Гражданское дело № 2-3117/2021
УИД: 68RS0001-01-2021-004230-92
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
06 декабря 2021 года г.Тамбов
Октябрьский районный суд г.Тамбова в составе:
председательствующего судьи Поповой Е.В.
при секретаре Аракелян А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора г. Котовска в интересах Российской Федерации к Межрегиональному территориальному управлению Росимущества в Тамбовской и Липецкой областях о возложении обязанности принять меры к истребованию недвижимого имущества из чужого незаконного владения и включению его в реестр федерального имущества,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г.Котовска, действуя в интересах Российской Федерации обратился в суд с вышеназванным иском к Межрегиональному территориальному управлению Федерального Агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской и Липецкой областях (далее МТУ Росимущества в Тамбовской и Липецкой областях), указав в обоснование исковых требований, что в подвале нежилого здания, расположенного по адресу: <адрес>, расположено противорадиационное укрытие № инв. № (далее ПРУ№ инв. №), принятое в эксплуатацию ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с Паспортом ПРУ№ инв. № - эксплуатирующей организацией в мирное время являлся Котовский лакокрасочный завод. В ходе проверки установлено, что в 2009 году на вышеуказанное ПРУ в составе здания корпуса ремонтно-механических служб оформлено право собственности ОАО «Котовский лакокрасочный завод». В настоящее время собственником ПРУ № инв. № является Шихалиев Э.А. В силу Федерального закона "О гражданской обороне", постановления Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 N 1309 "О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны" и пункта 3 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 ПРУ № инв. № относится к федеральной собственности и не может находиться в собственности физического лица. Исходя из функций, возложенных на ответчика в соответствии с Положением о Межрегиональном территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской и Липецкой областях, утверждённым приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 19.12. 2016 № 461, истец просил с учетом уточнений исковых требований возложить обязанность принять меры к истребованию из чужого незаконного владения защитного сооружения гражданской обороны - ПРУ № инв. №, расположенное в подвале здания с кадастровым номером № по адресу <адрес>, и оформлению права федеральной собственности на указанное защитное сооружение гражданской обороны и включению его в реестр федерального имущества.
В судебном заседании помощник прокурора г.Котовска Леонтьева И.В. поддержала исковые требования в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
МТУ Росимущества в Тамбовской и Липецкой областях о явке было извещено судом в порядке ч.2.1 ст.113 ГПК РФ, однако своего представителя в судебной заседание не направило. Согласно представленному письменному отзыву на исковое заявление просило отказать в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на то, что в материалах дела не представлены доказательства позволяющих считать, что в подвале здания, расположенного по адресу: <адрес>, расположено противорадиационное укрытие. Кроме того, в отношении указанного истцом ПРУ необходимо провести кадастровые работы для получения уникальных характеристик объекта с целью дальнейшей возможности МТУ истребовать его из чужого незаконного владения.
Представитель ОАО «Котовский лакокрасочный завод» по доверенности Тарасов А.А. не признал исковые требования по основаниям, указанным в письменных пояснениях, согласно которым предмет иска по истребованию недвижимого имущества из чужого незаконного владения не соответствует фактическим обстоятельствам дела.
Главного управления МЧС России по Тамбовской области о явке своего представителя было извещено судом в порядке ч.2.1 ст.113 ГПК РФ, просило рассмотреть дело в его отсутствии. Согласно письменному отзыву на исковое заявление, пояснило, что по учетным данным Главного управления МЧС России по Тамбовской области, на территории ОАО «Котовский лакокрасочный завод», расположенного по адресу: <адрес>, в подвальном помещении здания корпуса ремонтно - механических служб расположено ПРУ, инвентарный номер № для укрытия наибольшей работающей смены завода. Статус спорного защитного сооружения определяется паспортом, а также наличием специального инженерно - технического оборудования (защитно герметические двери, воздуховоды, вентиляционное оборудование, электро - щитовая, электрооборудование, водопровод, канализация). В соответствии с действующим законодательством, защитные сооружения гражданской обороны относятся к объектам, находящимся в федеральной собственности, независимо от того, на чьем балансе они находятся, их приватизация запрещена законом, поэтому просило удовлетворить исковые требования в полном объеме.
Третье лицо Шихалиев Э.А., будучи надлежащим образом уведомленный о рассмотрении дела, в судебное заседание не явился. Согласно письменному отзыву на исковое заявление, просил отказать в удовлетворении исковых требований, ссылаясь в обоснование, что здание корпуса ремонтно-механических служб, кадастровый номер №, приобретено им на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ №, заключенному с ОАО «Котовский лакокрасочный завод». Все условия договора были сторонами выполнены в полном объеме, государственная регистрация перехода права собственности происходила в соответствии с порядком и сроком установленным законом, никакой информацией в документах о наличии в подвале здания ПРУ и иных защитных сооружений гражданской обороны не было.
Третье лицо - Администрация г.Котовска уведомленная судом надлежащим образом о рассмотрении дела, в судебное заседание своего представителя не направила.
Суд с согласия представителя истца определил рассмотреть дело в порядке заочного производства.
Выслушав участников процесса, показания свидетелей, изучив материалы дела и проанализировав собранные по делу доказательства, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению в полном объеме.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Предметом прокурорского надзора, является в том числе, соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, …органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций (ст. 21, Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации").
Отношения в области гражданской обороны и защиты мест с массовым пребыванием людей от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера регулируются Федеральным законом от 12.02.1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне", Правилами эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС РФ от 15.12.2002 г. N 583, а также Порядком содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время, утвержденным Приказом МЧС РФ от 21.07.2005 N 575.
В силу ст. 1 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства. Подготовка государства к ведению гражданской обороны осуществляется заблаговременно в мирное время с учетом развития вооружения, военной техники и средств защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (ст. 4 названного Закона).
Согласно ст. ст. 8, 9 Федерального закона от 12.02.1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне" организации поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию системы оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны, а также планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне.
Порядок создания в мирное время, период мобилизации и военное время на территории Российской Федерации убежищ и иных объектов гражданской обороны пределен в постановлении Правительства Российской Федерации от 29.11.99 № 1309.
В соответствии с п. 13 данного постановления в мирное время объекты гражданской обороны в установленном порядке могут использоваться в интересах экономики и обслуживания населения, а также для защиты населения от поражающих факторов, вызванных чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, с сохранением возможности приведения их в заданные сроки в состояние готовности к использованию по назначению.
Вышеуказанные Правила в соответствии с п. 1.2 должны выполняться при эксплуатации в режиме повседневной деятельности, в военное время, при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера защитных сооружений гражданской обороны - убежищ и ПРУ, которые являются объектами гражданской обороны.
Согласно п. 3.2.1 Правил в режиме повседневной деятельности должны выполняться требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в защитных сооружений гражданской обороны, как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени.
В соответствии с Правилами эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий от 15.12.2002 №583, статус ЗС ГО как объекта ГО определяется наличием паспорта убежища ПРУ, заверенного организацией, -эксплуатирующей сооружение, и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям с копиями поэтажных планов и экспликацией помещений ЗС ГО, заверенных органами технической инвентаризации. При режиме повседневной деятельности должны выполняться требования, обеспечивающие сохранность и техническую готовность конструкций и оборудования ЗС ГО.
Пункт 2 раздела III Приложения № 1 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 №3020-1 «О разграничении Государственной собственности в Российской Федерации на федеральную Собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» относит объекты связи и инженерной инфраструктуры, в том числе защитные сооружения гражданской обороны, предназначенные для использования в особый период, исключительно к федеральной собственности независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий.
Пункт 15 того же Постановления определяет, что управление и распоряжение объектами федеральной собственности, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации, осуществляет Правительство Российской Федерации.
В соответствии с Положением о Межрегиональном территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской и Липецкой областях, Утверждённого приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 19.12.2016 № 461, межрегиональное территориальное управление осуществляет функции по управлению федеральным имуществом, по организации продажи приватизируемого федерального имущества, по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, а также по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений на территории Тамбовской и Липецкой областей.
Согласно п. 2.1.37. Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года N 2284, защитные сооружения гражданской обороны относятся к объектам, находящимся в федеральной собственности, приватизация которых запрещена.
Судом установлено, что на территории ОАО «Котовский лакокрасочный завод» в подвале здания корпуса ремонтно-механических служб по адресу: <адрес>, кадастровый номер № условный номер № площадью <данные изъяты> кв.м. расположено защитное сооружение гражданской обороны – ПРУ № инв.№.
Согласно паспорту защитного сооружения ПРУ № инв.№ принято в эксплуатацию ДД.ММ.ГГГГ и организацией эксплуатирующей в мирное время являлся Котовский лакокрасочный завод.
По учетным данным Главного управления МЧС России по Тамбовской области, на территории ОАО «Котовский лакокрасочный завод», расположенного по адресу: <адрес>, зарегистрировано ПРУ, инвентарный номер №, не готовое к приему укрываемых (выписка из журнала учета ЗС ГО).
Также судом установлено, что в 2009 году на вышеуказанное ПРУ в составе здания корпуса ремонтно-механических служб оформлено право собственности ОАО «Котовский лакокрасочный завод» (Свидетельство о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ №).
ДД.ММ.ГГГГ на основании договора купли-продажи №, заключенного между конкурсным управляющим ОАО «Котовский лакокрасочный завод» и Шихалиевым Э.А., последнему было продано здание корпуса ремонтно-механических служб, условный номер № площадью <данные изъяты> кв.м.
О том, что ПРУ № инв.№ находится в подвале здании здания корпуса ремонтно-механических служб по адресу: <адрес>, принадлежащего в настоящее время Шихалиеву Э.А., подтверждается Актом обследования защитного сооружения гражданской обороны от ДД.ММ.ГГГГ, показаниями свидетелей Свидетель №2 и ФИО4
Кроме того, как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ в Главное управление МЧС России по Тамбовской области обращался представитель Конкурсного управляющего - исполнительный директор ОАО «Котовский ЛКЗ» ФИО5 с просьбой о снятии с учета вышеуказанного защитного сооружения гражданской обороны по причине того, что здание корпуса ремонтно - механических служб, в подвале которого расположено данное ПРУ, ДД.ММ.ГГГГ было реализовано с торгов третьему лицу (исх. от ДД.ММ.ГГГГ №).
Главным управлением МЧС России по Тамбовской области был подготовлен ответ на обращение, в котором указывалось о нарушении действующего законодательства, а именно постановления Правительства РФ от 23.04.1994 № 359 «Об утверждении Положения о порядке использования объектов и имущества гражданской обороны приватизированными предприятиями, учреждениями и организациями» и необходимости заключения договора о правах и обязанностях в отношении данного объекта и имущества гражданской обороны (далее - ГО), а также на выполнение мероприятий ГО с новым собственником (исх. от ДД.ММ.ГГГГ №).
Учитывая, что в силу Федерального закона "О гражданской обороне", постановления Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 N 1309 "О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны" и пункта 3 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 ПРУ № инв. № относится к объектам, находящимся в федеральной собствнености, и его приватизация и иные сделки запрещены законом, и, исходя из круга полномочий наделенных МТУ Росимущества в Тамбовской и Липецкой областях, суд приходит к выводу о возложении обязанности на ответчика принять меры к истребованию из чужого незаконного владения защитного сооружения гражданской обороны - ПРУ № инв. №, расположенное в подвале здания с кадастровым номером № по адресу <адрес>, и оформлению права федеральной собственности на указанное защитное сооружение гражданской обороны и включению его в реестр федерального имущества.
Доводы ответчика о необходимости в рамках рассматриваемого спора провести кадастровые работы с целью получения уникальных характеристик ПРУ № инв.№ по мнению суда являются несостоятельными, поскольку указанные данные ответчиком могут быть получены при включении защитного сооружения гражданской обороны в реестр федерального имущества.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199, 233 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Возложить обязанность на Межрегиональное территориальное управление Росимущества в Тамбовской и Липецкой областях принять меры к истребованию из чужого незаконного владения защитного сооружения гражданской обороны - ПРУ № инв. №, расположенное в подвале здания с кадастровым номером № по адресу <адрес>, и оформлению права федеральной собственности на указанное защитное сооружение гражданской обороны и включению его в реестр федерального имущества.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение 7 дней со дня вручения им копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тамбовский областной суд иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а если такое заявление подано - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Мотивированное решение изготовлено 08.12.2021
Судья Е.В. Попова