Решение по делу № 33-7036/2016 от 18.10.2016

Судья Паншин Д.А. Дело № 33-7036/2016

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего Тепляковой Е.Л.,

судей Слободянюк Т.А., Тебеньковой Л.Г.,

при секретаре Поповой О.К.,

рассмотрела в судебном заседании 24 октября 2016 года дело по апелляционной жалобе ООО «Управляющая компания «ЖЭК» на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 03 августа 2016 года, по которому:

исковые требования сыктывкарского природоохранного межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц и МО ГО «Сыктывкар» удовлетворены.

Взысканы с ООО «Управляющая компания «ЖЭК» в доход бюджета МО ГО «Сыктывкар» денежные средства в размере ... в счет возмещения вреда, причиненного почвам как объекту окружающей среды в результате несанкционированного размещения отходов производства и потребления в п.г.т.Седкыркещ МО ГО «Сыктывкар».

Заслушав доклад судьи Слободянюк Т.А., объяснения представителей ООО «Управляющая компания «ЖЭК» директора - Виноградова А.В. и Темнова А.Г., заключение прокурора Юдина А.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Сыктывкарский природоохранный межрайонный прокурор обратился в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц и МО ГО «Сыктывкар» с иском к ООО «Управляющая компания «ЖЭК» о взыскании вреда в размере ..., причиненного почвам как объекту окружающей среды в результате несанкционированного размещения отходов производства и потребления в п.г.т.Седкыркещ МО ГО «Сыктывкар».

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Росприроднадзора по Республике Коми, а также администрация МО ГО «Сыктывкар» в качестве уполномоченного органа МО ГО «Сыктывкар», в интересах которого прокурором заявлен иск.

В судебном заседании заместитель сыктывкарского природоохранного межрайонного прокурора на иске настаивал.

Представители ООО «Управляющая компания «ЖЭК» с иском не согласились.

Иные лица участия в судебном заседании не приняли.

Представитель Управления Росприроднадзора по Республике Коми просил рассмотреть дело в его отсутствии, ранее в ходе рассмотрения дела представитель Управления Росприроднадзора по Республике Коми иск поддержал.

Судом принято приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе ООО «Управляющая компания «ЖЭК» просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, постановленное при неправильном применении норм материального права.

Сыктывкарский природоохранный межрайонный прокурор представил возражения на апелляционную жалобу, в которых полагает решение суда законным и обоснованным, в связи с чем, просит апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.

В заседании суда апелляционной инстанции третьи лица участия не принимали, извещены о времени и месте судебного заседания путем заблаговременного направления адресатам по почте судебных извещений с уведомлением о вручении.

Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, извещенных надлежащим образом, поскольку в силу части 3 статьи 167 и статьи 327 Гражданского процессуального кодекса РФ их неявка не является препятствием к рассмотрению дела.

Проверив законность и обоснованность решения суда, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражениях и отзыве на жалобу, изучив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Сыктывкарской природоохранной межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства об отходах производства и потребления управляющими организациями, осуществляющими обслуживание многоквартирных домов на территории МО ГО «Сыктывкар», в ходе которой установлено, что на открытых участках территории МО ГО «Сыктывкар» допускается размещение отходов на несанкционированных местах (свалках) со стороны ООО «Управляющая компания «ЖЭК».

Согласно служебной записке заместителя начальника отдела надзора по земельным ресурсам, надзора в сфере охоты, за ООПТ и разрешительной деятельности Управления Росприроднадзора по Республике Коми на территории МО ГО «Сыктывкар» п.г.т. Седкыркещ, за его пределами в 100 метрах от расположенного кладбища п.г.т. Седкыркещ с северной стороны выявлено место несанкционированного размещения отходов. В указанном месте размещены твердые бытовые отходы. Общая площадь, подвергшаяся захламлению, в результате несанкционированного размещения отходов составила около 120 кв.м. Объем более 1000 куб.м.

В ходе выездной прокурорской проверки совместно со специалистами Управления Росприроднадзора по Республике Коми, филиала ФБУ «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Северо-Западному федеральному округу» - «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Республике Коми» (далее – ЦЛАТИ по РК) обследовано место несанкционированного размещения отходов на свалке в 2 км от п.г.т. Седкыркещ на территории МО ГО «Сыктывкар».

Специалистами ЦЛАТИ по РК на несанкционированной свалке твердых бытовых отходов отобраны пробы почвы и проведен их лабораторный химический анализ, по результатам которого выявлено почвенное загрязнение в месте складирования отходов.

Постановлением должностного лица Сыктывкарского городского комитета по охране окружающей среды <Номер обезличен> от <Дата обезличена> ООО «Управляющая компания «ЖЭК» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере ... рублей, который вступившим в законную силу решением Сыктывкарского городского суда от <Дата обезличена> по делу об административном правонарушении <Номер обезличен> снижен до ... рублей, в остальной части постановление оставлено без изменения.

При рассмотрении судом административного материала установлено, что земельный участок, расположенный в районе п.Седкыркещ в границах 184 квартала Трехозерного участкового лесничества, в рекреационной зоне Р-2 г.Сыктывкара, использовался ООО «Управляющая компания «ЖЭК» для размещения твердых бытовых отходов с нарушением запретов, установленных частями 5 и 7 ст. 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления».

Кроме того, вступившим в законную силу решением Сыктывкарского городского суда от <Дата обезличена> по гражданскому делу <Номер обезличен> постановлено: признать незаконной и обязать ООО «Управляющая компания «ЖЭК» прекратить нарушающую природоохранное законодательство деятельность по складированию (размещению) отходов производства и потребления и иных отходов в несанкционированном месте на свалке в 2 км. от пгт. Седкыркещ на территории МО ГО «Сыктывкар» с координатами угловых точек: ..., вне специально предназначенных для размещения отходов и соответствующих действующему законодательству местах; обязать ООО «Управляющая компания «ЖЭК» в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу ликвидировать часть несанкционированной свалки, расположенной в 2 км. от пгт.Седкыркещ на территории МО ГО «Сыктывкар» путем вывоза 900 кубических метров отходов на специализированный объект размещения отходов, соответствующий действующему законодательству.

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции РФ и статье 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".

В соответствии со статьей 1 Федерального закона "Об охране окружающей среды" окружающая среда - это совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов. Компоненты природной среды - это земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле.

Согласно статье 3 Федерального закона "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду: обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона "Об охране окружающей среды" объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.В соответствии с частью 1 статьи 34 Федерального закона "Об охране окружающей среды" размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

Частями 1 и 2 статьи 51 Федерального закона "Об охране окружающей среды" предусмотрено, что отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещаются сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

Согласно статье 11 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов; размещение отходов - это хранение и захоронение отходов; хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения; захоронение отходов - это изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду; объект размещения отходов - специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов.

Согласно статье 12 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

На территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, после окончания эксплуатации данных объектов, обязаны проводить контроль за их состоянием и воздействием на окружающую среду и работы по восстановлению нарушенных земель в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Запрещается захоронение отходов в местах залегания полезных ископаемых и ведения горных работ в случаях, если возникает угроза загрязнения мест залегания полезных ископаемых и безопасности ведения горных работ.

Объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.

В силу статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 1064 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. При этом законом или договором может быть установлена обязанность причинителя вреда выплатить потерпевшим компенсацию сверх возмещения вреда.

Разрешая требования прокурора, суд первой инстанции, руководствуясь приведенными выше правовыми нормами, при установленных обстоятельствах представленных доказательствах, пришел к правильному выводу об удовлетворении требований.

При этом суд исходил из того, что организация несанкционированной свалки и непринятие мер по ее ликвидации, приводят к нарушению естественной экологической системы и негативно влияет на окружающую среду вследствие загрязнения и захламления почв, подземных вод, поскольку не обеспечивается изоляция и обезвреживание отходов, что служит источником возникновения болезнетворных организмов, способствует распространению инфекционных болезней и наступлению иных тяжких последствий, представляет собой потенциальную опасность здоровью населения, и, как следствие, ведет к ущемлению экологических прав граждан.

В силу части 2 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда.

Ранее вступившими в законную силу судебными постановлениями от 11.08.2015 и 26.10.2015, был установлен факт размещения ответчиком твердых бытовых отходов на несанкционированной свалке, расположенной в 2 км от п.г.т. Седкыркещ на указанной территории. Деятельность ответчика по размещению отходов в несанкционированном месте на свалке в 2 км от п.г.т. Седкыркещ на территории МО ГО «Сыктывкар» признана незаконной, наносящей вред окружающей среде, в связи с чем организация была подвергнута наказанию в виде штрафа, также на ответчика была возложена обязанность прекратить деятельность по складированию (размещению) отходов производства и потребления и иных отходов в несанкционированном месте на свалке в 2 км от пгт. Седкыркещ на территории МО ГО «Сыктывкар» и ликвидировать часть несанкционированной свалки путем вывоза отходов на специализированный объект размещения отходов, соответствующий действующему законодательству. Однако данные обстоятельства не повлияли на деятельность организации, которая продолжала использовать спорный земельный участок в качестве места временного хранения твердых бытовых отходов, тем самым загрязняя его. В связи с чем подлежат отклонению за несостоятельностью доводы жалобы о возложении настоящим решением суда на ООО УК «ЖЭК» очередного наказания, поскольку к положительному результату в рамках действующего законодательства решения суда не привели.

При рассмотрении настоящего дела Управлением Росприроднадзора по Республике Коми представлен расчет ущерба, причиненного окружающей среде, который составил ..., ответчиком не оспорен, судом проверен и признан обоснованным. Доказательств того, что ответчиком не возмещен ущерб, материалы дела не содержат.

С учетом изложенного, судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда, поскольку он соответствует фактическим обстоятельствам дела и сделан при правильном применении норм материального права.

Доводы апелляционной жалобы на правильность выводов суда первой инстанции не влияют и отмену решения не влекут, поскольку сводятся к изложению правовой позиции ответчика, выраженной при рассмотрении дела в суде первой инстанции, нашли отражение и оценку в решении суда.

Оснований для иной оценки установленных судом обстоятельств и представленных доказательств судебная коллегия не усматривает.

С учетом изложенного, решение суда является законным и обоснованным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьёй 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 03 августа 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО «Управляющая компания «ЖЭК» - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

33-7036/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Сыктывкарский природоохранный межрайонный прокурор в интер. АМО ГО Сыктывкар
Ответчики
ООО УК ЖЭК
Другие
Управление Росприроднадзора по РК
Суд
Верховный Суд Республики Коми
Судья
Слободянюк Т А
Дело на странице суда
vs.komi.sudrf.ru
24.10.2016Судебное заседание
01.11.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.11.2016Передано в экспедицию
24.10.2016
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее