Решение по делу № 2-1170/2019 от 02.09.2019

Дело № 2-1170/2019

61RS0017-01-2019-002226-64

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

(мотивированное)

01 октября 2019 года г. Красный Сулин

Ростовская область

Красносулинский районный суд Ростовской области в составе:

Председательствующего судьи Мищенко Е.В.

при секретаре Аликиной А.В.,

с участием ст.помощника Красносулинского городского прокурора Говорковой Л.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Красносулинского городского прокурора Ростовской области в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ СОШ №12, Управлению образование Красносулинского района об обязании оборудовать здание образовательной организации каналом передачи тревожных сообщений в территориальные органы федерального органа исполнительной власти, третье лицо: ОВО по г. Гуково и Красносулинскому району филиала ФГКУ "УВО ВНГ России по Ростовской области"

у с т а н о в и л :

Красносулинский городской прокурор обратился в Красносулинский районный суд в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ СОШ №12, Управлению образование Красносулинского района по тем основаниям, что прокуратурой Красносулинского района проведена проверка исполнения законодательства в сфере противодействия терроризму в МБОУ СОШ №12. В ходе проведенной проверки установлено, что в МБОУ СОШ №12 отсутствует канал передачи тревожных сообщений в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры «Службы 112». Согласно договору, заключенного между МБОУ СОШ №12 и ООО ЧОП «Корпус Дон», охрану объектов путем установления и обслуживания тревожной сигнализации осуществляет ООО ЧОП «Корпус Дон», которое имеет лицензию на осуществление частной охранной деятельности. Однако указанный договор не соответствует требованиями действующего законодательства, согласно которым канал передачи тревожных сообщений необходимо устанавливать в органах внутренних дел (вневедомственной охраны). Полномочия ООО ЧОП «Корпус Дон» по принятию посредством канала тревожных сообщений из общеобразовательных организаций не свидетельствуют о соблюдении требований антитеррористического законодательства и созданию безопасных условий для обучающихся, канал передачи тревожных сообщений необходимо устанавливать в органах внутренних дел (вневедомственной охраны). При этом, ООО ЧОП «Корпус Дон» к системе МВД России не относится. Органы вневедомственной охраны в Ростовской области представлены федеральным государственным учреждением «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Ростовской области». По данному факту прокуратурой города в адрес директора МБОУ СОШ №12 внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства в сфере противодействия терроризму, в ходе рассмотрения которого администрацией образовательного учреждения не принято должных мер по устранению выявленных нарушений, призванных обеспечить безопасность учащихся и работников учреждения во время образовательного процесса, их охрану от возможных посягательств со стороны третьих лиц. Просит суд обязать МБОУ СОШ №12 принять меры по созданию безопасных условий обучения, а именно оборудовать здание МБОУ СОШ №12 на первом этаже каналом передачи тревожных сообщений в территориальные органы федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии РФ (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры "Службы 112". Обязать Управление образования Красносулинского района осуществить финансирование МБОУ СОШ № 12 по выполнению работ по оборудованию первого этажа здания МБОУ СОШ № 12 каналом передачи тревожных сообщений в территориальные органы федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии РФ (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры "Службы 112".

Представитель истца ст. помощник Красносулинского городского прокурора Говоркова Л.А. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, указанным в иске и просила их удовлетворить.

Представитель ответчика – директор МБОУ СОШ №12 Коломыйцев Д.А. исковые требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве, просил в иске отказать.

Представитель ответчика Управления образования Красносулинского района по доверенности Гатаева А.И. заявленные исковые требования не признала и пояснила, что финансирования на оборудование не выделено. Просила в иске отказать.

Представитель третьего лица ОВО по г. Гуково и Красносулинскому району филиала ФГКУ «УВО ВНГ России по Ростовской области» по доверенности Казарин В.Л. полагал требования прокурора обоснованными.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, изучив и оценив представленные доказательства, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований.

В силу ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

В п. 3 ст. 3 "Конвенции о правах ребенка" указано, что государства - участники Конвенции обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу с детьми или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности, в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.

Из приведенных норм следует, что Российская Федерация приняла на себя обязательства, в том числе международно-правовые, по обеспечению безопасности в детских учреждениях, в данном случае по обеспечению противодействия терроризму в дошкольных и школьных учреждениях.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 06 марта 2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" одними из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности.

В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 2 названного закона одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения.

Исходя из положений п. 2 и п. 15 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся: материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.

Пунктом 2 части 6 указанной статьи предусмотрена обязанность образовательной организации осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержание в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в частности, за жизнь и здоровье обучающихся, работников, образовательной организации (ч. 7 ст. 28 Закона).

Из содержания п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона РФ от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" следует, что охрана здоровья воспитанников (обучающихся) включает в себя обеспечение безопасности последних во время пребывания в образовательном учреждении.

Согласно пункту "д" ст. 11 "Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации", утвержденной Президентом Российской Федерации 05 октября 2009 г., одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.

В силу ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" в зданиях образовательных организаций должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.

Согласно п. 6.48 "СП 118.13330.2012. Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009", утвержденного Приказом Минрегиона России от 29 декабря 2011 г. N 635/10, для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры "Службы 112".

В помещениях охраны всех типов общественных зданий следует предусматривать наличие радиотрансляционной абонентской точки.

Из приложения "В" к вышеприведенному Своду правил следует, что требования об оборудовании канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел распространяются на дошкольные образовательные организации и общеобразовательные учреждения (школы, гимназии, лицеи, колледжи, школы-интернаты).

Согласно ГОСТ 31817.1.1-2012 под системой тревожной сигнализации понимается электрическая установка, предназначенная для обнаружения и сигнализации о наличии опасности. Под состоянием тревоги понимается состояние системы тревожной сигнализации или ее части, являющееся результатом реагирования системы на наличие опасности, при котором она выдает извещение о тревоге посредством СПИ (система передачи извещений, составная часть системы охранной или охранно-пожарной сигнализации, состоящая из совместно действующих технических средств, предназначенных для передачи по каналам связи и приема в пункте централизованной охраны извещений о тревоге на охраняемых объектах, служебных и контрольно-диагностических извещений и, при наличии, обратного канала для передачи и приема команд управления и сообщений оператора пункта централизованной охраны) на ПЦО (удаленный центр приема извещений, (предназначенный для централизованной охраны ряда рассредоточенных объектов с помощью пульта централизованного наблюдения (ПЦН) и обеспечивающий оперативный выезд групп задержания на охраняемый объект при поступлении на него сообщений о срабатывании сигнализации).

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что в МБОУ СОШ №12 имеются нарушения комплексной безопасности и антитеррористической защищенности, предусмотренные п. 6.48 СП 118.13330.2012 "Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009", а именно, отсутствует канал передачи тревожных сообщений в территориальные органы федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры "Службы 112".

Согласно договору №66 от 28 января 2019 года, заключенному между МБОУ СОШ №12 и ООО Частная охрана «Корпус Дон», охрану объектов путем установления и обслуживания тревожной сигнализации осуществляет ООО ЧОП «Корпус Дон», которое имеет лицензию на осуществление частной охранной деятельности №25 от 27 июня 2017 года.

Вместе с тем, указанный договор не соответствует требованиями действующего законодательства, согласно которым канал передачи тревожных сообщений необходимо устанавливать в органах внутренних дел (вневедомственной охраны), ООО ЧОП «Корпус Дон» к системе МВД России не относится.

Выявленные нарушения противоречат основным принципам и задачам противодействия терроризму, закрепленным в ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ, свидетельствуют о ненадлежащем исполнении обязанностей ответственными должностными лицами, ставит под угрозу безопасность воспитанников во время пребывания в образовательной организации.

Школы являются объектами с массовым пребыванием людей, в том числе несовершеннолетних граждан, то есть относятся к числу важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения населения.

Отсутствие каналов передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел в образовательном учреждении отрицательно сказывается по обеспечению комплексной безопасности лиц, пребывающих в учреждении, поскольку не обеспечивается надлежащая антитеррористическая и противодиверсионная устойчивость объекта, что, в свою очередь, не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории данного образовательного учреждения, а это может способствовать совершению противоправных действий в отношении обучающихся.

Согласно Уставу МБОУ СОШ № 12 осуществляет образовательную деятельность в здании, расположенном по адресу: Ростовская область г. Красный Сулин, ул. Московская,25/пер. Водопойный,2, является юридическим лицом, осуществляющей образовательную деятельность, несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за охрану жизни и здоровья обучающихся, работников образовательной организации. Учредителем данного учреждения является муниципальный район «Красносулинский район». Функции и полномочия учредителя Учреждения осуществляет Управление образования Красносулинского района.

При этом Управление образования Красносулинского района по отношению к образовательному учреждению обладает властными полномочиями и является распорядителем бюджетных средств, т.е. распределяет полученные на свой счет бюджетные средства на оплату по конкретным договорам, заключенным образовательными учреждениями, и соответствующим статьям расходов.

С учетом изложенного суд считает, что отсутствие каналов передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел в образовательном учреждении отрицательно сказывается по обеспечению комплексной безопасности лиц, пребывающих в учреждении, поскольку не обеспечивается надлежащая антитеррористическая и противодиверсионная устойчивость объекта, что, в свою очередь, не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории данного образовательного учреждения, а это может способствовать совершению противоправных действий в отношении обучающихся.

Довод ответчика о том, что требования законодательства РФ не содержат указания на необходимость выполнения образовательным учреждением заявленных истцом мероприятий, а содержат лишь рекомендательный характер, суд считает необоснованным по изложенным выше правовым основаниям.

Довод ответчика о распространении требований об установлении канала передачи тревожных сообщений только на проектирование новых, реконструируемых или капитально ремонтируемых зданий образовательных учреждений, судом отклоняется за необоснованностью. Отсутствие реконструкции или капитального ремонта здания образовательного учреждения, как и отсутствие муниципального планирования проведения соответствующих работ на ближайший финансовый период не свидетельствует об отсутствии необходимости приведения здания данного образовательного учреждения в соответствии с современными требованиями к организации безопасного образовательного процесса. Возможность установки испрошенной системы напрямую не связана с необходимостью реконструкции или капитального ремонта (внесение изменений в конструкцию здания) здания образовательного учреждения.

Ссылка ответчика на наличие альтернативной системы оповещения посредством частного охранного предприятия судом воспринимается критично. Отсутствие предусмотренного вышеназванным национальным стандартом системы тревожного извещения в образовательных учреждениях отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в них, поскольку не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории данных учреждений, может способствовать совершению противоправных действий в отношении воспитанников, в силу возраста нуждающихся в особой защите.

При таких обстоятельствах суд, исходя из приоритета обеспечения безопасности воспитанников и работников учреждения во время образовательного процесса, охраны от возможных посягательств со стороны третьих лиц, необходимости принятия профилактических мер, направленных на противодействие террористической деятельности, считает заявленные прокурором требования подлежащими удовлетворению.

Выполнение возложенных судом на ответчиков обязанностей направлено на пресечение действий, нарушающих права воспитанников и работников образовательных учреждений на антитеррористическую безопасность, а также иных лиц, посещающих данное дошкольное образовательное учреждение и школы, и как следствие, на охрану их жизни и здоровья в период нахождения в учреждении образования

Принятие мер безопасности является необходимым условием реализации содержания конституционных и иных прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, в частности, права на личную безопасность. Особое значение данные меры приобретают в условиях пребывания несовершеннолетних учащихся и работников образовательного учреждения.

В связи с чем, суд считает, что исковые требования Красносулинского городского прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме в срок не позднее шести месяцев со дня вступления решения в законную силу, поскольку указанный срок является разумным, соответствует сложности работ, их объему, финансовым затратам за счет соответствующих бюджетных средств.

Руководствуясь ст. 12, 56, 194-198,209 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление Красносулинского городского прокурора удовлетворить.

Обязать Управление образования Красносулинского района осуществить финансирование Муниципального бюджетного образовательного учреждения средняя общеобразовательная школа №12 по выполнению работ по оборудованию здания Муниципального бюджетного образовательного учреждения средняя общеобразовательная школа №12, расположенного по адресу: Ростовская область г.Красный Сулин ул. Московская, 25/2 каналом передачи тревожных сообщений в территориальные органы федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии РФ (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры "Службы 112" в срок не позднее шести месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Обязать Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №12 оборудовать здание образовательного учреждения, расположенное по адресу: Ростовская область г. Красный Сулин ул. Московская, 25/2 каналом передачи тревожных сообщений в территориальные органы федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии РФ (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры "Службы 112" в срок не позднее шести месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Ростовского областного суда через Красносулинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья: Е.В. Мищенко

Мотивированное решение изготовлено 04 октября 2019 года.

2-1170/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Красносулинский городской прокурор в интересах неопределенного круга лиц
Ответчики
МБОУ СОШ № 12
Управления образования Красносулинского района
Другие
ОВО по г. Гуково и Красносулинскому району филиала ФГКУ "УВО ВНГ России по Ростовской области"
Суд
Красносулинский районный суд Ростовской области
Судья
Мищенко Елена Владимировна
Дело на сайте суда
krasnosulinsky.ros.sudrf.ru
02.09.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.09.2019Передача материалов судье
04.09.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
04.09.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.09.2019Подготовка дела (собеседование)
19.09.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.10.2019Судебное заседание
04.10.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.10.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.03.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.03.2020Передача материалов судье
17.03.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.03.2020Подготовка дела (собеседование)
17.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.03.2020Судебное заседание
17.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.03.2020Дело оформлено
12.01.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее