Решение по делу № 2-390/2015 от 30.06.2015

Дело № 2-390/2015

<данные изъяты>

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Краснотуранск 16 июля 2015 года.

Краснотуранский районный суд Красноярского края в составе:

Председательствующего: судьи Жданова Ю.А.,

При секретаре: Гейгер Е.А.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> в интересах ФИО1 к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению детский сад «Солнышко», администрации <адрес>, отделу образования администрации <адрес> о взыскании задолженности по заработной плате,

УСТАНОВИЛ:

<адрес> в интересах ФИО1, с учетом уточнений, обратился в суд с иском к ФИО10, администрации <адрес>, отделу образования администрации <адрес> о взыскании задолженности по невыплаченной заработной плате с ФИО9 в сумме 27560 рублей 13 копеек в пользу ФИО1. При недостаточности денежных средств, взыскать в субсидиарном порядке с администрации <адрес> за счет муниципальной казны <адрес>.

Заявленные прокурором требования мотивированы тем, что ФИО1, согласно приказу руководителя учреждения от 03.08.1983г. принята на работу в ФИО8 на должность повара на 1 ставку. Трудовые отношения оформлены трудовым договором от 01.07.2012г. Кроме того, ФИО1, согласно дополнительному соглашению от 01.07.2012г., также по совместительству исполняет обязанности повара на 0,5 ставки. Согласно ст.1 Федерального закона от 02.12.2013г. № 336-ФЗ минимальный размер оплаты труда на период 2014 года установлен в сумме 5554 рубля в месяц. Согласно ст.1 Федерального закона от 19.06.2000г. № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» (в редакции Федерального закона № 408-ФЗ от 01.12.2014г.), минимальный размер оплаты труда с 01.01.2015г. установлен в сумме 5969 рубля в месяц. В соответствии со ст.133.1 ТК РФ в субъекте РФ региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте РФ. Размер минимальной заработной платы в субъекте РФ не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом. Как следует из ст.146 ТК РФ, труд работни ков, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями оплачивается в повышенном размере. Ст.148 ТК РФ предусматривает, что оплата труда на работах в местностях с особым и климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Указанные нормы трудового законодательства допускают установление окладов (тарифных ставок) как составных частей заработной платы работников, в размере менее минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата будет не менее установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда: в период с 01.01.2015г. – не менее 5965 рублей (в соотве5тствии со ст.1 Федерального закона от 01.12.2014г. № 408-ФЗ). При этом, районный коэффицие6нт и процентная надбавка за непрерывный стаж работы должны начисляться к заработной плате сверх установленного федеральным законодательством минимального размера оплаты труда. В силу главы 50 ТК РФ районный коэффициент для работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей должна начисляться к совокупной заработной плате работников, размер которой без этих коэффициента и надбавки не может быть менее минимального размера оплаты труда, установленного на всей территории РФ. Заработная плата конкретного работника устанавливается в трудовом договоре в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, которые разрабатываются на основе требований трудового законодательства (ч.ч.1 и 2 ст.135 ТК РФ) и должны гарантировать каждому работнику определение его заработной платы с учетом установленных законодательством критериев, в том числе условий труда. При этом, оплата труда, выполняемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате. Таким образом, при установлении системы оплаты труда в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера, неблагоприятные факторы, связанные с работой в этих условиях, в соответствии со статьями 315, 316 и 317 ТК РФ должны быть компенсированы специальным коэффициентом и надбавкой к заработной плате. Это означает, что заработная плата работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда. После чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за ста работы в данных районах или местностях. Согласно Постановлению администрации Красноярского края от 13.11.1992г. № 393-П «Об установлении районного коэффициента к заработной плате», с 01.11.1992г. установлен единый районный коэффициент 1,30 к заработной плате работников предприятий и организаций, расположенных в южных районах Красноярского края, согласно приложению, которое включает Краснотуранский район. При этом, затраты на введение районного коэффициента 1,30 осуществляются за счет средств предприятий и организаций. В соответствии с постановлением Минтруда РФ от 11.09.1995г. № 49 «Об утверждении разъяснения «О порядке начисления процентных надбавок к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири, Дальнего Востока», на территории Красноярского края применяется 30 процентная надбавка к заработной плате. Согласно Положению об особенностях порядка начисления средней заработной платы, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007г. № 922, а также, с учетом 30 % районного коэффициента и 30 % надбавки, минимальная заработная плата, которая должна быть начислена работнику составляет: с 01.01.2014г. по 31.12.2014г. МРТОТ равен 5554 руб. С учетом 30 % районного коэффициента и 30 % надбавки, минимальная заработная плата, которая должна быть начислена работнику составит: (5554,00 руб. ? 0,3) + (5554,00 руб. ? 0,3) = 8886,40 руб. С 01.01.2015г. МРОТ равен 5965 руб., с учетом 30 % районного коэффициента и 30 % надбавки, минимальная заработная плата, которая должна быть начислена работнику составит 5965,00 руб. + (5965,00 руб. ? 0,3) + (5965,00 руб. ? 0,3) = 9544,00 руб. Согласно табелю учета рабочего времени ФИО1 в период с декабря 2014 года по февраль 2015 года полностью отработала установленное рабочее время на 1,5 ставки (1 ставка – основное место работы; 0,5 ставки – внутреннее совместительство). В табеле учета рабочего времени за декабрь 2014 года и период январь-май 2015 года количество отработанных часов не указано, а отражены лишь отработанные дни. Поэтому, за выполнение работ по совместительству ФИО1 необходимо начислить заработную плату: в 2014 году в размере 0,5 ставки, исходя из МРОТ, то есть не менее 4443,20 руб. (8886,40 : 2 = 4443,20). Исходя из отработанной 1,5 ставки заработная плата ФИО1 в декабре 2014 года должна составлять не менее 13329,60 руб. (8886,40 + 4443,20 = 13329,60). В 2015 году в размере 0,5 ставки, исходя из МРОТ, то есть не менее 4772,00 руб. (9544,00 : 2 = 4772,00). Исходя из отработанной 1,5 ставки заработная плата ФИО1 в период с января по мая 2015 года ежемесячно должна составлять не менее 14316,00 руб. (9544,00 + 4772,00 = 14316,00). При проверке начислений заработной платы, произведенных работнику, установлено, что заработная плата ФИО1 начислялась и выплачивалась с нарушениями требований ст.ст.315, 316 и 317 ТК РФ. за декабрь 2014 года фактически начислено 9538,00 руб., следовало начислить 13329,60 руб. за период с января по апрель 2015 года фактически начислено по 9538,00 руб. ежемесячно, следовало начислить по 14316,00 руб. ежемесячно. За май 2015 года фактически начислено 9659,47 руб., следовало начислить 14316,00 руб. Всего, ФИО1 за вышеуказанный период не выплачена заработная плата в сумме 27560,13 руб. ФИО1 обратился с заявлением в прокуратуру о защите трудовых прав.

<адрес> ФИО3 в судебном заседании заявленные и уточненные исковые требования поддержал в полном объеме, просил суд их удовлетворить и привел доводы, аналогичные доводам, изложенным в исковом заявлении.

Истица ФИО1 в судебном заседании, также заявленные исковые требования поддержала и привела аналогичные доводы.

Ответчики ФИО11, администрация <адрес>, отдел образования администрации <адрес>, о месте и времени рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом. От исполняющей обязанности заведующей ФИО12 ФИО4, представителя отдела образования администрации <адрес>, по доверенности ФИО5, представителя администрация <адрес>, по доверенности ФИО6 в суд поступили заявления в которых они просят рассмотреть дело без их участия. В заявлениях, также указано, о согласии с заявленными и уточненными исковыми требованиями прокурора. В соответствии со ст.167 ГПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие указанных лиц.

Суд, выслушав пояснения прокурора, исследовав материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований, по следующим основаниям:

В соответствии со ст.133 ТК РФ минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения. Минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом, обеспечивается: организациями, финансируемыми из федерального бюджета, - за счет средств федерального бюджета, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности; организациями, финансируемыми из бюджетов субъектов Российской Федерации, - за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности; организациями, финансируемыми из местных бюджетов, - за счет средств местных бюджетов, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

Согласно ст.133.1 ТК РФ в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации. Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.

В силу ст.146 ТК РФ труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями оплачивается в повышенном размере.

Статьей 148 ТК РФ предусмотрено, что оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Таким образом, указанные нормы трудового законодательства допускают установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере менее минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата будет не менее установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда в период с 01.01.2014г., не менее 5554 рубля, в период с 01.01.2015г., не менее 5965 рублей, (в соответствии со ст.1 Федерального закона от 02.12.2013г. № 36-ФЗ, и ст.1 Федерального закона от 01.12.2014г. № 408-ФЗ).

Районный коэффициент и процентная надбавка за непрерывный стаж работы должны начисляться к заработной плате сверх установленного федеральным законодательством минимального размера оплаты труда.

Главой 50 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что районный коэффициент для работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям и процентная надбавка за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям должны начисляться к совокупной заработной плате работников, размер которой без этих коэффициента и надбавки не может быть менее минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на всей территории Российской Федерации.

Установление работнику справедливой заработной платы обеспечивается положениями Трудового кодекса РФ, предусматривающими обязанность работодателя обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности (ст.22), зависимость заработной платы каждого работника от его квалификации, сложности исполняемой работы, количества и качества затраченного труда, запрещение какой бы то ни было дискриминации при установлении и изменении условий оплаты труда (ст.132), основные государственные гарантии труда работника (ст.130), повышенную оплату труда работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями (ст.146).

Заработная плата конкретного работника устанавливается в трудовом договоре в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, которые разрабатываются на основе требований трудового законодательства (ч.ч. 1 и 2 ст. 135 ТК РФ) и должны гарантировать каждому работнику определение его заработной платы с учетом установленных законодательством критериев, в том числе условий труда. При этом, оплата труда, выполняемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате (ст.ст.148, 315, 316 и 317 ТК РФ).

Таким образом, при установлении системы оплаты труда в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера, неблагоприятные факторы, связанные с работой в этих условиях, в соответствии со ст.ст. 315, 316 и 317 ТК РФ должны быть компенсированы специальными коэффициентом и надбавкой к заработной плате. Это означает, что заработная плата работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в указанных районах или местностях.

Согласно постановлению администрации Красноярского края от 13.11.1992г. № 392-П «Об установлении районного коэффициента к заработной плате», 01.11.1992г. установлен единый районный коэффициент 1,30 к заработной плате работников предприятий и организаций, расположенных в южных районах Красноярского края, согласно приложению, которое включает Краснотуранский район. При этом, затраты на введение районного коэффициента 1,30 осуществляются за счет средств предприятий и организаций.

Согласно ст.1 Федерального закона от 02.12.2013г. № 36-ФЗ «О внесении изменений в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда», минимальный размер оплаты труда с 01 января 2014 года установлен в сумме 5554 рубля в месяц.

Согласно ст.1 Федерального закона от 01.12.2014г. № 408-ФЗ «О внесении изменений в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда», минимальный размер оплаты труда с 01 января 2015 года установлен в сумме 5 965 рублей в месяц.

Таким образом, исходя из совокупности приведенных выше положений ТК РФ, суд приходит к выводу о том, что минимальный размер оплаты труда работника, выполняющего нормы труда в нормальных условиях, не может быть ниже 5554 рубля за время работы в течение 2014 года и ниже 5965 рублей за время работы в течение 2015 года.

В соответствии со ст.316 ТК РФ размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, устанавливается Правительством РФ.

Постановлением Минтруда РФ от 11.09.1995г. № 49 «Об утверждении разъяснения «О порядке начисления процентных надбавок к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных, приравненных к ним местностям, в южных районах Восточной Сибири, Дальнего Востока», на территории южных районов Красноярского края применяется 30-процентная надбавка к заработной плате.

Судом установлено, что истица ФИО1 с 01.07.2012г. работает в ФИО13 в должности <данные изъяты> на 1,0 ставки, согласно трудовому договору. Согласно дополнительному соглашению от 13.10.2014г., истица ФИО1 осуществляет дополнительную работу в должности повара еще на 0,5 ставки (л.д.10-12, 13, 14-15, 16, 36, 64-66, 67).

В соответствии с трудовым договором работнику установлена заработная плата, с выплатой районного коэффициента и процентной надбавки в соответствии с законодательством РФ, а также надбавок и выплат, согласно законодательству Красноярского края, правовым актам муниципального органа управления образованием района и локальными актами образовательного учреждения.

Согласно табелям учета рабочего времени истицей ФИО1 в полном объеме выполнялись нормы труда, предусмотренные трудовым договором и дополнительным соглашением. Прогулов либо отсутствия на рабочем месте в спорный период ею не допускалось (л.д.17-19, 20-22, 23-25, 27-29, 30-32, 33-35, 68-70, 71-73, 74-76).

Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда РФ от 25.02.2010г. № 162-О-О, устанавливая систему оплаты труда, каждый работодатель должен в равной мере соблюдать, как положения части 3 ст.133 Трудового кодекса РФ, гарантирующей работнику полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и правила статей 2, 132, 135, 146, 148, 315, 316, 317 данного кодекса, в том числе правило об оплате труда, осуществляемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в повышенном размере по сравнению с оплатой идентичного труда, выполняемого в нормальных климатических условиях.

При таких обстоятельствах, истице ФИО1 подлежала начислению заработная плата в декабре 2014 года в размере 13329 рублей 60 копеек, из расчета: 5554 рубля (минимальный размер оплаты труда, установленный с 01.01.2014г.) + 5554 рубля (минимальный размер оплаты труда, установленный с 01.01.2014г.) ? 30 % (северная надбавка) + 5554 рубля (минимальный размер оплаты труда, установленный с 01.01.2014г.) ? 30 % (районный коэффициент) = 8886 рублей 40 копеек. 8886 рублей 40 копеек ? 0,5 ставки (дополнительно выполняемая истицей работа, кроме основной работы) = 4443 рубля 20 копеек, 8886 рублей 40 копеек + 4443 рубля 20 копеек = 13329 рублей 60 копеек; в период с января по май 2015 года в размере по 14316 рублей 00 копеек, из расчета: 5965 рублей (минимальный размер оплаты труда, установленный с 01.01.2015г.) + 5965 рублей (минимальный размер оплаты труда, установленный с 01.01.2015г.) ? 30 % (северная надбавка) + 5965 рублей (минимальный размер оплаты труда, установленный с 01.01.2015г.) ? 30 % (районный коэффициент) = 9544 рубля 00 копеек. 9544 рубля 00 копеек ? 0,5 ставки (дополнительно выполняемая истицей работа, кроме основной работы) = 4772 рубля 00 копеек, 9544 рубля 00 копеек + 4772 рубля 00 копеек = 14316 рублей 00 копеек. Всего, за указанный период, в размере 84909 рублей 60 копеек.

Согласно справкам, представленным ответчиком о размере средней заработной платы, истице ФИО1 в период с декабря 2014 года по апрель 2015 года начислена заработная плата в размере по 9538 рублей 00 копеек, в мае 2015 года начислена заработная плата в размере 9659 рублей 47 копеек. Всего, за указанный период ФИО1 начислена заработная плата в общей сумме 57349 рублей 47 копеек (л.д.9, 63).

Минимальный размер оплаты труда в сумме 5554 рубля на 2014 год и в размере 5965 на 2015 год введен на всей территории Российской Федерации Федеральным законом. Дополнительные гарантии, связанные с оплатой труда работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях установлены ст.316 и 317 ТК РФ. Нормативно правовые акты, издаваемые субъектами РФ либо органами местного самоуправления, регулирующие, в том числе и вопросы оплаты труда, не должны противоречить нормам федерального законодательства.

Обязанность по начислению и выплате заработной платы работнику в размере, не ниже установленного федеральным законодательством минимального размера, возлагается Трудовым кодексом на работодателя, каковым в данном случае является МБДОУ «Николаевский детский сад».

В рассматриваемый период (с декабря 2014 года по май 2015 года) ФИО1 надлежало начислить заработную плату в размере 84909 рублей 60 копеек, фактически начислено 57349 рублей 47 копеек. То есть, размер недоначисленной и невыплаченной заработной платы составит: 84909 рублей 60 копеек – 57349 рублей 47 копеек = 27560 рублей 13 копеек.

Указанную сумму суд полагает необходимым взыскать с ответчика в пользу истицы ФИО1

Согласно п.1.5 Устава муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад «Солнышко», учредителем ФИО14 является Муниципальное образование <адрес>. Функции и полномочия учредителя исполняет администрация <адрес> (л.д.37-54).

Согласно п.5 ст.123.22 ГК РФ бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, в том числе приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества, а также недвижимого имущества независимо от того, по каким основаниям оно поступило в оперативное управление бюджетного учреждения и за счет каких средств оно приобретено.

По обязательствам бюджетного учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, при недостаточности имущества учреждения, на которое в соответствии с абзацем первым настоящего пункта может быть обращено взыскание, субсидиарную ответственность несет собственник имущества бюджетного учреждения.

Таким образом, субсидиарную ответственность по обязательствам ФИО15 по заявленным исковым требованиям должно нести муниципальное образование «<адрес>» в лице администрации <адрес>.

На основании п/п 1 и 9 ч.1 ст. 333.36 НК РФ истцы прокурор <адрес> и ФИО1 освобождены от уплаты государственной пошлины при подаче настоящего искового заявления в суд. Доказательств того, что ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины, суду не представлено.

Таким образом, суд считает возможным взыскать с ФИО16 государственную пошлину в размере 400 рублей 00 копеек.

В силу ст.211 ГПК РФ, решение суда подлежит немедленному исполнению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ :

Исковые требования прокурора Краснотуранского района удовлетворить.

Взыскать с ФИО17, а при недостаточности у учреждения денежных средств, взыскать в субсидиарном порядке с администрации <адрес> за счет муниципальной казны <адрес> в пользу ФИО1 недоначисленную заработную плату в размере 27560 (двадцать семь тысяч пятьсот шестьдесят) рублей 13 копеек.

Взыскать с муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Николаевский детский сад» в доход ФИО18 государственную пошлину в размере 400 (четыреста) рублей 00 копеек.

Решение о взыскании недоначисленной заработной платы подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд, через Краснотуранский районный суд в течение 1 (одного) месяца с момента его принятия.

Председательствующий: судья Жданов Ю.А.

2-390/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
прокурор
Церковная Л.А.
Ответчики
МБДОУ Детский сад № 4 "Солнышко"
Администрация Краснотуранского района
Отдел образования администрации Краснотуранского района
Суд
Краснотуранский районный суд Красноярского края
Дело на странице суда
krastur.krk.sudrf.ru
30.06.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
30.06.2015Передача материалов судье
30.06.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
30.06.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.06.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.07.2015Судебное заседание
16.07.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.07.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее