Дело № 2-2738/2024
23RS0042-01-2024-002975-44
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г. Новороссийск 17 июля 2024 года
Приморский районный суд г. Новороссийска Краснодарского края в составе: председательствующего судьи Гамаюнова С.С.,
при секретаре Тагиеве И.А.,
с участием ст. помощника военного прокурора Новороссийского гарнизона Басич С.И., представителя ГКУ КК – УСЗН в г. Новороссийске по доверенности Лавренко А.В.,
ответчика Максимовой Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску военного прокурора Новороссийского гарнизона в порядке ст. 45 ГПК РФ к Максимовой Дарье Викторовне о взыскании ущерба в пользу Российской Федерации,
У С Т А Н О В И Л:
Военный прокурор Новороссийского гарнизона обратился в суд в порядке ст. 45 ГПК РФ к Максимовой Д.В. о взыскании ущерба в пользу Российской Федерации. Исковые требования мотивированы тем, что <ДД.ММ.ГГГГ> Максимова Д.В. обратилась в УСЗН в г. Новороссийске с заявлением о назначении ей ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, предусмотренной постановлением Правительства РФ от <ДД.ММ.ГГГГ> <№>, для назначения и осуществления денежной выплаты на ребенка – <ФИО1, <ДД.ММ.ГГГГ> года рождения. Данная ежемесячная денежная выплата была назначена Максимовой Д.В. и выплачивалась ей с января 2020 года по май 2021 года, общая сумма выплаты составила 95 508,90 руб. Однако, при подаче заявления о назначении ей этой социальной выплаты Максимова Д.В. скрыла, что ее супруг работает, является военнослужащим, и что размер среднедушевого дохода ее семьи, с учетом дохода супруга, на дату обращения за назначением ежемесячной выплаты превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленного в 2020 году. В связи с этим Максимова Д.В. не являлась нуждающейся в назначенной ей социальной выплате, эта выплата назначена ей незаконно, следовательно, сумма полученной ответчиком выплаты является ее неосновательным обогащением, которое в силу закона подлежит возврату. Просит взыскать с Максимовой Д.В. причиненный имущественный ущерб в пользу Российской Федерации в лице ГКУ КК – УСЗН в г. Новороссийске в размере 95 508,90 руб.
В судебном заседании ст. помощник военного прокурора Новороссийского гарнизона Басич С.И. на исковых требованиях настаивал по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просил их удовлетворить.
Представитель ГКУ КК – УСЗН в г. Новороссийске по доверенности Лавренко А.В. в судебном заседании исковые требования поддержал, считал их законными и обоснованными. Дополнительно пояснил, что Максимова Д.В. при обращении в ГКУ КК – УСЗН в г. Новороссийске в заявлении о назначении ей социальной выплаты не отразила сведения о доходах ее супруга, что повлияло на необоснованное назначение ей социальной выплаты. В порядке межведомственного взаимодействия получить в налоговом органе сведения о доходах супруга заявителя УСЗН в г. Новороссийске не могло, так как налоговый орган сведения о доходах военнослужащих и иных спецсубъектов не предоставляет, поэтому сведения о доходах супруга-военнослужащего могли быть запрошены у заявителя дополнительно в случае указания ей в заявлении о наличии таких доходов, чего ответчиком сделано не было.
Ответчик Максимова Д.В. в судебном заседании исковые требования не признала и пояснила, что заявление о назначении социальной выплаты она подавала через портал Госуслуги, в форме заявления указывать сведения о доходах супруга не требовалось.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Действовавшим в период возникновения спорных отношений постановлением Правительства РФ от 31.03.2020 г. № 384 были утверждены Основные требования к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, примерный перечень документов (сведений), необходимых для назначения указанной ежемесячной выплаты, и типовая форма заявления о ее назначении.
В соответствии с указанными Основными требованиями настоящие основные требования применяются органами государственной власти субъектов Российской Федерации при установлении порядка и условий назначения ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно (далее - ежемесячная выплата), а также при установлении требований к имущественной обеспеченности семей для определения их нуждаемости при назначении ежемесячной выплаты (п. 1).
Ежемесячная выплата осуществляется в размере 50 процентов величины прожиточного минимума для детей, установленной в субъекте Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" на дату обращения за назначением ежемесячной выплаты (далее - величина прожиточного минимума для детей), - если размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" на дату обращения за назначением ежемесячной выплаты (далее - величина прожиточного минимума на душу населения) (п. 2).
Право на получение ежемесячной выплаты возникает в случае, если ребенок является гражданином Российской Федерации (п. 3).
Право на получение ежемесячной выплаты имеет один из родителей или иной законный представитель ребенка, являющийся гражданином Российской Федерации и проживающий на территории Российской Федерации (п. 4).
Ежемесячная выплата осуществляется со дня достижения ребенком возраста 3 лет, но не ранее 1 января 2020 г., до достижения ребенком возраста 8 лет (п. 5).
Ежемесячная выплата предоставляется в 2020 году за прошедший период начиная со дня достижения ребенком возраста 3 лет, если обращение за ней последовало не позднее 31 декабря 2020 г.
Начиная с 2021 года ежемесячная выплата осуществляется со дня достижения ребенком возраста 3 лет, если обращение за ее назначением последовало не позднее 6 месяцев с этого дня. В остальных случаях ежемесячная выплата осуществляется со дня обращения за ее назначением (п. 6).
В случае наличия в семье нескольких детей в возрасте от 3 до 7 лет включительно ежемесячная выплата осуществляется на каждого ребенка (п. 7).
Заявление о назначении ежемесячной выплаты (далее - заявление) подается в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление ежемесячной выплаты, либо в организацию, находящуюся в ведении указанного уполномоченного органа, которой в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации переданы полномочия по осуществлению ежемесячной выплаты (далее - уполномоченный орган): а) лично по месту жительства (пребывания). В случае отсутствия подтвержденного места жительства (пребывания) заявление может быть подано по месту фактического проживания, в случае если это предусмотрено нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации; б) через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг; в) в электронном виде с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - единый портал), а также с использованием регионального портала государственных и муниципальных услуг в случае, если это предусмотрено нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации; г) посредством почтовой связи способом, позволяющим подтвердить факт и дату отправления (п. 9).
Подача заявления посредством единого портала осуществляется с использованием простой электронной подписи при условии, что личность заявителя установлена при личном приеме при выдаче ключа простой электронной подписи (п. 11).
Документы (сведения), необходимые для назначения ежемесячной выплаты, примерный перечень которых утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 г. N 384 "Об утверждении основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, примерного перечня документов (сведений), необходимых для назначения указанной ежемесячной выплаты, и типовой формы заявления о ее назначении" (далее - сведения), запрашиваются уполномоченным органом в рамках межведомственного взаимодействия в органах и (или) организациях, в распоряжении которых они находятся. Срок подготовки и направления ответа на межведомственный запрос не может превышать 5 рабочих дней со дня поступления межведомственного запроса в орган и (или) организацию (п. 12).
Заявитель несет ответственность за неполноту и недостоверность сведений, указанных в заявлении, в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 14).
При расчете среднедушевого дохода семьи учитываются следующие виды доходов семьи, полученные в денежной форме: денежное довольствие (денежное содержание) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, таможенных органов Российской Федерации и других органов, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрено прохождение государственной службы, связанной с правоохранительной деятельностью, а также дополнительные выплаты, имеющие постоянный характер, и продовольственное обеспечение (денежная компенсация взамен продовольственного пайка), установленные законодательством Российской Федерации (при наличии) (подп. «ж» п. 21).
Среднедушевой доход семьи для назначения ежемесячной выплаты рассчитывается исходя из суммы доходов всех членов семьи за последние 12 календарных месяцев (в том числе в случае представления документов (сведений) о доходах семьи за период менее 12 календарных месяцев), предшествующих 4 календарным месяцам перед месяцем подачи заявления о назначении ежемесячной выплаты, путем деления одной двенадцатой суммы доходов всех членов семьи за расчетный период на число членов семьи (п. 22).
Доходы каждого члена семьи учитываются до вычета налогов в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 26).
В соответствии с частью 1 статьи 45 ГНІК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
B данном случае обращение прокурора в суд обусловлено необходимостью защиты интересов Российской Федерации.
Согласно п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор в силу действующего процессуального законодательства Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
Судом установлено, что супруг ответчика Максимовой Д.В. – <ФИО6 проходит военную службу по контракту войсковой части 42091 на различных должностях, что сторонами в судебном заседании не оспаривалось.
<ДД.ММ.ГГГГ> супругой <ФИО6 – Максимовой Д.В. (ответчиком) с использованием единого портала Госуслуг подано в электронном виде заявление о назначении ей ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, для назначения и осуществления денежной выплаты на ребенка – <ФИО1, <ДД.ММ.ГГГГ> года рождения, которое зарегистрировано в ГКУ КК – УСЗН в г. Новороссийске за <№> и Максимовой Д.В. с января 2020 года по май 2021 года назначена и выплачивалась ежемесячная выплата, общая сумма которой составила 95 508,90 руб.
