Судья Шопик М.С.
Судья-докладчик Сальникова Н.А. по делу № 33-2345/2023
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
10 апреля 2023 года г. Иркутск
Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Васильевой И.Л.,
судей Коваленко В.В., Сальниковой Н.А.,
при секретаре Богомоевой В.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1538/2022 (УИД 38RS0017-01-2022-002090-28) по иску Константиновой О.Н., Чудинова Н.И., Якимюк Е.С., действующей за себя и в интересах несовершеннолетних (данные изъяты) (данные изъяты), к областному государственному казенному учреждению «Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району», министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области о признании незаконным решения об отказе в выдаче свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения взамен утраченного в паводок жилого помещения, возложении обязанности
по апелляционной жалобе истцов Константиновой О.Н., Чудинова Н.И., Якимюк Е.С., действующей за себя и в интересах несовершеннолетних (данные изъяты) на решение Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 20 декабря 2022 года,
у с т а н о в и л а:
истцы Константинова О.Н., Чудинов Н.И., Якимюк Е.С., действующая за себя и в интересах (данные изъяты), обратились в суд с иском, указав, что Константинова О.Н. является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес изъят>, Номер изъят. В июне 2019 г. дом попал в зону затопления. 10.07.2019 проведено обследование дома, по результатам которого составлен акт обследования от 10.07.2019 № 2723. Постановлением администрации Нижнеудинского муниципального образования от 15.08.2019 № 1234 дом признан подлежащим капитальному ремонту. 26.11.2019 в доме произошел пожар. На основании постановления администрации Нижнеудинского муниципального образования от 24.12.2020 № 2250 дом признан не пригодным для проживания и подлежащим сносу в результате пожара. Согласно заключению дознавателя Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Нижнеудинскому району, наиболее вероятной причиной пожара послужило тепловое проявление электрического тока вследствие нахождения дома в зоне паводка в 2019 г. В 2022 г. в межведомственную комиссию представлено заключение специалиста № 082/2022, выполненное АНО «Экспертный консультативный центр. Судебная экспертиза», в соответствии с выводами которого причиной возникновения пожара, произошедшего 26.11.2019 в жилом доме, послужило тепловое проявление электрического тока, возникшее в результате короткого замыкания, образовавшегося в результате подтопления жилого дома от паводка в 2019 г. Между тем 20.09.2022 ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району» отказало истцам в выдаче свидетельства, удостоверяющего право на социальную выплату на приобретение или строительство жилого помещения взамен утраченного в паводок жилого дома. С данным отказом они не согласны.
Истцы Константинова О.Н., Чудинов Н.И., Якимюк Е.С., действующая за себя и в интересах (данные изъяты)., просили суд признать незаконным отказ ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району» от 20.09.2022 № 01-02-13864 в принятии решения о выдаче свидетельства, удостоверяющего право на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения взамен утраченного в период наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне-июле 2019 г. на территории Иркутской области, жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес изъят> <адрес изъят>; признать за ними право на социальную выплату на приобретение или строительство жилого помещения взамен утраченного в период наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне-июле 2019 г. на территории Иркутской области, жилого помещения, расположенного по адресу: (данные изъяты) <адрес изъят>, в соответствии с Постановлением Правительства Иркутской области от 17.07.2019 № 556-пп «О предоставлении гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 г. на территории Иркутской области, мер социальной поддержки по обеспечению жильем»; возложить обязанность на ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району» принять решение о выдаче им свидетельства, удостоверяющего право на социальную выплату на приобретение или строительство жилого помещения; возложить обязанность на министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области оформить и выдать им свидетельство на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Протокольным определением на основании части 3 статьи 37 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) к участию в деле в качестве соистца привлечена несовершеннолетняя (данные изъяты)
Решением Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 20.12.2022 исковые требования оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе истцы просят решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым исковые требования удовлетворить. В обоснование доводов к отмене решения, истцы указывают, что суд незаконно не принял в качестве доказательства и не исследовал представленные: акт обследования жилого помещения и заключение МВК от 26.07.2022 № 26, сославшись на то, что данные документы не исследовались при вынесении решения суда по делу 2-746/2022, имеющему преюдициальное значение для данного спора. При этом суд не предложил истцам представить дополнительные доказательства, в частности не рассмотрел возможность проведения экспертизы, которая была бы доказательством причинно-следственной связи между пожаром и паводком.
Суд не изучил обстоятельства того, что со стороны Константиновой О.Н. не было халатного отношения к недвижимости, ею принимались все меры для сохранения недвижимости.
Суд не учел, что социальная выплата на капитальный ремонт жилого помещения, принадлежащего истцам, возвращена последними в связи с невозможностью проведения капитального ремонта. Таким образом, суд вышел за рамки рассматриваемых требований, сославшись на отсутствие доказательств утраты жилого помещения в период чрезвычайной ситуации, которые суду были представлены, но не изучены.
В письменных возражениях относительно апелляционной жалобы представитель министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области Фокина Е.А. просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте разбирательства судом апелляционной инстанции извещены надлежаще, о чем свидетельствуют электронные уведомления, смс-сообщение, вернувшиеся извещения по истечении срока хранения, в заседание судебной коллегии не явились истцы Константинова О.Н., Чудинов Н.И., Якимюк Е.С., действующая за себя и в интересах (данные изъяты)., представитель ответчика ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району», представители третьих лиц администрации Нижнеудинского МО, министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, ОГКУ «Единый заказчик Иркутской области», ходатайств, препятствующих рассмотрению дела, не заявили, об отложении дела не просили. Судебная коллегия в соответствии с ч.3 ст. 167 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело по апелляционной жалобе в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Заслушав доклад судьи Сальниковой Н.А., выслушав объяснение представителя ответчика министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области Борисовой М.В., поддержавшей возражения на доводы апелляционной жалобы, изучив дело, проверив законность и обоснованность принятого судебного акта по правилам ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы.
Суд апелляционной инстанции установил, что истец Константинова О.Н. является собственником жилого дома, расположенного по адресу: г. <адрес изъят>
Решением Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 29.06.2022 по гражданскому делу № 2-746/2022, вступившим в законную силу 03.10.2022, в удовлетворении исковых требований Константиновой О.Н., Чудинова Н.И., Якимюк Е.С., действующей за себя и в интересах несовершеннолетних (данные изъяты) к ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району» и министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области о признании права на социальную выплату на приобретение или строительство жилого помещения взамен утраченного в паводок жилого помещения отказано. Суд установил, что согласно акту обследования жилого дома межведомственной комиссией от 10.07.2019 № 2723, дом подтоплен наводнением в июне-июле 2019г., вследствие чего нуждается в проведении капитального ремонта. Постановлением администрации Нижнеудинского муниципального образования от 15.08.2019 № 1234 дом признан подлежащим капитальному ремонту в связи с затоплением паводковыми водами. С заключением межведомственной комиссии от 10.07.2019 о выявлении оснований для проведения капитального ремонта спорного дома и постановлением администрации Нижнеудинского муниципального образования от 15.08.2019 Константинова О.Н. была согласна.
Согласно ответу ОГКУ «Единый заказчик в сфере строительства Иркутской области» на межведомственный запрос от 24.11.2021, Константиновой О.Н. выдано свидетельство от 08.10.2019 № 282-с на сумму 292 200 руб., из которых 146 100 руб. на капитальный ремонт Константиновой О.Н. переведено платёжным поручением от 23.10.2019 № 1113957.
Из справки старшего дознавателя ОНД и ПР по Нижнеудинскому району (данные изъяты). от 16.01.2020 № 2-23-12-46 усматривается, что 26.11.2019 произошел пожар спорного дома и надворных построек, и сообщение о пожаре зарегистрировано в книге регистрации сообщений о преступлениях ОНД и ПР под номером 148.
Согласно заключению должностного лица ОНД и ПР по Нижнеудинскому району о причине пожара дома от 29.11.2019, наиболее вероятной причиной пожара, с учетом нахождения дома в зоне паводка в 2019г., является тепловое проявление электрического тока.
В соответствии с актом обследования дома от 20.12.2019 № 23-в, спорный дом получил повреждения в результате пожара, произошедшего 26.11.2019, его несущие и ограждающие конструкции сильно поражены огнём, каркас стен местами обнажён, стропильная конструкция крыши и кровли имеет повреждения более 60%; выявлены основания для признания дома не пригодным для проживания, так как техническое состояние строительных конструкций характеризуется снижением несущей способности и эксплуатационных характеристик, при которых существует опасность для пребывания людей. Проведение капитального ремонта или реконструкции нецелесообразно.
Заключением межведомственной комиссии по результату обследования дома от 20.12.2019 № 23-в спорный дом признан не пригодным для проживания и подлежащим сносу в результате пожара.
Постановлением администрации Нижнеудинского муниципального образования от 24.12.2019 № 2250 помещение признано не пригодным для проживания и подлежащим сносу в результате пожара.
