ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Дело № 33-937/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Симферополь 01 февраля 2021 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего |
Романовой Л.В. |
судей |
Беляевской О.Я., Курской А.Г. |
при секретаре |
Мазуровой К.Г. |
с участием прокурора |
Кущ Э.С. |
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Киевского района города Симферополя Республики Крым в интересах Ивановой Ольги Кирилловны к администрации города Симферополя Республики Крым, третье лицо Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым, о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилье,
по апелляционной жалобе администрации города Симферополя Республики Крым на решение Центрального районного суда города Симферополя Республики Крым от 21 октября 2020 года,
УСТАНОВИЛА:
В июне 2020 г. прокурор г. Киевского района г. Симферополя Республики Крым в интересах Ивановой О.К. обратился в суд с иском, просил обязать администрацию города Симферополя Республики Крым предоставить Ивановой О.К. благоустроенное жилое помещение применительно к муниципальному образованию городской округ Симферополь, общей площадью не менее нормы предоставления, благоустроенного применительно к условиям населенного пункта 25 м2 общей площади жилого помещения.
В обоснование заявленных требований прокурором указано, что по обращению Ивановой О.К. по факту соблюдения её жилищных прав как лица, относящегося к категории детей-сирот и детей, оставшихся без родительского попечения, проверкой установлено, что родители Ивановой О.К. решением Киевского районного суда г. Симферополя от 05.08.2013 <данные изъяты> ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ.р.
Решением исполнительного комитета Симферопольского городского совета от 18.10.2013 Ивановой О.К. был назначен опекун – ФИО1 (бабушка). Постановлением администрации города Симферополь Республики Крым от 22.05.2017 Иванова О.К. включена в список лиц, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей для получения жилья. Какое-либо недвижимое имущество на праве собственности у Ивановой О.К. отсутствует, однако до настоящего времени она жильем не обеспечена, что является нарушением жилищных прав последней.
В судебном заседании прокурор иск поддержал, просил об удовлетворении заявленных требований.
Представитель администрации г. Симферополь Республики Крым в судебном заседании суда первой инстанции участия не принимал.
Представитель третьего лица, будучи надлежаще извещенным, в судебном заседании суда первой инстанции не присутствовал.
Решением Центрального районного суда города Симферополя Республики Крым от 21 октября 2020 года иск прокурора, заявленный в интересах Ивановой О.К., удовлетворен.
На администрацию города Симферополя Республики Крым возложена обязанность предоставить Ивановой О.К., 17.10.2002 г.р., благоустроенное жилое помещение применительно к муниципальному образованию городской округ Симферополь, общей площадью не менее нормы предоставления, благоустроенного применительно к условиям населенного пункта - 25 м2 общей площади жилого помещения.
Считая решение суда незаконным и необоснованным, администрация города Симферополя Республики Крым обратилась с апелляционной жалобой, просят решение суда отменить и принять новое решение, которым отказать в удовлетворении заявленных требований.
Заявитель жалобы полагает, что суд не учел то, что в силу федерального законодательства и Закона Республики Крым от 18.12.2014 N 46-ЗРК/2014 "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Республике Крым" обязательство органов местного самоуправления по предоставлению жилых помещений указанной категории граждан напрямую связано с необходимостью предоставления органами государственной власти соответствующих субвенций. При отсутствии финансирования администрация города Симферополя не имеет финансовой возможности исполнить делегированные полномочия на выделение жилья Ивановой О.К.
От третьего лица - Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым поступили письменные пояснения относительно апелляционной жалобы ответчика, из содержания которых усматривается, что третье лицо поддерживает апелляционную жалобу администрации города Симферополя.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представитель третьего лица не явился, извещены своевременно и надлежащим образом; в связи с чем судебная коллегия в соответствии с положениями статьи 167 и части 1 статьи 327 ГПК РФ сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица.
Заслушав доклад судьи Романовой Л.В., выслушав пояснения прокурора и лиц, явившихся в судебное заседание, проверив материалы дела и дополнительные доказательства, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.
Судом установлено, что Иванова Ольга Кирилловна, ДД.ММ.ГГГГ г.р., является лицом из числа детей, лишенных родительского попечения.
Родители Ивановой О.К. – мать ФИО8 и отец ФИО9 решением Киевского районного суда г. Симферополя от 05.08.2013 <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГр.
Решением исполнительного комитета Симферопольского городского совета от 18.10.2013 Ивановой О.К. был назначен опекун – ФИО1 (бабушка). Постановлением администрации города Симферополь Республики Крым от 22.05.2017 Иванова О.К. включена в список лиц, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей для получения жилья (далее – Список).
Из сведений, имеющихся в Списке видно, что Иванова О.К. зарегистрирована проживающей по адресу – <адрес> ДД.ММ.ГГГГ.
17.10.2020 Иванова О.К. достигла совершеннолетия.
В настоящее время Иванова О.К. является студенткой 2 курса дневного отделения <данные изъяты>
Право собственности на вышеуказанное жилое помещение и какое-либо иное недвижимое имущество Иванова О.К. на территории Российской Федерации не имеет (л.д.29).
В Списке Иванова О.К. по состоянию на 29.01.2021 находиться под № 153 (л.д. 63).
Данных о том, что с Ивановой О.К. администрацией города Симферополя Республики Крым заключен договор социального найма, материалы дела не содержат.
Удовлетворяя требования прокурора, заявленные к администрации города Симферополь Республики Крым, суд признал их обоснованными и подлежащими удовлетворению.
С такими выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается, считает их правильными.
Согласно положений части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Актами федерального законодательства, закрепляющими право указанных лиц на бесплатное получение жилья в пользование являются Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Федеральный закон от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», вступивший в силу с 1 января 2013 г.
Как указано в пункте 9 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Согласно п. 8 части 1 статьи 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии со ст. 98.1 ЖК РФ, жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Частью 1 статьи 2 Закона Республики Крым от 18 декабря 2014 г. N46-ЗРК/2014 «Об обеспечении жилыми помещениями детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Республике Крым» предусмотрено, что в Республике Крым обеспечиваются гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющихся гражданами Российской Федерации и проживающих на территории Республики Крым, на имущество и жилое помещение, предусмотренные Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", путем предоставления жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения с последующим предоставлением данного жилого помещения по договору социального найма, а также путем сохранения права пользования жилым помещением и права собственности на жилое помещение, нанимателями или членами семьи нанимателя по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.
В соответствии с частью 1 статьи 3 указанного Закона Республики Крым список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и настоящим Законом, формируется органом исполнительной власти Республики Крым, уполномоченным в сфере опеки и попечительства (далее - уполномоченный орган), на основании списков лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, сформированных в органах местного самоуправления городских округов и муниципальных районов, городских и сельских поселений в соответствии с пунктом 1 статьи 9 настоящего Закона. Списки лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, сформированные в органах местного самоуправления городских и сельских поселений, направляются в соответствующие органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов.
Согласно ст. 11 Закона Республики Крым от 18 декабря 2014 года № 46-ЗРК/2014 (в редакции Закона от 29 декабря 2015 года № 193-ЗРК/2015), финансирование расходов, связанных с осуществлением органами местного самоуправления переданных полномочий, осуществляется за счет субвенций, предоставляемых бюджетам соответствующих муниципальных образований из бюджета Республики Крым.
Общий объем субвенций на осуществление полномочий, предусмотренных частями 1 - 4 статьи 8 данного Закона, определяется исходя из количества лиц, имеющих право на предоставление жилых помещений в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и данным Законом, нормы предоставления жилого помещения, установленной настоящим Законом, и стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, утвержденной Министерством регионального развития Российской Федерации.
Субвенции, указанные в частях 2 и 3 данной статьи, распределяются между всеми городскими округами, муниципальными районами, городскими и сельскими поселениями пропорционально количеству лиц, которым должно быть предоставлено жилое помещение в очередном финансовом году в соответствующем муниципальном образовании, и количеству лиц, имеющих жилые помещения, за которыми сохранено право пользования, и утверждаются законом Республики Крым о бюджете Республики Крым на очередной финансовый год и плановый период по каждому муниципальному образованию.
Советом министров Республики Крым принято постановление от 27.07.2016 № 359, которым утвержден Порядок расходования субвенции из бюджета Республики Крым бюджетам муниципальных образований Республики Крым на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений (далее - Порядок).
Распределение субвенций между бюджетами муниципальных образований Республики Крым устанавливается законом Республики Крым о бюджете на очередной финансовый год и плановый период (пункт 5 Порядка).
При этом п. 6 Порядка устанавливает условия предоставления субвенций, наличие в бюджете Республики Крым бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств Республики Крым. Минимальный объем указанных ассигнований определяется в порядке, установленном пунктом 4 настоящих Правил.
Условия предоставления субвенций, установленные пунктом 6 настоящего Порядка, должны быть исполнены органами местного самоуправления муниципального образования в Республике Крым в полном объеме до даты заключения соглашения о предоставлении субвенции между Министерством образования, науки и молодежи Республики Крым и администрацией муниципального образования. Предоставление субвенций осуществляется в соответствии с настоящим Порядком и соглашением, заключенным между Министерством образования, науки и молодежи Республики Крым и органом местного самоуправления муниципального образования в Республике Крым. Информация, указанная в заявке на перечисление субвенции, учитывается Министерством образования, науки и молодежи Республики Крым при формировании прогноза кассовых выплат по расходам бюджета Республики Крым, необходимого для составления в установленном порядке кассового плана исполнения бюджета Республики Крым (п. 7, 8, 9 данного Порядка).
Таким образом, судебная коллегия пришла к выводу, что процедура приобретения жилого помещения для предоставления его Ивановой О.К. законодательно определена.
Отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения. Указанная правовая позиция поддерживается судебной практикой Верховного Суда РФ (Определение ВС РФ от 13.10.2015 N 20-КГПР15-11).
Осуществление конституционных прав граждан на обеспечение жилым помещением не может быть поставлено в зависимость от условий финансирования уполномоченного органа и не должно влиять на реализацию гарантированного права на предоставление жилого помещения в установленном законом порядке.
Оценка и выводы суда первой инстанции относительно имеющихся доказательств и установленных по делу обстоятельств соответствуют требованиям действующего законодательства при его правильном применении.
Мотивы, по которым суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворения иска по существу основных требований, приведены в обжалуемом решении и их правильность не вызывает у судебной коллегии сомнений.
Доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и проверки суда первой инстанции, выражают несогласие с оценкой доказательств, с которой согласилась судебная коллегия.
Таким образом, выводы суда соответствуют обстоятельствам, установленным по делу, нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено, юридически значимые обстоятельства установлены полно и правильно, доводы апелляционной жалобы администрации города Симферополь Республики Крым не содержат оснований к отмене решения суда.
Руководствуясь ст. ст. 327-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда города Симферополя Республики Крым от 21 октября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации города Симферополя Республики Крым - без удовлетворения.
Председательствующий судья: Романова Л.В.
Судьи: Курская А.Г.
Беляевская О.Я.