Как следует из представленных ГКУ КК – УСЗН в г. Новороссийске материалов дела по заявлению Максимовой Д.В., при подаче заявления о назначении ей ежемесячной денежной выплаты на ребенка <ФИО1, <ДД.ММ.ГГГГ> года рождения, она указала в заявлении об отсутствии у ее супруга <ФИО6 доходов.
Данное обстоятельство повлияло на назначение и выплату ежемесячной денежной выплаты на ребенка, так как при назначении выплаты не учитывались доходы ее супруга, являющегося военнослужащим.
При этом суд учитывает пояснения представителя ГКУ КК – УСЗН в г. Новороссийске о том, что в порядке межведомственного взаимодействия получить в налоговом органе сведения о доходах супруга заявителя УСЗН в г. Новороссийске не могло, так как налоговый орган сведения о доходах военнослужащих и иных спецсубъектов не предоставляет, поэтому сведения о доходах супруга-военнослужащего могли быть запрошены у заявителя дополнительно в случае указания ей в заявлении о наличии таких доходов, чего ответчиком сделано не было.
Согласно справкам о доходах сумма дохода <ФИО6 за последние 12 календарных месяцев, предшествующих 6 календарным месяцам перед месяцем подачи заявления о назначении ежемесячной выплаты (<ДД.ММ.ГГГГ> дата подачи заявления), а именно в период с ноября 2018 г. по октябрь 2019 г. составила 642 483 руб. 07 коп., сумма дохода Максимовой Д.В. за указанный период составила 178 354 руб. 23 коп., т.е. общая сумма дохода семьи составила 820 837 руб. 03 коп., за 1 месяц - 68 403 руб. 10 коп., с учетом состава семьи 4 человека на одного члена семьи доход составил 17 100 руб. 77 коп., что превышает установленный размер прожиточного минимума в Краснодарском крае в 2020 г.
С учетом изложенного, Максимова Д.В. не является нуждающейся в ежемесячной выплате, предусмотренной постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2020 № 384 «Об утверждении основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, примерного перечня документов (сведений), необходимых для назначения указанной ежемесячной выплаты, и типовой формы заявления о ее назначении», поскольку среднедушевой ежемесячный доход семьи превышает прожиточный минимум, установленный в Краснодарскому крае в 2020 году.
Таким образом, при подаче в ГКУ КК – УСЗН в г. Новороссийске заявления о назначении социальной выплаты Максимова Д.В. сообщила недостоверные сведения о доходе ее семьи, что повлекло необоснованное назначение социальной выплаты из средств бюджета Российской Федерации, предназначенных для социального обеспечения населения, на общую сумму 95 508,90 руб., чем причинен ущерб государству при производстве выплат пособий, компенсаций, субсидий и иных социальных выплат, установленных законами и иными нормативными актами.
В соответствии со ст. 1102 Гражданского кодекса РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 ГК РФ.
Правила, предусмотренные главой 60 ГК РФ, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
Поскольку денежные средства в вышеуказанном размере перечислены Максимовой Д.В. в отсутствие законных оснований, то они не могут являться заработной платой и приравненными к ней платежами, не могут быть отнесены к неосновательному обогащению, не подлежащему возврату, вследствие чего п. 3 ст. 1109 ГК РФ к рассматриваемому спору не применим.
В соответствии со ст. 1104 ГК РФ имущество, составляющее неосновательное обогащение приобретателя, должно быть возвращено потерпевшему в натуре.
В соответствии с п. 1 ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим ущерб.
При таких обстоятельствах суд признает заявленные исковые требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования военного прокурора Новороссийского гарнизона в порядке ст. 45 ГПК РФ к Максимовой Дарье Викторовне – удовлетворить.
Взыскать с Максимовой Дарьи Викторовны в пользу Российской Федерации в лице ГКУ КК – УСЗН в г. Новороссийске имущественный вред в размере 95 508 рублей 90 копеек.
Взыскать с Максимовой Дарьи Викторовны государственную пошлину в доход государства в размере 3 065 рублей 27 копеек.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Приморский районный суд г. Новороссийска Краснодарского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Гамаюнов С.С.
Мотивированное решение суда изготовлено 18.07.2024 г.