.02.2012 № 69.

В данном случае у экспертной комиссии при Министерстве природных ресурсов и экологии Свердловской области не имелось оснований для отказа в принятии в 2013 году вышеуказанных приказов, оспариваемых прокурором.

Суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении данной части исковых требований прокурора, ссылающегося в апелляционном представлении на обстоятельства, аналогичные изложенным в его исковом заявлении. Указанные доводы прокурора являлись предметом исследования суда первой инстанции, последним дана правильная правовая оценка установленных по делу обстоятельств, оснований для иной оценки представленных доказательств судом апелляционной инстанции не установлено.

В остальной части решение суда ни прокурором, ни ответчиком ООО «ГТП» не обжалуется, оснований для разрешения настоящего дела за пределами доводов апелляционного представления не имеется, учитывая, что прокурор настаивает и на требованиях о возложении на ООО «ГТП» обязанности по проведению мероприятий, изложенных в резолютивной части обжалуемого решения.

При этом следует иметь в виду, что в соответствии с действующим в настоящее время приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации 16.11.2021 № 864 «Об утверждении Состава проекта освоения лесов, порядка его разработки и внесения в него изменений, требований к формату проекта освоения лесов в форме электронного документа» внесение изменений в проект освоения лесов в иных случаях возможно по инициативе лиц, использующих леса (п. 32).

В данном случае ответчик ООО «ГТП» не оспорил наличие допущенных нарушений, причиной которых явилось бездействие по непринятию профилактических мер, направленных на предотвращение пожаров в лесах, выявленных в ходе прокурорской проверки. Также не оспаривает названный ответчик и принятое судом решение, обязывающее его провести работы по прокладке противопожарных разрывов, устройству минерализованных полос и противопожарных водоемов, которые в силу вышеперечисленных нормативных правовых актов подлежат выполнению в соответствии с проектом освоения лесов.

Для всех пользователей лесных участков требования противопожарной безопасности являются обязательными, в том числе и для данного ответчика, учитывая также и то, что в настоящее время условия освоения спорного участка изменились в связи с ростом опасности возникновения пожаров и необходимостью принятия большего количества мер по профилактике в области обеспечения пожарной безопасности.

В связи с изложенным, суд пришел к правильному выводу о том, что поименованный ответчик не мог быть освобожден от возложения обязанности по внесению изменений в проект освоения лесов в части обеспечения противопожарной безопасности, конкретизации необходимых мероприятий и проведению указанных в резолютивной части решения работ.

Суд первой инстанции правильно разрешил дело, надлежащим образом применил нормы материального права, каких-либо нарушений процессуальных норм им не допущено, а потому решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, не подлежащим отмене по доводам апелляционного представления.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Дзержинского районного суда г. Нижнего Тагила Свердловской области от 22.05.2023 оставить без изменения, апелляционное представление Нижнетагильского межрайонного природоохранного прокурора – без удовлетворения.

В окончательной форме апелляционное определение принято 12.01.2024.

Председательствующий: Д.Е. Ковелин

Судьи: З.С. Фефелова

Н.В. Максимова

Дело № 33-1066/2024 (33-21416/2023 (2-690/2023)

УИД 66RS0008-01-2023-000170-52

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:

председательствующего

Ковелина Д.Е.,

судей

Фефеловой З.С.,

Максимовой Н.В.

при помощнике судьи Игумновой М.П. рассмотрела в открытом судебном заседании 11.01.2024 гражданское дело по иску Нижнетагильского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Горбуновское торфопредприятие», Министерству природных ресурсов и экологии Свердловской области о признании незаконными приказов, возложении обязанности совершить определенные действия, по апелляционному представлению прокурора на решение Дзержинского районного суда г. Нижнего Тагила Свердловской области от 22.05.2023.

Заслушав доклад судьи Ковелина Д.Е., судебная коллегия

установила:

Нижнетагильский межрайонный природоохранный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с вышеуказанным иском к ответчикам, в обоснование которого указал следующее.

