Решение по делу № 2-232/2024 от 19.08.2024

Дело № 2-232/2024

УИД 42RS0027-01-2024-000478-95

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

пгт. Тяжинский                                                                                            18 октября 2024 года

Тяжинский районный суд Кемеровской области в составе

председательствующего судьи Попираловой М.А.,

при секретаре Ивадаевой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Комитета по управлению муниципальным имуществом Тяжинского муниципального округа к Комитету по управлению государственным имуществом Кузбасса, Федеральному агентству по управлению государственным имуществом о признании права муниципальной собственности на нераспределенные сельскохозяйственные земли СПК имени Кутузова,

У С Т А Н О В И Л:

Комитет по управлению муниципальным имуществом Тяжинского муниципального округа обратился в суд с иском к Комитету по управлению государственным имуществом Кузбасса, Федеральному агентству по управлению государственным имуществом в лице Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кемеровской области – Кузбассе и Томской области о признании права муниципальной собственности на нераспределенные сельскохозяйственные земли СПК имени Кутузова (ранее колхоз «им.Кутузова»).

Исковые требования обоснованы тем, что в соответствии с Указом Президента РФ от 27.12.1991 № 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» была проведена бесплатная передача земель сельскохозяйственного назначения в общую долевую собственность граждан. В соответствии с проектом землеустройства (перераспределения земель) совхоза «им. Кутузова», разработанным в 1992 году площадь земель составляла 7788 га. Для бесплатной передачи земельных паев в общую долевую собственность граждан совхозу «им. Кутузова» было выделено 5708,1 га. Распоряжением администрации Тяжинского района Кемеровской области от ДД.ММ.ГГГГ год «О выдаче свидетельств на право собственности на землю» выдано свидетельств 359 гражданам, таким образом, в общую долевую собственность было передано 5708,1 га, площадь нераспределенных земель составила 81,9 га. Нераспределенные земли площадью 81,9 га в фонд перераспределения земель не передавались. Ссылаясь на п. 3.1 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» ст. 19 Земельного кодекса РФ, ст. 12 ГК РФ.

Просит признать право муниципальной собственности за муниципальным образованием «Тяжинский муниципальный округ» на невостребованные (нераспределенные) земельные земли сельскохозяйственного назначения, расположенные в границах плана колхоза «им. Кутузова» общей площадью 482,41 га.

В судебное заседание представитель истца Комитета по управлению муниципальным имуществом Тяжинского муниципального округа не явилась, о дне и времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.

Представитель ответчика КУГИ Кузбасса, надлежаще извещенный о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явился. Представителем ответчика Малютиной М.А., действующей на основании доверенности, представлен письменный отзыв на исковое заявление, в котором она не возражает против удовлетворения исковых требований истца.

Представитель ответчика Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кемеровской области – Кузбассе и Томской области, надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явился, о причинах неявки не известил, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовал, возражений по существу заявленных требований не представил.

Представитель третьего лица Федерального агентства лесного хозяйства в лице Департамента лесного комплекса по Сибирскому федеральному округу в судебное заседание не явился, Котенко А.И. представлены пояснения по делу, в которых просит в удовлетворении исковых требований отказать, также представитель Гирка И.Е. просит рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица.

Представитель третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области – Кузбассу в судебное заседание не явился, извещен надлежаще. Представителем Кукшеевым А.В. представлены пояснения по делу, в которых не возражает против удовлетворения исковых требований, а также просит рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица.

Представитель третьего лица Департамента лесного комплекса Кузбасса в судебное заседание не явился, извещен надлежаще.

На основании ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.

Исследовав письменные материалы дела, суд в своих выводах приходит к следующему.

В соответствии с ч. ч. 2, 3 ст. 36 Конституции Российской Федерации владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.

Согласно ст. 12 ГК РФ, защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем признания права.

Согласно правовой позиции, изложенной в. п. 22 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 2 (2020), утвержденной Президиумом Верховного Суда РФ от 22.07.2020, по смыслу ст. 17 - 19 ЗК РФ одним из оснований возникновения права собственности того или иного публично-правового образования является разграничение государственной собственности на землю.

