№2-23\2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Переславль-Залесский 17января 2017г.
Переславский районный суд Ярославской области в составе
судьи Грачевой Н.Л.,
при секретаре Кузьминой О.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Комитета по управлению муниципальным имуществом Переславского муниципального района к "Робаковской Е.В." о признании недействительным государственного кадастрового учета земельного участка, исключении сведений о местоположении земельных участков из ГКН, установлении границ земельного участка под автомобильной дорогой,
УСТАНОВИЛ:
КУМИ Переславского муниципального района обратилось в Переславский районный суд с иском к Робаковской Е.В. Просит с учетом уточнения ( л д 180-182):
- установить границы земельного участка под автомобильной дорогой «Михеево-Жданово» кадастровый номер сооружения <номер скрыт> в соответствии с межевым планом, изготовленным <дата скрыта> кадастровым инженером ООО «З» "И.В.П.";
-признать недействительным государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером <номер скрыт> в части пересечения с границами земельного участка под автомобильной дорогой «Михеево-Жданово» ;
-исключить из ГКН сведения о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером <номер скрыт> в части наложения ( пересечения) площадью <данные изъяты> кв. м.
Требование мотивирует тем, что в муниципальной собственности Переславского района находится автомобильная дорога общего пользования местного значении «Михеево-Жданово», протяженностью <данные изъяты> м, кадастровый номер <номер скрыт>. По заказу истца выполнены кадастровые работы в связи с образованием земельного участка под указанной автомобильной дорогой. В результате кадастровых работ выявлено пересечение границ земельного участка с кадастровым номером <номер скрыт>, принадлежащего ответчику. Общая площадь наложения составляет <данные изъяты> кв.м. Из землеустроительной документации, составленной при образовании земельного участка ответчика, следует, что наличие автомобильной дороги «Михеево-Жданово» при выполнении кадастровых работ во внимание не принималось, местоположение границ образуемого земельного участка с администрацией Переславского муниципального района или КУМИ не согласовывалось.
Автомобильная дорога «Михеево-Жданово» отображена в генеральном плане Нагорьевского сельского поселения как автомобильная дорога общего пользования местного значения. Земли под автомобильной дорогой не могли быть включены в границы земельного участка ответчика. Наличие в ГКН сведений о местоположении границ земельного участка ответчика, при формировании которого допущены нарушения, препятствует кадастровому учету и государственной регистрации права собственности Переславского муниципального района на земельный участок, принадлежащий муниципальному образованию в силу закона.
В судебном заседании представитель КУМИ по доверенности Осуровский С.Е. иск поддержал, пояснил, что указанная дорога относится к 5 классу, однополосная и должна иметь ширину по ГОСТу 21-22м. Дорога имелась, она не является вновь сформированной. Ранее в законодательстве не предусмотрены были ГОСТы на дороги. В реестр муниципальной собственности дорога должна быть включена в соответствии с ГОСТом. Дорога будет формироваться по болоту, т.к. другого варианта не имеется. На содержание дороги выделяются денежные средства только если земельный участок под дорогой сформирован согласно требованиям соответствующих стандартов.
Ответчик Робаковская Е.В. в судебном заседании не участвовала, извещена надлежаще.
Представитель ответчика по доверенности Малова Т.Б. иск не признала, представила отзыв в письменном виде ( л д 139-140). Дополнительно пояснила, что при межевании земельного участка, принадлежащего ответчику, автомобильная дорога была учтена шириной 6 метров в фактически существующих границах более 15 лет. Полосу отвода требуемой ширины нецелесообразно выполнять, так как с одной стороны болото. Предыдущий собственник согласовывал дорогу с колхозом, это колхозная дорога была, наезженная по полю. Если дорога вновь образуемая, то истец должен у собственника изъять участок в установленном порядке.
Третье лицо по делу ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ярославской области в судебном заседании не участвовало, судом извещено надлежаще. В адрес суда направлен отзыв, ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя (л.д. 134-135).
3-е лицо администрация Переславского муниципального района просит рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Заслушав представителей истца и ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующим выводам.
Судом установлено, что Постановлением Администрации Нагорьевского сельского поселения Переславского муниципального района от <дата скрыта>. <номер скрыт> утверждено местоположение границ земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес скрыт>. Разрешенное использование: для обслуживания автомобильной дороги (л.д. 126).Постановлением администрации Переславского муниципального района от <дата скрыта> « О внесении изменений в постановление Главы Переславского муниципального района от <дата скрыта> <номер скрыт> « Об отнесении дорог местного значения к муниципальной собственности Переславского муниципального района автомобильная дорога «Михеево-Жданово» отнесена муниципальной собственности Переславского муниципального района ( л д 225).
Согласно ч 3 ст 3.1 ФЗ РФ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (введена Федеральным законом от 17.04.2006 N 53-ФЗ) автомобильная дорога от д. Михеево до д..Жданово относится к муниципальной собственности.
Из выписки из ЕГРП от <дата скрыта> следует, что право собственности Переславского муниципального района на автодорогу «Михеево-Жданово» от д. Михеево до д. Жданово протяженностью 1420 м зарегистрировано <дата скрыта> (л.д. 113). В кадастровом паспорте на автомобильную дорогу указано, что кадастровый номер <номер скрыт> автомобильной дороги внесен в государственный кадастр недвижимости <дата скрыта> Год ввода в эксплуатацию ( завершения строительства ) – <дата скрыта> ( 129-130). Наглядно состояние сооружения дорожного транспорта показано на фототаблице ( л д 184-189, 206-209). Доказательств, что строительство сооружения дорожного транспорта в определенных границах когда-то было, суду не представлено (л.д.226,227).Из фототабицы видно, что спорный объект представляет собой наезженную по полю автомобильную дорогу.
При этом в силу ч 3 ст 3.1 ФЗ РФ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (введена Федеральным законом от <дата скрыта> N 53-ФЗ) автомобильная дорога от д. Михеево до д..Жданово относится к муниципальной собственности. Иной дороги между населенными пунктами, к д. Жданово нет, эта автомобильная дорога значится с <дата скрыта> ( л д 215).
В результате выполнения кадастровых работ в связи с образованием земельного участка под автомобильную дорогу <дата скрыта> подготовлен межевой план (л.д. 114-128), земельный участок сформирован площадью <данные изъяты>л.д.116).
Согласно заключению кадастрового инженера в результате выполнения кадастровых работ выявлено наложение на земельный участок с кадастровым номером: <номер скрыт> – площадь наложения <данные изъяты> кв.м. (л.д.119). Ликвидируемые координаты земельного участка с кадастровым номером <номер скрыт> будут:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты> почтовый адрес ориентира: <адрес скрыт> принадлежит на праве собственности Робаковской Е.В. (л.д. 46, 142). Земельный участок поставлен на кадастровый учет <дата скрыта>., предыдущий номер земельного участка – <номер скрыт>, сведения об объекте имеют статус ранее учтенные.
Право собственности у ответчика возникло на основании договора купли-продажи земельных участков от <дата скрыта>., заключенного между "Р.А.С." и Робаковской Е.В. (л.д. 155-174).
Как следует из пояснительной записки Землеустроительного дела земельного участка, земельный участок, принадлежащий ответчику, образован из земель СПК «К» (л.д. 149). Границы участка установлены картографическим способом и выполнены с использованием программ на ПК. Съемка автодорог проведена геодезическим способом. Границы земельного участка согласованы со смежными землепользователями, о чем составлен акт установления и согласования границ. Согласование со смежными землепользователями проведены согласно п. 14 Методических рекомендаций по проведению межевания объектов землеустройства, утв. 17.02.2003г. (л.д. 149, 146) Площадь земельного участка на момент межевания составляет <данные изъяты> кв.м.
При этом из землеустроительного дела земельного участка ответчика с кадастровым номером <номер скрыт> видно, что при выполнении межевания автомобильная дорога как объект не включена в состав площади земельного участка ( л д 11, 39,41,147,213).
Взаимное расположение земельных участков с кадастровым номером <номер скрыт> и вновь образованного земельного участка под автомобильной дорогой «Михеево-Жданово» наглядно видно на схемах ( 121-123).
Таким образом установлено, что ответчиком при межевании своего участка учтена фактическая ширина дороги, как она существует в натуре, в пределах 6 метрах по пояснению представителя ответчика. Тогда как истцом размежеван земельный участок под автомобильной дорогой шириной от21до22 метров, что должно соответствовать государственным стандартам для данной категории дорог, как поясняет представитель истца.
Согласно положениям Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах" автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог (статья 3 Закона).
Автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения поселения может утверждаться органом местного самоуправления поселения (часть 9 статьи 5 Закона).
Правовой анализ приведенных норм указывает на то, что автомобильная дорога представляет собой неразрывно связанные земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними дорожное полотно (дорожное покрытие и подобные элементы).
В соответствии с пп.3.1.,3.1.1. ГОСТ Р 50597-93. Государственный стандарт Российской Федерации. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения" (утв. Постановлением Госстандарта России от 11.10.1993 N 221), покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью.
В соответствии с п.п.7.1., 7.2., 8.1. "СП 34.13330.2012. Свод правил. Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП 2.05.02-85*" (утв. Приказом Минрегиона России от 30.06.2012 N 266), земляное полотно предусматривают с учетом категории дороги, типа дорожной одежды, высоты насыпи и глубины выемки, свойств грунтов, используемых в земляном полотне, условий производства работ по возведению полотна, природных условий района строительства и особенностей инженерно-геологических условий участка строительства, опыта эксплуатации дорог в данном районе, исходя из обеспечения требуемых прочности, устойчивости и стабильности как самого земляного полотна, так и дорожной одежды при наименьших затратах на стадиях строительства и эксплуатации, а также при максимальном сохранении ценных земель и наименьшем ущербе окружающей природной среде.
Земляное полотно включает в себя следующие элементы: верхнюю часть земляного полотна (рабочий слой), тело насыпи (с откосными частями), основание насыпи, основание выемки, откосные части выемки, устройство для поверхностного водоотвода, устройства для понижения или отвода грунтовых вод (дренаж), поддерживающие и защитные геотехнические устройства и конструкции, предназначенные для защиты земляного полотна от опасных геологических процессов (эрозии, абразии, селей, лавин, оползней и т.п.)
Дорожная одежда должна соответствовать общим требованиям, предъявляемым к проезжей части дороги как транспортному сооружению.
Конструкцию дорожной одежды и вид покрытия принимают исходя из транспортно-эксплуатационных требований и категории проектируемой дороги с учетом интенсивности движения и состава автотранспортных средств, климатических и грунтово-гидрологических условий, санитарно-гигиенических требований, а также обеспеченности района строительства дороги местными строительными материалами.
При этом указанным нормативами предусмотрен низший и переходный тип дорожной одежды – из грунтов, армированных геосинтетическими материалами или улучшенными добавками, либо вяжущими материалами.
Суд полагает, что указанные нормативные акты могут быть применены при формировании вновь образуемого участка под автомобильную дорогу, в данном случае автомобильная дорога существует с <дата скрыта> без установления каких-либо границ, соответствующих стандартам.
В данном случае между сторонами имеется спор о границах земельных участков. В силу ст. 16, 22 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» №221-ФЗ суд вправе разрешить спор, установить границы земельного участка.
Согласно п.6, п.9.3, п.п. 11, 14.1, 14.6 Методических рекомендаций по проведению межевания объектов землеустройства от <дата скрыта> при межевании земельных участков учитывается интерес смежных землепользователей, в том числе лица, права которых могут быть затронуты при проведении межевания (собственники земельных участков) извещаются о времени и месте проведения межевания, определение границ объекта землеустройства на местности и их согласование проводятся в присутствии лиц, права которых могут быть затронуты при проведении межевания, перед процедурой согласования границ объекта землеустройства они предварительно обозначаются на местности в соответствии с имеющимися сведениями государственного земельного кадастра, землеустроительной, градостроительной документацией и (или) иными сведениями.
Согласно п. 14.4 Методических рекомендаций результаты согласования границ оформляются актом (актами) согласования границ объекта землеустройства, который подписывается всеми участниками процедуры согласования границ, включая исполнителя работ.
Из межевого плана земельного участка ответчицы видно, что межевание проведено в системе координат МСК-76 ( л д10-112).
Составлен акт установления и согласования границ земельного участка, из которого следует, что границы согласованы с СПК "К", "М.Б.И."., Администрацией Нагорьевского сельского поселения ( л д 38, 39).
Нет согласования с КУМИ Переславского муниципаьного района, собственником автомобильной дороги « Михеево-Жданово».
Земельный участок под автомобильную дорогу истец межует в <дата скрыта> ( л д 114-128).
При определении границ земельных участков суд должен руководствоваться положениями Земельного Кодекса РФ, Федерального закона №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».
В соответствие со ст.7 Федерального закона №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», далее- Закон, в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, к которым относятся описание местоположения границ земельного участка, площадь земельного участка, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований.
При учете местоположения границ земельного участка, в соответствии со ст. 22 Закона предоставляется межевой план, а также документ, подтверждающий разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке.
Согласно п. 9 ст. 38 Закона, при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Из толкования данной нормы следует, что суд учитывает фактические границы земельного участка лишь при отсутствии письменных документов, определяющих границы участка на момент его образования.
Судом установлено, что письменных документов, определяющих границы участка на момент образования, нет (л.д. 221,227-231).
Из акта осмотра автомобильной дороги Михеево-Жданово от <дата скрыта>, представленного истцом, следует, что основание дороги грунтовое, дорожное полотно разрушено, ширина проезжей части в пределах от 3.5 до 4.5 метров. Отсутствуют обочины, кюветы ( л д 183).
Поскольку документы, определяющие местоположение земельного участка под автомобильной дорогой отсутствуют, исходя из смысла ч9 ст. 38 Закона №221-ФЗ, целесообразности, нет оснований для межевания земельного участка под автомобильную дорогу с учетом ширины от20-22 метров за счет земель сельскохозяйственного назначения.
Согласно п. 5.1 ГОСТ Р 52399-2005 "Геометрические элементы автомобильных дорог") ширина проезжей части автодороги V технической категории -4.5 метра.
Основные параметры элементов поперечного профиля проезжей части и земляного полотна автомобильных дорог в зависимости от их категории по ГОСТ Р 52398 следует принимать по таблице 3.Согласно таблице 3 ширина обочины автомобильной дороги V категории -1.75 м. То есть с учетом существующих фактических границ автомобильной дороги, суд не находит оснований для установлении границ земельного участка согласно межевому плану, выполненному кадастровым инженером "И.В.П." от<дата скрыта>
Суд полагает, что на настоящий момент, поскольку границы земельного участка под автомобильной дорогой не могут быть сформированы по межевому плану, представленному истцом, то есть не доказано нарушение прав истца, то несмотря на то, что ответчиком межевой план был согласован только с администрацией Нагорьевского СП, утвердившей Генеральный план поселения, не было согласования непосредственно с КУМИ, нет оснований для удовлетворения требования об исключении из ГКН сведения о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером <номер скрыт> в части наложения ( пересечения) площадью <данные изъяты> кв. м., а также о признании недействительным государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером <номер скрыт> в части пересечения с границами земельного участка под автомобильной дорогой «Михеево-Жданово». Достоверные доказательства размера пересечения не представлены.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд через Переславский районный суд в течение одного месяца с дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 23.01.2017 года.
Судья Грачева Н.Л.