Дело № 2-923/2021
42RS0001-01-2021-001707-66
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Анжеро-Судженский городской суд Кемеровской области
в составе председательствующего Гурьяновой В.И.,
при секретаре Семёновой И.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Анжеро-Судженске
22 июля 2021 года
гражданское дело по иску Степанова Геннадия Васильевича, Степановой Клавдии Андреевны, Степановой Татьяны Геннадьевны к Администрации Анжеро-Судженского городского округа о включении в список граждан, подлежащих переселению из жилья, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ, предоставлении социальной выплаты,
УСТАНОВИЛ:
Истцы обратились в суд с иском к администрации Анжеро-Судженского городского округа о включении в список граждан, подлежащих переселению из жилья, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ, предоставлении социальной выплаты. Свои требования мотивировали тем, что Степанов Геннадий Васильевич, является собственникам жилого дома, расположенного в городе <адрес>, на основании договора купли-продажи жилого дома от <дата>, зарегистрированного Анжеро-Судженским бюро технической инвентаризации, записан в реестровую книгу <дата>. Проживает в данном доме совместно со своей <...> Степановой Клавдией Андреевной и <...> Степановой Татьяной Геннадьевной. От своих соседей узнал, что дом находится на подработанной территории. Их соседей по улице включили в списки граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ на ликвидируемом ОАО «Шахтоуправление Анжерское».
Учитывая тот факт, что дом, постоянно подвержен неестественным разрушительным процессам из-за просадки грунта, обратились в администрацию Анжеро-Судженского городского округа с вопросом о расселении их семьи из нашего ветхого жилого дома по <адрес>, по причине подработки горными работами. Им сообщили, что дом не подлежит сносу. Администрацией было предложено решить вопрос в судебном порядке.
Не согласившись с позицией Администрации, они обратились в СФ АО «BHИМИ». Согласно отчету о научно - технической работе произведенному СФ АО «ВНИМИ» (Сибирский филиал), утвержденного <дата> дом рекомендуется к сносу, как ставший непригодным для проживания по критериям безопасности.
Просят обязать ответчика Администрацию Анжеро-Судженского городского округа, включить Степанова Геннадия Васильевича <дата> года рождения, Степанову Клавдию Андреевну <дата> года рождения, Степанову Татьяну Геннадьевну <дата> года рождения в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, признанного непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемом ОАО «Шахтоуправление Анжерское».
Предоставить им, подлежащим переселению из ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидированной ОАО «Шахтоуправление Анжерское» непригодным для проживания по критериям безопасности, социальную выплату из расчета 18 кв. метров на семью из 3 человек для приобретения жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, из расчета средней рыночной стоимости одного квадратного метра жилья на дату фактического представления социальной выплаты.
Истец Степанов Г.В. в судебном заседании на исковых требованиях настаивал, полностью поддержал доводы, изложенные в исковом заявлении. Также суду пояснил, что в доме он с семьей проживает с момента его приобретения, а именно с января 1993 года с супругой и дочерью. Кроме них зарегистрированных в доме нет. Это их единственное и постоянное место жительства. В настоящее время <...> временно проживает в <адрес> в связи с работой.
Представитель истца Степанова Г.В. - Белоусов, допущенный к участию в рассмотрении дела в порядке ст. 53 ГПК РФ, в судебном заседании поддержал исковые требования и доводы истца.
Истцы Степанова К.А., Степанова Т.Г. в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения спора извещены надлежаще, в своем письменном заявлении просили дело рассмотреть в их отсутствие.
Представитель ответчика Администрации Анжеро-Судженского городского округа в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения спора извещен надлежаще, в своем письменном заявлении просил дело рассмотреть в его отсутствие. В своем письменном возражении на иск представитель ответчика Килина Е.В., действующая на основании доверенности, пояснила, что иск не признает, поскольку заключением СФ ОАО ВНИМИ от <дата> № жилой <адрес> в <адрес> подработан с малыми деформациями, не ветхий, сносу не подлежит. При этом заключение ВНИМИ от <дата> №/з не оспаривала.
Представитель третьего лица Министерства энергетики РФ в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения спора извещены надлежаще.
Заслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему:
Согласно ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
Согласно ст.2 Жилищного Кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают по ликвидации особо убыточных и неперспективных угольных (сланцевых) шахт и разрезов указанными документами, в частности, предусмотрено содействие гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.
Постановлением Правительства РФ от 03.09.1998 года № 1026 были внесены изменения и дополнения в указанное выше Постановление, при этом в нем указано, что независимо от объема предоставленных средств господдержки их получатели не освобождаются от ответственности и обязанностей, предусмотренных законодательством РФ по реализации мероприятий условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе… используют бюджетные средства и иные не запрещенные законодательством источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан,… в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда…
03.12.1997 года Правительством РФ было принято Постановление № 1523 «О государственном финансировании мероприятий по реструктуризации угольной промышленности» (утратившее силу с 01.01.2005 года), которым утверждено Положение и Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, финансируемых за счет средств государственной поддержки, которыми предусмотрены, в том числе, затраты, связанные со сносом, реконструкцией… жилищного фонда в связи с ликвидацией шахт. В качестве мероприятий реструктуризации угольной промышленности.
Согласно федеральному закону от 20.06.1996 года № 81-ФЗ «О государственном регулировании в области добычи…угля…» финансирование мероприятий по реструктуризации угольной промышленности осуществляется за счет средств федерального бюджета.
При этом, Приказом Министерства энергетики РФ от 19 июня 2002г. N 185 утверждено Положение о формировании и реализации программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, финансируемых за счет средств государственной поддержки угольной отрасли, которым в п. 10.5 предусмотрено содействие переселению граждан из неперспективных шахтерских городов и поселков с предоставлением помощи непосредственно переселяемым гражданам. В п. 10.5.7 данного Положения указано, что для расчета размера предоставляемой безвозмездной субсидии социальная норма площади жилья принимается в размере 33 кв. метра общей площади для одиноких граждан, 42 кв. метра общей площади – на семью из 2-х человек и 18 кв. метров - на одного члена семьи, состоящей из 3-х и более человек, что предусмотрено Указом Президента РФ от 28 апреля 1997г. N 425, согласно которому федеральный стандарт социальной нормы площади жилья определяется исходя из следующих норм обеспеченности населения жильем: 18 кв. метров общей площади жилья на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек, 42 кв. метра - на семью из двух человек, 33 кв. метра - на одиноко проживающих граждан.
В качестве мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, утвержденных постановлением Правительства РФ от 03.12.1997 года № 1523 (утратившим силу с 01.01.2005 года) и постановлением Правительства РФ от 24.12.2004 года № 840 (с последующими изменениями), предусмотрены снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности и содействие гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.
В соответствии с п. 8 Правил Предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных постановлением Правительств РФ от 13.07.2005 года № 428, с последующими изменениями и дополнениями, содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, а также выезжающим гражданам - в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решений о ликвидации организаций угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики Российской Федерации.
Судом установлено, что на основании договора купли-продажи жилого дома от <дата> Степанов Г.В. является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>.
Данный договор был зарегистрирован в БТИ г. Анжеро-Судженска, рег. № <дата>, что подтверждается правкой Филиала № 1 БТИ Анжеро-Судженского городского округа от <дата>.
Степанов Г.В., вместе с членами своей семьи <...> Степановой К.А., <...> Степановой Т.Г. зарегистрирован в доме, что подтверждается справкой ООО «УК Анжерская».
Согласно адресных справок Степанов Г.В, Степанова К.А. имеют регистрацию по месту жительства по вышеуказанному адресу с <дата>, Степанова Т.Г. – с <дата>.
Согласно сведениям ЕГРН от <дата> истцы в собственности иного жилья не имеют.
Согласно справке филиала № БТИ Анжеро-Судженского городского округа от <дата> следует, что сведениями о наличии недвижимого имущества, принадлежащих на праве собственности за Степановой К.А., Степановой Т.Г. не располагают.
В подтверждение факта проживания в доме истцами также представлены суду медицинские документы, в которых указан адрес проживания по <адрес>.
Суд, проверяя наличие права на данное жилое помещение, постоянное проживание истцов в данном жилом доме на дату принятия решения о ликвидации предприятия угольной промышленности исходит из следующего:
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц Открытое акционерное общество «Шахтоуправление Анжерское» создано 29.12.2003 для осуществления деятельности, в том числе по добыче антрацита, коксующегося угля подземным способом, находится в стадии ликвидации.
Решением Арбитражного суда ОАО «Ш/у Анжерское» 14.08.2014 признано несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство.
Заключением СФ ОАО ВНИМИ от <дата> № установлено, что дом по <адрес>, находится на подработанной шахтой территории, отнесен к категории МПН (подработанные с малыми деформациями неветхие).
Согласно заключению СФ ОАО ВНИМИ от <дата> №/з следует, что жилой дом по адресу: <адрес> расположен на ранее подработанной территории ОАО "Шахтоуправление Анжерское", горные работы которой проводились по 2002 год. Физический износ жилого дома, согласно данным БТИ от <дата>, составляет 65 %.
2. Причиной ветхого состояния жилого дома по адресу: <адрес> является комплекс влияющих факторов: морозное пучение грунтов из-за неглубокого заложения фундаментов, подтопление территории, естественный физический износ строения и влияние на него подземных горных работ. Однако основным фактором являются подземные горные работы ОАО "Шахтоуправление Анжерское", так как суммарные горизонтальные деформации земной поверхности превышают допустимые значения.
3. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от <дата>, жилой дом по адресу: <адрес> рекомендуется к сносу, как ставший непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ ОАО "Шахтоуправление Анжерское", так как суммарные горизонтальные деформации земной поверхности превышают допустимые значения и жилое строение относится к категории ветхих.
4. Жилой дом по адресу: <адрес>, подлежащий сносу, не подлежит повторному заселению. После переселения жителей он должен быть разобран.
Суд не усматривает оснований ставить под сомнение достоверность данного заключения, которое отвечает принципам относимости, допустимости и достоверности, и является одним из доказательств по делу наравне с иными доказательствами. Выводы, сделанные специалистом логичны и обоснованы, мотивированы, подтверждены результатами проведенного исследования, сомнений у суда не вызывают, заключение последовательно в своих выводах.
Таким образом, суд считает установленным, что жилой дом по <адрес>, расположен на горном отводе ОАО «Ш/у Анжерское», и в результате ведения горных работ пришел в непригодное для проживания состояние и подлежит сносу.
Юридически значимыми обстоятельствами для разрешения спора являются наличие у истцов права собственности либо пользования жилым помещением и фактическое проживание в нем на дату принятия решения о ликвидации шахты.
Из представленных доказательств судом установлено, что на момент признания ОАО «Ш/у Анжерское» несостоятельным (банкротом), то есть на <дата>, истец Степанов Г.В. являлся собственником жилого дома, истцы Степанова К.А., Степанова Т.Г. являлись членами семьи собственника, фактически проживали в спорном жилом помещении, были зарегистрированы в нем.
С момента приобретения данный дом является единственным и постоянным местом проживания истцов, иного жилья для проживания ни на праве собственности, ни на ином праве у них нет.
При таких обстоятельствах суд считает требования истцов подлежащими удовлетворению.
Поскольку формирование, уточнение списков, установление очередности предоставления социальных выплат является исключительным правом органа местного самоуправления, в соответствии с п. 8 Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.07.2005 года № 428 – Администрации Анжеро-Судженского городского округа - ответчика по данному делу, суд приходит к выводу, что исковые требования истцов к администрации Анжеро-Судженского городского округа о включении в список граждан на приобретение жилья взамен сносимого, ставшего ветхим в результате ведения горных работ подлежат удовлетворению частично.
Согласно п.10 Правил Предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных постановлением Правительств РФ от 13.07.2005 года № 428, норма общей площади жилого помещения, применяемая при расчете размера социальной выплаты, составляет:
(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.11.2007 N 778)
33 кв. метра - для одиноких граждан; 42 кв. метра - на семью из 2 человек;
18 кв. метров - на каждого члена семьи, состоящей из 3 человек и более.
Поскольку Правила Предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных постановлением Правительств РФ от 13.07.2005 года № 428, не содержат условий по очередности предоставления социальной выплаты гражданам, иными законодательными актами данный порядок также не установлен, суд считает, что предоставление социальной выплаты истцу не может быть поставлено в зависимость от наличия иных граждан в списках и иных условий, в том числе от объема финансирования.
Суд обязывает Администрацию Анжеро-Судженского городского округа включить истцов в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ ликвидированной ОАО «Ш/у Анжерское» и предоставить им социальную выплату из расчета 18 кв. метра - на семью из 3 человек, для приобретения жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков из расчета средней рыночной стоимости одного квадратного метра жилья на дату фактического предоставления социальной выплаты.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Степанова Геннадия Васильевича, Степановой Клавдии Андреевны, Степановой Татьяны Геннадьевны к Администрации Анжеро-Судженского городского округа о включении в список граждан, подлежащих переселению из жилья, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ, предоставлении социальной выплаты, удовлетворить.
Обязать Администрацию Анжеро-Судженского городского округа, находящуюся по адресу: <адрес>, включить Степанова Геннадия Васильевича, <дата> года рождения, уроженца <адрес>, Степанову Клавдию Андреевну, <дата> года рождения, уроженку <адрес>, Степанову Татьяну Геннадьевну, <дата> года рождения, уроженку <адрес> зарегистрированных по месту жительства по адресу: <адрес>, в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, признанного непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидированной ОАО «Ш/у Анжерское».
Предоставить Степанову Геннадию Васильевичу, Степановой Клавдии Андреевне, Степановой Татьяне Геннадьевне, подлежащим переселению из ветхого жилья, признанного непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидированной ОАО «Ш/у Анжерское», социальную выплату из расчета 18 кв. метра - на семью из 3 человек, для приобретения жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков из расчета средней рыночной стоимости одного квадратного метра жилья на дату фактического предоставления социальной выплаты.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путём подачи апелляционной жалобы через Анжеро-Судженский городской суд.
Председательствующий:
Решение в мотивированной форме изготовлено 26.07.2021.