РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
г. Избербаш 28 декабря 2016г.
Избербашский городской суд Республики Дагестан в составе:
председательствующего-судьи Муртазалиева М.М.
при секретаре Мамаевой М.А.
рассматривая жалобу Ибрагимова М.М. на постановление по делу об административном правонарушении в отношении его,
установил:
постановлением от ДД.ММ.ГГГГ мирового судьи судебного участка № 26 г.Избербаш Ибрагимов М.М. признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.4 ст. 12.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и он подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей.
Не соглашаясь с данным постановлением, Ибрагимов М.М. обратился в Избербашский городской суд с жалобой на постановление мирового судьи, утверждая, что последним при рассмотрении дела об административном правонарушении в отношении его, не выяснил обстоятельства, подлежащие выяснению, проигнорировал его заявления и ходатайства, доказательствам дал неправильную юридическую оценку.
В связи с этим, просит постановление мирового судьи о привлечении его к административной ответственности по ч.4 ст.12.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - отменить, производство по данному административному делу прекратить за отсутствием в его действиях состава правонарушения.
В ходе рассмотрения данной жалобы, Ибрагимов М.М. поддержал доводы, изложенные им в жалобе, а также заявил ходатайство о назначении криминалистической экспертизы, полагая, что в оригинале протокола об административном правонарушении, составленного в отношении его ИДПС ОБ ДПС ГИБДД МВД по РД лейтенантом полиции ФИО11 имеются дописки, которые отсутствуют в копии, выданной ему этим же инспектором. В связи с этим, полагает необходимым признать оригинал протокола об административном правонарушении недопустимым доказательством.
Должностное лицо - инспектор ДПС ОБ ДПС ГИБДД МВД по РД ФИО12 в судебное заседание не явился, имеются сведения, что он погиб.
Изучение истребованного дела об административном правонарушении и доводов автора жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
Исходя из положений ч.1 ст. 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (часть 1 ст. 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2 ст. 26.2).
Основанием для привлечения Ибрагимова М.М. к административной ответственности послужили: протокол об административном правонарушении <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ; фотофиксация; рапорты ФИО5, ФИО6 и ФИО7 без указания должности, звания, составленные на имя командира ОБ ДПС НИБДД МВД по РД майора полиции ФИО8
В ходе производства по данному делу административным органом, при составлении протокола об административном правонарушении в отношении Ибрагимова М.М. допущены нарушения процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Так, в соответствии с ч.1 ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1 и 3 ст. 28.6 указанного Кодекса.
Исходя из положений указанной нормы, протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (ч.4 ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола, а также в случае, предусмотренном частью 4.1 данной статьи, в нем делается соответствующая запись (ч.5 ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Протокол об административном правонарушении представляет собой процессуальный документ, фиксирующий противоправное деяние конкретного лица и являющийся необходимым правовым основанием для привлечения его к административной ответственности.
В статье 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подробно регламентируется процедура составления протокола об административно правонарушении. Требования к составлению протокола об административном правонарушении, установленные ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, направлены на обеспечение соблюдения гарантий защиты прав лиц, привлекаемых к административной ответственности.
Протокол об административном правонарушении, составленным должностным лицом сотрудником ГИБДД ФИО9 в отношении Ибрагимова М.М., не соответствуют требованиям закона, так как имеет внесенные исправления, не заверенные соответствующим образом, и не занесенные в копию данного протокола, выданной Ибрагимову М.М. на руки. Об этом свидетельствует заключение криминалистической экспертизы, назначенной судом по ходатайству Ибрагимова М.М.
Из заключения усматривается, что копия составлена одновременно с оригиналом, под копирку, оригинал имеет изменения, в частности, дописаны в графе «ответственность за которое предусмотрена» «4», «1215», а в графе «свидетели, потерпевшие» дописано «<адрес>».
Исходя из этого, в оригинале протокола отсутствовали на момент его составления указание на часть и статью административного правонарушения, вмененного Ибрагимову М.М., а также данные об адресе свидетелей.
Дописки, внесенные в оригинал протокола об административном правонарушении, выполнены с нарушением требований п.36 Административного регламента, утвержденного Приказом МВД РФ от 02.03.09 № 185.
Так, в соответствии с абз. 7 п.36 Приказа МВД России от 02.03.2009 № 185 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения» внесенные исправления (дополнения) в процессуальные документы (кроме постановления и определения по делу об административном правонарушении) должны быть оговорены и заверены подписью сотрудника, составившего процессуальный документ.
Соответствующие участники производства по делу об административном правонарушении должны быть ознакомлены под роспись с внесенными исправлениями (дополнениями), а при невозможности этого копия исправленного (дополненного) процессуального документа высылается им в течение трех дней со дня внесения исправления (дополнения). В случае отказа указанных лиц от подписи об этом делается соответствующая запись в процессуальном документе.
Копия протокола об административном правонарушении с внесенными изменениями не была направлена почтой Ибрагимову М.М. по месту жительства или иным образом вручена ему.
При нарушении установленной процедуры, протокол не может рассматриваться в качестве доказательства, поскольку в силу ч.3 ст. 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона, несоблюдение процессуального порядка получения доказательств делает его недопустимым. Указанный недостаток протокола об административном правонарушении является существенным и препятствовал рассмотрению дела по существу, а потому мировому судье на основании п.4 ч.1 ст. 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следовало возвратить протокол об административном правонарушении в отношении Ибрагимова М.М. должностному лицу для его устранения, чего сделано не было, хотя Ибрагимов М.М. заявлял ходатайство о назначении экспертизы и проверке его доводов.
Изменения в протокол об административном правонарушении внесены должностным лицом с нарушением требований ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что повлекло нарушение права Ибрагимова М.М. на защиту.
Приведенные обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что при составлении протокола об административном правонарушении были допущены существенные процессуальные нарушения требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которые не были приняты во внимание мировым судьей и повлияли на законность принятого по делу судебного акта.
С учетом изложенного, протокол об административном правонарушении не может быть признан допустимым доказательством.
Таким образом, суд приходит к выводу о наличии достаточных оснований для отмены постановления мирового судьи судебного участка №26 г. Избербаш и прекращении производства по делу за отсутствием состава административного правонарушения в действиях Ибрагимова М.М., тем самим, удовлетворив жалобу последнего.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. ст.ст. 1.5, 2.1, 24.5, 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
решил:
жалобу Ибрагимова М.М. удовлетворить.
Постановление мирового судьи судебного участка № 26 по г.Избербаш Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное в отношении Ибрагимова М.М. по делу об административном правонарушении, предусмотренному частью 4 статьи 12.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по данному делу об административном правонарушении в отношении Ибрагимова М.М. прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Судья Муртазалиев М.М.