Решение по делу № 2-306/2019 от 14.08.2019

    

Дело № 2-306/19

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Прилузский районный суд Республики Коми в составе

председательствующего судьи Мороковой О.В.

при секретаре Лихачевой Н.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Объячево

04 сентября 2019 года гражданское дело по иску АО «Коммунальник» к Государственному учреждению Республики Коми «Центр занятости населения Прилузского района» о признании незаконным и отмене решения от 30 июля 2019 года о сохранении средней месячной заработной платы на период трудоустройства в течение 4 месяца со дня увольнения

установил:

АО «Коммунальник» обратилось в суд с иском к ГУ РК «ЦЗН Прилузского района» о признании незаконным решения от 30 июля 2019 года о сохранении среднего месячного заработка на период трудоустройства в течение 4 месяца со дня увольнения, его отмене. В обоснование иска указано, что Коснырев В.В. работал в АО «Коммунальник», был уволен из организации по сокращению штата работников. ГУ РК «ЦЗН Прилузского района» выдано решение о сохранении Косныреву В.В. среднего месячного заработка на период трудоустройства в течение четвертого месяца со дня увольнения. Не согласившись с указанным решением, АО «Коммунальник» обратилось в суд с настоящим иском.

В порядке подготовки дела к судебному разбирательству к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечен Коснырев В.В.

Представитель истца в суде не присутствует, извещены надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, просили о рассмотрении дела без их участия, на удовлетворении иска настаивают.

Сторона ответчика в суде не присутствует, извещены надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, просили о рассмотрении дела без их участия, с иском АО «Коммунальник» не согласны.

Третье лицо Коснырев В.В. в суде с иском АО «Коммунальник» также не согласен, просит в иске отказать.

Суд полагает возможным рассмотреть дело при имеющееся явке лиц по правилам ст. 167 ГПК РФ.

Заслушав правовую позицию третьего лица, исследовав письменные материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующему.

Социальный характер Российского государства, обязанностью которого провозглашены признание, соблюдение и защита являющихся высшей ценностью прав и свобод человека (статьи 2 и 7 Конституции Российской Федерации), предопределяет необходимость создания определенных гарантий реализации конституционных прав граждан в сфере труда.

При осуществлении соответствующего правового регулирования законодатель, действующий в рамках своих дискреционных полномочий, должен учитывать, что увольнение работника может быть результатом реализации не только его конституционного права свободно распоряжаться своими способностями к труду, но и права работодателя на осуществление эффективной экономической деятельности и рациональное управление имуществом (статья 34, часть 1; статья 35, часть 2, Конституции Российской Федерации), предполагающего возможность самостоятельно, под свою ответственность принимать необходимые кадровые решения (подбор, расстановка, увольнение персонала).

Предоставление работодателю права расторгнуть трудовой договор по указанному основанию предполагает и возложение на него обязанности по соблюдению определенных законодателем правовых гарантий защиты увольняемого работника от негативных последствий, которые могут наступить для него в результате потери работы.

Установлено, что Коснырев В.В. уволен с работы с АО «Коммунальник» п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ (сокращение штата работников).

Согласно справки ГУ РК «ЦЗН Прилузского района» от 06.08.2019 года Коснырев В.В. зарегистрирован в целях поиска подходящей работы с 04 апреля 2019 года. В настоящее время состоит на учете.

Организационно-методическая (экспертная) комиссия ГУ РК «ЦЗН Прилузского района» 30 июля 2019 года на основании ст. 318 ТК РФ, а также учитывая совокупность обстоятельств, являющихся исключительными, трудную жизненную ситуацию, в которой оказался Коснырев В.В., вынесла решение о признании за Косныревым В.В. права на получение сохраняемого заработка за четвертый месяц со дня увольнения.

Не согласившись с вышеуказанным решением АО «Коммунальник» обратилось в суд с настоящим иском.

Рассматривая правовую позицию сторон, суд руководствуется следующим.

Судом установлено, что Коснырев В.В. работал в АО «Коммунальник» в должности заместителя главного инженера 14 разряда. Исходя из условий трудового договора, местом постоянной работы Коснырева В.В. было с. Объячево Прилузского района Республики Коми, т.е. местность, приравненная к районам Крайнего Севера.

На основании приказа АО «Коммунальник» от 29.03.2019 года Коснырев В.В. уволен с работы по п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ (сокращение штата работников).

Особенности регулирования труда лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, установлены гл. 50 ТК РФ (ст. 313 - 327).

Государственные гарантии работнику, увольняемому в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации, определены ст. 318 ТК РФ.

Так, работнику, увольняемому из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации (п. 1 части первой ст. 81 ТК РФ) либо сокращением численности или штата работников организации (п. 2 части первой ст. 81 ТК РФ), выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше трех месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия) (ч. 1 ст. 318 ТК РФ).

В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за указанным работником в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в месячный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен (ч. 2 ст. 318 ТК РФ).

Выплата выходного пособия в размере среднего месячного заработка и сохраняемого среднего месячного заработка, предусмотренных частями первой и второй названной выше статьи, производится работодателем по прежнему месту работы за счет средств этого работодателя (ч. 3 ст. 318 ТК РФ).

По смыслу данной нормы закона, своевременное обращение уволенного работника в орган службы занятости населения и факт его нетрудоустройства этим органом являются предпосылкой для реализации права на сохранение за работником, уволенным из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата сотрудников организации, среднего месячного заработка за четвертый, пятый и шестой месяцы со дня увольнения.

Реализация же такого права связана с наличием исключительных случаев, подлежащих установлению соответствующим органом службы занятости населения при решении вопроса о сохранении за работником среднего месячного заработка за четвертый, пятый, шестой месяцы с момента увольнения.

При этом отсутствие в норме закона перечня исключительных случаев не может служить основанием для принятия органом службы занятости населения решения о сохранении за работником среднего месячного заработка за четвертый, пятый, шестой месяцы со дня увольнения при наличии лишь факта соблюдения таким работником и самим органом службы занятости населения установленного порядка по предоставлению государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы.

Ввиду изложенного к юридически значимым обстоятельствам, подлежащим установлению при разрешении споров, связанных с предоставлением работнику, уволенному в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата сотрудников организации, государственной гарантии в виде сохранения среднего месячного заработка в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения (ч. 2 ст. 318 ТК РФ), относятся: факт обращения такого работника в месячный срок после увольнения в соответствующий орган службы занятости населения, нетрудоустройство этого работника указанным органом в течение трех месяцев со дня увольнения и наличие исключительного случая, касающегося уволенного работника и связанного с его социальной незащищенностью, отсутствием у него средств к существованию, наличием у него на иждивении нетрудоспособных членов семьи и тому подобного.

Как следует из мотивированного отзыва, предоставленного ответчиком, при принятии оспариваемого решения, центром занятости после постановки на учет Коснырева В.В., была проведена вся необходимая работа по подбору ему подходящей работы в соответствии с уровнем его квалификации, имеющегося опыта работы, размера среднего заработка по последнему месту работы, а также транспортной доступности. Нарушений условий и срока перерегистрации Коснырев В.В. не допускал. В качестве исключительного случая учтены нахождение на иждивении детей 2003 и 2009 годов рождения, а также дочери 2000 года рождения, которая является студенткой медицинского института.

В прошлом судебном заседании представитель ответчика пояснила, что Коснырев В.В. встал на учет в течение месяца после увольнения, ему предлагались все имеющиеся вакансии на рынке труда с учетом требований, предъявляемых работником, кроме того, Коснырев В.В. сам активно участвовал в поиске подходящей работы, однако результатов это не принесло, в связи с чем с учетом исключительных обстоятельств комиссией было принято решение о сохранении за Косныревым В.В. среднего месячного заработка на период трудоустройства за четвертый месяц.

Установлено, что Коснырев В.В. в течение месяца после увольнения обратился в службу занятости населения, в течение трех месяцев со дня увольнения последний не был трудоустроен.

Согласно приказа центра занятости от 11.04.2019 года пособие по безработице Косныреву В.В. будет назначено с 30.09.2019 по 29.12.2019 - 75% от средней зарплаты 57 957,23 руб., но не свыше 9 600 руб.; с 30.12.2019 по 29.03.2019 – 60% 46 365,78 руб., но не свыше 9 600 руб.

Исходя из объяснений Коснырева В.В. его семья состоит из 5 человек: Коснырев В.В., его супруга ФИО1, дочь супруги ФИО2, дети ФИО3, ФИО4

Материалами дела установлено, что после увольнения Косныреву В.В. выплачен средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше трех месяцев со дня увольнения с апреля по июнь 2019 года в размере 141 385 рублей 44 копеек (70 692,72 + 70 692,72).

В соответствии со справкой 2-НДФЛ за 2019 год, составленной АО «Коммунальник», ФИО1 получила в апреле – июне доход в размере 152 811 рублей 44 копейки.

Из справки, предоставленной ФГБОУ «Пермский государственный медицинский университет им. академика <данные изъяты> от 04.09.2019 года следует, что ФИО2 является студенткой 2 курса, в период с января по август 2019 года получила стипендию в январе в размере 1 955 рублей.

ФИО3 и ФИО9 являются учащимися МБОУ «СОШ с. Объячево».

За период с апреля по июнь 2019 года ФИО3 выплачена социальная пенсию по случаю потери кормильца в размере 19 021,83 рубля.

Документов, свидетельствующих о том, что на 29 июня 2019 года семья Коснырева В.В. имела статус малоимущей, не представлено.

Сведениями ГБУ РК «ЦСЗН Прилузского района» от 20.08.2019 г. установлено, что Коснырев В.В. является получателем мер социальной поддержки по основанию «Почетный донор России» с 01.04.2018 по настоящее время, ежегодная денежная выплата составила 13 562 рубля 78 копеек. Между тем, суд принимает во внимание, что суммы государственной социальной помощи не учитываются при определении совокупного уровня дохода семьи.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 05.04.2003 N 44-ФЗ "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи" расчет среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина производится исходя из суммы доходов членов семьи или одиноко проживающего гражданина за три последних календарных месяца, предшествующих месяцу подачи заявления об оказании государственной социальной помощи.

При определении уровня обеспеченности семьи Коснырева В.В. учитывается доход семьи, в том числе в период получения сумм на период трудоустройства.

Отсюда, совокупный доход семьи Коснырева В.В. за апрель – июнь 2019 года составил 313 218,78 рублей, исходя из следующего (141 385,44 руб. + 152 811,44 руб. + 19 021,83 руб.), следовательно, среднемесячный доход семьи составил 104 406,24 руб. (313 218,78 руб. / 3 мес.).

На основании ст. 1 Федерального закона от 24.10.1997 N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" прожиточный минимум - стоимостная оценка потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы. Семья (одиноко проживающий гражданин), среднедушевой доход которой (доход которого) ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации, считается малоимущей (малоимущим) и имеет право на получение социальной поддержки (ст. 6 Закона).

В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 24.10.1997 N 134-ФЗ величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в субъектах РФ устанавливается в порядке, определенном законами субъектов РФ. В Республике Коми порядок установлен Законом Республики Коми от 17.03.1997 N 17-РЗ "О прожиточном минимуме в Республике Коми".

Постановлением Правительства РК от 30.07.2019 N 355 "Об утверждении величины прожиточного минимума в среднем на душу населения, по основным социально-демографическим группам населения и природно-климатическим зонам Республики Коми за II квартал 2019 года" в южной природно-климатической зоне Республики Коми величина прожиточного минимума для трудоспособного населения составляет 14 449 рублей, для детей – 13 008 рублей.

Отсюда, величина прожиточного минимума за 1 месяц, рассчитанная для семьи Коснырева В.В. составит 69 363 рубля (14 449 руб. х 3 чел. + 13 008 руб. х 2 чел.).

Таким образом, доход семьи Коснырева В.В., за апрель – июнь 2019 года превышает утвержденную величину прожиточного минимума.

В суде ФИО1 пояснил, что денежные выплаты, которые поступают на счет ФИО3 не снимают, т.к. копят на его дальнейшую учебу, однако в августе 2019 года вынуждены были снять денежные средства в размере 10 000 рублей для того, чтобы отправить на учебу студентку ФИО2, в подтверждение чего предоставил суду выписку о стоянии вклада ФИО3

Между тем, суд учитывает, что получив сохраненный заработок в течение первых трех месяцев (при увольнении в марте 2019 года в размере 183 864,18 рублей, данная сумма не вошла в расчет совокупного дохода) превышающий размер прожиточного минимума, Коснырев В.В. при достаточной степени заботливости и осмотрительности мог предвидеть возможные негативные последствия своего нетрудоустройства в будущем.

Таким образом, Косныревым В.В. не предоставлено центру занятости доказательств наличия исключительного случая, связанного с его социальной незащищенностью, а именно отсутствие средств к существованию, тяжелая болезнь, требующая дорогостоящего лечения, наличие нетрудоспособных членов семьи, находящихся на полном содержании работника или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию, и т.п.

В свою очередь, центром занятости не представлено доказательств, свидетельствующих о наличии исключительных обстоятельств при принятии решения о предоставлении Косныреву В.В. права на сохранение среднего заработка за четвертый месяц со дня увольнения.

Отсюда, учитывая приведенные обстоятельства, суд полагает, что решение центра занятости было принято с нарушениями ст. 318 ТК РФ, без учета проверки наличия исключительного случая, касающегося уволенного работника и связанного с его социальной незащищенностью, в связи с чем оспариваемое решение должно быть признано незаконным и подлежит отмене.

Таким образом, рассмотрев дело в пределах заявленных требований и по заявленным основаниям, применительно к обстоятельствам возникшего спора, положениям ст.56, 57 ГПК РФ, оценив относимость, допустимость и достоверность, а также достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковое заявление АО «Коммунальник» к Государственному учреждению Республики Коми «Центр занятости населения Прилузского района» о признании незаконным и отмене решения от 30 июля 2019 года о сохранении средней месячной заработной платы на период трудоустройства в течение 4 месяца со дня увольнения – удовлетворить.

Признать незаконным и отменить решение Государственного учреждения Республики Коми «Центр занятости населения Прилузского района» от 30 июля 2019 года о сохранении Косныреву В.В. средней заработной платы на период трудоустройства в течение 4 месяца со дня увольнения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Прилузский районный суд в течение одного месяца со дня вынесения решения.

Председательствующий

2-306/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
АО "Коммунальник"
Ответчики
ГУ РК "Центр занятости населения Прилузского района"
Другие
Коснырев Виктор Викторович
Суд
Прилузский районный суд Республики Коми
Дело на странице суда
priluz.komi.sudrf.ru
26.03.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.03.2020Передача материалов судье
26.03.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.03.2020Судебное заседание
26.03.2020Судебное заседание
26.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.03.2020Дело оформлено
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее