Решение по делу № 2-712/2015 от 21.05.2015

                                                                 Дело № 2-712/2015

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«25» июня 2015 года                     Шарьинский районный суд Костромской области в составе судьи Жоховой С.Ю., с участием представителя истца СОА, СВП, при секретаре Лебедевой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа город Шарья Костромской области к СВП о признании права муниципальной собственности на долю в квартире,

                                                                        установил:

Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа _________ обратился в суд с иском к СВП о признании права муниципальной собственности на долю в квартире, признания за СВП права собственности на квартиру.

Требования истцом мотивированы тем, что жилой _________ (далее - аварийный жилой дом) ДД.ММ. был признан аварийным и подлежащим сносу (соответственно и каждое жилое помещение в доме) на основании заключения о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания №000 от ДД.ММ. г., выданного городской межведомственной комиссией при администрации городского округа _________. Указанный аварийный жилой дом включен в муниципальную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного строительства на территории городского округа _________ на 2013-2014 годы», утвержденной постановлением администрации городского округа _________ от ДД.ММ. №000 (в редакции постановления администрации городского округа _________ от ДД.ММ. № 601), и в региональную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства на территории _________ на 2013-2017 годы», утвержденной постановлением администрации _________ от ДД.ММ. № 200-а (далее - программы переселения из аварийного жилищного фонда). 13/32 долей в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: _________, общей площадью 51,9 кв.м., принадлежит СВП на основании Свидетельства о праве на наследство по закону от 06.10.2008, право собственности зарегистрировано в ЕГРП ДД.ММ. за № 44-44-09/137/2008-481. Квартира №000 _________ является двухкомнатной, ранее полностью принадлежала муниципальному образованию городской округ _________. Квартира №000 была предоставлена двум разным нанимателям (предоставлены отдельные комнаты). В 1999 году 13/32 долей (комната площадью 12,7 кв.м, места общего пользования в совместном пользовании) в праве собственности были приватизированы и позднее перешли в общую долевую собственность СВП, а оставшаяся доля в квартире, составляющая комнату площадью 19,1 кв.м. и места общего пользования, является муниципальной собственностью и передана по договору найма в пользование ВЕВ и ее семье, которые будут переселены по программе переселения из аварийного жилищного фонда в отдельную квартиру. В целях реализации программы переселения из аварийного жилищного фонда для СВП была приобретена благоустроенная квартира во вновь построенном жилом доме по адресу: _________, квартал № 4, _________, площадью 21,9 кв.м. В настоящее время квартира является собственностью муниципального образования городской округ _________ на основании Контракта №000 от ДД.ММ. на приобретение жилого помещения (квартиры) для переселения граждан в рамках реализации муниципальной адресной программы, акта приема-передачи жилого помещения от ДД.ММ. года. Ответчику предлагалось обменять свою долю в жилом помещении по адресу: _________, на квартиру во вновь построенном жилом доме по адресу: _________, квартал № 4, _________, площадью 21,9 кв.м.. СВП был приглашен в Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа _________ (далее - КУМИ, Истец) для заключения договора мены жилых помещений. Ответчик отказался получать новое жилое помещение и заключать договор мены жилых помещений. В соответствии со статьей 86 Жилищного кодекса РФ, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма. В соответствии с пунктом 3 статьи 10 Жилищного кодекса РФ жилищные права и обязанности возникают из судебных решений, установивших жилищные права и обязанности. Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа _________ является структурным подразделением администрации городского округа _________. Администрация городского округа _________ является органом местного самоуправления на основании ст.21 Устава муниципального образования городской округ _________. С учетом данного обстоятельства, считаем, что истец освобожден от уплаты государственной пошлины на основании п. 19 ст.333.36 Налогового кодекса Российской Федерации. Просит: прекратить право общей долевой собственности СВП на 13/32 долей в праве на _________, расположенную в подлежащем сносу аварийном жилом доме по адресу: _________; Признать право собственности муниципального образования городской округ город
_________ на 13/32 долей в праве общей долевой собственности на квартиру
по адресу _________, общей площадью 51,9 кв.м. Признать право собственности СВП на квартиру по адресу:
_________, квартал № 4, _________, площадью 21,9 кв.м. с кадастровым №
44:31:020101:410.

В судебном заседании представитель истца СОА исковые требования поддержала по изложенным в иске основаниям. Кроме этого пояснила, что постановления об изъятии земельного участка и доли в квартире для муниципальных нужд не выносилось. До настоящего времени ответчик не согласен заключить договор мены.

Ответчик СВП в судебном заседании исковые требования не признал. В обоснование своей позиции указал, что с марта 2015 года до момента получения уведомления о получении ключей администрацией была нарушена процедура переселения из аварийного жилья. В апреле 2015 года он был у _________, где увидел, что территория не благоустроена и до конца не выполнены работы по устройству общедомового имущества. При осмотре квартиры были выявлены недостатки и составлен акт. В квартире для престарелых людей и семей с инвалидами устройство лоджий и балконов является обязательным. В квартире отсутствует лоджия и балкон, на кухне нет окна. Окно одно на всю квартиру.

Выслушав стороны, изучив материалы дела суд считает, что исковые требования не подлежат удовлетворению в полном объеме на основании следующего:

Согласно свидетельства о государственной регистрации права серии _________ от ДД.ММ. СВП является собственником 13)32 долей 2-комнатной квартиры, общей площадью 51,9 кв.м, расположенной по адресу : _________ (л.д.26).

Согласно акта обследования №000 от ДД.ММ. межведомственной комиссии, жилого дома, расположенного по адресу: _________ признана аварийным и подлежащим сносу (л.д.6).

Согласно заключения межведомственной комиссии №000 от ДД.ММ., жилой дом расположенный по адресу: _________ признан аварийным и подлежащим сносу (л.д.5).

Согласно статье 86 Жилищного кодекса Российской Федерации, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.

Частями 1 и 2 статьи 89 указанного Кодекса определены требования к жилому помещению, предоставляемому гражданам по договору социального найма в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 данного Кодекса.

Таким образом, жилые помещения в порядке, установленном статьями 86, 89 Жилищного кодекса Российской Федерации, предоставляются гражданам, занимающим жилые помещения в подлежащем сносу доме по договору социального найма.

Между тем, поскольку судом установлено, что СВП является собственником доли в _________, расположенном по адресу: _________, постольку положения статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации, к правоотношениям сторон применению не подлежат.

В силу статьи 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом (часть 1); никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения (часть 3).

В развитие названных конституционных положений Жилищный кодекс Российской Федерации в статье 32 (часть 10) указывает на то, что признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и, соответственно, подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 данной статьи.

Для применения этих норм с учетом разъяснений, содержащихся в пункте 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ. N 14 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Постановление Пленума), необходимо установить соблюдение совокупности следующих обязательных условий, а именно: предъявлялось ли к собственникам жилых помещений требование о сносе дома в разумный срок за счет их собственных средств, изымался ли органом местного самоуправления земельный участок и каждое жилое помещение в указанном доме, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома.

В силу части 9 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, если собственник жилого помещения не согласен с решением об изъятии жилого помещения либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене жилого помещения или других условиях его выкупа, орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие такое решение, могут предъявить в суд иск о выкупе жилого помещения.

Согласно подпункту "и" пункта 20 Постановления Пленума требование органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего решение об изъятии жилого помещения, о переселении собственника изымаемого жилого помещения в другое жилое помещение не может быть удовлетворено, если собственник жилого помещения возражает против этого, так как в соответствии с частью 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление собственнику жилого помещения взамен изымаемого другого жилого помещения допускается только по соглашению сторон.

Таким образом, из содержания указанных норм в их системной взаимосвязи и разъяснений, содержащихся в Постановлении Пленума, следует, что у собственника, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, жилое помещение может быть либо изъято путем выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену при условии соблюдения предварительной процедуры как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, и каждого жилого помещения, находящегося в таком доме, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции.

На необходимость соблюдения при переселении граждан из аварийного жилищного фонда положений Жилищного кодекса Российской Федерации, в том числе его статьи 32, указывает и Федеральный закон от ДД.ММ. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", принятый в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий, определяющий правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда (статьи 2, 14, 16 названного Закона).

То обстоятельство, что многоквартирный _________ в перечень многоквартирных домов, в отношении которых планируется предоставление финансовой поддержки в соответствии с указанным выше Законом на переселение граждан в рамках адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства на территории _________ на 2013-2017 года», утвержденной постановлением главы администрации (губернатором) _________ от ДД.ММ. № 200-а, не исключает обязанности соблюдения при переселении граждан, проживающих в домах, включенных в указанную программу, их прав с учетом положений жилищного законодательства, в частности статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В материалах дела данные о том, что СВП предлагалось выкупить принадлежащую ему на праве собственности квартиру в порядке, определенном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, также отсутствуют.

В результате этого СВП, как собственник жилого помещения в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, был лишен права на получение стоимости изымаемого имущества.

Таким образом, истцом не соблюдена процедура изъятия жилого помещения, установленной статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, и тем самым не соблюдены права собственника СВП

При таких обстоятельствах, исковые требования комитета по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа _________ к СВП в.П. удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа _________ к СВП о признании права муниципальной собственности на долю в квартире, признания за СВП права собственности на квартиру - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Шарьинский районный суд _________ месячный срок.

Судья -                                                                                                С.Ю. Жохова

2-712/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа г. шарья
Ответчики
Соколов В.П.
Суд
Шарьинский районный суд Костромской области
Дело на сайте суда
sharinsky.kst.sudrf.ru
21.05.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.05.2015Передача материалов судье
21.05.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.05.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.05.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.06.2015Судебное заседание
25.06.2015Судебное заседание
30.06.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.07.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.06.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее