Решение по делу № 7п-87/2023 от 22.06.2023

Председательствующий: Чарков Е.Ю.

Дело

РЕШЕНИЕ

20 июля 2023 года                                                         г. Абакан

Верховный Суд Республики Хакасия в составе

председательствующего судьи Когай Г.А.,

при секретаре Беккер В.Н.,

рассмотрел в открытом судебном заседании жалобу должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении - контролера – ревизора контрольно – ревизионного отдела в финансово-бюджетной сфере Управления Федерального казначейства по Республике Хакасия на постановление Аскизского районного суда Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГг., которым производство по делу об административном правонарушении в отношении Куяновой Р.П. по ч. 20.1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Огласив жалобу, заслушав лицо, в отношении которого велось производство по делу - Куянову Р.П. и ее защитника Боргоякова О.С., возражавших против удовлетворения жалобы, исследовав материалы дела, Верховный Суд Республики Хакасия

УСТАНОВИЛ:

постановлением Аскизского районного суда Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГг. прекращено производство по делу об административном правонарушении в отношении Куянова Р.П. по ч. 20.1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Не согласившись с решением суда, должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении - контролер – ревизор контрольно – ревизионного отдела в финансово-бюджетной сфере Управления Федерального казначейства по Республике Хакасия (далее – УФК по РХ) обратилось в Верховный Суд Республики Хакасия с жалобой, в которой просит постановление суда отменить, дело возвратить на новое рассмотрение. Полагает, что постановление суда о прекращении производства по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения основано на ошибочном толковании норм права. Не соглашается с выводами суда первой инстанции о незаконности предписания. Считает, что представление от ДД.ММ.ГГГГ и предписание от ДД.ММ.ГГГГ полностью соответствуют положениям ст. 270.2 Бюджетного кодекса РФ, своевременно получены МКУ Управление ЖКХ. Приводя положения ст. 270.2 Бюджетного кодекса РФ указывает на возможность вынесения предписания в случае неисполнения требований представления, то есть в рамках одного контрольного мероприятия (проверки). Указывает на то, что в связи с неисполнением представления от ДД.ММ.ГГГГ , в адрес МКУ Управление ЖКХ направлено предписание органа внутреннего государственного финансового контроля от ДД.ММ.ГГГГ , содержащее требование принять меры по возмещению причиненного ущерба публично-правовому образованию на общую сумму 196 809,74 руб., которое не было исполнено и.о. начальника МКУ Управление ЖКХ Куянова Р.П. в установленный срок.

В возражениях на жалобу, лицо в отношении, которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Куянова Р.П. считает доводы административного органа необоснованными, просит оставить постановление суда без изменения. Полагает, что предписание от ДД.ММ.ГГГГ и протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ , являются не законными. Отмечает, что в соответствии с п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об особенностях осуществления в 2022 году государственного (муниципального) финансового контроля в отношении главных распорядителей (распорядителей) бюджетных средств, получателей бюджетных средств» до ДД.ММ.ГГГГ Федеральным казначейством, в том числе его территориальными органами, в рамках государственного (муниципального) финансового контроля не проводятся проверки главных распорядителей (распорядителей) бюджетных средств, получателей бюджетных средств, в том числе являющихся государственными (муниципальными) заказчиками.

Проверив соответствие выводов суда о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта, Верховный Суд Республики Хакасия находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.

В соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в том числе всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления.

Исходя из требований ст. 1.6, ст. 29.10 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, должно быть законным, обоснованным и мотивированным.

При рассмотрении данного дела судом вышеприведенные требования закона не соблюдены, решение суда не отвечает требованиям законности и обоснованности.

В силу ч. 20 ст. 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания (представления) органа государственного (муниципального) финансового контроля влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

Повторное совершение должностным лицом указанного административного правонарушения влечет дисквалификацию сроком на два года (ч. 20.1 ст. 19.5 КоАП РФ).

Как следует из протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, объективной стороной состава административного правонарушения, за совершение которого в отношении Куяновой Р.П. составлен указанный протокол, являлось невыполнение Куяновой Р.П., ранее привлеченной к административной ответственности по ч. 20 ст.19.5 КоАП РФ в установленный срок до ДД.ММ.ГГГГ предписания управления Федерального Казначейства по Республике Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ, где предписано принять меры по возмещению причиненного ущерба публично-правовому образованию на общую сумму 196 809,74 руб. за счет средств МКУ Управление ЖКХ, либо путем направления требований о возврате средств к подрядчику и перечислить указанные средства в Министерство образования и науки Республики Хакасия для последующего возврата в доход федерального бюджета по КБК «Доходы федерального бюджета от возврата остатков субсидий на создание дополнительных мест для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, из бюджетов субъектов Российской Федерации».

Рассматривая данное дело об административном правонарушении суд первой инстанции исследовал предоставленные органом административной юрисдикции доказательства и пришел к выводу о наличии оснований для прекращения производства по делу на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием в деянии Куяновой Р.П. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 20.1 ст.19.5 КоАП РФ.

При этом свои выводы суд первой инстанции мотивировал тем, что материалами дела об административном правонарушении не подтверждается законность предписания от ДД.ММ.ГГГГ. Суд первой инстанции указал, что материалы дела не содержат сведений о проведении административным органом проверки, явившейся основанием для вынесения предписания от ДД.ММ.ГГГГ, в то время как приказом от ДД.ММ.ГГГГ срок проверки был установлен ДД.ММ.ГГГГ в количестве 20 рабочих дней и на момент вынесения предписания истек; должностным лицом нарушены требования к организации и проведению проверки, установленные Федеральным законом. В связи с этим судом сделан вывод о том, что допустимых доказательств виновности должностного лица в невыполнении требований законного предписания не предоставлено.

Между тем, эти выводы суда не соответствует фактическим обстоятельствам дела и сделаны без учета следующих требований закона.

Положениями статьи 269.2 Бюджетного Кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) установлены полномочия органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, при осуществлении которых направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания.

Часть 3 данное нормы устанавливает осуществление внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля в соответствии с федеральными стандартами, утвержденными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

В силу положений ст. 270.2 БК РФ под представлением в целях настоящего Кодекса понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, направляемый объекту контроля и содержащий информацию о выявленных в пределах компетенции органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля нарушениях и одно из следующих обязательных для исполнения в установленные в представлении сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан, требований по каждому указанному в представлении нарушению:

1) требование об устранении нарушения и о принятии мер по устранению его причин и условий;

2) требование о принятии мер по устранению причин и условий нарушения в случае невозможности его устранения.

Под предписанием в целях настоящего Кодекса понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, направляемый объекту контроля в случае невозможности устранения либо неустранения в установленный в представлении срок нарушения при наличии возможности определения суммы причиненного ущерба публично-правовому образованию в результате этого нарушения. Предписание содержит обязательные для исполнения в установленный в предписании срок требования о принятии мер по возмещению причиненного ущерба публично-правовому образованию.

В соответствии с п. 9 Федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля «Реализация результатов проверок, ревизий и обследований», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23.07.2020 № 1095, при наличии возможности определения суммы причиненного ущерба публично правовому образованию орган контроля направляет объекту контроля предписание, в частности не позднее 5 рабочих дней со дня окончания срока исполнения представления в случае неустранения нарушения либо частичного неустранения нарушения в установленный в представлении срок.

Федеральный стандарт внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Права и обязанности должностных лиц органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля и объектов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля (их должностных лиц) при осуществлении внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля (утвержден Постановлением Правительства РФ от 06.02.2020 № 100) обязывает должностных лиц органа контроля направлять представления, предписания в случаях, предусмотренных бюджетным законодательством Российской Федерации ( под. «ж» п.4).

          Положения приведенных норм позволяют прийти к выводу о том, что     в случае установления в результате внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля нарушений БК РФ, органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля направляют требование о принятии мер по устранению нарушений бюджетного законодательства, причин и условий таких нарушений, отраженных в представлении (п. 2 ст. 270.2), а при не выполнении таких требований – требование по принятию мер о возмещении причиненного ущерба публично правовому образованию (п. 3 ст. 270.2) и предписание в рамках БК РФ выдается, в частности, в случае неисполнения представления, без применения каких либо методов осуществления государственного (муниципального) финансового контроля.

Таким образом, выводы суда первой инстанции об отсутствии доказательств законности предписания от ДД.ММ.ГГГГ, т.к. отсутствуют сведения о проведении административным органом проверки, явившейся основанием для вынесения предписания от ДД.ММ.ГГГГ, основаны на неверном толковании норм права.

Как следует из материалов дела, органом административной юрисдикции были представлены в суд первой инстанции в том числе:

-приказ о назначении плановой выездной проверки в муниципальном казенном учреждении «Управление по градостроительной и жилищной политике администрации <адрес>»;

- представление от ДД.ММ.ГГГГ в адрес МКУ «Управление ЖКХ», вынесенное в виду установления в ходе проверки нарушений БК РФ, законность которого не оспаривалась и срок исполнения которого был продлен до ДД.ММ.ГГГГ. В представлении содержится требование об устранении нарушений: возместить в Министерство образования и науки Республики Хакасия для последующего перечисления в федеральный бюджет на КБК 073 2 18 25159 01 0000 150 «Доходы федерального бюджета от возврата остатков субсидий на создание дополнительных мест для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, из бюджетов субъектов Российской Федерации» суммы неправомерно израсходованных средств иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в размере 223 319,95 руб. путем взыскания с подрядчика или виновных лиц, или за счет средств Учреждения либо выполнения предъявленных к оплате работ, устранения поставщиком не соответствия товара условиям муниципального контракта и документов о приемке выполненных работ. Срок исполнения не позднее ДД.ММ.ГГГГ. Путем направления подрядчику скорректированного требования об оплате неустойки. Срок исполнения не позднее ДД.ММ.ГГГГ, а также принять меры по устранению причин и условий нарушений, указанных в настоящем представлении в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Информацию о результатах исполнения настоящего представления с приложением копий документов, подтверждающих его исполнение, представить Управление Федерального казначейства по Республике Хакасия не позднее ДД.ММ.ГГГГ;

- предписание от ДД.ММ.ГГГГ, где предписано принять меры по возмещению причиненного ущерба публично-правовому образованию на общую сумму 196 809,74 руб. за счет средств МКУ Управление ЖКХ либо путем направления требований о возврате средств к подрядчику и перечислить указанные средства в Министерство образования и науки Республики Хакасия для последующего возврата в доход федерального бюджета по КБК «Доходы федерального бюджета от возврата остатков субсидий на создание дополнительных мест для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, из бюджетов субъектов Российской Федерации» Срок исполнения требований предписания до ДД.ММ.ГГГГ.

- протокол об административном правонарушении, из которого следует, что неисполнение предписания в полном объеме Куяновой Р.П. не оспаривалось.

В то же время, предоставленные административным органом доказательства оценки суда не получили и постановление суда не содержит мотивов, по которым приведенные доказательства признаны недопустимыми, либо содержащиеся в них сведения расценены как недостоверные. Постановление суда, помимо ссылки на незаконность предписания в виду отсутствия сведений о проведении проверки по результатам которой выдано предписание и на отсутствие допустимых доказательств в виновности должностного лица в невыполнении требований законного предписания не содержит мотивированных выводов о том, по каким основаниям приведенные доказательства были отвергнуты и аргументации принятого решения об отсутствии в деянии Куяновой Р.П. состава административного правонарушения.

При таких обстоятельствах надлежащее исследование доказательств и их оценка судом первой инстанции не произведена, что свидетельствует о допущенных судом нарушениях требований ст. 26.11 КоАП РФ, регламентирующей правила оценки доказательств и положений ст. 29.10 КоАП РФ, обязывающей мотивировать постановление по делу. Изложенное свидетельствует о том, что при рассмотрении данного дела требования ст. 26.1 КоАП РФ о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, соблюдены не были, а такое рассмотрение дела об административном правонарушении не отвечает установленным ст. 24.1 КоАП РФ задачам производства по делам об административных правонарушениях.

Допущенные судом нарушения при рассмотрении дела суд второй инстанции расценивает как существенные, поскольку они не позволили полно, всесторонне и объективно рассмотреть дело. Поскольку срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ст. 4.5 КоАП РФ, для данной категории дел не истек, изложенное в силу п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ влечет отмену постановления суда и возвращение дела на новое рассмотрение.

        На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.2 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

    РЕШИЛ:

    постановление Аскизского районного суда Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ г. по делу об административном правонарушении предусмотренном ч. 20.1 ст.19.5 КоАП РФ в отношении Куяновой Р.П. отменить.

Дело направить на новое рассмотрение в Аскизский районный суд Республики Хакасия.

Судья Верховного Суда

Республики Хакасия                                                                              Г.А. Когай

7п-87/2023

Категория:
Административные
Ответчики
Куянова Раиса Павловна
Другие
Боргояков Олег Сергеевич
Суд
Верховный Суд Республики Хакасия
Дело на сайте суда
vs.hak.sudrf.ru
22.06.2023Материалы переданы в производство судье
18.07.2023Судебное заседание
20.07.2023Судебное заседание
20.07.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее