К О П И Я
Дело № 7-350/2022
Р Е Ш Е Н И Е
10 августа 2022 года г. Салехард
Судья Суда Ямало-Ненецкого автономного округа Мочалова Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе защитника АО «Энерго-Газ-Ноябрьск» Кравцовой Н.В. на решение судьи Ноябрьского городского суда ЯНАО от 07 июня 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 38 ст. 19.5, ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ, в отношении юридического лица АО «Энерго-Газ-Ноябрьск»,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Северо-Уральского межрегионального Управления Росприроднадзора, начальника отдела государственного экологического надзора в г.Ноябрьске Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Вовода С.Ю. от 30 марта 2022 года № 03/4-206/2022 юридическое лицо АО «Энерго-Газ-Ноябрьск» (далее - Общество) привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 38 ст. 19.5 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде штрафа в размере 150 000 рублей.
Постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Северо-Уральского межрегионального Управления Росприроднадзора, главного специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора в г.Ноябрьске Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Карпова К.А. от 25 марта 2022 года № 03/4-203/2022 юридическое лицо АО «Энерго-Газ-Ноябрьск» привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 38 ст. 19.5 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде штрафа в размере 150 000 рублей.
Постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Северо-Уральского межрегионального Управления Росприроднадзора, главного специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора в г.Ноябрьске Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Карпова К.А. от 11 апреля 2022 года № 03/4-214/2022 юридическое лицо АО «Энерго-Газ-Ноябрьск» привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде штрафа в размере 300 000 рублей.
Определением судьи Ноябрьского городского суда ЯНАО от 16 мая 2022 года данные дела по жалобам Общества на три постановления объединены в одно производство.
Решением судьи Ноябрьского городского суда ЯНАО от 07 июня 2022 года постановления № 03/4-206/2022 от 30 марта 2022 года, № 03/4-203/2022 от 25 марта 2022 года, № 03/4-214/2022 от 11 апреля 2022 года изменены, назначено одно административное наказание в виде штрафа в размере 160 000 рублей, в остальной части постановления оставлены без изменения.
С решением судьи не согласен защитник Кравцова Н.В., в жалобе, поданной в суд ЯНАО, просила его отменить, направить дело на новое рассмотрение. В обоснование указала, что 16 мая 2022 года в Ноябрьский городской суд ЯНАО Общество подало заявление о приостановлении производства по делу в связи с тем, что Обществом в Арбитражный суд ЯНАО подано заявление о признании незаконным акта внеплановой выездной проверки № 93 от 16 марта 2022 года. Рассмотрение дела в Арбитражном суде по данному заявлению является препятствующим процессом для дальнейшего рассмотрения дела об административном правонарушении.
АО «Энерго-Газ-Ноябрьск», должностное лицо извещалось о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явилось, жалоба рассматривается в отсутствие указанного лица.
Рассмотрев доводы жалобы, проверив материалы дела, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 38 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение в установленный срок предписания органа, осуществляющего государственный экологический надзор, об устранении нарушений законодательства, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Согласно части 1 статьи 44 Водного кодекса Российской Федерации использование водных объектов для целей сброса сточных, в том числе дренажных, вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.
Пунктом 1 статьи 22, пунктом 1 статьи 34, пунктом 1 статьи 39 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется с учетом нормативов допустимых сбросов.
Из материалов дела следует, что 10 декабря 2021 года Северо-Уральским межрегиональным управлением Росприроднадзора Обществу выдано предписание № 176 об устранении в установленный срок ряда нарушений, выявленных в результате проведения плановой выездной проверки (акт проверки от 10 декабря 2021 года № 416) (л.д. 33-36; л.д. 41-42 адм. Дела № 03/4-203/2022).
Так, согласно п.2 предписания в срок 1 февраля 2022 года Обществу надлежало устранить нарушение требований под.10 п.2.3 Решения о предоставлении водного объекта в пользование № 89-15.04.00.991-Р-РСВХ-С-2018-05282/00 от 22 марта 2018 года (л.д. 27-43 адм. дела), ч.1 ст.9 и ч.1 ст.11 Водного кодекса РФ, которые заключались в осуществлении хозяйственной деятельности на объекте № со сбросом сточных вод в водный объект - реку Янгаяха (бассейн реки Пур) с нарушением условий документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом.
На основании решения от 16 февраля 2022 года № 95-рш выдавшим указанное выше предписание органом проведена проверка исполнения предписания, по итогам которой установлено и оформлено актом от 16 марта 2022 года № 93, что п.2 предписания от 10 декабря 2021 года № 176 Обществом не исполнен, а в пробах сточной воды по-прежнему имеется превышение содержания загрязняющих веществ над параметрами, установленными решением о предоставлении объекта в пользование (л.д. 83-84 адм. дела).
22 марта 2018 года Обществу выдано решение № 89-15.04.00.991-Р-РСВХ-С-2018-05282/00 от 22 марта 2018 года о предоставлении водного объекта в пользование на срок по 12 января 2022 года (л.д. 27-43 адм. дела).
Согласно данному решению целью использования водного объекта является сброс сточных вод в реку Янгаяха (бассейн реки Пур) после очистки на КОС-15000 и КОС-30000.
В подп.10 п.2.3 решения от 22 марта 2018 года прямо указано, что максимальное содержание загрязняющих веществ в сточных, в том числе дренажных водах для выпусков как КОС-15000 и КОС-30000, не должно превышать: по аммоний-иону - 0,5, по нитрит-иону - 0,08, по нитрат-иону - 40, по АПАВ - 0,1, по нефтепродуктам - 0,05, по железу общему - 0,1.
16 июня 2014 года Федеральным агентством водных ресурсов утверждены нормативы допустимого воздействия на водные объекты бассейна реки Пур, к которому относится река Янгаяха. Согласно этим нормативам максимальное содержание фосфат-ионов составляет 0,2.
Соблюдение данных показателей является условием использования Обществом водного объекта в целях сброса сточных вод.
Между тем, в ходе проверки выявлено превышение показателей:
- в пробах сточной воды, отобранной в точке ЯНАО г.Ноябрьск, водный объект - Янгаяха (бассейн реки Пур) КОС-15 - по аммоний-иону (не менее чем на 10), по нитрат-иону (не менее чем на 2,12), по нитрит-иону (не менее чем на 2,01), по фосфат-иону (не менее чем на 17,65), по АПАВ (на 1,33), по нефтепродуктам (не менее чем на 1,6), по железу общему (не менее чем на 1,4)
- в пробах сточной воды, отобранной в точке ЯНАО г.Ноябрьск, водный объект - Янгаяха (бассейн реки Пур) КОС-30 - по аммоний-иону (не менее чем на 17,9), по нитрат-иону (не менее чем на 2,15), по нитрит-иону (не менее чем на 1,25), по фосфат-иону (не менее чем на 19), по АПАВ (на 1,3), по нефтепродуктам (не менее чем на 4,26), по железу общему (не менее чем на 2,4);
- в пробах природной поверхностной воды, отобранной в точке ЯНАО г.Ноябрьск 50 м ниже по течению от сброса очищенных сточных вод с КОС-15000 - по аммоний-иону (не менее чем на 2), по нитрат-иону (не менее чем на 7,4), по фосфат-иону (не менее чем на 1,45), по железу общему (не менее чем на 0,6);
- в пробах природной поверхностной воды, отобранной в точке ЯНАО г.Ноябрьск 500 м ниже по течению от сброса очищенных сточных вод с КОС-30000 - по аммоний-иону (не менее чем на 3,6), по фосфат-иону (не менее чем на 2), по железу общему (не менее чем на 9,9);
- в пробах природной поверхностной воды, отобранной в точке ЯНАО г.Ноябрьск 500 м выше по течению от сброса очищенных сточных вод с КОС (фоновая проба) - по аммоний-иону (не менее чем на 1,38), по фосфат-иону (не менее чем на 0,45), по железу общему (не менее чем на 2,48).
Пробы были отобраны 24 февраля, 1 и 3 марта 2022 года в присутствии представителя Общества, замечаний по такому отбору не имелось, акты и фототаблицы по отборам также составлены (л.д. 37-47, 50-55, 65-74).
В связи с изложенным 22 марта 2022 года должностным лицом Северо-Уральского МРУ Росприроднадзора в отношении Общества возбуждено дело об административном правонарушении по ч.38 ст.19.5 КоАП РФ, а впоследствии вынесено обжалуемое постановление № 03/4-203/2022 с назначением административного штрафа в размере 150 000 рублей (л.д. 5-9).
Также п.2 предписания от 10 декабря 2021 года № 176 Обществом не исполнен. О том, что Обществом были предприняты хоть какие-нибудь меры, направленные на исполнение предписания, материалы дела не свидетельствуют. Факт проведения ряда ремонтных работ в период, предшествующий дате выдаче предписания, не свидетельствует о таком исполнении. То же относится к ссылкам на заключенное в апреле 2018 года концессионное соглашение. Доводы Общества о том, что очистные сооружения введены в эксплуатацию в 1983 году, в связи с чем уже не способны осуществлять очистку сточных вод до указанных в решении о предоставлении водного объекта в пользование параметров, несостоятельны, поскольку это не является основанием для нарушения условий такого решения.
Сведений о том, какие меры в целях непосредственного исполнения п.2 предписания были предприняты Обществом в период с 10 декабря 2021 по 1 февраля 2022 года, не представлено.
В связи с этими же обстоятельствами (выявлением факта сброса неочищенных должным образом сточных вод 24 февраля, 1 и 3 марта 2022 года) 31 марта 2022 года должностным лицом Северо-Уральского МРУ Росприроднадзора в отношении Общества возбуждено дело об административном правонарушении по ч.4 ст.8.13 КоАП РФ, а впоследствии вынесено обжалуемое постановление № 03/4-214/2022 с назначением административного штрафа в размере 300 000 рублей.
Частью 4 ст.8.13 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, за исключением случаев, предусмотренных ст.8.45 настоящего Кодекса (невыполнение требований по оборудованию хозяйственных и иных объектов, расположенных в границах водоохранных зон, сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды).
К числу таких требований относятся установленные ст.56 ВК РФ, которой запрещен сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты (ч.6).
Помимо этого Федеральным законом от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации согласованные с органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты.
АО «Энерго-Газ-Ноябрьск», являясь коммерческой организацией и эксплуатируя указанные сооружения в предпринимательской деятельности, обязано соблюдать экологические требования и не допускать поступление в окружающую среду вредных веществ. Поэтому техническое состояние канализационных очистных сооружений не исключает привлечение Общества к административной ответственности.
Фактические обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, которым была дана оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения.
Действия Общества квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами и нормами КоАП РФ.
Принимая обжалуемые акты, должностное лицо административного органа и судья городского суда сочли, что юридическое лицо имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Порядок и срок давности привлечения общества к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено в пределах санкции ч. 38 ст. 19.5 КоАП РФ и ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ с применением положений ст. 4.4. КоАП РФ, является справедливым и законным.
Подлежат отклонению доводы жалобы о том, что рассмотрение дела в Арбитражном суде по заявлению Общества о признании незаконным акта внеплановой выездной проверки № 93 от 16 марта 2022 года является препятствующим процессом для дальнейшего рассмотрения дела об административном правонарушении.
Определением Арбитражного суда ЯНАО от 13 июля 2022 года по делу № А81-6386/2022 прекращено производство по делу по заявлению АО «Энерго-Газ-Ноябрьск» об оспаривании акта № 93 от 16 марта 2022 года.
Доводы жалобы основаны на субъективном толковании закона и утверждениях, не подтвержденных материалами дела, являлись предметом исследования в процессе рассмотрения жалобы на постановление о привлечении к административной ответственности и оценены судьей в совокупности с представленными доказательствами.
Несогласие в жалобе с оценкой имеющихся доказательств и с толкованием должностным лицом и судьей правовых норм, не свидетельствует о том, что в ходе рассмотрения дела были допущены существенные нарушения названного Кодекса и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
С учетом изложенного оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 30.9 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л:
Решение судьи Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 07 июня 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 38 ст. 19.5, ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ, в отношении юридического лица АО «Энерго-Газ-Ноябрьск», оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья (подпись) Н.В.Мочалова