Решение по делу № 33-23617/2019 от 16.07.2019

Судья Иванова Ю.С. Дело <данные изъяты>

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:

председательствующего судьи Тегуновой Н.Г.,

судей Пановой Н.В., Цуркан Л.С.,

при секретаре Кручининой К.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 12 августа 2019 года апелляционную жалобу Министерства социального развития <данные изъяты> на решение Видновского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> по делу по иску Колмыкова В. О. к Министерству социального развития <данные изъяты> о признании права на ежемесячную денежную компенсацию платы за занимаемую площадь и коммунальных услуг, обязании произвести перерасчет,

заслушав доклад судьи Цуркан Л.С.,

объяснения истца, представителя ответчика,

УСТАНОВИЛА:

Колмыков В.О. обратился в суд с иском к Ленинскому управлению социальной защиты населения, в котором просил признать право на ежемесячную денежную компенсацию платы за занимаемую общую площадь жилого помещения и стоимости коммунальных услуг по адресу: <данные изъяты>, д. Дрожжино, <данные изъяты>; осуществить перерасчет выплат с момента возникновения права на получение льготы с <данные изъяты>.

Свои требования мотивировал тем, что с <данные изъяты> он временно зарегистрирован и фактически проживает по адресу: <данные изъяты>, д. Дрожжино, <данные изъяты>. Он является собственником квартиры, и фактически в ней проживает со своей супругой. Поскольку он является ветераном боевых действий, то обратился в Ленинское управление социальной защиты населения по вопросу оформления компенсации на оплату жилого помещения, однако в предоставлении вышеуказанной льготы ему было отказано в связи с тем, что место его постоянной регистрации <данные изъяты>, в/ч, не совпадает с его место фактического проживания и временной регистрации. Для оформления льготы предусмотренной п.5 ч.1 ст. 16 ФЗ № 5-ФЗ, необходимо установить факт его проживания по адресу: <данные изъяты>, д. Дрожжино, <данные изъяты>. Факт проживания по данному адресу может подтвердить его жена, также он оплачивает расходы по содержанию данного имущества. С <данные изъяты> он проходит военную службу по контракту в ВС РФ, в настоящее время проходит военную службу по контракту в войсковой части 75688 <данные изъяты>, компенсацией по оплате жилищно-коммунальных услуг по месту жительства не пользуется. Просил исковые требования удовлетворить.

Представитель ответчика просил в иске отказать.

Решением Видновского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> требования удовлетворены.

В апелляционной жалобе ответчик Министерства социального развития <данные изъяты> просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное.

Проверив материалы дела, выслушав объяснения истца, представителя ответчика, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Основания для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке предусмотрены ст. 330 ГПК РФ.

В соответствии со ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.

Решение суда является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 1 ГПК РФ). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59-61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Согласно ст. ст. 196 и 198 ГПК РФ при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены, и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению. В мотивировочной части решения суда должны быть указаны обстоятельства дела, установленные судом, доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах, доводы, по которым суд отвергает те или иные доказательства, законы, которыми руководствовался суд.

Указанным требованиям решение суда не соответствует.

В соответствии с п.1 Положения о Министерстве социального развития <данные изъяты>, утвержденное постановлением <данные изъяты> от <данные изъяты> <данные изъяты>, Министерство социального развития <данные изъяты> является центральным исполнительным органом государственной власти <данные изъяты> специальной компетенции, осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность на территории <данные изъяты> в сферах социальной защиты, труда, охраны труда и занятости населения <данные изъяты>, проводящим государственную политику, координирующим деятельность в указанных сферах иных центральных и территориальных исполнительных органов государственной власти <данные изъяты>, государственных органов <данные изъяты> и государственных учреждений <данные изъяты>, образованных для реализации отдельных функций государственного управления <данные изъяты>ю (далее - государственные органы <данные изъяты>).

В состав Министерства входят территориальные структурные подразделения, каковым является и Ленинское управление социальной защиты населения.

Согласно п. 20 названного Положения руководители территориальных структурных подразделений действуют на основании доверенности и утвержденных должностных регламентов в соответствии с Положением о территориальном структурном подразделении Министерства социального развития <данные изъяты>; несут ответственность за целевое использование бюджетных средств, переданных в их распоряжение.

Таким образом, Ленинское управление социальной защиты населения является структурным подразделением Министерства социального развития <данные изъяты>, соответственно ненадлежащим ответчиком.

Однако, судом не был разрешен вопрос в порядке ст. 41 ГПК РФ о замене ненадлежащего ответчика.

Вместе с тем, суд в нарушение п. 4 ч. 4 ст. 330 ГПК РФ принял решение о правах обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле, к которым в данном случае относится Министерство социального развития <данные изъяты>.

Указанные обстоятельства являются безусловным основанием для отмены решения суда.

В соответствии с ч. 5 ст. 330 ГПК РФ судебной коллегией было вынесено определение о рассмотрении настоящего дела по правилам производства в суде первой инстанции, после чего, было вынесено определение о замене ненадлежащего соответчика на надлежащего – Министерство социального развития <данные изъяты>.

Из материалов дела следует, что Колмыков В.О. является ветераном боевых действий (удостоверение БД <данные изъяты> от 28.06.2018г.) и проходит военную службу в войсковой части, расположенной по адресу: <данные изъяты>, войсковая часть 75688, где зарегистрирован по месту жительства.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от <данные изъяты>, истец является собственником квартиры по адресу: <данные изъяты>, сельское поселение Булатниковское, д. Дрожжино, <данные изъяты>. В указанной квартире истец имеет временную регистрацию на пять лет до <данные изъяты>.

Истец обратился в Ленинское управление социальной защиты населения по вопросу оформления компенсации на оплату жилого помещения, однако в предоставлении вышеуказанной льготы ему было отказано в связи с тем, что место его постоянной регистрации <данные изъяты>, в/ч, не совпадает с его место фактического проживания и временной регистрации.

Согласно пункту 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от <данные изъяты> № 5-ФЗ «О ветеранах» ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, предоставляется …компенсация расходов на оплату жилых помещений в размере 50 процентов:

платы за наем и (или) платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой соответственно нанимателями либо собственниками общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади);взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади).

Меры социальной поддержки по оплате жилых помещений предоставляются лицам, проживающим в жилых помещениях независимо от вида жилищного фонда, а также членам семей ветеранов боевых действий, совместно с ними проживающим;

Меры социальной поддержки, установленные статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, являются расходными обязательствами Российской Федерации (статья 10 Федерального закона от <данные изъяты> N 5-ФЗ «О ветеранах»).

В соответствии с положениями статьи 23.2 названного Федерального закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.

Условия предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг, а также оплаты и доставки топлива, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством <данные изъяты>, отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в <данные изъяты>, в денежной форме определяются Порядком предоставления компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в <данные изъяты>, утвержденным Постановлением <данные изъяты> от <данные изъяты> <данные изъяты> (пункт 1).

Из материалов дела усматривается, что Колмыков В.О. вместе с семьей проживает по адресу: <данные изъяты>, д. Дрожжино, <данные изъяты> несет расходы по оплате жилого помещения, что подтверждается представленным в материалы дела свидетельство о регистрации права от <данные изъяты>, выпиской от <данные изъяты> об оплате коммунальных услуг, свидетельствами о регистрации по месту пребывания (л.д. 7, 9-10, 11) и выпиской из домовой книги (л.д. 12).

С учетом вышеизложенного, судебная коллегия приходит к выводу о наличии у истца, как ветерана болевых действий, права на получение в <данные изъяты> мер социальной поддержки по оплате жилого помещения.

Между тем, с учетом приведенных положений Федерального закона «О ветеранах» право на компенсацию оплаты коммунальных услуг у истца отсутствует.

То обстоятельство, что истец не имеет регистрации по месту жительства на территории <данные изъяты>, не может служить основанием для ограничения его права на получение указанной меры социальной поддержки.

В силу п. 3 ст. 15 Федерального закона от <данные изъяты> № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих - граждан, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по адресам воинских частей. Указанным военнослужащим - гражданам и членам их семей до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития.

Регистрация истца по адресу: <данные изъяты>, войсковая часть 75688 обусловлена прохождением военной службы по контракту и произведена в соответствии с ч. 3 ст. 15 Федерального закона от <данные изъяты> № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих, п. 106 Административного регламента, и в силу ст. 3 Закона РФ от <данные изъяты> <данные изъяты> «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» не может служить основанием ограничения прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.

Доводы ответчика о том, что истец вправе реализовать свое право на получение компенсации расходов по оплате жилого помещения по месту своей регистрации в <данные изъяты>, судебная коллегия находит необоснованными, поскольку истец фактически по месту регистрации не проживает, а проживает в <данные изъяты>.

Согласно ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

Статьей 3 Закона Российской Федерации от <данные изъяты>г. <данные изъяты> «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» предусмотрено, что граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Однако регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.

При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу об удовлетворении исковых требований о признании за истцом право на получение меры социальной поддержки, предусмотренной п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от <данные изъяты> № 5-ФЗ «О ветеранах», при этом учитывает, что подобными мерами социальной поддержки в <данные изъяты> истец не пользуется (л.д. 14).

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Видновского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> отменить.

Исковые требования Колмыкова В. О. удовлетворить частично.

Признать за Колмыковым В. О. право на компенсацию расходов на оплату жилого помещения по адресу: <данные изъяты>, д. Дрожжино, <данные изъяты>.

Обязать Министерство социального развития населения <данные изъяты> предоставить Колмыкову В. О. компенсацию расходов на оплату жилого помещения по адресу: <данные изъяты>, д. Дрожжино, <данные изъяты> <данные изъяты>.

В удовлетворении исковых требований Колмыкова В. О. к Министерству социального развития <данные изъяты> о признании права на компенсацию расходов на оплату коммунальных услуг и предоставлении компенсации расходов на оплату коммунальных услуг отказать.

Председательствующий

РЎСѓРґСЊРё

33-23617/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
ИСК (заявление) УДОВЛЕТВОРЕН
Другие
Колмыков В.О.
Ленинское управление социальной защиты населения
Министерство социального развития Московской области
Суд
Московский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud.mo.sudrf.ru
16.07.2019[Гр.] Судебное заседание
23.07.2019[Гр.] Судебное заседание
12.08.2019[Гр.] Вынесено определение о переходе к рассм.дела по правилам 1-ой инстанции
12.08.2019[Гр.] Судебное заседание
26.09.2019[Гр.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.10.2019[Гр.] Передано в экспедицию
12.08.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее