Решение по делу № 33-940/2020 от 04.02.2020

№ 33 - 940/2020                              Докладчик - Бибеева С.Е.

Судья - Черкасс О.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 27 февраля 2020 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда в составе:

    председательствующего        Никулина П.Н.

судей                        Бибеевой С.Е., Сергеевой С.М.

при секретаре                Яблоковой О.О.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Владимире гражданское дело № 2-2473/2019 по иску Кузнецовой Светланы Николаевны к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Коврове Владимирской области (межрайонному) о включении периода работы в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения,

по апелляционной жалобе Кузнецовой Светланы Николаевны на решение Ковровского городского суда Владимирской области от 9 октября 2019 г., которым исковые требования Кузнецовой С.Н. оставлены без удовлетворения,

Заслушав доклад судьи Бибеевой С.Е., выслушав объяснения представителя истца Рамазановой В.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя ответчика Лозьяновой М.А., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда

установила:

    Кузнецова С.Н. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Коврове Владимирской области (межрайонному) (далее - ГУ УПФР в г. Коврове, пенсионный орган) о включении в специальный страховой стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения периода работы в должности фельдшера медицинского вытрезвителя при УВД г. Коврова с апреля 1997 г. по июль 2001 г.

В обоснование исковых требований указала, что с апреля 1997 г. работала в должности фельдшера медицинского вытрезвителя при УВД г. Коврова. Имеет специальное медицинское образование, окончила Ковровское медицинское училище по специальности лечебное дело, профессия – фельдшер. С 1989 г. работала фельдшером выездной бригады. В спорный период осуществляла лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения. Письмом от 8 июля 2019 г. пенсионный орган отказал во включении спорного периода в специальный медицинский стаж со ссылкой на то, что УВД г. Коврова и медицинский вытрезвитель не относятся к учреждениям здравоохранения и в связи с этим оснований для зачета данного периода в стаж медицинской деятельности не имеется. С таким решением пенсионного органа не согласна, считает отказ незаконным.

Истец Кузнецова С.Н., извещенная надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, ее представитель Рамазанова В.В. в судебном заседании исковые требования поддержала.

Представитель ответчика ГУ УПФР в г. Коврове Лозьянова М.А. иск не признала, указав, что правовых оснований для зачета данного периода в стаж медицинской деятельности не имеется, поскольку УВД г. Коврова и медицинский вытрезвитель не относятся к учреждению здравоохранения, работодателем в спорный период сведения о работе истца предоставлены без кода особых условий для досрочного назначения страховой пенсии.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе Кузнецова С.Н. просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное. По мнению заявителя жалобы, судом неправомерно не учтено, что согласно приказу МВД СССР от 30.05.1985 г. № 106 фельдшерский здравпункт медицинского вытрезвителя является его структурным подразделением и предназначен для медицинского обслуживания граждан, доставляемых для вытрезвления, а пунктом 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781, установлено, что работа в должности фельдшера фельдшерского здравпункта, являющегося структурным подразделением организации, подлежит включению в специальный стаж. Кроме того, полагает, что судом ошибочно не принят внимание Список профессий и должностей № 464 от 6 сентября 1991 г., согласно которому право на пенсию за выслугу лет имеет средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.

Истец Кузнецова С.Н., надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явилась, сведений о причинах неявки не представила, в связи с чем судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда, руководствуясь частью 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в ее отсутствие.

Рассмотрев дело в соответствии с частями 1, 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы исходя из следующего.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что Кузнецова С.Н. в период с 3 апреля 1996 г. по 28 июня 2001 г. работала в должности фельдшера медицинского вытрезвителя Управления внутренних дел администрации г. Коврова и Ковровского района.

Письмом от 08.07.2019 г. пенсионный орган Кузнецовой С.Н. сообщил, что правовых оснований для зачета оспариваемого периода в стаж медицинской деятельности не имеется, поскольку УВД г. Коврова и медицинский вытрезвитель не относятся к учреждению здравоохранения.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении требований Кузнецовой С.Н. о включении в специальный стаж периода работы в должности фельдшера медицинского вытрезвителя УВД администрации г. Коврова и Ковровского района, суд первой инстанции исходил из того, что истец не осуществляла в спорный период медицинскую деятельность в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, поскольку медицинский вытрезвитель не относится к учреждениям здравоохранения.

Судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда соглашается с такими выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствует фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены вступившим в силу с 01.01.2015 г. Федеральным законом от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон «О страховых пенсиях»).

В соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.

Согласно части 2 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона «О страховых пенсиях», засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях»).

В целях реализации положений статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16.07.2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".

Подпунктом «н» пункта 1 названного Постановления установлено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются следующие списки:

- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" – применяется ко всем периодам трудовой деятельности;

- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;

- Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;

- Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.

Из приведенных нормативных положений следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие в том числе в городах не менее 30 лет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. При этом право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности предоставляется лицу при соблюдении одновременно двух условий: работы в соответствующих должностях и работы в соответствующих учреждениях.

К спорному периоду работы Кузнецовой С.Н. подлежат применению Список № 781 от 29 октября 2002 г., Список № 1066 от 22 сентября 1999 г. в период работы с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г., Список № 464 от 6 сентября 1991 г. в период работы с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г.

В разделе "Наименование учреждений" Списков № 781 от 29 октября 2002 г. и № 1066 от 22 сентября 1999 г. приведены конкретные наименования учреждений здравоохранения, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения.

Однако в названных Списках такое учреждение, как медицинский вытрезвитель, не поименовано.

В соответствии с пунктом 1 Списка № 464 от 6 сентября 1991 г. в специальный стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию, засчитывается работа врачей и среднего медицинского персонала независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности. Медицинские вытрезвители в этом нормативно-правовом акте не указаны.

Медицинские вытрезвители не были предусмотрены также и номенклатурой учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 3 ноября 1999 г. № 395 и приказом Министерства здравоохранения СССР от 23 октября 1978 г. № 1000, действовавшей в период работы Кузнецовой С.Н. фельдшером в медицинском вытрезвителе.

Пунктом 2 постановления Верховного Совета РСФСР от 18 апреля 1991 г. № 1027-1 "О порядке введения в действие Закона РСФСР "О милиции" и пунктом 7 постановления Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2000 г. № 926 "О подразделениях милиции общественной безопасности", действовавших в спорный период работы истца, установлено, что медицинские вытрезвители при органах внутренних дел входят в структуру милиции общественной безопасности.

Приказом МВД СССР от 30 мая 1985 г. № 106, утратившим силу с 1 января 2010 г., утверждено Положение о медицинском вытрезвителе при горрайоргане внутренних дел и Инструкция по оказанию медицинской помощи лицам, доставляемым в медицинские вытрезвители.

Согласно пункту 1 названого Положения медицинский вытрезвитель является специализированным учреждением милиции общественной безопасности, выполняющим функции пресечения нарушения антиалкогольного законодательства, в частности появления на улицах и других общественных местах граждан в состоянии опьянения, оскорбляющих человеческое достоинство и общественную нравственность, и оказания лицам, находящимся в средней или тяжелой степени опьянения, медицинской помощи. Фельдшерский здравпункт медицинского вытрезвителя является его структурным подразделением и предназначен для медицинского обслуживания граждан, доставляемых на вытрезвление (пункт 1 Инструкции).

В силу приведенных нормативных положений фельдшерский здравпункт являлся структурным подразделением медицинского вытрезвителя, не относящегося к учреждениям здравоохранения.

При этом доводы истца о том, что она в спорный период осуществляла лечебную деятельность в фельдшерском здравпункте, материалами дела не подтверждены. Из штатного расписания медицинского вытрезвителя, утвержденного приказом УВД Владимирской области от 29 декабря 1993 г. № 588, не следует, что в структуру медицинского вытрезвителя входил фельдшерский здравпункт (л.д. 91-93).

С учетом изложенного вывод суда первой инстанции о том, что медицинский вытрезвитель не относится к учреждениям здравоохранения, работа в котором в должности фельдшера подлежит включению в специальный медицинский стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости на основании пункта 20 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», основан на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные отношения.

При этом судом первой инстанции обоснованно учтено, что Кузнецова С.Н. зарегистрирована в системе обязательного пенсионного страхования с 4 ноября 1997 г. (л.д. 117-122).

Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для назначения досрочной страховой пенсии по старости, определены статьей 14 Федерального закона «О страховых пенсиях».

В соответствии с частью 1 статьи 14 указанного Федерального закона при подсчете страхового стажа периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14).

Из представленной в материалы дела выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица от 26 сентября 2019 г. следует, что спорный период работы истца отражен без указания кода особых условий труда.

В материалах дела отсутствуют какие-либо документы, выданные в установленном порядке работодателем, подтверждающие, что истец имела право на применение льготного порядка исчисления стажа указанной работы для досрочного назначения страховой пенсии по старости.

Таким образом, льготный характер работы истца работодателем не подтвержден, что также исключает возможность зачета спорного периода в специальный медицинский стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

Доводы жалобы о несогласии с решением суда со ссылкой на то, что в специальный стаж засчитывается работа в фельдшерских здравпунктах, не только относящихся к учреждениям здравоохранения, но и являющихся структурными подразделениями организаций, не поименованных в Списке № 781 от 29 октября 2002 г., со ссылкой на пункт 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781, являются ошибочными.

В пункте 6 названных Правил предусмотрено, что в стаж работы засчитывается на общих основаниях в порядке, предусмотренном данными правилами, работа в должностях, указанных в списке:

в медико-санитарных частях, медицинских частях, амбулаториях, лазаретах, поликлиниках, поликлинических отделениях, кабинетах (рентгеновских подвижных и стоматологических подвижных), группах специализированной медицинской помощи (военного округа, флота), группах медицинского обеспечения, медицинской службе, медицинской группе, военно-медицинских службах, стационарах, санитарно-эпидемиологических лабораториях, санитарно-контрольных пунктах, медицинских ротах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей).

В приведенном пункте 6 Правил речь идет о фельдшерских здравпунктах, которые являются структурными подразделениями организаций, относящихся к воинским частям. Однако фельдшерский здравпункт медицинского вытрезвителя не относится к категории фельдшерского здравпункта воинской части, в связи с чем положения пункта 6 Правил к спорным отношениям не применимы.

Вопреки доводам апелляционной жалобы судом первой инстанции к спорному периоду применялся Список № 464 от 6 сентября 1991 г., согласно которому в специальный стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию, засчитывается работа врачей и среднего медицинского персонала независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности. По результатам анализа положений названного Списка судом обоснованно указано, что медицинские вытрезвители не отнесены к числу лечебно-профилактических учреждений.

Поскольку спорные периоды трудовой деятельности Кузнецовой С.Н. имели место в период после 1 января 1992 г., судом первой инстанции правомерно не учитывались положения Перечня учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), а также разъяснения инструктивного письма Минсоцобеспечения РСФСР от 30 июня 1986 г. № 1-63-И по порядку применения названного постановления.

С учетом изложенного обжалуемое судебное постановление является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Ковровского городского суда Владимирской области от 9 октября 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Кузнецовой Светланы Николаевны – без удовлетворения.

Председательствующий                            П.Н. Никулин

Судьи                                        С.Е. Бибеева

                                        С.М. Сергеева    

33-940/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Кузнецова Светлана Николаевна
Ответчики
Управление Пенсионного фонда РФ в г. Коврове (государственное учреждение)
Другие
Рамазанова Валентина Владимировна
Суд
Владимирский областной суд
Судья
Бибеева Светлана Евгеньевна
Дело на сайте суда
oblsud.wld.sudrf.ru
05.02.2020Передача дела судье
27.02.2020Судебное заседание
10.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.03.2020Передано в экспедицию
27.02.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее