Дело № 12-77/2022
УИД: 03RS0019-01-2022-001237-58
Решение
по жалобе на постановление
по делу об административном правонарушении
Судья Абзелиловского районного суда Республики Башкортостан Осипов В.Н., находясь по адресу: Республика Башкортостан, Абзелиловский район, с. Аскарово, ул. Коммунистическая д.16, 04 октября 2022 года,
с участием помощника прокурора Абзелиловского района Республики Башкортостан Янгубаева, государственного инспектора главного специалиста-эксперта Белорецкого ТК Минэкологии РБ ФИО4 рассмотрев жалобу главы Администрации СП Краснобашкирский сельсовет МР Абзелиловский район РБ Каримова З.Н. на постановление № 18-ТА, вынесенное государственным инспектором Белорецкого территориального комитета Минэкологии РБ ФИО5 от 22 июля 2022 года, которым должностное лицо – глава Администрации СП Краснобашкирский сельсовет МР Абзелиловский район РБ Каримов З.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец <адрес>, зарегистрированный и проживающий по адресу: <адрес>, привлечен к административной ответственности по ст.8.2 ч.1 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
постановлением государственного инспектора Белорецкого территориального комитета Минэкологии РБ ФИО3 от 22 июля 2022 года должностное лицо – глава Администрации СП Краснобашкирский сельсовет МР Абзелиловский район РБ Каримов З.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 ч.1 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере десяти тысяч пятьсот рублей.
Привлекаемое лицо обратилось в суд с жалобой на данное постановление, просит его отменить, производство по делу прекратить.
В судебное заседание Каримов З.Н. не явился, был извещен надлежащим образом, не просил рассмотреть дело в его отсутствие либо разбирательством отложить, в силу ч.2 ст. 25.1 КоАП РФ и п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.2007 N 52 (ред. от 09.02.2012) "О сроках рассмотрения судами Российской Федерации уголовных, гражданских дел и дел об административных правонарушениях" суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Свидетель ФИО3 в судебном заседании показал, что на земельном участке, несанкционированной свалке, 19.05.2022 был выявлен факт тление отходов производства и потребления на площади 500 кв.м. Данный земельный участок относится к территории администрации сельского поселения Краснобашкирский сельсовет МР Абзелиловский район Республики Башкортостан, в связи с чем сельсовет был привлечен к административной ответственности по ч.1 ст.8.2 КоАП РФ.
Помощник прокурора Абзелиловского района РБ посчитал постановление законным и обоснованным, доводы изложенные в жалобе не подлежащими удовлетворению, так как земельный участок, на котором была расположена свалка, относится к землям сельского поселения. Отсутствие денежных средств не может являться основанием для не привлечения, либо освобождения от административной ответственности.
Заслушав объяснения явившихся лиц, исследовав и оценив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, прихожу к следующему.
Согласно ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ст.26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которое настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.
При этом установление виновности предполагает доказывание не только вины лица, но и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния.
Согласно части 2 статьи 8 Федерального закона об отходах к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих районов. Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.
Территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями (часть 1 статьи 13 Федерального закона об отходах).
Частью 2 статьи 13 Федерального закона об отходах предусмотрено, что организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу части 4 статьи 18 Федерального закона об отходах индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства) на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с методическими указаниями по их разработке, утверждаемыми уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами.
Согласно части 1 статьи 26 Федерального закона об отходах юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, организуют и осуществляют производственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами.
В соответствии с частями 3, 4 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
Иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.
Согласно части 2 статьи 7 Закона Республики Башкортостан от 18 марта 2005 года N 162-з "О местном самоуправлении в Республике Башкортостан" (принят Государственным Собранием - Курултаем - РБ 17 марта 2005 года) к вопросам местного значения сельских поселений относятся вопросы, предусмотренные частью 3 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Настоящим Законом за сельскими поселениями закрепляются также другие вопросы местного значения из числа предусмотренных частью 1 статьи 14 Федерального закона вопросов местного значения городских поселений, за исключением предусмотренных пунктами 5, 23 части 1 статьи 14 Федерального закона.
Из системного толкования приведенных выше положений закона следует, что органы местного самоуправления могут выступать, с одной стороны, как юридические лица, осуществляющие деятельность по обращению с отходами, а, с другой стороны, являются органами, осуществляющими организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях соответствующих муниципальных образований.
Согласно обжалуемому постановлению, 19.05.2022 в 15.00 часов в ходе проверки территории СП Краснобашкирский сельсовет МР Абзелиловский район РБ установлено, что на земельном участке с географическими координатами СШ 53(22’34” ВД 58(50’0” СП Краснобашкирский сельсовет имеется несанкционированная свалка отходов на площади 2,5 га с примерным объемом размещения отходов от 200 до 250 м3, основными отходами, складированными в несанкционированной свалке, являются: отходы сучьев, ветвей, вершинок от лесоразработок(код по ФККО – 15211001215); мусор от сноса и разборки зданий несортированный (код по ФККО- 81290101724); отходы мебели деревянной офисной (содержание древесных материалов не более 10 %) (код по ФККО – 49211121725), отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные) (код по ФККО – 73111001724), которые размещаются в не отведенном и непредусмотренном для данных целей земельном участке и складируется непосредственно на почву. По периметру несанкционированной свалки наблюдается 2,3 очага тления отходов производства и потребления на площади 500 кв.м. и небольшие участки горения на площади 15 кв.м.
В материалах дела об административном правонарушении не имеется доказательств осуществления сельским поселением Краснобашкирский сельсовет хозяйственной деятельности в области обращения с бытовыми отходами, а также доказательств образования отходов при осуществлении своей деятельности.
Такие виды деятельности как сбор, складирование, использование, сжигание, переработка, обезвреживание, транспортировка, захоронение и иное обращение с отходами производства и потребления или иными опасными веществами не относятся к уставной деятельности органов местного самоуправления Краснобашкирского сельского поселения.
При этом полномочия органов местного самоуправления Краснобашкирского сельского поселения по участию в организации сбора и вывоза бытовых отходов, мусора, ликвидации несанкционированных свалок на территории муниципального образования являются властно-распорядительной функцией данного органа, неисполнение которых не охватывается диспозицией статьи 8.2 КоАП РФ.
Следовательно, глава сельского поселения Каримов З.Н. не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах постановление должностного лица №18-ТА от 22.07.2022 года, вынесенное в отношении главы сельского поселения Каримова З.Н. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 статьи 8.2 КоАП РФ, подлежит отмене, производство по делу - прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
постановление № 18-ТА, вынесенное государственным инспектором Белорецкого территориального комитета Минэкологии РБ ФИО3, от 22 июля 2022 года в отношении главы Администрации СП Краснобашкирский сельсовет МР Абзелиловский район РБ Каримова З.Н. по ст.8.2 ч.1 КоАП РФ – отменить, производство по делу прекратить на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КОАП РФ в связи с отсутствием состава правонарушения, чем удовлетворить жалобу главы Администрации СП Краснобашкирский сельсовет МР Абзелиловский район РБ Каримова З.Н.
Настоящее решение может быть обжаловано в Верховный Суд РБ в течение 10 суток с момента его получения в сроки и в порядке, установленные главой 30 КоАП РФ.
Судья: В.Н. Осипов