Дело № 2а-215/2020
УИД: 22RS0027-01-2020-000296-10
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 июля 2020 года с. Краснощёково
Краснощёковский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Степанец О.И.,
при секретаре Савиной О.В..,
с участием: административного истца – помощника прокурора Краснощёковского района Башкатовой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление прокурора Краснощёковского района Алтайского края в защиту интересов неопределённого круга лиц к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Алтайскому краю и Республике Алтай, Федеральной службе в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций о признании информации, размещенной на Интернет-странице запрещенной к распространению в РФ,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец обратился в суд с вышеуказанным административным иском к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Алтайскому краю и Республике Алтай, Федеральной службе в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций о признании информации, размещенной на Интернет-странице запрещенной к распространению в РФ, и, ссылаясь на положения Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и других нормативно-правовых актов, руководствуясь п. 3 ст. 22, ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) просит суд признать информацию, содержащуюся в информационно-коммуникационной сети «Интернет» на Интернет-странице https://www.youtube.com/watch?v=mYWy8V-hvBc, запрещённой к распространению в Российской Федерации.
Представитель административного истца помощник прокурора Башкатова Е.В. настаивала на полном удовлетворении исковых требований, по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в лице Управления по Алтайскому краю и Республике Алтай в судебное заседание не явился о времени и месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом, представил письменное пояснение по административному иску, в котором полагает возможным удовлетворить указанные в административном исковом заявлении требования, возражений по существу заявленных прокурором требований не имеет.
Представитель административного ответчика Федеральной службы в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в судебное заседание не явился о времени и месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом.
На основании ст. 150 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть дело при данной явке участников процесса.
Исследовав материалы административного дела, выслушав помощника прокурора, суд находит заявленные прокурором Краснощёковского района Алтайского края требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с требованиями ст. 29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149 - ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информационно-телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.
На основании ч. 1 ст. 10 Закона 149 - ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
В силу ч. 5 ст. 15 Закона № 149 - ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
В части 6 статьи 10 Закона № 149 - ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» содержится запрет на распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Согласно статье 4 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации" не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости, и материалов, содержащих нецензурную брань.
Так, статьей 205 УК РФ установлена уголовная ответственность за противоправное деяние – террористический акт - совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях воздействия на принятие решения органами власти или международными организациями, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях
Статьей 223.1 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за незаконное изготовление взрывчатых веществ и изготовление, переделку или ремонт взрывных устройств.
Статьей 205.1 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за содействие террористической деятельности, одним из видов которого является пособничество в совершении террористического акта.
Под пособничеством в данной статье понимаются умышленное содействие совершению преступления советами, указаниями, предоставлением информации, средств или орудий совершения преступления либо устранением препятствий к его совершению, а также обещание скрыть преступника, средства или орудия совершения преступления, следы преступления либо предметы, добытые преступным путем, а равно обещание приобрести или сбыть такие предметы. В соответствии с подпунктом «д» пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» террористическая деятельность – деятельность, включающая в себя, в том числе, информационное или иное пособничество в планировании, подготовке или реализации террористического акта.
Согласно пункту 2 статьи 1 Федерального закона от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», экстремизмом признается, в том числе, публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» правовую основу противодействия терроризму составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты других федеральных органов государственной власти.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» к основным принципам противодействия терроризму в Российской Федерации относятся обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма.
Согласно Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009, к основным задачам противодействия терроризму относится: выявление и устранение причин и условий, способствующих возникновению и распространению терроризма.
Таким образом, открытый доступ к Интернет-ресурсам, распространяющим сведения о способах изготовления в домашних условиях самодельных взрывчатых веществ и взрывных устройств, в том числе с помощью общедоступных химических элементов и материалов, которые могут быть использованы при совершении диверсионно-террористических актов, является прямым нарушением действующего законодательства о противодействии терроризму.
Посредством выхода в телекоммуникационную сеть Интернет в прокуратуре Краснощековского района установлено, что в свободном доступе на Интернет-сайте https://www.youtube.com/watch?v=mYWy8V-hvBc размещен видео ролик о способе изготовления взрывчатого вещества – гранаты.
Наличие в сети Интернет в свободном доступе вышеуказанной информации создает угрозу для неопределенного круга лиц, так как информация может быть использована для изготовления взрывчатого вещества и взрывных устройств, стать причиной получения телесных повреждений неопределенным кругом лиц, например, при совершении террористического акта.
Статьей 9 Закона №149-ФЗ предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии со ст. 15.1 Закона № 149 - ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в целях ограничения доступа к сайтам в сети Интернет, содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - реестр).
В реестр включаются:
1) доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено;
2) сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Основаниями для включения в реестр сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, являются, в частности, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Согласно п. 4 Правил принятия уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти решений в отношении отдельных видов информации и материалов, распространяемых посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», распространение которых в Российской Федерации запрещено, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.10.2012 № 1101, Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций принимает решения, являющиеся основаниями для включения доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети «Интернет», а также сетевых адресов в единый реестр, в отношении:
а) материалов с порнографическими изображениями несовершеннолетних и (или) объявлений о привлечении несовершеннолетних в качестве исполнителей для участия в зрелищных мероприятиях порнографического характера, распространяемых посредством сети «Интернет»;
б) информации, указанной в пунктах 2 и 3 настоящих Правил, в случае ее размещения в продукции средств массовой информации, распространяемой посредством сети «Интернет»;
в) информации, распространяемой посредством сети «Интернет», решение о запрете к распространению которой на территории Российской Федерации принято уполномоченными органами или судом;
г) информации о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий (бездействия), распространение которой запрещено федеральными законами, размещенной в продукции средств массовой информации, распространяемой посредством сети "Интернет".
Поскольку информация, размещенная на Интернет-сайте https://www.youtube.com/watch?v=mYWy8V-hvBc прямо не отнесена к информации, в отношении которой Роскомнадзор вправе самостоятельно принять решение, являющееся основанием для включения доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети Интернет, а также сетевых адресов в единый реестр, необходимо признание такой информации в каждом конкретном случае запрещенной к распространению.
Иной порядок ограничения доступа к данной информации не предусмотрен.
На момент проверки прокуратурой района указатель страницы сайта https://www.youtube.com/watch?v=mYWy8V-hvBc, на котором размещена указанная информация, в Едином реестре отсутствует.
Информация размещена на интернет странице сайта, зарегистрированного вне территории РФ.
В целях восстановления нарушенных прав граждан и во исполнение действующего законодательства, доступ к вышеуказанному сайту необходимо запретить.
Иной порядок ограничения доступа к данной информации не предусмотрен.
Удовлетворяя исковые требования к Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, суд исходит из того, что ответчик информирован о наличии на страницах сайта в сети "Интернет" запрещенной информации, однако, предусмотренных ст. 15.1 ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" действий по включению сайтов в Реестр доменных имен предпринято не было, что является основанием для возложения обязанности на ответчика включить сайт в Единый реестр доменных имен.
При таких обстоятельствах и, учитывая, что включение сайта, содержащего запрещенную информацию, будет способствовать ограничению доступа к указанному сайту, суд удовлетворяет исковые требования в полном объеме.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 265.1-265.4 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление прокурора Краснощёковского района Алтайского края в защиту интересов неопределённого круга лиц к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Алтайскому краю и Республике Алтай, Федеральной службе в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций о признании информации, размещенной на Интернет-странице запрещенной к распространению в РФ удовлетворить в полном объёме.
Признать информацию, размещенную на Интернет-странице: https://www.youtube.com/watch?v=mYWy8V-hvBc, запрещенной к распространению в Российской Федерации.
На основании ч. 4 ст. 265.5 КАС РФ настоящее решение подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Краснощёковский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья О.И. Степанец
Мотивированное решение изготовлено 20 июля 2020 года