Решением Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 27.04.2021 заключение межведомственной комиссии от 20.12.2019 о выявлении оснований для признания дома не пригодным для проживания и подлежащим сносу в результате пожара, и постановление администрации Нижнеудинского муниципального образования от 24.12.2019 в части признания дома не пригодным для проживания и подлежащим сносу, признаны незаконными.
На основании решения суда от 27.04.2022 и в связи с пожаром 26.11.2019 Константиновой О.Н. рекомендовано представить заключение специализированной организации для определения причины возникновения пожара, однако истец с заключением специализированной организации в межведомственную комиссию не обратилась.
Из представленного Константиновой О.Н. заключения специалиста АНО «Экспертный консультативный центр. Судебная экспертиза» № 082/2022 следует, что причиной возникновения пожара спорного дома 26.11.2019 послужило тепловое проявление электрического тока в результате короткого замыкания, образовавшегося от разрушения изоляции токоведущих жил освещения, которое произошло в результате подтопления жилого дома паводком в 2019 г. Для надлежащей эксплуатации жилого дома, который паводком приведен в состояние нуждаемости в капитальном ремонте, Константиновой О.Н. как собственнику дома необходимо привести в надлежащее состояние изоляцию токоведущих жил освещения дома.
Постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела по факту пожара дома от 02.12.2019 в возбуждении уголовного дела по статье 167 Уголовного кодекса Российской Федерации, предусматривающей уголовную ответственность за умышленные уничтожение или повреждение чужого имущества, отказано по основанию, предусмотренному пунктом 1 части 1 статьи 24 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (отсутствие события преступления).
Разрешая спор по гражданскому делу № 2-746/2022, суд пришел к выводу о том, что Константиновой О.Н. не представлено доказательств утраты спорного жилого помещения по адресу в период чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением в июне-июле 2019 г.
20.09.2022 ответчиком ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району» отказано Константиновой О.Н. в выдаче свидетельства о предоставлении социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения по причине того, что факт признания жилого помещения непригодным для проживания комиссия не связывает с чрезвычайной ситуацией, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 г. на территории Иркутской области, жилое помещение не соответствует требованиям, которым должно отвечать жилое помещение в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47 в связи с утратой несущей способности строительных конструкций в результате пожара, произошедшего 26.11.2019, а также обращение с заявлением о выдаче свидетельства после срока, установленного в Положении.
Разрешая спор, оценив представленные сторонами доказательства по правилам статьи 67 ГПК РФ, учитывая вступившее в законную силу решение суда от 29.06.2022 по гражданскому делу № 2-746/2022, суд пришел к выводу о том, что у истцов не возникло право на предоставление социальной выплаты в соответствии с подпунктом 1 пункта 18 Положения о порядке и условиях предоставления гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне – июле 2019 г. на территории Иркутской области, социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 17.07.2019 № 556-пп, поскольку спорное жилое помещение было утрачено в результате пожара, в связи с чем в удовлетворении исковых требований отказал.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции, поскольку они подробно мотивированы, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на представленных доказательствах и нормах материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, выводы суда сделаны в строгом соответствии с правилами ст. 67 ГПК РФ и при правильном распределении между сторонами бремени доказывания и установлении всех обстоятельств, имеющих значение для дела. Представленным сторонами доказательствам судом дана верная правовая оценка. Результаты оценки доказательств суд отразил в постановленном судебном акте. Нарушений требований процессуального законодательства, которые могли бы привести к неправильному разрешению спора, суд не допустил.
Согласно абз. 7 п. 1 ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 № 2 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (п. 2 ст. 18).
27.06.2019 Указом Губернатора Иркутской области № 134-уг на территории Иркутской области с 13 часов 00 минут 27.06.2019 введен режим чрезвычайной ситуации для территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и установлен региональный (межмуниципальный) уровень реагирования.
Постановлением администрации Нижнеудинского муниципального образования № 934 от 26.06.2019 с 29.06.2019 введен режим чрезвычайной ситуации в связи с повышением уровня воды в реке Уда.
Пунктом 1 Постановления Правительства Иркутской области от 17.07.2019 № 556-пп, которым утверждено Положение о порядке и условиях предоставления гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне – июле 2019 г. на территории Иркутской области, социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения установлено, что гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне – июле 2019 г. на территории Иркутской области, предоставляются следующие меры социальной поддержки по обеспечению жильем:
1) гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, по их выбору в виде: предоставления социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения; предоставления жилого помещения из государственного жилищного фонда Иркутской области (далее – предоставление жилого помещения);
2) гражданам, жилые помещения которых повреждены в результате чрезвычайной ситуации, в виде предоставления социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения.
Предоставление социальной выплаты осуществляется гражданам, отвечающим на момент обращения за предоставлением социальной выплаты одному из следующих условий: 1) являвшимся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений или нанимателями утраченных жилых помещений по договорам социального найма (далее - собственники (наниматели) утраченных жилых помещений) и не имеющим в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, либо имеющим в собственности иное жилое помещение, пригодное для проживания, или долю в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, если общая площадь такого жилого помещения (часть общей площади такого жилого помещения, приходящейся на долю в праве общей собственности на жилое помещение) на каждого проживающего, имеющего постоянную регистрацию по месту жительства в таком жилом помещении, составляет менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствии с частью 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации (подпункт 1 пункта 6 Положения № 556-пп от 17.07.2019)
В силу п. 3 Положения уполномоченным исполнительным органом государственной власти Иркутской области на предоставление социальных выплат является министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области (далее – министерство социального развития).
Министерство социального развития осуществляет полномочия по предоставлению социальных выплат через подведомственные ему государственные учреждения (п. 4 Положения).
Из п. 16 Положения усматривается, что Учреждение не позднее двух рабочих дней со дня обращения гражданина (граждан) или его (их) представителя за выдачей свидетельства обеспечивает направление запросов (межведомственных запросов) в государственные органы, органы местного самоуправления, подведомственные государственным органам и органам местного самоуправления организации в целях получения необходимых документов, в том числе сведений о признании жилого помещения утраченным.
Частью 4 ст. 15 ЖК РФ установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
В соответствии с п. 7 Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.
Оценка соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производится межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции.
По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки; о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции (п. 47 Положения).
На основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ (абзац второй пункта 49 Положения).
Заключение межведомственной комиссии, органа местного самоуправления по вопросам, связанным с признанием жилого помещения аварийным и подлежащим сносу, могут быть оспорены в судебном порядке (пункт 52 Положения).
Таким образом, вопросы признания жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции отнесены к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
Поскольку истцы не представили допустимых доказательств утраты жилого дома по адресу: <адрес изъят> в результате чрезвычайной ситуации, меры социальной поддержки по обеспечению жильем, на приобретение или строительство жилого помещения на граждан, жилые помещения которых не утрачены в результате чрезвычайной ситуации сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 г. на территории Иркутской области на истцов не распространяются.
Ссылка истцов на акт обследования жилого помещения и заключение МВК от 26.07.2022 № 26, не является обоснованной, поскольку акт обследования составлен после случившегося в доме в ноябре 2019 г. пожара. Между тем достоверных, относимых и допустимых доказательств в подтверждение доводов истцов о том, что тепловое проявление электрического тока, послужившее наиболее вероятной причиной пожара, могло возникнуть по причине нахождения дома в июне 2019г. в зоне паводка, доказательств, подтверждающих наличие прямой причинно-следственной связи между возникшими после пожара в июне 2019г. дефектами дома, повлекшими признание его непригодным для проживания, и нахождением дома в июне 2019г. в зоне чрезвычайной ситуации, не представлено как суду первой, так и суду апелляционной инстанции.
Доводы апелляционной жалобы о том, что суд не предложил истцам представить дополнительные доказательства, не рассмотрел вопрос о назначении экспертизы, обоснованными не являются.
Так, в судебном заседании от 20.12.2022, после исследования материалов дела суд выяснял вопрос о том, намерены ли стороны давать дополнительные пояснения, представлять доказательства, на что стороны пояснили, что согласны рассмотреть дело по имеющимся доказательствам, ходатайств о назначении судебной экспертизы не поступило (л.д. 135).
Кроме того, вопрос о назначении по делу судебной строительно-технической экспертизы рассматривался судом апелляционной инстанции, который отказал в удовлетворении ходатайства истца Константиновой О.Н. о назначении такой экспертизы.
Все доводы апелляционной жалобы повторяют позицию истцов, изложенную в суде первой инстанции, являлись предметом судебной проверки, обоснованно признаны несостоятельными, не содержат обстоятельств, свидетельствующих о нарушении судом норм материального и процессуального права, не опровергают правильность выводов суда и законность принятого решения.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда
определила:
решение Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 20 декабря 2022 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судья-председательствующий И.Л. Васильева
Судьи В.В. Коваленко
Н.А. Сальникова
Определение в окончательном виде изготовлено 17.04.2023