Нижнетагильской межрайонной природоохранной прокуратурой по информации государственного казенного учреждения Свердловской области «Нижне-Тагильское лесничество» (наименование в соответствии с учредительными документами) далее - ГКУ СО «Нижне-Тагильское лесничество») в период с 21.11.2022 по 20.12.2022 проведена проверка в отношении общества с ограниченной ответственностью «Горбуновское торфопредприятие» (далее - ООО «ГТП») на предмет соблюдения требований пожарной безопасности в лесах.

В ходе проверки установлено, что ООО «ГТП» занимается разработкой Горбуновского торфяного месторождения, добычей и агломерацией торфа на основании долговременной лицензии на землях лесного фонда. Данная деятельность осуществляется на лесном земельном участке, не покрытом лесами, общей площадью 54,0001 га, расположенном на территории Нижнетагильского лесничества городского участкового лесничества (городской участок в кварталах 214 (часть выдела 4), 221 (часть выдела 4), 222 (часть выдела 6), входящего в состав земельного участка с кадастровым номером <№> Данный участок передан для разработки месторождения полезных ископаемых (торфа) ООО «ГТП» в аренду на срок до 01.06.2025 на основании договора аренды от 07.09.2012 № 77/12-з, дополнительного соглашения к договору от 06.06.2013 № 1.

В результате проверки установлено, что арендатором в нарушение требований лесного законодательства не проводятся мероприятия по обеспечению пожарной безопасности. В частности, на арендованном лесном участке отсутствуют минерализованные полосы, противопожарные лесные дороги, противопожарный разрыв шириной от 75 до 100 метров отделяющий эксплуатационную площадь торфяного месторождения от окружающих лесных массивов, не проведены работы по уборке древесной и кустарниковой растительности на противопожарном разрыве со стороны лесного массива на полосе шириной 6-8 метров, который покрыт древесной растительностью лиственных и хвойных пород возрастом 18-20 лет, высотой 8-12 метров.

Действующий проект освоения лесов не предусматривает выполнение указанных видов противопожарных мероприятий, их количественные характеристики (объем) и периодичность проведения.

Проект освоения лесов, а также изменения к нему получили положительное заключение государственной экспертизы, утвержденное Приказами Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области от 26.03.2013 № 402 и от 17.10.2013 № 1477. Указанные приказы и утвержденный ими проект освоения лесов, а также бездействие ООО «ГТП» не соответствует действующему законодательству. Нарушение федерального законодательства в отношении лесных участков в составе земель лесного фонда противоречит интересам государства, являющегося собственником лесных участков в составе земель лесного фонда, в связи с чем, иск подан прокурором также в интересах Российской Федерации.

Прокурор просил признать незаконными указанные выше приказы Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области; возложить на ООО «ГТП» обязанность в течение трех месяцев составить проект освоения лесов на лесной участок, расположенный на территории Нижнетагильского лесничества городского участкового лесничества городского участка и предоставить его в Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области для проведения государственной экспертизы; возложить на ООО «ГТП» обязанность в течение двенадцати месяцев выполнить на указанном лесном участке прокладку противопожарных разрывов, устройство минерализованных полос и противопожарных водоемов в соответствии с проектом освоения лесов, получившим положительное заключение государственной экспертизы.

Решением Дзержинского районного суда г. Нижнего Тагила Свердловской области от 22.05.2023 исковые требования Нижнетагильского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворены частично.

Возложена на ООО «ГТП» обязанность в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу составить проект освоения лесов на лесной участок, расположенный на территории Нижнетагильского лесничества городского участкового лесничества (городской участок в кварталах 214 (часть выдела 4), 221 (часть выдела 4), 222 (часть выдела 6) в составе земельного участка с кадастровым номером <№>, в соответствии с составом и порядком разработки проектов освоения лесов, установленных уполномоченным федеральным органом государственной власти и предоставить его в Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области для проведения государственной экспертизы; возложена на ООО «ГТП» обязанность в течение двенадцати месяцев с момента вступления решения суда в законную силу выполнить на указанном лесном участке работы по противопожарному обустройству лесов, в том числе строительство и эксплуатацию лесных дорог, прокладку противопожарных разрывов, устройство минерализованных полос и противопожарных водоемов в соответствии с проектом освоения лесов, получившим положительное заключение государственной экспертизы.

В остальной части требований прокурора отказано.

В апелляционном представлении прокурор ставит вопрос об отмене решения суда в части отказа в удовлетворении требований об оспаривании указанных выше приказов Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области, ссылаясь на нарушения норм материального права и на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.

В обоснование апелляционного представления прокурор указал, что проект освоения лесов, а также изменения к нему, имеющие положительное заключение государственной экспертизы, утвержденное Приказами Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области от 26.03.2013 № 402 и от 17.10.2013 № 1477, не содержат сведений об обязательных видах противопожарных мероприятий, а также их конкретных объемов, что противоречит действующему в настоящее время законодательству, содержащему положения, аналогичные ранее действовавшим правилам. Суд пришел к ошибочному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований прокурора в полном объеме.

В заседании суда апелляционной инстанции прокурор Белова К.С. доводы апелляционного представления поддержала.

Ответчики Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области, ООО «ГТП», третье лицо ГКУ СО «Нижне-Тагильское лесничество» в суд апелляционной инстанции своих представителей не направили.

Учитывая, что в материалах дела имеются доказательства заблаговременного извещения участников процесса о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, в том числе путем публикации извещения на официальном сайте Свердловского областного суда, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Заслушав объяснения, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, судебная коллегия приходит к следующему.

Как видно из материалов дела и установлено судом, в ходе проверки, проведенной работниками Нижнетагильской межрайонной природоохранной прокуратуры в период с 21.11.2022 по 20.12.2022, выявлены нарушения требований лесного законодательства в части невыполнения мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, допущенные при осуществлении деятельности ООО «ГТП».

Проведенной проверкой установлено, что ООО «ГТП» занимается разработкой Горбуновского торфяного месторождения, добычей и агломерацией торфа на основании долговременной лицензии на землях лесного фонда. Данная деятельность осуществляется на лесном земельном участке, не покрытом лесами, общей площадью 54,0001 га, расположенном на территории Нижнетагильского лесничества (городской участок в кварталах 214 (часть выдела 4), 221 (часть выдела 4), 222 (часть выдела 6), входящего в состав земельного участка с кадастровым номером <№> Данный участок передан для разработки месторождения полезных ископаемых (торфа) ООО «ГТП» в аренду на срок до 01.06.2025 на основании договора аренды от 07.09.2012 № 77/12-з, дополнительного соглашения к договору от 06.06.2013 № 1.

На арендованном лесном участке отсутствуют минерализованные полосы, противопожарные лесные дороги, противопожарный разрыв шириной от 75 до 100 метров, отделяющий эксплуатационную площадь торфяного месторождения от окружающих лесных массивов, не проведены работы по уборке древесной и кустарниковой растительности на противопожарном разрыве со стороны лесного массива на полосе шириной 6-8 метров, который покрыт древесной растительностью лиственных и хвойных пород возрастом 18-20 лет, имеющих высоту 8-12 метров.

При этом судом установлено, что деятельность по эксплуатации предоставленного в аренду лесного участка ООО «ГТП» осуществляет в соответствии с Проектом освоения лесов с изменениями к нему, получившими положительное заключение государственной экспертизы, утвержденное Приказами Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области от 26.03.2013 № 402 «Об утверждении заключения экспертной комиссии государственной экспертизы» и от 17.10.2013 № 1477 «Об утверждении заключения экспертной комиссии государственной экспертизы по изменению к проекту освоения лесов» (л.д. 42-59).

Удовлетворяя исковые требования прокурора к ООО «ГТП», суд пришел к выводу о том, что обязанность по проведению противопожарных мероприятий на арендованном лесном участке арендатором надлежащим образом не исполнена, в связи с чем возложил на указанного ответчика обязанность по устранению выявленных нарушений.

Отказывая в удовлетворении остальной части требований прокурора, суд пришел к выводу о недоказанности факта нарушения Министерством природных ресурсов и экологии Свердловской области требований закона при издании оспариваемых приказов об утверждении заключения экспертной комиссии государственной экспертизы по проекту освоения лесов и изменений к нему.

Судебная коллегия находит выводы суда в части отказа в удовлетворении требований прокурора соответствующими нормам материального права и установленным по делу обстоятельствам в силу следующего.

Требования и конкретные меры в сфере пожарной безопасности в лесах установлены лесным законодательством, в частности, ст. 53 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что меры пожарной безопасности в лесах включают в себя, помимо прочего, предупреждение лесных пожаров и иные меры пожарной безопасности в лесах, которые осуществляются в соответствии с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества и проектом освоения лесов, при этом правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В силу положений ст. 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров. Меры противопожарного обустройства лесов включают в себя, в том числе, прокладку просек, противопожарных разрывов, устройство противопожарных минерализованных полос.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 № 417 утверждены Правила пожарной безопасности в лесах (далее - Правила), действовавшие в период утверждения проекта освоения лесов для ООО «ГТП». В настоящее время действуют Правила пожарной безопасности в лесах, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2020 № 1614.

Правила устанавливают единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами (п. 1 Правил).

В соответствии с пп. «а» п. 3 Правил № 417 меры пожарной безопасности в лесах включают в себя предупреждение лесных пожаров (противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров).

Согласно п. 5 Правил № 417 мера пожарной безопасности в лесах, предусмотренная пп. «а» п. 3 настоящих Правил, на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование или аренду, осуществляется лицами, использующими леса, на основании проекта освоения лесов.

22.12.2011 Федеральным агентством лесного хозяйства издан приказ № 545, которым утвержден Порядок государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов. В настоящее время действует Порядок государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов, утвержденный приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30.07.2020 № 513.

Согласно п. 5 Порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов, утвержденного приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 22.12.2011 № 545, действовавшего в спорный период, лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, для проведения экспертизы проекта освоения лесов подают в органы государственной власти или органы местного самоуправления письменное заявление с приложением проекта освоения лесов на бумажном носителе в двух экземплярах в прошитом и пронумерованном виде и в электронном виде.

Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 29.02.2012 № 69, действовавшим в период, относящийся ко времени издания оспариваемых приказов Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области, утвержден состав проекта освоения лесов и порядок его разработки.

Аналогичный приказ, касающийся состава проекта освоения лесов и порядка его разработки, был издан 16.11.2021 (№ 864) Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Указанными нормативными правовыми документами предусмотрено, что проект освоения лесов должен содержать характеристики существующих и проектируемых объектов лесной инфраструктуры на лесном участке (приложение № 8) и их пространственное размещение (тематическая лесная карта), а также обоснование и характеристики проектируемых видов и объемов мероприятий по противопожарному обустройству лесов с учетом объектов, созданных при использовании лесов в соответствии с лесохозяйственным регламентом лесничества (лесопарка), и их территориальное размещение (приложение № 13), тематическая лесная карта (п. п. 7, 9 состава проекта освоения лесов и порядка его разработки, утвержденного Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 29.02.2012 № 69).

Как следует из материалов дела, в которое представлен проект освоения лесного участка, находящегося в пользовании ООО «ГТП» на основании договора аренды, мероприятия, перечисленные в ст. 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации, указаны в данном проекте в качестве обязательных к исполнению, в том числе мероприятия, связанные со строительством и эксплуатацией лесных дорог, прокладкой противопожарных разрывов, устройством минерализованных полос и противопожарных водоемов (л.д. 49-52).

В изменениях к проекту освоения указанного участка в разделе «специальная часть» конкретизированы меры по противопожарной защите лесов, исполнение которых возложено на арендатора (л.д. 63-64).

Содержащиеся в материалах дела проект освоения лесов и изменения к нему имеют в своем составе все разделы и необходимые сведения, в том числе касающиеся мер по предупреждению лесных пожаров, предусмотренные составом проекта освоения лесов и порядка его разработки, утвержденного Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 29.02.2012 № 69.

В данном случае у экспертной комиссии при Министерстве природных ресурсов и экологии Свердловской области не имелось оснований для отказа в принятии в 2013 году вышеуказанных приказов, оспариваемых прокурором.

Суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении данной части исковых требований прокурора, ссылающегося в апелляционном представлении на обстоятельства, аналогичные изложенным в его исковом заявлении. Указанные доводы прокурора являлись предметом исследования суда первой инстанции, последним дана правильная правовая оценка установленных по делу обстоятельств, оснований для иной оценки представленных доказательств судом апелляционной инстанции не установлено.

В остальной части решение суда ни прокурором, ни ответчиком ООО «ГТП» не обжалуется, оснований для разрешения настоящего дела за пределами доводов апелляционного представления не имеется, учитывая, что прокурор настаивает и на требованиях о возложении на ООО «ГТП» обязанности по проведению мероприятий, изложенных в резолютивной части обжалуемого решения.

При этом следует иметь в виду, что в соответствии с действующим в настоящее время приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации 16.11.2021 № 864 «Об утверждении Состава проекта освоения лесов, порядка его разработки и внесения в него изменений, требований к формату проекта освоения лесов в форме электронного документа» внесение изменений в проект освоения лесов в иных случаях возможно по инициативе лиц, использующих леса (п. 32).

В данном случае ответчик ООО «ГТП» не оспорил наличие допущенных нарушений, причиной которых явилось бездействие по непринятию профилактических мер, направленных на предотвращение пожаров в лесах, выявленных в ходе прокурорской проверки. Также не оспаривает названный ответчик и принятое судом решение, обязывающее его провести работы по прокладке противопожарных разрывов, устройству минерализованных полос и противопожарных водоемов, которые в силу вышеперечисленных нормативных правовых актов подлежат выполнению в соответствии с проектом освоения лесов.

Для всех пользователей лесных участков требования противопожарной безопасности являются обязательными, в том числе и для данного ответчика, учитывая также и то, что в настоящее время условия освоения спорного участка изменились в связи с ростом опасности возникновения пожаров и необходимостью принятия большего количества мер по профилактике в области обеспечения пожарной безопасности.

В связи с изложенным, суд пришел к правильному выводу о том, что поименованный ответчик не мог быть освобожден от возложения обязанности по внесению изменений в проект освоения лесов в части обеспечения противопожарной безопасности, конкретизации необходимых мероприятий и проведению указанных в резолютивной части решения работ.

Суд первой инстанции правильно разрешил дело, надлежащим образом применил нормы материального права, каких-либо нарушений процессуальных норм им не допущено, а потому решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, не подлежащим отмене по доводам апелляционного представления.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Дзержинского районного суда г. Нижнего Тагила Свердловской области от 22.05.2023 оставить без изменения, апелляционное представление Нижнетагильского межрайонного природоохранного прокурора – без удовлетворения.

В окончательной форме апелляционное определение принято 12.01.2024.

Председательствующий: Д.Е. Ковелин

Судьи: З.С. Фефелова

Н.В. Максимова

33-1066/2024 (33-21416/2023;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Нижнетагильский межрайонный природоохранный прокурор
Ответчики
ООО Горбуновское торфопредприятие
Министерство природных ресурсов и экологии
Другие
ГКУ СО Нижне-Тагильское лесничество
Суд
Свердловский областной суд
Судья
Ковелин Дмитрий Евгеньевич
Дело на сайте суда
oblsud.svd.sudrf.ru
07.12.2023Передача дела судье
11.01.2024Судебное заседание
12.01.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.01.2024Передано в экспедицию
11.01.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее