Дело № 2-690/2024
УИД 74RS0008-01-2024-000909-76
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Аша 17 октября 2024 года
Ашинский городской суд Челябинской области в составе
председательствующего судьи А.В. Борисюк,
при секретаре В.С. Гриценко,
рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Ашинского городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Ашинского муниципального района Челябинской области, о возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л:
Ашинский городской прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации Ашинского муниципального района Челябинской области о возложении обязанности в течении 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу привести в надлежащее состояние дороги в черте Ашинского городского поселения.
В обоснование заявленных требований указал, что в ходе проведенной городской прокуратурой проверки установлено ненадлежащее исполнение администрацией обязанности по содержанию и обустройству автомобильной инфраструктуры, что нарушает права неопределенного круга лиц на безопасные условия дорожного движения.
В судебном заседании прокурор Москова Р.М. заявленные требования поддержала, по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика администрации Ашинского муниципального района Челябинской области Миндели А.А. в судебном заседании заявленные требования не признал по основаниям, изложенным в письменных возражениях (л.д. 38-40).
Представитель третьего лица Управление инженерной инфраструктуры администрации Ашинского муниципального района Челябинской области при надлежащем извещении, участия в судебном заседании не принимал.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассматривать дело в отсутствие не явившихся участников судебного процесса.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В статье 2 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» раскрыты основные термины данного Закона, в частности указано, что под безопасностью дорожного движения понимается состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий; под обеспечением безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.
Также в названной статье Закона определено, что дорога - обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.
В ст.3 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» определено, что элементы обустройства автомобильных дорог - сооружения, к которым относятся дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры и другие устройства для регулирования дорожного движения, места отдыха, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки, пункты весового и габаритного контроля транспортных средств, пункты взимания платы, стоянки (парковки) транспортных средств, сооружения, предназначенные для охраны автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений, тротуары, другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения, за исключением объектов дорожного сервиса.
В соответствии с п. 6 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" содержание и ремонт автомобильных дорог является разновидностью дорожной деятельности, осуществление которой в отношении автомобильных дорог местного значения, согласно п.6 ч.1 ст. 13 данного Закона, относится к полномочиям органов местного самоуправления.
Пунктом 4 ст.6 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" установлено, что органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательства субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.
Частью 3 ст. 15 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
Согласно части 1 ст. 34 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" исполнительно-распорядительным органом муниципального образования является местная администрация, которая уставом муниципального образования наделяется полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органом местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п.п.5 п.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относятся, в том числе, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения.
На основании ч. 2 ст. 12 Федерального закона "О безопасности дорожного движения", обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
В соответствии с п. 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 1090, должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, обязаны содержать дороги в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил, принимать меры к своевременному устранению помех для движения.
В силу статьи 3 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности, а также соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.
Как установлено в судебном заседании и усматривается из материалов дела, автодороги, в том числе дороги по ул. Узкоколейная, ул. Арматурная и ул. Победы в г. Аше, являются муниципальной собственностью Ашинского городского поселения, согласно постановления администрации Ашинского муниципального района №255 от 25.02.2022 года.
Проведенной 20.06.2024 года городской прокуратурой проверкой совместно с сотрудниками ОГИБДД ОМВД России по Ашинскому району Челябинской области в рамках осуществления систематического наблюдения за исполнением обязательных требований безопасности дорожного движения выявлены нарушения п. 5.2.4 «Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 50597-2017. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условия обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» (далее по тексту – ГОСТ Р 50597-2017), утвержденный Приказом Росстандарта от 26.09.2017 года №1245-ст, также выявлены нарушения п.п. 1 «в», п.п. 2 «з» п. 6 Приказа Минтранса РФ №402 от 16.11.2012 года «Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог», а именно:
- проезжая часть автомобильной дороги от перекрестка ул. Арматурная и ул. Победы до дома №17 ул. Арматурная имеет многочисленные дефекты в виде выбоин (местных разрушений дорожного покрытия, имеющих вид углублений с резко очерченными краями), просадки (шириной 1200 мм., длиной 1200 мм., глубиной более 110 мм.), сетку трещин, отдельные дефекты в виде выбоин. Кроме того, от дома №17 по ул. Арматурная до дома №61 по ул. Арматурная на щебеночном дорожном покрытии проезжей части, на всем протяжении автодороги имеются многочисленные повреждения в виде просадок, выбоин, а также отсутствуют элементы системы водоотвода (водоотводные канавы);
- проезжая часть автомобильной дороги от перекрестка ул. Гагарина и ул. Победы до дома №7 ул. Победы имеет многочисленные дефекты в виде выбоин (местных разрушений дорожного покрытия, имеющих вид углублений с резко очерченными краями), просадки (шириной 300 см., длиной 600 см., глубиной более 8 см.), сетку трещин, отдельные дефекты в виде выбоин. Кроме того, от дома №7 по ул. Победы до дома №25 по ул. Победы на щебеночном дорожном покрытии проезжей части, на всем протяжении автодороги имеются многочисленные повреждения в виде просадок, выбоин, а также отсутствуют элементы системы водоотвода (водоотводные канавы);
- проезжая часть автомобильной дороги ул. Узкоколейная (от дома №33 до дома №99 + 90 метров по направлению автомобильной дороги) имеет многочисленные дефекты в виде выбоин (местных разрушений дорожного покрытия, имеющих вид углублений с резко очерченными краями), просадки, сетку трещин, отдельные дефекты в виде выбоин.
Несоблюдение приведенных выше норм действующего законодательства нарушает права граждан, в том числе детей, на безопасные условия дорожного движения.
Фактически не оспаривая вышеуказанные нарушения законодательства представитель ответчика Администрации Ашинского муниципального района в качестве возражений по исковым требованиям ссылается на определение ненадлежащего ответчика, указывая, что надлежащим ответчиком по делу является Управление инженерной инфраструктуры администрации Ашинского муниципального района Челябинской области.
Вместе с тем, согласно Федеральному закону от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Положению об Управлении инженерной инфраструктуры администрации Ашинского муниципального района Челябинской области, утвержденному решением Собрания депутатов Ашинского муниципального района Челябинской области от 30 декабря 2014 года № 743, Управление входит в структуру администрации района, является ее отраслевым (функциональным) органом, созданным для выполнения управленческих функций в целях осуществления полномочий Ашинского муниципального района по решению вопросов местного значения Ашинского района, предусмотренных Положением об Управлении и полномочий, делегированных Управлению в рамках, определенных действующим законодательством (л.д. 41-46).
В соответствии с п. 6 Положению об Управлении инженерной инфраструктуры администрации Ашинского муниципального района Челябинской области Управление собственного бюджета не имеет, в рамках предусмотренных Положением об Управлении полномочий, выполняет распоряжения администрации. Финансовое обеспечение деятельности Управления осуществляется из средств бюджета Ашинского муниципального района на основании бюджетной сметы.
С учетом изложенного, суд полагает надлежащим ответчиком администрацию Ашинского муниципального района Челябинской области.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований прокурора.
В соответствии со ст.206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Принимая во внимание, что для исполнения решения суда требуется значительное время (для внесения изменений в муниципальный бюджет, для соблюдения требований Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при составлении проектно-сметной документации, при проведении аукциона и заключении контракта на выполнение работ для обеспечения муниципальных нужд, для выполнения работ и принятия их заказчиком), суд полагает необходимым установить срок для устранения перечисленных в иске недостатков в течении 6 месяцев с момента вступления настоящего решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать администрацию Ашинского муниципального района Челябинской области в течении 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда за счет средств бюджета Ашинского городского поселения совершить следующие действия:
- устранить нарушения п. 5.2.4 «Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 50597-2017. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» на покрытии проезжей части в г. Аше Челябинской области от перекрестка ул. Арматурная и ул. Победы до дома №17 ул. Арматурная, а именно многочисленные дефекты в виде выбоин (местных разрушений дорожного покрытия, имеющих вид углублений с резко очерченными краями), просадки (шириной 1200 мм., длиной 1200 мм., глубиной более 110 мм.), сетку трещин, отдельные дефекты в виде выбоин. А также устранить нарушения п.п. 1 «в», п.п. 2 «з» п. 6 Приказа Минтранса РФ №402 от 16.11.2012 года «Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог» на щебеночном дорожном покрытии проезжей части от дома №17 по ул. Арматурная до дома №61 по ул. Арматурная на щебеночном дорожном покрытии проезжей части, на всем протяжении автодороги имеются многочисленные повреждения в виде просадок, выбоин, а также отсутствуют элементы системы водоотвода (водоотводные канавы);
- устранить нарушения п. 5.2.4 «Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 50597-2017. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» на покрытии проезжей части в г. Аше Челябинской области от перекрестка ул. Гагарина и ул. Победы до дома №7 ул. Победы имеет многочисленные дефекты в виде выбоин (местных разрушений дорожного покрытия, имеющих вид углублений с резко очерченными краями), просадки (шириной 300 см., длиной 600 см., глубиной более 8 см.), сетку трещин, отдельные дефекты в виде выбоин. А также устранить нарушения п.п. 1 «в», п.п. 2 «з» п. 6 Приказа Минтранса РФ №402 от 16.11.2012 года «Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог» на щебеночном дорожном покрытии проезжей части от дома №7 по ул. Победы до дома №25 по ул. Победы на щебеночном дорожном покрытии проезжей части, на всем протяжении автодороги имеются многочисленные повреждения в виде просадок, выбоин, а также отсутствуют элементы системы водоотвода (водоотводные канавы);
- устранить нарушения п. 5.2.4 «Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 50597-2017. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» на покрытии проезжей части в г. Аше Челябинской области от дома №33 до дома №99 + 90 метров по направлению автомобильной дороги по ул. Узкоколейная многочисленные дефекты в виде выбоин (местных разрушений дорожного покрытия, имеющих вид углублений с резко очерченными краями), просадки, сетку трещин, отдельные дефекты в виде выбоин.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Челябинский областной суд, с подачей жалобы через Ашинский городской суд.
Председательствующий А.В. Борисюк