Дело № 5-2/2020 г.
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
27 февраля 2020 года. с. Яшалта.
Судья Яшалтинского районного суда Республики Калмыкия Дрей В.Д.,при помощнике судьи – Бабенко И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 КоАП РФ, в отношении заместителя Главы Яшалтинского районного муниципального образования Республики Калмыкия Манджиева Санала Вадимовича,
у с т а н о в и л:
17 января 2020 года начальником ОГИБДД МО МВД России «Городовиковский» Джеевым С.А. составлен протокол об административном правонарушении в отношении заместителя Главы Яшалтинского РМО РК Манджиева С.В., по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 КоАП РФ.
В протоколе об административном правонарушении указано, что 19 декабря 2019 года в 11 часов 17 минут Манджиев С.В., являясь ответственным должностным лицом за состояние и содержание дорог и других дорожных сооружений в безопасном для движения состоянии допустил нарушение пункта 6.3 ГОСТ Р 50597-2017, что выразилось в отсутствии горизонтальной дорожной разметке 1.1, 1.6, 1.7 ПДД РФ. Пользование таким участком угрожает безопасности дорожного движения.
Начальник ОГИБДД МО МВД России «Городовиковский» Джеев С.А. в судебном заседании указал на то, что при проведении проверки по факту дорожно-транспортного происшествия было установлено отсутствие разметки на дороге местного значения, по ул. Петровского с. Яшалта. В связи с этим в отношении Манджиева С.В., являющегося заместителем Главы Яшалтинского РМО РК, был составлен административный протокол по ч.1 ст.12.34 КоАП РФ.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – заместитель Главы Яшалтинского РМО РК Манджиев С.В. в судебном заседании пояснил, что в июне 2019 года Муниципальным Бюджетным учреждением «Управление коммунального хозяйства и благоустройства Яшалтинского района» в соответствии с муниципальным заданием была нанесена дорожная разметка по улицам с. Яшалта, которая к декабрю 2019 года стала слабо видимой.
Суд, выслушав объяснения заместителя Главы Яшалтинского РМО РК Манджиева С.В., начальника ОГИБДД МО МВД России «Городовиковский» Джеева С.А., исследовав материалы дела об административном правонарушении, а также материалы, поступившие по запросу суда, приходит к следующему. Административная ответственность за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дорог либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения предусмотрена ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ. Совершением административного правонарушения, предусмотренного указанной нормой, должностным лицом, ответственным за состояние дорог, влечёт наложение на указанное лицо административного штрафа в размере от 20 000 рублей до 30 000 рублей. Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 08 ноября 2007 N 257-ФЗ). В соответствии с пунктом 6 статьи 3 данного Федерального закона дорожной деятельностью признается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (пункт 12 статьи 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ). Согласно пункту 1 статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог (пункт 2 статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ). Пунктом 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090 «О правилах дорожного движения» (далее - Основные положения), установлено, что должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил. Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления (часть 3 статьи 15 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ). В соответствии с Правилами дорожного движения Российской Федерации «дорога» - обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии. Исходя из положений статьи 37 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ), местная администрация является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования, наделенным уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации. В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ, к вопросам местного значения муниципального, городского округа отнесена и дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Аналогичная деятельность администрации Яшалтинского РМО отражена в Уставе Яшалтинского районного муниципального образования Республики Калмыкия, утвержденном решением Собрания депутатов Яшалтинского РМО РК от 28 апреля 2016 года № 73 (подпункт 5 пункта 1 статьи 7 Устава). Как видно из материалов дела, 19 декабря 2019 года в 11 часов 17 минут в ходе обследования улично-дорожной сети автомобильной дороги общего пользования муниципального значения по ул. Петровского с. Яшалта были выявлены нарушения п. 6.3 ГОСТ Р 505597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатации дорожного движения. Методы контроля», выразившееся в отсутствии горизонтальной разметки 1.1, 1.6, 1.7 ПДД РФ. 17 января 2019 года начальником ОГИБДД МО МВД России «Городовиковский» в отношении заместителя Главы Яшалтинского РМО РК Манджиева С.В. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ. В тот же день заместителю Главы Администрации Яшалтинского районного муниципального Республики Калмыкия было выдано предписание об устранении выявленных недостатков. Срок устранения недостатков определен до 17 часов 00 минут 17 февраля 2020 года.В ответе Главы Яшалтинского РМО РК Точка С.В. на указанное выше представление об обновлении и нанесении горизонтальной дорожной разметке по ул. Петровского с. Яшалта, до дома № 1 и до № 140 указано, что согласно отчету МБУ «Управление коммунального хозяйства и благоустройства Яшалтинского района» об исполнении муниципального задания, дорожная разметка 1.1, 1.6, 1.7 ПДД РФ наносилась весной 2019 года и в настоящее время в силу погодных условий, характерных зимнему периоду, проведение указанных работ нецелесообразно. В указанном ответе Администрация Яшалтинского РМО ходатайствовала о предоставлении отсрочки исполнения предписания № 170 от 17 января 2020 года до 15 апреля 2020 года.
На указанное ходатайство администрации Яшалтинского РМО РК 12 февраля 2020 года начальником ОГИБДД МО МВД России «Городовиковский» Джеевым С.А. вынесено определение об удовлетворении ходатайства и продлении исполнения предписания № 170 от 17 января 2020 года до 15 апреля 2020 года.
По запросу суда Администрацией Яшалтинского района РК представлены Муниципальное задание на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годы, утвержденное Главой Яшалтинского РМО Точка С.В. 29 декабря 2018 года, а также отчет о выполнении муниципального задания № 1 на 2019 год от 09 января 2020 года МБУ «Управление коммунального хозяйства и благоустройства Яшалтинского района».
Из вышеуказанного муниципального задания следует, что мероприятия по ремонту и содержанию асфальтобетонного полотна дорог местного значения в объеме 94 км. предусмотрены заданием на период с 2019 года по 2021 год включительно.
Согласно отчету выполнения муниципального задания на 2019 год, мероприятия по ремонту и содержанию асфальтобетонного полотна дорог местного значения выполнены в объеме утвержденном в муниципальном задании.
В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
На основании ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Установление виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснении лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, а также на основании иных доказательств, предусмотренных ч. 2 ст. 26.2 КоАП РФ.
Факт совершения Манджиевым С.В. административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, подтверждается имеющимися в деле доказательствами, исследованными в судебном заседании, а именно протоколом об административном правонарушении от 17 января 2020 года, актом выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги от 19 декабря 2019 года, копией должностного регламента заместителя Главы Яшалтинского РМО РК и другими письменными доказательствами.
При этом, оценивая события правонарушения и обстоятельства его совершения, рассматривая вопрос назначения наказания, суд усматривает основания для признания совершённого Манджиевым С.В. правонарушения малозначительным.
В соответствии с положениями статьи 2.9.КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, уполномоченный решить дело об административном правонарушении, может освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании статьи 2.9 КоАП РФ вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу. Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
С учётом вышеприведенного, малозначительность административного правонарушения является оценочной категорией, которая определяется судьёй в каждом конкретном случае, применительно ко всем обстоятельствам дела. По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.
При этом в каждом конкретном случае следует учитывать разовый либо систематический характер противоправного поведения и (или) иные обстоятельства, сопутствующие (предшествующие) деянию.
Кроме того, наличие (отсутствие) существенной угрозы охраняемым общественным отношениям может быть оценено судом с точки зрения степени вреда (угрозы вреда), причиненного непосредственно установленному публично-правовому порядку деятельности. В частности, существенная степень угрозы охраняемым общественным отношениям имеет место в случае пренебрежительного отношения лица к установленным правовым требованиям и предписаниям (публичным правовым обязанностям).
Формальный состав правонарушения, совершенного Манджиевым С.В., не является препятствием для его признания малозначительным, поскольку Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит запрета на применение ст. 2.9 КоАП РФ в отношении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ.
При этом, имеющиеся в материалах административного дела сведения о том, что на участке дороги по ул. Петровского с. Яшалта, на котором отсутствует горизонтальная разметка, произошло дорожно-транспортное происшествие, суд исходит из того, что отсутствие горизонтальной разметки не находится в причинной связи с совершенным дорожно-транспортным происшествием. Доказательств взаимосвязи с невыполнением Манджиевым С.В. обязанности по содержание дорог в безопасном для дорожного движения состоянии с произошедшим на участке дороги ДТП в материалах дела не имеется.
Вывод о возможности освобождения лица от административной ответственности в связи с малозначительностью совершённого правонарушения должен быть основан на конкретных обстоятельствах дела, характере правонарушения и роли правонарушителя.
Пренебрежительное отношение Манджиева С.В. к своим обязанностям из материалов дела не усматривается, что в том числе подтверждается муниципальным заданием и отчетом о его выполнении.
Конструкция статьи с формальным составом не предполагает обязательного установления наступления определенных последствий. Квалификация правонарушения в качестве малозначительного не должна ограничиваться только оценкой объективных признаков его состава.
Деятельность по эксплуатации автомобильных дорог, а именно мероприятия по ремонту и содержанию асфальтобетонного полотна дорог местного значения заложены в муниципальное задание администрации Яшалтинского РМО РК вплоть до 2021 года, которое выполняется обособленным подразделением МБУ «Управление коммунального хозяйства и благоустройства Яшалтинского района».
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для прекращения производства по делу в отношении Манджиева С.В. и освобождении его от административной ответственности в связи с малозначительностью административного правонарушения.
В соответствии со статьей 29.9 КоАП РФ, по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении выносится одно из следующих решений, в том числе, о прекращении производства по делу об административном правонарушении и объявления устного замечания в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 29.9-29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
п о с т а н о в и л:
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 КоАП РФ, в отношении заместителя Главы Яшалтинского районного муниципального образования Республики Калмыкия Манджиева Санала Вадимовича прекратить, в связи с малозначительностью административного правонарушения.
Освободить заместителя Главы Яшалтинского районного муниципального образования Республики Калмыкия Манджиева Санала Вадимовича от административной ответственности, объявив ему устное замечание.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Калмыкия через Яшалтинский районный суд Республики Калмыкия в течении десяти суток со дня получения или вручения копии постановления.
Судья: подпись.
Копия верна.
Судья Яшалтинского районного суда Дрей В.Д.