Дело № 2-216/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 апреля 2018 год г. Шарья
Судья Шарьинского районного суда Костромской области Баранов А.В., при секретаре Лелиной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Шарьинского межрайонного прокурора в интересах Российской Федерации к ТСЖ «Вокзальная 22» об обязании передавать сведения для расчета ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в адрес ОГКУ «Центр социальных выплат»,
установил:
Шарьинский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ТСЖ «Вокзальная 22» об обязании передавать сведения для расчета ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в адрес ОГКУ «Центр социальных выплат».
Мотивируя требования тем, что Шарьинской межрайонной прокуратурой на основании обращения первого заместителя директора ОГКУ «Центр социальных выплат» ФИО3 проведена проверка соблюдения законодательства в сфере предоставления мер социальной поддержки. В ходе проведенной проверки установлено, что ТСЖ «Вокзальная 22» являясь исполнителем коммунальных услуг в многоквартирном _________, в нарушении ч.1 ст.160 ЖК РФ, пункта 8 Порядка предоставления мер социальной поддержки по компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в форме ежемесячной денежной компенсации отдельным категориям граждан, утвержденного Постановлением администрации Костромской области от 28.02.2011г. № 57-а не исполняет обязанность по направлению в ОГКУ «Центр социальных выплат» сведения для расчета размеров ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг гражданам, проживающим в _________, которым предусмотрена соответствующая компенсация. Согласно выписке из ЕГРЮЛ по состоянию на 24.01.2018г. форма правления многоквартирным домом №000 по _________ осуществляется в виде товарищества собственников жилья. Основным видом деятельности ТСЖ «Вокзальная 22» является управление эксплуатацией жилого фонда за вознаграждение или на договорной основе. 08.02.2017г. директором ОГКУ «Центр социальных выплат» в адрес ТСЖ «Вокзальная 22» направлялось подписанное соглашение об информационном взаимодействии между Центром и ТСЖ «Вокзальная 22», в уведомлении было указано, что ТСЖ «Вокзальная 22» во исполнение Постановления администрации Костромской области от 28.02.2011г. № 57-а необходимо направлять сведения для расчета размеров ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг. Между тем, ТСЖ «Вокзальная 22» подписанный экземпляр соглашения о взаимодействии не вернуло, соглашение с Центром не заключило, необходимую информацию не предоставляет. По данному факту Шарьинской межрайонной прокуратурой 17.11.2017г. председателю ТСЖ «Вокзальная 22» внесено представление об устранении нарушений законодательства о предоставлении мер социальной поддержки. Согласно представленному ответу от 19.12.2017г. установлено, что председателем ТСЖ «Вокзальная 22» вынесены распоряжения об обязании собственников квартир №000, №000 _________ совершить ряд действий необходимых для ежемесячной передачи сведений о фактическом потреблении гражданами жилищно-коммунальных услуг в адрес Центра. Указанные действия привели к обращению в Шарьинскую прокуратуру жителей указанных квартир ФИО4 и ФИО5 за защитой нарушенных прав. В свою очередь сведения для расчета размеров ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в Центр не поступают, представление Шарьинской межрайонной прокуратуры фактически не исполняется. Просят обязать ТСЖ «Вокзальная 22» заключить с ОГКУ «Центр социальных выплат» соглашение, об информационном взаимодействии предусматривающее обмен информацией необходимой для расчета размеров ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг гражданам. Обязать ТСЖ «Вокзальная 22» ежемесячно до 10 числа представлять в ОГКУ «Центр социальных выплат» в электронном виде на безвозмездной основе сведения для расчета размеров ежемесячной денежной компенсации с содержанием и объемом по форме согласно приложению № 3 к Порядку предоставления мер социальной поддержки по компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в форме ежемесячной денежной компенсации отдельным категориям граждан утверждённой Постановлением Администрации Костромской области от 28.02.2011г. № 57-а.
В ходе рассмотрения дела прокурор уточнил исковые требования просят признать незаконным бездействие ТСЖ «Вокзальная 22» по не предоставлению в ОГКУ «Центр социальных выплат» в электронном виде на безвозмездной основе сведений для расчета размеров ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг отдельным категориям граждан утвержденной Постановлением Администрации Костромской области от 28.02.2011г. №57-а. Обязать ТСЖ «Вокзальная 22» устранить допущенные нарушения Порядка предоставления мер социальной поддержки по компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в форме ежемесячной денежной компенсации отдельным категориям граждан, проживающих в _________, в течение 30 дней после вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании прокурор Луньков М.О. заявленные требования поддержал, просил исковые требования удовлетворить по доводам изложенным в исковом заявлении с учетом уточненных требований.
Представители ответчика ТСЖ «Вокзальная 22» в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, имеется ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие.
Из сути представленных в адрес суда отзывов следует, что с исковым заявлением ТСЖ не согласны, по следующим основаниям: в исковом заявлении неверно указан юридический и почтовый адрес ТСЖ «Вокзальная 22». В пункте 1 исковых требований заявлено - обязать ТСЖ Вокзальная 22 заключить с ОГКУ «Центр социальных выплат» соглашение об информационном взаимодействии. Статья 420 ГК РФ устанавливает тождественными понятия соглашение и договор. Договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. Статья 1 ГК РФ и ст.421 ГК РФ устанавливает свободу заключения договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена ГК РФ, законом или добровольно принятым обязательством. Заключение договора в обязательном порядке регулируется ст.445 ГК РФ и ст.446 ГК РФ. В соответствии ч.4 ст.445 ГК РФ, истец одной из стороной в договоре об информационном взаимодействии не является, поэтому не вправе обратиться в суд требуя от одного юридического лица заключить с другим юридическим лицом такой договор. Обязательными для заключения ТСЖ «Вокзальная 22» являются договора на предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома (ч.2.2 ст. 161 ЖК РФ). Порядок заключения таких договоров определен «Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями». ОГКУ «Центр социальных выплат» ресурсоснабжающей организацией не является, какие-либо коммунальные услуги не предоставляет, поэтому заключение договора об информационном взаимодействии на основании закона не является обязательным. Статьей 160 ЖК РФ на ТСЖ «Вокзальная 22» не возложена обязанность по предоставлению компенсаций отдельным категориям граждан. ТСЖ «Вокзальная 22» не решает вопросы улучшения социального положения отдельных категорий граждан, которым предоставляются компенсаций на оплату жилищно-коммунальных услуг, за счет остальных граждан, которым такие компенсаций не положены, но проживают в этом доме. Пункт 8 Постановления Администрации Костромской области от 28.02.2011г. №57-а, не должен противоречить ч.1 ст.421 ГК РФ в той части, что «сведения о фактическом потреблении гражданами жилищно-коммунальных услуг предоставляются в Центр на безвозмездной основе поставщиками жилищно-коммунальных услуг или организациями, осуществляющими расчет размера оплаты за жилищно-коммунальные услуг, так как данное постановление является подзаконным актом, а не законом. Подзаконные акты - это нормативные правовые акты, издаваемые на основе и во исполнение законов. Они могут конкретизировать нормы законов, толковать их или устанавливать новые нормы, но при этом должны соответствовать и не противоречить законам. Обязанность заключить безвозмездный договор с ОГКУ «Центр социальных выплат» нанесет финансовый ущерб жителям дома, не входящим в категорию граждан, которым предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг (ст. 160 ЖК РФ). Общее собрание членов ТСЖ «Вокзальная 22» никогда не принимало решения о включении в перечень услуг и работ, выполняемых товариществом, услуги по предоставлению на безвозмездной основе в ОГКУ «Центр социальных выплат» сведений для расчета размеров ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, на том основании, что такая услуга: не соответствует целям хозяйственной деятельности ТСЖ; не входит в перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме; не входит в состав предоставляемых потребителю коммунальных услуг, которые определяются в зависимости от степени благоустройства многоквартирного. Любой гражданин, может реализовать или не реализовать свое право на компенсацию, установленную ч.1 ст.160 ЖК РФ, предоставив на возмездной или безвозмездной основе, либо не предоставив, в ОГКУ «Центр социальных выплат» сведения об объемах оказанных жилищно-коммунальных услуг. Шарьинский межрайонный прокурор Костромской области, в соответствии со ч.1 ст.56 ГПК РФ, не предоставил ни одного документального доказательства того, что в вышеуказанном многоквартирном доме проживает хотя бы один гражданин из отдельной категория граждан, которым предоставлено права на ежемесячную денежную компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, установленную ч.1 ст. 160 ЖК РФ. С другой стороны, никто из граждан, проживающий в указанном доме, никогда не предоставлял в правление ТСЖ «Вокзальная 22» документов, подтверждающих данное право.
Третье лицо ОГКУ «Центр социальных выплат» в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, имеется ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие.
Суду представили возражение на отзыв, из сути которого следует, что считает доводы, изложенные в отзыве ответчика необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям: Гражданский кодекс Российской Федерации не регулирует отношений, связанных с предоставлением информации, с целью назначения компенсации на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, а содержит лишь общие нормы, которыми должны руководствоваться субъекты правоотношений. Заключая с ТСЖ «Вокзальная 22» соглашение об информационном взаимодействии, следует применение специальных норм права, которые закреплены в Порядке предоставлении мер социальной поддержки по компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в форме ежемесячной денежной компенсации отдельным категориям граждан утвержденного Постановлением администрации Костромской области от 28.02.2011 г. № 57-а, а также в Порядке реализации мер социальной поддержки в виде ежемесячной социальной выплаты ветеранам труда, труженикам тыла, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, в Костромской области; утвержденного Постановлением администрации Костромской области от 28.02.2011 г. № 53-а. Следовательно, при данных обстоятельствах термин договор и термин соглашение не будут тождественны, и будут различаться по своей правовой природе, исходя из существующей ситуации, возникшей между субъектами правоотношений. Пункт 1 статьи 138 ЖК РФ устанавливает, что товарищество собственников жилья обязано обеспечивать выполнение требований настоящей главы, положений других федеральных законов, иных нормативных правовых актов, а также устава товарищества. Следовательно, заключение соглашения об информационном взаимодействии, носит обязательный характер. Пунктом 8 Порядка предоставления мер социальной поддержки по компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в форме ежемесячной денежной компенсации отдельным категориям граждан, утвержденного Постановлением администрации Костромской области от 28.02.2011 г. № 57-а, определено, что организации ежемесячно на безвозмездной основе в платежных квитанциях, выставляемых гражданам, отражают сведения о предоставленных Центром гражданам мерах социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в порядке, установленном соглашениями о взаимодействии между Центром и организациями. Организации несут ответственность за своевременность, полноту и достоверность сведений, представляемых Центру. Следовательно, заключение соглашения об информационном взаимодействии прямо установлено законом, является императивной нормой, и имеет прямое распространение на ТСЖ «Вокзальная 22», которое в свою очередь несет ответственность за несвоевременное заключение данного соглашения, а также достоверность и полноту сведений предоставляемых в ОГКУ «ЦСВ». В соответствии с ч.1 ст.149 ЖК РФ председатель правления имеет право давать указания и распоряжения всем должностным лицам товарищества, исполнение которых для указанных лиц обязательно. Поскольку обязанность заключения соглашения об информационном взаимодействии прямо предусмотрена законом, а председатель правления ТСЖ «Вокзальная 22» не реализовала свое право на его заключение, то в данном случае, идет прямое нарушение прав неопределенного круга лиц, а также нарушение организационно - распорядительной работы правления ТСЖ «Вокзальная 22». тсутствие технических, технологических и финансовых средств, а также то, что собрание ТСЖ «Вокзальная 22» не принимало решений по вопросам установления размера обязательных платежей и взносов для собственников помещений в многоквартирном доме, не является законным основанием для неисполнения норм действующего законодательства.
Выслушав доводы сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Поводом для обращения в суд послужила проверка проведенная прокуратурой, на основании заявления ОГКУ «Центр социальных выплат», в котором указано, что 08.02.2017г. со стороны ОГКУ «Центр социальных выплат» было направлено обращение и подписанное ОКГУ «ЦСВ» соглашение о взаимодействии № 7 от 08.02.2017г. к председателю ТСЖ «Вокзальный 22» в целях реализации Постановлений администрации Костромской области от 28.02.2011 г. № 57-а и от 28.02.2011 г. № 53-а. Председатель ТСЖ «Вокзальная 22» в срок, указанный в обращении подписанный экземпляр соглашения не вернула, соглашения с ОГКУ «ЦСВ» не заключила, информацию не предоставляет, чем нарушает права граждан на меры социальной поддержки (л.д. 8-13).
Согласно 4.1. устава товарищества собственников жилья «Вокзальная 22» товарищество собственников жилья обязано обеспечивать выполнение требований главы 13 Жилищного кодекса РФ, положений других федеральных законов, иных нормативных актов, а также устава товарищества (п.п. 1). Обеспечивать соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме при установлении условий и порядка владения, пользования и распоряжения общей собственностью (п.п 6), в обязанности правления товарищества собственников жилья входит соблюдение товариществом законодательства и требований Устава товарищества (п.п. 14.1) (л.д.14-18).
Из выписки ЕГПРЮЛ форма правления многоквартирного _________ осуществляется в виде товарищества (л.д.19-23).
Заместителем Шарьинского межрайонного прокуратура в адрес председателя ТСЖ направлено представление об устранении нарушений законодательства о предоставлении мер социальной поддержки (л.д. 24-26).
Из ответа председателя ТСЖ «Вокзальная 22» следует, что по требованиям, изложенным в представлении, фактически приняты меры (л.д. 27-30).
На основании обращений ФИО7, ФИО8, ФИО4 по вопросу правомерности действий представителя ТСЖ «Вокзальная 22» Шарьинской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения жилищного законодательства (л.д.70-75).
Из ответа председателя ТСЖ «Вокзальная 22» следует, что распоряжение № 12 от 12.12.2017 г. по ТСЖ «Вокзальная 22» не может быть отменено по основаниям, изложенным в протесте, при отсутствии в последнем указаний на конкретный пункт нарушенного закона в этом распоряжения (л.д. 81).
Судом исследовались копии удостоверений: ФИО9, ФИО10ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15,, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22,ФИО23, ФИО24, ФИО25, ФИО26, ФИО27, копии справок на ФИО26 ФИО4, ФИО28
Частью 1 статьи 157 ЖК РФ установлено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно ч.2, ч.2.2. статьи 161 ЖК РФ установлено, что способы управления многоквартирным домом подразделяются на непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией. При управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом указанные товарищество или кооператив несут ответственность за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов регулируют Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов утверждённые Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011г. № 354.
Согласно пункту 13 вышеуказанных Правил, предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте «б» пункта 10 настоящих Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
На основании пункта 15 указанных Правил, товарищество или кооператив, если собственниками помещений в многоквартирном доме в качестве способа управления многоквартирным домом выбрано управление товариществом или кооперативом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты его государственной регистрации, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному товариществом или кооперативом с ресурсоснабжающей организацией.
Соответственно исполнителем коммунальных услуг по отношению к собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме является товарищество собственников жилья, если собственниками выбран данный способ управления.
Часть 1 статьи 160 ЖК РФ устанавливает, что отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
Так, Постановлением Администрации Костромской области от 28.02.2011г. № 57-а, утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки по компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в форме ежемесячной денежной компенсации отдельным категориям граждан в целях улучшения социального положения отдельных категорий граждан проживающих на территории Костромской области, дальнейшего предоставления мер социальной поддержки по компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в форме ежемесячной денежной компенсации отдельным категориям граждан.
Согласно пунктов 2, 8 вышеуказанного Порядка, департаменту социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области поручено производить предоставление мер социальной поддержки по компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в форме ежемесячной денежной компенсации отдельным категориям граждан через областное государственное казенное учреждение «Центр социальных выплат» в порядке, установленном настоящим постановлением. Сведения для расчета размеров ежемесячной денежной компенсации представляются в Центр в электронном виде организациями на безвозмездной основе ежемесячно до 10 числа с содержанием и объемом по форме согласно приложению № 3 к настоящему Порядку. Организации ежемесячно на безвозмездной основе в платежных квитанциях, выставляемых гражданам, отражают сведения о предоставленных Центром гражданам мерах социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в порядке, установленном соглашениями о взаимодействии между Центром и организациями. Организации несут ответственность за своевременность, полноту и достоверность сведений, представляемых Центру.
В связи с чем, доводы представителя ответчика ТСЖ «Вокзальная 22», суд находит неубедительными, и основанными на неправильном толковании действующего законодательства.
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу, что имеются все правовые основания для удовлетворения заявленных прокурором требований.
В силу пункта 19 части 1 статьи 333.36 НК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).
В соответствии со ст.103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Исходя из чего с ответчика в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 6 000 рублей (п.3 ч.1 ст.333.19 НК РФ). При этом материалы дела не содержат, а суду сторонами не представлено оснований для освобождения ответчика от уплаты госпошлины.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Шарьинского межрайонного - удовлетворить.
Признать незаконным бездействие ТСЖ «Вокзальная 22» по не предоставлению в ОГКУ «Центр социальных выплат» в электронном виде на безвозмездной основе сведений для расчета размеров ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг отдельным категориям граждан утвержденных Постановлением Администрации Костромской области от 28.02.2011г. №57-а.
Обязать ТСЖ «Вокзальная 22» устранить допущенные нарушения Порядка предоставления мер социальной поддержки по компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в форме ежемесячной денежной компенсации отдельным категориям граждан, проживающих в _________, и в течение 30 дней после вступления решения суда в законную силу предоставлять в ОГКУ «Центр социальных выплат» в электронном виде на безвозмездной основе сведений для расчета размеров ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг отдельным категориям граждан утвержденных Постановлением Администрации Костромской области от 28.02.2011г. №57-а.
Взыскать с ТСЖ «Вокзальная 22» в доход федерального бюджета госпошлину в сумме 6 000 (шесть тысяч) рублей.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Костромского областного суда через Шарьинский районный суд в течение одного месяца со дня принятия мотивированного решения.
Судья А.В. Баранов