3а-125/2017 090а |
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Красноярск |
21 марта 2017 года |
Красноярский краевой суд в составе: судьи Красноярского краевого суда Пашковского Д.И., при секретаре Козиной Е.Я., |
с участием представителя административного истца Гаффарова Р.М.о. по доверенности Брискера С.Я.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Гаффарова <данные изъяты> к Правительству Красноярского края, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости,
УСТАНОВИЛ:
Гаффаров Р.М.о. (далее административный истец) являясь арендатором земельного участка с кадастровым номером 24:51:0204142:17, расположенного по адресу: Красноярский край, г.Канск, пос.Строителей, зд.ПМК-18, строение 1, обратился в суд с административным исковым заявлением к Правительству Красноярского края, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее ФГБУ "ФКП Росреестра") об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости вышеуказанного земельного участка.
Заявленное требование мотивировано тем, что внесённая в государственный кадастр недвижимости кадастровая стоимость указанного земельного участка в размере 3 447 669,47руб. не соответствует его рыночной стоимости, чем нарушены права административного истца, который оплачивает арендную плату в завышенном размере.
Просил об установлении кадастровой стоимости указанного выше земельного участка в размере его рыночной стоимости 310 000руб., определенной по состоянию на 01.01.2011.
В судебное заседание представители Правительства Красноярского края, ФГБУ "ФКП Росреестра", Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю, МКУ "Комитет по управлению муниципальным имуществом города Канска" и администрация города Канска Красноярского края не явились. О времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Суд посчитал возможным в соответствии с положениями ч. 4 ст. 247 КАС РФ рассмотреть дело в их отсутствие.
Заслушав объяснения представителя административного истца Гаффарова Р.М.о. - Брискера С.Я., действующего по доверенности, поддержавшего заявленные требования, изучив материалы административного дела, Красноярский краевой суд находит административное исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Использование земли в Российской Федерации является платным, и одной из форм платы за использование земли является земельный налог (п. 1 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации) и арендная плата.
Согласно п. 5 ст. 65 ЗК РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных ЗК РФ, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Как предусмотрено п. 2 ст. 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 ст. 66 ЗК РФ. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В силу п. 3 ст. 66 ЗК РФ в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Статья 24.18 ФЗ от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее Закон об оценочной деятельности) в качестве основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости предусматривает, в том числе и установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решением суда.
Как видно из материалов дела земельный участок площадью 9 651,66кв.м. с кадастровым номером 24:51:0204142:17, расположенный по адресу: Красноярский край, г.Канск, пос.Строителей, зд.ПМК-18, строение 1, передан в аренду Гаффарову Р.М.о. По условиям заключённого сторонами договора аренды, административный истец обязан вносить арендную плату, при определении размера которой применяется кадастровая стоимость арендуемого участка (л.д. 11-17).
Согласно кадастровому паспорту земельного участка от 18.10.2016 N 24/16-811929 вышеуказанный земельный участок входит в категорию земель населенных пунктов; разрешенное использование - "для эксплуатации производственной территории", его кадастровая стоимость составляет 3 447 669,47руб. (л.д. 20-22).
Постановлением Правительства Красноярского края от 22.11.2011 N 708-п утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Красноярского края, в том числе и указанного выше земельного участка с кадастровым номером 24:51:0204142:17.
Из кадастровой справки о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 15.12.2016 следует, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:51:0204142:17 составляет 3 447 669,47руб. (л.д. 19).
Оспаривая указанную кадастровую стоимость, административный истец представил в суд отчет об оценке от 27.01.2017 N 8916, выполненный оценщиком Зрюмовой Е.Г., в котором рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:51:0204142:17 по состоянию на 01.01.2011 составляет 310 000руб. (л.д. 24-60).
Соответствие отчета требованиям Закона об оценочной деятельности, федеральным стандартам оценки и другим актам уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, а также стандартам и правилам оценочной деятельности, полнота и достоверность проведенных расчетов, расчет стоимости объекта оценки, проведенный оценщиком подтверждается положительным экспертным заключением от 03.02.2017 N 4286/2016 некоммерческого партнёрства "Саморегулируемой организацией оценщиков "Экспертный совет", членом которого является оценщик Зрюмова Е.Г. (л.д. 61-79).
Согласно ст. 3 Закона об оценочной деятельности под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
В соответствии с п. 7 Федеральных стандартов оценки N 1 (далее ФСО) подход к оценке представляет собой совокупность методов оценки, объединенных общей методологией. Методом оценки является последовательность процедур, позволяющая на основе существенной для данного метода информации определить стоимость объекта оценки в рамках одного из подходов к оценке.
Оценщик при проведении оценки обязан использовать затратный, сравнительный и доходный подходы к оценке или обосновать отказ от использования того или иного подхода (п. 20 ФСО N 1).
Судом установлено, что при оценке земельного участка оценщиками применен сравнительный подход, в рамках которого использован метод сравнения продаж по объектам-аналогам, предусматривающий сравнение объекта оценки с объектами - аналогами объекта оценки, в отношении которых имеется информация о ценах.
Согласно Методическим рекомендациям по определению рыночной стоимости земельных участков, утвержденным Распоряжением Министерства имущественных отношений Российской Федерации от 06.03.2002 N 568-р, применение метода сравнения продаж предполагает определение элементов, по которым осуществляется сравнение объекта оценки с объектами-аналогами; определение по каждому из элементов сравнения характера и степени отличий каждого аналога от оцениваемого земельного участка; определение по каждому из элементов сравнения корректировок цен аналогов, соответствующих характеру и степени отличий каждого аналога от оцениваемого земельного участка; корректировку по каждому из элементов сравнения цен каждого аналога, сглаживающую их отличия от оцениваемого земельного участка; расчет рыночной стоимости земельного участка путем обоснованного обобщения скорректированных цен аналогов.
В результате определения и внесения корректировок цены аналогов (единицы измерения аналогов) по общему правилу должны быть близки друг к другу. В случае значительных различий скорректированных цен аналогов целесообразно выбрать другие аналоги, элементы, по которым проводится сравнение значения корректировок.
Судом исследован отчет от 27.01.2017 N 8916 (л.д. 24-60) и установлено, что оформление и содержание отчета об оценке соответствует требованиям ст. 11 Закона об оценочной деятельности, требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральными стандартами оценки. Положительное экспертное заключение от 03.02.2017 N 4286/2016 (л.д. 61-79) так же отвечает требованиям, установленным к нему законодательством Российской Федерации, из его выводов следует, что представленный отчет соответствует требованиям законодательства РФ об оценочной деятельности и подтверждает величину рыночной стоимости данного земельного участка, определенную в отчете.
Достоверность данных, содержащихся в отчете, никем не опровергнута, доказательств иного размера рыночной стоимости не представлено и ходатайств о назначении экспертизы не заявлено.
Оснований не согласиться с выводами оценщика о том, что рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:51:0204142:17 по состоянию на 01.01.2011 составляет 310 000руб. не имеется.
Таким образом, заявленный административным истцом размер рыночной стоимости земельного участка подтверждается совокупностью достоверных, допустимых и достаточных доказательств.
В силу п. 3 ст. 3 НК РФ налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.
Административный истец является плательщиком арендной платы, размер которой зависит от кадастровой стоимости земельного участка. Следовательно, внесённые в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости арендуемого им земельного участка не соответствующие действительной рыночной стоимости этого объекта нарушают права заявителя, подлежащие восстановлению путём установления кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости.
С учетом изложенного, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:51:0204142:17 должна быть определена равной рыночной в размере 310 000руб., определенной по состоянию на 01.01.2011.
Рыночная стоимость указанного земельного участка подтверждена соответствующими доказательствами.
При таких обстоятельствах, заявленное административным истцом требование подлежит удовлетворению.
Датой обращения административного истца с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 24:51:0204142:17 следует считать дату поступления соответствующего заявления в суд – 09.01.2017.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175 – 180 КАС РФ, Красноярский краевой суд,
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление <данные изъяты> – удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка площадью 9 651,66кв.м. с кадастровым 24:51:0204142:17, расположенного по адресу Красноярский край, г.Канск, пос.Строителей, зд.ПМК-18, строение 1, в размере его рыночной стоимости – 310 000 рублей, определенной по состоянию на 01.01.2011.
Датой обращения Гаффарова Р.М.о. с заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 24:51:0204142:17 считать 09.01.2017.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Красноярского краевого суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путём подачи апелляционной жалобы через Красноярский краевой суд.
Судья Красноярского краевого суда |
Д.И. Пашковский |