РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Стефанская Н.В. Дело № 33-6136/2015
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
16 декабря 2015 года г.Калининград
Судебная коллегия по гражданским делам Калининградского областного суда в составе:
председательствующего Крамаренко О.А.,
судей Гарматовской Ю.В., Ганцевича С.В.,
с участием прокурора Маркеловой Г.И.
при секретаре Мещеряковой Ю.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Правительства Калининградской области и Министерства социальной политики Калининградской области на решение Центрального районного суда г.Калининграда от 28 октября 2015 года, которым иск прокурора Центрального района г.Калининграда, действующего в интересах в интересах Ц. удовлетворен.
Правительство Калининградской области обязано предоставить Ц. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, не ниже установленных социальных норм.
Заслушав доклад судьи Гарматовской Ю.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Центрального района г.Калининграда обратился в суд с иском к Правительству Калининградской области, указав, что проведенной проверкой установлен факт нарушения прав Ц., относящегося к категории лиц из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, которая включена в список указанных лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, однако до настоящего времени данное право истца не реализовано. В этой связи прокурор просил обязать Правительство Калининградской области предоставить истцу благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим правилам, не ниже установленных социальных норм за счет средств бюджета Калининградской области.
Судом постановлено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе Правительство Калининградской области и Министерства социальной политики Калининградской области просит решение суда отменить, в иске отказать. Не оспаривая право истца на получение жилья из специализированного жилого фонда, заявитель полагает, что в силу положений Порядка предоставления лицам данной категории жилых помещений из специализированного фонда предусмотрен Законом Калининградской области «О специализированном жилищном фонде Калининградской области», ст.57 и 100 ЖК РФ, внеочередной порядок предоставления жилых помещений указанной категории граждан законом не предусмотрен, и нарушение принципа очередности при предоставлении жилья истцу нарушит права иных граждан, включенных в список ранее.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции стороны не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в связи с чем суд апелляционной инстанции в соответствии с требованиями ст. 167 ГПК РФ, ч.1, 2 ст. 327 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы и возражений на них, судебная коллегия полагает решение суда подлежащим оставлению без изменения.
Согласно статье 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Статьей 40 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый имеет право на жилище.
В силу положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции, действовавшей до внесения в него изменений Федеральным законом от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ - до 1 января 2013 года) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
При этом положениями п. 2 ч.2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ (в редакции, действующей до 1 января 2013 года) было предусмотрено право на внеочередное обеспечение жилым помещением указанной категории лиц.
Федеральным законом от 29.02.2012 № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», введенным в действие с 1 января 2013 года, предусмотрено новое правовое регулирование вопросов обеспечения жилыми помещениями указанной категории граждан. При этом положения пункта 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ признаны утратившим силу, одновременно введена в действие ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ, предусматривающая, что предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Кроме того, положения статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ изложены в новой редакции, в соответствии с которой детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений ( п.1). При этом по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (п.7 ст.8).
Согласно п.2 статьи 4 названного выше Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ, действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Пунктом 1 ст. 8 Закона Калининградской области от 28.12.2005 № 714 "Об обеспечении дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции, действующей с 1 января 2013 года) предусмотрены положения, аналогичные положениям п.1 ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ, действующего в новой редакции.
Кроме того, в Закон Калининградской области от 03.07.2007 №151 "О специализированном жилищном фонде Калининградской области" (в редакции закона от 26.12.2012 г. № 191) с 1 января 2013 года введена глава 6-1, которой урегулированы вопросы предоставления жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа указанной категории детей. Согласно статье 43-3 указанного Закона ( в редакции, действовавшей с 1 января 2013 года и на момент разрешения спора) дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указанные в пункте 1 настоящей статьи, включаются в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - Список), которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Калининградской области органом исполнительной власти Калининградской области, уполномоченным в сфере социальной защиты населения.
Порядок формирования данного списка предусмотрен ст. 43-4 Закона, а статьями 43-6 и 43.7 – порядок предоставления и норма предоставления площади жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
4апреля 2013 г. Правительством Калининградской области принято постановление № 210«Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
В силу приведенного выше федерального законодательства и законодательства Калининградской области обязанность по предоставлению жилого помещения указанной категории лиц специализированных жилых помещений возложена законодателем на орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в данном случае - Правительство Калининградской области.
Вопросы же включения в соответствующий список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, с 01 октября 2013 года, с учетом изменений, внесенных в постановление № 210 Постановлением Правительства Калининградской области от 10 сентября 2013 г. № 673, решаются Министерством социальной политики Калининградской области.
Как следует из материалов дела, мать Ц., ДД.ММ.ГГГГ рождения, У., решением Ленинградского районного суда г. Калининграда от 16.06.2009 года лишена родительских прав в отношении сына, который был передан органам опеки и попечительства.
Сведения об отце Ц. внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери ребенка.
Постановлением администрации городского округа «Город Калининград» № от 29.07.2009 года за Ц. сохранено право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>.
В указанном жилом помещении истец состоял на регистрационном учете в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Снят с регистрационного учета в связи с выбытием в интернат.
Из справки И.о. директора ГБСУ СО «Ш.» от 29.04.2015 года следует, что Ц. с 23.12.2009 года на основании путевки Министерства социальной политики и труда Калининградской области № от 30.11.2009 года, находился в указанном учреждении. 12.12.2013 года Ц. отчислен из детского дома по разрешению Министерства социальной политики Калининградской области № от 26.11.2013 года на постоянное место жительства с матерью У. и отцом К. по адресу: <адрес>.
Согласно сообщению начальника управления учета и найма жилья комитета муниципального имущества и земельных ресурсов администрации городского округа «Город Калининград» от 21.05.2015 года, Ц. жилым помещением по договору социального найма за последние пять лет администрацией городского округа «Город Калининград» не обеспечивался.
Из свидетельства о регистрации по месту пребывания № от 13.05.2015 года усматривается, что Ц. временно с 13.05.2015 года по 12.08.2015 года был зарегистрирован по месту пребывания по адресу: <адрес>.
Таким образом, в настоящее время Ц. регистрации на территории Калининградской области не имеет.
Согласно копии лицевого счета квартиросъемщика № в жилом помещении общей площадью <данные изъяты> кв.м, жилой площадью <данные изъяты> кв.м по адресу: <адрес> зарегистрированы 4 человека: наниматель У., дочь нанимателя Е., внуки - Н. и Г.
В вязи с тем, что в жилом помещении зарегистрированы четыре человека, что следует из указанных выше документов, учетная площадь жилого помещения на одного человека составляет 7,7 кв.м, то есть менее установленной учетной нормы.
Согласно уведомлению об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество, выданного Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области, сведения о зарегистрированных правах Ц. на объекты недвижимого имущества отсутствуют.
Согласно сообщению Министерства социальной политики Правительства Калининградской области от 29.07.2015 года №, а также на основании приказа Министерства социальной политики от 29.07.2015 года № Ц. включен в список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Калининградской области под №.
Таким образом, учитывая наличие у истца нереализованного права на предоставление жилья, решение суда о возложении на ответчика обязанности по его предоставлению, является обоснованным.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, изменение законодательства не повлекло возникновение возможности обеспечения детей-сирот и иных лиц данной категории жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке очереди, определяемой в соответствии с очередностью указанных лиц в списке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Ни положения Федерального закона, ни положения вышеупомянутых нормативных актов Калининградской области не содержат указание на предоставление жилых помещений в порядке очередности исходя из времени включения в соответствующий Список.
Сам по себе факт учета лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, означает лишь констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом или законом субъекта РФ оснований обеспечения гражданина жилым помещением для целей своевременного исполнения обязанности по предоставлению гражданину жилого помещения при наличии совокупности предусмотренных законом юридических фактов. Реализация же предусмотренного законом права на обеспечение жильем лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оканчивается предоставлением такого жилья, а не включением в учетный список.
С учетом изложенного, доводы апелляционной жалобы не могут повлечь отмену или изменение судебного решения.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Центрального районного суда г.Калининграда от 28 октября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: