Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г. Самара 12 августа 2024 года
Советский районный суд г. Самары в составе
председательствующего судьи Козловой М.А.,
при секретаре судебного заседания Латыповой С.К.,
с участием помощника прокурора Советского района г.Самары Пинчук И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3244/2024 по исковому заявлению Суслова А.А. к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Самарской области «Самарская городская больница №6 Советского района», Министерству здравоохранения Самарской области о защите прав потребителя,
у с т а н о в и л:
Истец Суслов А.А. обратился в суд с исковым заявлением к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Самарской области «Самарская городская больница №6 Советского района» о защите прав потребителя, в котором просит признать решение ответчика о выписке инсулина Суслову А.А. по торговому наименованию «ТРЕСИБА» - необоснованным; взыскать с ответчика в пользу Суслова А.А. 3 770 рублей.
В обосновании своих требований истец указал, что ДД.ММ.ГГГГ ответчик в лице врача-эндокринолога Гришиной И.А. выписал ему инсулин по торговому наименованию – «Тресиба». Решение о назначении лекарственного препарата по торговому наименованию – «ТРЕСИБА» врачебная комиссия ответчика не выносила. Медицинский работник ответчика самовольно выписала ему инсулин с торговым наименованием Тресиба. У инсулина Тресиба есть международное непатентованное название - деглудак. К ответчику с жалобой о непереностимости инсулина с действующим веществом Гларгин он не обращался. Заключение о непереносимости им инсулина с действующим веществом Гларгин врачебной комиссией ответчика не выносилось. Законных оснований для выписки инсулина по действующему веществу у ответчика не было. Ответчик самовольно, вопреки статье 27.1 ФЗ "Об обращении лекарственных средств" № 61- ФЗ от 12.04.2010, определил, что инсулин Гларгин и инсулин Деглудек взаимозаменяемы и заменил ему инсулин с действующим веществом Гларгин на инсулин с действующим веществом Деглудек. Согласно Государственному реестру лекарственных средств группу инсулинов с международным непатентованным названием (далее МНН) ГЛАРГИН входят: Туджео, Гларитус, Ринглар, Росинсулин Гларгин, Соликва, лантус, Базаглар.инсулин Гларгин то в группу с МНН деглудек входит только Тресиба, которая сама по себе ни с чем не взаимозаменяема. В связи с тем, что инсулины входят в перечень жизненно необходимых лекарственных средств, истец вынужден был купить инсулин Ринглар с действующим веществом Гларгин за собственный счет.
Непрофессиональными действиями ответчика ему причинен вред в размере 3 770 рублей.
В судебное заседание истец не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
В судебном заседании представитель ответчика ГБУЗ Самарской области «Самарская городская больница №6 Советского района», действующая на основании доверенности, в судебном заседании просила отказать в удовлетворении исковых требований, поддержав доводы, изложенные в письменных возражениях на исковое заявление, согласно которых Суслов А.А. состоит на <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ. Является федеральным льготником.
На инсулинотерапии:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
ДД.ММ.ГГГГ Суслов А.А. пришел за выпиской льготных препаратов, а именно, инсулином длительного действия (инсулин ультракороткого действия был). На момент обращения пациента в аптеке отсутствовал инсулин Гларгин (Ринглар), но была осуществлена замена на препарат инсулин сверхдлительного действия - инсулин Деглудек (Тресиба), о чем пациент был уведомлен, претензий не имел. Плановая явка за инсулином определена ДД.ММ.ГГГГ (поскольку поставки льготных лекарственных препаратов осуществляются по графику <данные изъяты>»).
Согласно рекомендациям «Алгоритмы специализированной медицинской помощи больным сахарным диабетом», выпуск 11, 2023 год, перевод с одного препарата инсулина на другой осуществляется при участии врача, требует самоконтроля уровня глюкозы пациентом, перевод может быть осуществлен как в рамках одного МНН, так и в случаях разных МНН, в рамках одной группы, так и со сменой группы препарата.
Препарат Тресиба является базальным аналогом человеческого инсулина сверхдлительного действия; он обеспечивающее сверхдлительный, плоский профиль действия и стабильный гипогликемический эффект препарата (Страна производителя Дания, производитель — Novo Nordisk).B течение 24-часового периода мониторинга гипогликемического действия препарата у пациентов, которым доза инсулина Деглудек вводилась один раз в сутки, препарат Тресиба в отличие от инсулина Гларгин, продемонстрировал более равномерную степень распределения лекарственного средства в тканях организма. Инсулин Деглудек (Тресиба) демонстрирует достоверно меньшую (в 4 раза) в сравнении с инсулином Гларгин вариабельность ежедневных профилей гипогликемического действия.
Суслов А.А. пришел на выписку льготных лекарственных препаратов по истечении десяти дней, после назначенной врачом даты, ДД.ММ.ГГГГ (вместо ДД.ММ.ГГГГ). На этот момент, в аптеке инсулин длительного действия - инсулин Гларгин (Ринглар) был в наличии. Со слов Суслова А.А., контроль гликемии проводит, целевые значения гликемии достигнуты. В связи с этим, Суслову А.А. был вновь выписан сверхдлительного действия - инсулин Деглудек (Тресиба), так как препарат ему подходит.
В медицинской помощи ГБУЗ СО «СГБ № 6» Истцу не отказывало.
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 26.10.2023 №577н «Об утверждении стандарта медицинской помощи взрослым при сахарном диабете 1 типа (диагностика и лечение)» утвержден Перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, зарегистрированных на территории Российской Федерации, с указанием средних суточных и курсовых доз, в котором препараты выписываемые Суслову А.А. значатся.
Таким образом, Суслову А.А. рекомендована и подобрана схема лечения, входящая в стандарты медицинской помощи, то есть подлежащая аналоговой замене согласно Перечня лекарственных препаратов для медицинского применения, зарегистрированных на территории Российской Федерации, с указанием средних суточных и курсовых доз, а также стандарта медицинской помощи взрослым при сахарном диабете 1 типа (Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 26.10.2023 №577н "Об утверждении стандарта медицинской помощи взрослым при сахарном диабете 1 типа (диагностика и лечение)"). Решение врачебной комиссии медицинской организации о нуждаемости Суслова А.А. в каком-либо препарате не подлежащем аналоговой замене, не имеется.
Информации о побочных реакциях, непереносимости на замену также не имеется, поскольку Суслов А.А. от медицинских вмешательств отказывается, и несмотря на рекомендации врачей, не проходит обследование согласно рекомендациям «Алгоритмы специализированной медицинской помощи больным сахарным диабетом», выпуск 11, 2023 год.
Привлеченный к участию в деле в качестве ответчика представитель ответчикаМинистерства здравоохранения Самарской области в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.
Привлеченный к участию в деле в качестве третьего лица врач ГБУЗ Самарской области «Самарская городская больница №6 Советского района» Гришина И.А. суду показала, что на момент обращения Суслова А.А. в аптеке отсутствовал инсулин Гларгин (Ринглар), но была осуществлена замена на препарат инсулин сверхдлительного действия - инсулин Деглудек (Тресиба), о чем пациент был уведомлен, претензий не имел. Препарат взаимозаменяем, группа одна и та же, пациент осведомлен, что необходимо подойти в течении недели, однако пришел через месяц.
Суд, выслушав явившихся лиц, заключение помощника прокурора, полагавшего исковые требования не подлежащими удовлетворению, изучив материалы гражданского дела, приходит к следующим выводам.
В соответствии с абзацем 1 пункта 1, пунктом 2 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.
Согласно абзацу 1 пункта 2 статьи 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чьё право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право небыло нарушено (упущенная выгода).
В силу пунктов 11 и 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», применяя статью 15 ГК РФ, следует учитывать, что по общему правилу лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причинённых ему убытков. Возмещение убытков в меньшем размере возможно вслучаях, предусмотренных законом или договором в пределах, установленных гражданским законодательством.
По делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
Размер подлежащих возмещению убытков должен быть установлен с разумной степенью достоверности. По смыслу пункта 1 статьи 15 ГК РФ вудовлетворении требования о возмещении убытков не может быть отказано только на том основании, что их точный размер невозможно установить. В этом случае размер подлежащих возмещению убытков определяется судом с учётом всех обстоятельств дела, исходя из принципов справедливости и соразмерности ответственности допущенному нарушению.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 ГК РФ). По общему правилу лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (пункт 2 статьи 1064 ГК РФ). Бремя доказывания своей невиновности лежит на лице, нарушившем обязательство или причинившем вред. Вина в нарушении обязательства или в причинении вреда предполагается, пока не доказано обратное.
Если лицо несёт ответственность за нарушение обязательства или запричинение вреда независимо от вины, то на него возлагается бремя доказывания обстоятельств, являющихся основанием для освобождения от такой ответственности (например, пункт 3 статьи 401, пункт 1 статьи 1079 ГК РФ).
По смыслу приведенных выше норм права для наступления ответственности необходимо установление следующих обстоятельств, имеющих значение для дела: наступление вреда (а); противоправность поведения причинителя вреда (б); причинной связи между двумя первыми элементами (в); вины причинителя вреда (г).
Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации).
Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
В соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» качество медицинской помощи - совокупность характеристик, отражающих своевременность оказания медицинской помощи, правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при оказании медицинской помощи, степень достижения запланированного результата (п. 21 ч. 1 ст. 2);
Основными принципами охраны здоровья являются: соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья; доступность и качество медицинской помощи; недопустимость отказа в оказании медицинской помощи (п.п. 1, 2, 5, 6, 7 ст. 4);
Пациент имеет право на возмещение вреда, причиненного здоровью при оказании ему медицинской помощи (п. 9 ч. 5 ст. 19).
Медицинские организации, медицинские работники и фармацевтические работники несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за нарушение прав в сфере охраны здоровья, причинение вреда жизни и (или) здоровью при оказании гражданам медицинской помощи.
Вред, причиненный жизни и (или) здоровью граждан при оказании им медицинской помощи, возмещается медицинскими организациями в объеме и порядке, установленных законодательством Российской Федерации (ч.ч. 2, 3 ст. 98).
В силу статьи 4 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья.
Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (статья 82 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
К числу прав граждан в сфере охраны здоровья относится в том числе право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (часть 2 статьи 19 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Статьей 29 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" определены способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 29 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга (часть 1 статьи 38 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Согласно части 1 статьи 43 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.
Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших (часть 2 статьи 43 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. N 715 утверждены перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих. В перечень социально значимых заболеваний включен в том числе сахарный диабет (коды заболеваний по международной классификации болезней (МКБ-10) Е10 - Е14).
На дату обращения Суслова А.А. в ГБУЗ Самарской области «Городская больница №6» с заявлениями о бесплатном обеспечении ее лекарственными препаратами и медицинскими изделиями – 14 марта 2024 г. действовала Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2022 г. N 2497, а также в Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2023 г. N 2353.
В разделе II названной программы "Перечень видов, форм и условий предоставления медицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно" указана в том числе высокотехнологичная медицинская помощь.
При болезнях эндокринной системы, к которым относится сахарный диабет, гражданин имеет право на бесплатное получение медицинской помощи по видам, формам и условиям ее оказания в соответствии с разделом II Программы государственных гарантий (раздел III Программы государственных гарантий "Перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, и категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно").
Терапевтическое лечение сахарного диабета включает в себя заместительную инсулиновую терапию системами постоянной подкожной инфузии в виде установки инсулиновой помпы. Финансовое обеспечение терапевтического лечения сахарного диабета осуществляется за счет субвенции из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования (пункт 59 раздела I Перечня видов высокотехнологической медицинской помощи, содержащего в том числе методы лечения и источники финансового обеспечения высокотехнологической медицинской помощи; приложение N 1 к Программе государственных гарантий).
Пунктами 3, 14 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья отнесены: разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования; установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим, социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами.
Таким образом, в силу указанных положений Суслов А.А. находясь на диспансерном учете с диагнозом: <данные изъяты>», являющимся социально значимым заболеванием, имеет право бесплатно или на льготных условиях получать медицинскую помощь в порядке и на условиях, предусмотренных действующим законодательством РФ.
Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее также - Федеральный закон от 17.07.1999 N 178-ФЗ).
Статьей 6.1 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ определен исчерпывающий перечень категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2 названного федерального закона в состав набора социальных услуг включена социальная услуга по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия.
Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых о решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2, и порядки формирования таких перечней (часть 2 статьи 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ).
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2018 N 3053-р утверждены Перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, и Перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг.
Статьей 13 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Согласно статье 4 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.
К числу прав граждан в сфере охраны здоровья относится, в том числе право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (часть 2 статьи 19 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Согласно пункту 1 части 3 статьи 80 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.
Распоряжением Правительства РФ от 12 октября 2019 г. № 2406-р утвержден Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов), согласно которому препараты для лечения сахарного диабета относятся к числу жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, которыми граждане обеспечиваются бесплатно.
Пунктом 2 части 3 статьи 80 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусмотрено, что при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, не входящих в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям по решению врачебной комиссии.
Пунктом 3 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусмотрено, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся среди прочего разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования.
В соответствии с частью 1 статьи 37 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации.
Стандарт медицинской помощи разрабатывается в соответствии с номенклатурой медицинских услуг и включает усредненные показатели частоты предоставления и кратности применения в том числе зарегистрированных на территории Российской Федерации лекарственных препаратов (с указанием средних доз) в соответствии с инструкцией по применению лекарственного препарата и фармакотерапевтической группой по анатомо-терапевтическо-химической классификации, рекомендованной Всемирной организацией здравоохранения (пункт 2 части 4 статьи 37 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Пунктом 3 части 5 статьи 80 названного Федерального закона предусмотрено, что в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи устанавливаются, в том числе перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, и категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно.
Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» (Приложение № 1).
В указанном перечне (раздел «категории заболеваний») поименован диабет, при амбулаторном лечении которого все лекарственные средства, этиловый спирт (100 г. в месяц), инсулиновые шприцы, шприцы типа «Новопен», «Пливапен» 1 и 2, игла к ним, средства диагностики отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
Порядок назначения лекарственных препаратов установлен Приказом Минздрава России от 24 ноября 2021 г. № 1094н «Об утверждении Порядка назначения лекарственных препаратов, форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, Порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения, форм бланков рецептов, содержащих назначение наркотических средств или психотропных веществ, Порядка их изготовления, распределения, регистрации, учета и хранения, а также Правил оформления бланков рецептов, в том числе в форме электронных документов» (далее - Порядок).
Назначение лекарственных препаратов осуществляется лечащим врачом или лицом, на которого в установленном законом порядке возложены обязанности лечащего врача (пункт 1 Порядка).
Запрещается оформлять рецепты при отсутствии у пациента медицинских показаний, а также в иных случаях, например, когда применение препарата допускается только в медицинских организациях (пункт 7 Порядка).
При наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии медицинской организации осуществляется назначение и оформление назначения лекарственных препаратов, не входящих в стандарты медицинской помощи (пункты 5, 29 Порядка).
Суслов А.А. состоит на <данные изъяты>. Является федеральным льготником.
На инсулинотерапии:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
ДД.ММ.ГГГГ Суслов А.А. обратился в ГБУЗ Самарской области «Городская больница №6» за выпиской льготных препаратов, а именно, инсулином длительного действия (инсулин ультракороткого действия был).
Как следует из объяснений ответчика, на момент обращения пациента в аптеке отсутствовал инсулин Гларгин (Ринглар), но была осуществлена замена на препарат инсулин сверхдлительного действия - инсулин Деглудек (Тресиба).
Плановая явка за инсулином определена ДД.ММ.ГГГГ (поскольку поставки льготных лекарственных препаратов осуществляются по графику ГКУ СО «Самарафармация»).
Согласно рекомендациям «Алгоритмы специализированной медицинской помощи больным сахарным диабетом», выпуск 11, 2023 год, перевод с одного препарата инсулина на другой осуществляется при участии врача, требует самоконтроля уровня глюкозы пациентом, перевод может быть осуществлен как в рамках одного МНН, так и в случаях разных МНН, в рамках одной группы, так и со сменой группы препарата.
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 26.10.2023 №577н «Об утверждении стандарта медицинской помощи взрослым при сахарном диабете 1 типа (диагностика и лечение)» утвержден Перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, зарегистрированных на территории Российской Федерации, с указанием средних суточных и курсовых доз, в котором Инсулин деглудек, выписанный Суслову А.А. значатся.
Суслову А.А. подобрана схема лечения, входящая в стандарты медицинской помощи, то есть подлежащая аналоговой замене согласно Перечня лекарственных препаратов для медицинского применения, зарегистрированных на территории Российской Федерации, с указанием средних суточных и курсовых доз, а также стандарта медицинской помощи взрослым при сахарном диабете 1 типа (Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 26.10.2023 №577н "Об утверждении стандарта медицинской помощи взрослым при сахарном диабете 1 типа (диагностика и лечение)").
Решение врачебной комиссии медицинской организации о нуждаемости Суслова А.А. в каком-либо препарате не подлежащем аналоговой замене, не имеется.
Информации о побочных реакциях, непереносимости замененного препарата суду не предоставлено.
Истцом не доказано возникновение негативных последствий для здоровья после употребления аналоговых препаратов инсулина, документально не были зафиксированы какая-либо негативная реакция, индивидуальная непереносимость, а также неэффективность применения аналогового препарата.
Анализируя имеющиеся в деле доказательства, суд приходит к выводу, что в настоящее время ГБУЗ Самарской области «Городская больница №6» приняты надлежащие меры для обеспечения Суслова А.А. необходимыми ему лекарственными препаратами.
Ответчиком доказано отсутствие вины и правомерность своих действий, поэтому он не может быть привлечен к материальной ответственности в виде возмещения расходов на приобретение истцом препарата «Ринглар».
Самостоятельная покупка Сусловым А.А, препарата «Ринглар» не может являться основанием для взыскания его стоимости с ответчика.
Оснований для удовлетворения исковых требований о признания решения ответчика в выписке инсулина по торговому наименованию «Тресиба» и взыскании с ответчика в пользу Суслова А.А. 3 770 рублей не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Суслова А.А. к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Самарской области «Самарская городская больница №6 Советского района», Министерству здравоохранения Самарской области о защите прав потребителя - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Советский районный суд г. Самара в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено 19.08.2024.
Судья: Козлова М.А.