Правовое регулирование разграничения государственной собственности на землю до 1.07.2006 было определено Федеральным законом от 17.07.2001 № 101-ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю» (далее - Закон № 101-ФЗ).

Согласно ч. 2 ст. 2 данного Закона основанием государственной регистрации права собственности на земельные участки Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований являлись акты Правительства Российской Федерации об утверждении перечней (согласованных с соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления) земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю, а также вступившие в законную силу судебные решения по спорам, связанным с разграничением государственной собственности на землю.

Федеральным законом от 17.04.2006 № 53-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» Закон № 101-ФЗ признан утратившим силу, а в Федеральный закон № 137-ФЗ от 25.10.2001 «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» введена ст. 3.1, которой закреплен нормативный механизм разграничения государственной собственности на землю, состоящий в том, что определенное государственное имущество признается собственностью конкретного публичного образования в силу закона (то есть без проведения каких-либо административных процедур передачи участков) в соответствии в перечисленными в указанной норме критериями.

Закрепленные законодателем критерии для разграничения публичной земли, прежде всего, касаются земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости или которые по своему назначению необходимы органам власти того или иного уровня, а также отдельным (названным в законе лицам) в целях выполнения ими своих функций. В отношении незастроенных публичных участков или участков, не предоставленных лицам, указанным в ст. 3.1 Закона № 137-ФЗ, разграничение права государственной собственности на дату вступления в силу данной нормы не произошло.

Поскольку из содержания указанной статьи и иных норм земельного законодательства не следует, что применение критериев разграничения возможно только к тем отношениям, которые сложились на момент вступления в силу ст. 3.1 Закона № 137-ФЗ, ее положения должны применяться не только к отношениям, сложившимся по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, но и к отношениям, которые возникнут в последующем.

Конституционный Суд Российской Федерации в Определении № 579-О-О от 22.04.2010 указал, что Конституция Российской Федерации, относя разграничение государственной собственности к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт "г" части 1), вместе с тем не определяет, какие объекты государственной собственности находятся в собственности Российской Федерации, какие - в собственности субъектов Российской Федерации, а какие из государственной собственности передаются в собственность конкретных муниципальных образований. Указанное положение Конституции Российской Федерации предполагает, прежде всего, законодательное регулирование порядка отнесения объектов государственной собственности к тем или иным уровням (видам) этой собственности - федеральной собственности или собственности субъектов Российской Федерации, а также порядка передачи объектов из государственной собственности в муниципальную собственность. При этом федеральный законодатель вправе предусмотреть осуществление полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, органами местного самоуправления (Определение от ДД.ММ.ГГГГ -

Разрешение же споров о праве собственности на конкретные земельные участки находится в компетенции судов общей юрисдикции и арбитражных судов.

Согласно ч. 3 ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, муниципальных округов, городских округов, муниципальных районов относятся:

земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований;

земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления;

иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли.

В соответствии с п 1. ст. 5 Федерального закона от 17.07.2001 № 101-ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю», действовавшего до 01.07.2006, основанием внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у муниципальных образований возникает право собственности, является включение этих земельных участков в состав, в том числе: земель сельскохозяйственного назначения (абз. 3).

Согласно ч. 1 ст. 19 Земельного кодекса РФ в муниципальной собственности находятся земельные участки:

которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации;

право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;

которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством;

которые безвозмездно переданы в муниципальную собственность из федеральной собственности.

В силу ст. 7 Земельного кодекса РФ земли по целевому назначению подразделяются на категории и используются в соответствии с установленным для каждой категории целевым назначением. К числу самостоятельных категорий отнесены земли сельскохозяйственного назначения (пп. 1 п. 1).

В соответствии с положениями ст. 77 Земельного кодекса РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей (п. 1).

В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, мелиоративными защитными лесными насаждениями, водными объектами (в том числе прудами, образованными водоподпорными сооружениями на водотоках и используемыми в целях осуществления прудовой аквакультуры), объектами капитального строительства, некапитальными строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции, в случаях, предусмотренных федеральными законами, нестационарными торговыми объектами, а также жилыми домами, строительство, реконструкция и эксплуатация которых допускаются на земельных участках, используемых крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления своей деятельности, либо на земельных участках, предназначенных для ведения гражданами садоводства для собственных нужд (п. 2).

В соответствии с положениями ст. 59 Земельного кодекса РФ признание права на земельный участок осуществляется в судебном порядке (ч. 1).

Судебное решение, установившее право на землю, является юридическим основанием, при наличии которого органы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним обязаны осуществить государственную регистрацию права на землю или сделки с землей в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости» (ч. 2).

Исходя из вышеприведённых норм, в собственности муниципальных образований могут находиться, в том числе, земли сельскохозяйственного назначения.

В судебном заседании установлено, и подтверждается материалами дела, что согласно проекта землеустройства (перераспределения земель) колхоза «им. Кутузова» Тяжинского района Кемеровской области (реорганизованного в коллективное сельхозпредприятие «им. Кутузова»), разработанного Кемеровским филиалом «ЗАПСИБНИИГИПРОЗЕМ» в 1992 году, утвержденного общим собранием трудового коллектива КСП «им. Кутузова» ДД.ММ.ГГГГ, общая площадь земель колхоза «им. Кутузова» составила 7788 га, из которых: сельскохозяйственные угодья – 5790 га; пашни - 3209 га; размер земельного пая, передаваемого в собственность бесплатно, составил 16,4 га, что также подтверждается экспликацией земель (т.1 л.д. 29-49).

На основании Указа Президента Российской Федерации от 2.10.1993 № 1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» 05.07.1995 Администрацией Тяжинского района Кемеровской области принято распоряжение «О выдаче свидетельств на право собственности на землю», согласно которому каждому гражданину, наделенному земельной долей в процессе реорганизации сельскохозяйственных предприятий и внесенному в список собственников земли на ДД.ММ.ГГГГ выдается свидетельство на право собственности на землю. Составлен список лиц, получивших свидетельство на право собственности на землю (пай) в СПК «им. Кутузова», в который включены 359 человек (т.1 л.д. 50,51-54)

Выписками из Единого государственного реестра недвижимости подтверждается, что по адресу: <адрес> находится земельный участок категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: сельскохозяйственное использование, площадью 39916000 кв. м с кадастровым номером (дата присвоения ДД.ММ.ГГГГ), находящийся в общей долевой собственности (размер доли 16,1 га) в том числе, лиц, указанных в списке получивших свидетельство на право собственности на землю (пай) в СПК «им. Кутузова»; из состава которого, выделены земельные участки с кадастровыми номерами: (из земельного участка с кадастровым номером (т.1 (л.д. 61-201).

По сведениям КУГИ, земельный участок с кадастровым номером , является собственностью Кемеровской области-Кузбасса, указанное подтверждается и выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (т.2 л.д.18, т.2 л.д. 34-37).

Из материалов ОАО «КЕМЕРОВОГИППРОЗЕМ» об землеустройстве земель фонда перераспределения СПК им. Кутузова (к-з «Урюп) Тяжинского района Кемеровской области, представленных Мариинским отделом Государственного фонда данных, имеющих инв от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в проекте перераспределения земель СПК «им. Кутузова» от 1992 года (съемка 1982 года) площадь пашни составляет 441 га, сенокос + пастбище – 357 га, итого угодий 798 га; в проекте перераспределения земель СПК «им. Кутузова» от 2004 года (съемка 1990 года) площадь пашни составляет 416,48 га, сенокос + пастбище – 231,11 га, итого угодий 647,59 га, соответственно имеются расхождения в площадях: пашни на – 24,52 га, сенокос + пастбище на – 125,89 га, итого на – 150,41 га (т.1 л.д.55-59).

Из заключения кадастрового инженера Семехина С.С. от ДД.ММ.ГГГГ, состоящего в ассоциации «Саморегулиромая организация кадастровых инженеров» следует, что проведении исследований материалов в отношении земель сельскохозяйственного назначения бывшего колхоза «им. Кутузова» Тяжинского района Кемеровской области установлено, что в границах земель бывшего колхоза «им. Кутузова» Тяжинского района Кемеровской области стоит на кадастровом учете один земельный участок лесного фонда с кадастровым номером: расположенный по адресу: <адрес>-3, площадью 799,4884 га.

Площадь земельных участков лесного фонда в границах земель бывшего колхоза «им. Кутузова» <адрес> - 799,4884 га (т.1 л.д.60).

Из лесохозяйственного регламента Тяжинского лесничества, утвержденного приказом Департамента лесного комплекса Кемеровской области от ДД.ММ.ГГГГ , следует, что площадь лесных участков урочища «Кутузова» составляет 526 га, площадь участкового лесничества составляет 41004 га (т. 1 л.д. 232-242, 243-247).

Согласно архивной справке от ДД.ММ.ГГГГ Колхоз «Красный крестьянин» был образован в 1930 году, в 1950 году реорганизован в Колхоз «им. Кутузова», в 1997 году на основании распоряжения Администрации Тяжинского района – р от ДД.ММ.ГГГГ реорганизован в Сельскохозяйственный производственный кооператив «им. Кутузова», который был ликвидирован по определению Арбитражного суда Кемеровской области по делу о несостоятельности (банкротстве) от ДД.ММ.ГГГГ и прекратил свою деятельность ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ (т.2 л.д.81-83).

Таким образом, судом установлено, что из земель общей площадью 7788 га, находящихся во владении СПК «им. Кутузова» (ранее колхоза «им. Кутузова»), <адрес>, прекратившего деятельность ДД.ММ.ГГГГ, бесплатно передано в собственность граждан на праве общей долевой собственности (паи) 5708,1 га, земли лесного фонда составляют 893 га, в фонд перераспределения земель передано 798 га, оставшиеся земли сельскохозяйственного назначения площадью 482,41 га в собственность Кемеровской области – Кузбасса не передавались, относятся к землям государственная собственность на которые не разграничена, в силу ст. 79 Земельного кодекса РФ имеют приоритет в использовании и подлежат охране, ответчиками возражений о признании права собственности за муниципальным образованием Тяжинский муниципальный округ Кемеровской области – Кузбасса суду не представлено, в связи с чем, суд считает исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

Учитывая, что Комитет по управлению муниципальным имуществом Тяжинского муниципального округа, ответчики Комитет по управлению государственным имуществом Кузбасса, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, Федеральное агентство лесного хозяйства в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины освобождены, судебные расходы подлежат возмещению за счет бюджета.

На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

    Исковые требования Комитета по управлению муниципальным имуществом Тяжинского муниципального округа к Комитету по управлению государственным имуществом Кузбасса, Федеральному агентству по управлению государственным имуществом о признании права муниципальной собственности на нераспределенные сельскохозяйственные земли СПК имени Кутузова (ранее совхоза «им. Кутузова»), удовлетворить.

Признать право муниципальной собственности за муниципальным образованием «Тяжинский муниципальный округ» на невостребованные (нераспределенные) земли сельскохозяйственного назначения, расположенные в границах плана СПК имени Кутузова (ранее совхоза «им. Кутузова»), общей площадью 482,41 га.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Тяжинский районный суд Кемеровской области.

Судья – М.А. Попиралова

Решение в окончательной форме изготовлено 31 октября 2024 года

2-232/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
КУМИ Тяжинского муниципального округа
Ответчики
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в лице Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в КЕмеровской области -Кузбассе и Томской области
Комитет по управлению государственным имуществом Кузбасса
Другие
Департамент лесного комплекса Кемеровской области - Кузбасса
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области-Кузбассу
Федеральное агентство лесного хозяйства в лице Департамента лесного комплекса по Сибирскому федеральному округу
Суд
Тяжинский районный суд Кемеровской области
Судья
Попиралова М.А.
Дело на сайте суда
tiazhinsky.kmr.sudrf.ru
19.08.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.08.2024Передача материалов судье
23.08.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
23.08.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.09.2024Подготовка дела (собеседование)
04.09.2024Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
19.09.2024Предварительное судебное заседание
19.09.2024Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
04.10.2024Предварительное судебное заседание
18.10.2024Судебное заседание
31.10.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.11.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.12.2024Дело оформлено
18.10.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее