Дело № 2-1672/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 июня 2019 года г. Барнаул
Центральный районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе:
председательствующего: Малешева Л.С.
при секретаре: Губенко М.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Осинцевой ФИО1 к ООО «Управляющая компания «Квартал Элит» о возложении обязанности, взыскании морального вреда, штрафа,
УСТАНОВИЛ:
Осинцева Ю.Г. обратился в суд с иском к ООО «Управляющая компания «Квартал Элит» о возложении обязанности, взыскании компенсации морального вреда. В обоснование иска с учетом неоднократных уточнений указывает, что является собственником квартир № и №, находящихся в многоквартирном доме по ..... Указанный дом введен в эксплуатацию в 2015, имеет общедомовой прибор учета тепла, все квартиры в доме в соответствии с законом оборудованы индивидуальными приборами учета на отопление. Документы на индивидуальные приборы учета на отопление были переданы застройщиком ООО «Карнеол» управляющей компании при сдаче дома в эксплуатацию и передаче указанного дома в управление ООО УК «Квартал Элит». Жилой дом находится в управлении ООО УК «Квартал Элит», платежные документы на оплату жилищно-коммунальных услуг по указанным квартирам направляет данная управляющая организация. Истцом регулярно подаются данные о показаниях квартирного прибора учета на отопление, однако управляющая компания производит начисление оплаты за отопление не по показаниям индивидуальных счетчиков, а по показаниям общедомового прибора учета на отопление. Управляющая компания отказывает истцу в начислении оплаты по индивидуальным приборам учета и продолжает начислять плату за отопление, исходя из показаний общедомового счетчика, предъявляя оплату в квитанции за оплату жилищно-коммунальной услуги одной строкой, из содержания которой непонятно, какой объем коммунальной услуги учтен за отопление непосредственно в жилом помещении, а какой в местах общего пользования. Поскольку истец оплачивает отопление по данным индивидуальных счетчиков, в квитанциях на оплату указана «задолженность», ответчик направляет квитанции с пометкой «должник». Данные действия являются незаконными, ущемляют имущественные права истца. Истец оформил документально установленные в его квартирах приборы учета тепла, факт того, что другие собственники квартир не желают вводить в эксплуатацию установленные в квартирах приборы учета, не может влиять на право истца оплачивать коммунальную услугу за потребленный объем, определяемый по показаниям прибора учета. До февраля 2017 истцу начисление за отопление производилось по показаниям индивидуальных счетчиков, однако с февраля 2017 УК изменила порядок начисления и стала предъявлять оплату по общедомовым приборам учета. Кроме того, ответчиком необоснованно выставлено и начислено теплопотребления по индивидуальному прибору учета отопления по ....: за декабрь 2017 в объеме 1,276 Гкал на сумму .... руб., за март 2018 в объеме 1,276 Гкал на сумму .... руб., за апрель 2018 в объеме 1,276 Гкал на сумму 2157,75 руб. В указанный период теплопотребления по данной квартире на отопление не было и нулевые показания индивидуального счетчика были переданы в УК, по ...., ответчик также необоснованно выставил и начислил теплопотребление: за январь 2017 в объеме 2.2060 на сумму .... руб., по фактическим показаниям счетчика было 0,098 Гкал, выставлено за 2304 Гкал, за февраль 2017 в объеме 0,302 Гкал на сумму .... руб., по фактическим показаниям счетчика было 0,119 Гкал., выставлено за 0,421 Гкал, за март 2017 в объеме 0,119 Гкал на сумму .... руб., за март 2018 в объеме 0,393 Гкал на сумму .... руб., за апрель 2018 в объеме 3,28 Гкал на сумму .... руб. В указанный период теплопотребления по данной квартире на отопление не было, и нулевые показания индивидуального счетчика были переданы в УК.
Основываясь на приведенных доводах, положениях ЖК РФ, Правил предоставления коммунальных услуг собственниками и пользователями помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, истец, с учетом уточнений в последней редакции, просит обязать ООО «Управляющая Компания «Элит» производить начисление платы за отопление по .... в соответствии с формулой № приложения № к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, исходя из показаний индивидуального прибора учета и показаний коллективного прибора учета тепловой энергии, и произвести перерасчет ранее начисленных сумм, признать незаконным начисление платы за отопление ...., расположенной по адресу ...., за декабрь 2017 г., март и апрель 2018 года в объеме 3,828 Гкал на общую сумму ....., а также за отопление .... расположенной по ...., за январь 2017, февраль 2017 г., март 2017 г., март и апрель 2018 года в объеме 6,30 Гкал на общую сумму .... обязать ООО «Управляющая Компания «Элит» произвести перерасчет за указанные месяцы, исходя из нулевых показания индивидуального прибора учета, возложить на ответчика обязанность уплатить истцу штраф в размере 50% от суммы превышения платы, взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в размере .... рублей, штраф – за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере 50% от суммы присужденной судом в пользу потребителя.
В судебном заседании истец на удовлетворении исковых требований настаивала по изложенным в иске основаниям.
Представитель истца в судебном заседании на удовлетворении иска настаивала. Пояснила, что все помещения оборудованы в доме индивидуальными приборами учета. Дом был передан в эксплуатацию уже со счетчиками и ранее показания учитывались. В подвале расположен общедомовой трубопровод отопления, имеется щитовая, остальные помещения не используются, в них нет дверей. Данный подвал используется как общедомовое имущество, им пользуется дворник. Согласно вступившему в законную силу решению Арбитражного суда АК, ответчику выдавалось предписание, в связи с тем, что гражданин обратился с жалобой в государственную инспекцию, поскольку УК не учитывала нулевые показания, выставила средние показания. В соответствии с решением, все помещения оборудованы индивидуальными приборами учета, и УК не правомерно игнорировала нулевые показания, которые подавались собственником.
Представитель ответчика возражал против удовлетворения исковых требований. Пояснила, что все нежилые помещения в подвале не оборудованы приборами учета тепла, в связи с чем, нет оснований считать, что расчет следует производить, исходя из формулы 3.3. Решение Арбитражного суда АК, на которое ссылается истец, не имеет отношения к настоящему спору. Истцом показания счетчиков в УК не подавались в спорные месяцы, в связи с чем, ей обосновано произведено начисление по нормативу.
Третьи лица: Единый расчетный центр, Вычислительный центр ЖКХ, привлеченные судом к участию в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались по правилам ст. 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Выслушав участвующих в деле лиц, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по своему внутреннему убеждению, как того требует статья 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении заявленных требований.
Судом установлено, что Осинцевой Ю.Г. на основании договоров купли –продажи от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ принадлежат квартиры № и №, находящиеся в многоквартирном доме по ....
Управлением вышеуказанным многоквартирным домом осуществляет ООО «Управляющая Компания «Элит».
ДД.ММ.ГГГГ между ООО «Единый расчетный центр» и ООО «Управляющая Компания «Элит» заключен договор присоединения к системе сбора и обработки платежей, предметом которого является присоединения клиента в порядке ст.428 ГК РФ к участию в работе системы сбора и обработки платежей «Город» на условиях Правил работы системы сбора и обработки платежей «Город».
ДД.ММ.ГГГГ между ООО «Управляющая Компания «Элит» и ООО «ВЦ ЖКХ» заключен договор об оказании услуг №1601/п, согласно которому последний обязуется отказывать услуги, связанные с формированием начислений пени за несвоевременное или неполное внесение платы за помещение и коммунальные услуги.
Как указывает истец, ООО «Управляющая Компания «Элит» до февраля 2017 года оплату за тепловую энергию начисляла исходя из показаний индивидуальных приборов учета и показаний общедомового прибора учета, в последующем, несмотря на то, что истцом подавались показания индивидуального счетчика, в том числе с нулевыми показателями, УК изменила порядок начисления и стала производить начисление оплаты за отопление без учета индивидуальных счетчиков, по показаниям общедомового прибора учета на отопление исходя из общедомового прибора учета пропорционально площади отопления.
Истец неоднократно обращалась в управляющую компанию с просьбой о разъяснении порядка расчета потребленного объема отопления, на что ответчиком дан ответ, о том, что расчет за отопление за период с декабря 2016 по апрель 2017 был произведен в соответствии с постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственниками и пользователями помещений в многоквартирных домах и жилых домов». (приложение №2 формула 3.1).
Обращаясь в суд с данными требованиями, истец ссылается на то, что ответчиком неправильно производился расчет коммунальных услуг по отоплению без учета показаний индивидуальных приборов учета и с учетом показаний общедомового прибора учета, ответчик ссылается на отсутствие оснований производить расчет в соответствии с формулой № 3.3 приложения № 2 к указанным Правилам, в связи с наличием в жилом доме помещений не оборудованных индивидуальными счетчиками тепла, и на то, что истцом индивидуальные показания счетчиков в УК не передавались.
Разрешая заявленные исковые требования, суд исходит из следующих обстоятельств.
В соответствии со статьей 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, в том числе из договоров.
В соответствии с пп. "к" п. 1 ст. 72 Конституции РФ, ч. 1 ст. 5 ЖК РФ жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
На основании п. 7 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», здания, строения, сооружения и иные объекты, в процессе эксплуатации которых используются энергетические ресурсы, в том числе временные объекты, вводимые в эксплуатацию после дня вступления в силу настоящего Федерального закона, на дату их ввода в эксплуатацию должны быть оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов, аналогичными указанным в частях 3 - 6.1 настоящей статьи. Многоквартирные дома, вводимые в эксплуатацию с 1 января 2012 года после осуществления строительства, реконструкции, должны быть оснащены дополнительно индивидуальными приборами учета используемой тепловой энергии, а многоквартирные дома, вводимые в эксплуатацию с 1 января 2012 года после капитального ремонта, должны быть оснащены индивидуальными приборами учета используемой тепловой энергии при наличии технической возможности их установки. Собственники приборов учета используемых энергетических ресурсов обязаны обеспечить надлежащую эксплуатацию этих приборов учета, их сохранность, своевременную замену.
В силу ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 настоящего Кодекса; лица, принявшего от застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию помещения в данном доме по передаточному акту или иному документу о передаче, с момента такой передачи; застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) в отношении помещений в данном доме, не переданных иным лицам по передаточному акту или иному документу о передаче, с момента выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию.
В соответствии со ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами, в том числе плату за данные коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в данном доме.
Согласно ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Во исполнение предоставленных федеральным законодателем полномочий Правительство Российской Федерации 6 мая 2011 года издало постановление №354, которым утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее по тексту Правила от 06.05.2011 № 354).
Правила от 06.05.2011 № 354 регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, иные вопросы, связанные с предоставлением коммунальных услуг.
Раздел VI Правил определяет порядок расчета и внесения платы за коммунальные услуги.
Согласно абзацу третьему пункта 42(1) Правил в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется по формулам 3, 3(1) и 3(2) приложения №2 к названным Правилам исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
Согласно абзацу четвертому пункта 42(1) Правил в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется по формулам 3(3) и 3(4) приложения N 2 к данным Правилам исходя из показаний индивидуальных и (или) общих (квартирных) приборов учета тепловой энергии и показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
В силу п.54 Правил от 06.05.2011 № 354 в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, расчет размера платы для потребителей за такую коммунальную услугу осуществляется исполнителем исходя из объема коммунального ресурса (или ресурсов), использованного в течение расчетного периода при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (далее - использованный при производстве коммунальный ресурс), и тарифа (цены) на использованный при производстве коммунальный ресурс.
При определении размера платы потребителя за коммунальную услугу по отоплению (при отсутствии централизованного теплоснабжения) объем использованного при производстве коммунального ресурса распределяется между всеми жилыми и нежилыми помещениями в многоквартирном доме пропорционально размеру общей площади принадлежащего (находящегося в пользовании) каждому потребителю жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме в соответствии с формулой 18 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Согласно разъяснениям Минстроя России № 32444-ОД/04, при оборудовании многоквартирного дома ИТП многоквартирный дом подключен к централизованной системе теплоснабжения. ИТП предназначен для приготовления только горячей воды в многоквартирном доме, при этом для приготовления горячей воды используется тепловая энергия, подаваемая в многоквартирный дом теплоснабжающей организацией по централизованной системе теплоснабжения.
Таким образом, поскольку при оборудовании многоквартирного дома ИТП тепловая энергия в многоквартирном доме не производится, а с использование ИТП приготавливается в доме, только горячая вода, то положения пункта 54 Правил не применяются для определения размера платы за отопление в таком доме, а применяются только для определения размера платы за горячую воду. Расчет размера платы за коммунальную услугу по отоплению определяется в соответствии с положениями формул 3.3. и 3.4 приложения № 2 к Правилам исходя из показаний как индивидуальных приборов учета тепловой энергии, так и показаний общедомового прибора учета тепловой энергии.
Вместе с тем, в силу п.80 Правил от 06.05.2011 № 354 учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета.
К использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие поверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений. Информация о соответствии прибора учета утвержденному типу, сведения о дате первичной поверки прибора учета и об установленном для прибора учета межповерочном интервале, а также требования к условиям эксплуатации прибора учета должны быть указаны в сопроводительных документах к прибору учета.
Порядок допуска (ввода) в эксплуатацию индивидуальных приборов учета, установленных в помещениях многоквартирного дома, урегулирован разделом VII Правил № 354.
Согласно п. 80 указанных Правил к использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие поверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений. Информация о соответствии прибора учета утвержденному типу, сведения о дате первичной поверки прибора учета и об установленном для прибора учета межповерочном интервале, а также требования к условиям эксплуатации прибора учета должны быть указаны в сопроводительных документах к прибору учета.
Решением Арбитражного суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ № .... по заявлению ООО «Управляющая компания «Квартал Элит» к Государственной инспекции .... о признании незаконным предписания №/ЛК\854 от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что государственной инспекцией Алтайского края была проведена внеплановая документарная проверка в отношении ООО «Управляющая компания «Квартал Элит», причиной проведения названной проверки послужило обращение собственника .... многоквартирного жилого .... ФИО4 Дом по указанному адресу оборудован общедомовым прибором учета на отопление, все помещения оборудованы индивидуальными приборами учета (ИПУ) на отопление. Арбитражным судом сделан вывод о том, что Инспекцией правомерно сделан вывод о том, что начисление платы за отопление в спорной квартире должно осуществляется по показаниям ИПУ в соответствии с абзацем 4 п.42(1) правил №354 многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется по формулам 3(3) и 3(4) приложения N 2 к данным Правилам исходя из показаний индивидуальных и (или) общих (квартирных) приборов учета тепловой энергии и показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии. Судом указано, что оснований исчислять по нормативам потребления общества в силу прямого указания на то в Правилах №354, устанавливающих случаи расчета ресурсов по нормативам, не имелось.
Данным решением, вступившим в законную силу, установлено, что все помещения многоквартирного жилого ...., оборудованы приборами учета.
Как следует из акта ООО «УК Элит» от ДД.ММ.ГГГГ, индивидуальные приборы учета тепла в нежилых помещениях (кладовых), находящихся в подвале многоквартирного жилого дома, не установлены.
Согласно пояснениям сторон, в подвале многоквартирного дома расположен общедомовой трубопровод отопления, приборы отопления в нежилых помещениях (кладовых) отсутствуют, что, по мнению суда, исключает возможность установления отдельных приборов учета, в связи с чем, оснований полагать, что не все помещения в доме оборудованы приборами учета, не имеется.
С учетом установленных обстоятельств, у ответчика отсутствовали основания для расчета оплаты коммунальной услуги по отоплению, исходя из норматива расхода тепловой энергии по правилам приложения №2 в соответствии с формулой № 3.1 Правил.
Позиция ответчика не соответствует толкованию, данному Конституционным Судом РФ в Постановлении от 10 июля 2018 года по делу о проверки конституционности части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, абзацев третьего и четвертого пункта 42 (1) правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов в связи с жалобой гражданина С.Н. Деминца, признавшим не соответствующими Конституции РФ взаимосвязанные нормативные положения, содержащиеся в части 1 статьи 157 ЖК РФ и абзаце третьем пункта 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утверждены Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354), в той мере, в какой эти положения не предусматривают возможность учета показаний индивидуальных приборов учета тепловой энергии при определении размера платы за коммунальную услугу по отоплению в многоквартирном доме, который при вводе в эксплуатацию, в том числе после капитального ремонта, в соответствии с нормативными требованиями был оснащен коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и жилые и нежилые помещения в котором были оборудованы индивидуальными приборами учета тепловой энергии, но их сохранность в отдельных помещениях не была обеспечена. Суд постановил, что оплату коммунальной услуги надлежит производить по модели, установленной абзацем четвертым пункта 42 (1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, принимая в расчет для тех помещений, в которых индивидуальные приборы учета отсутствуют, вместо их показаний величину, производную от норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.
Из толкования, данного Конституционным Судом РФ, следует, что оплата энергии должна производиться за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, вне зависимости от общего числа приборов, введенных в эксплуатацию.
Таким образом, действующее правовое регулирование придает приоритетное значение данным приборов учета энергетических ресурсов по сравнению с расчетными способами исчисления их количества при определении размера платы за поставленные энергетические ресурсы.
Многоквартирный дом, будучи объектом капитального строительства, представляет собой, как следует из пункта 6 части 2 статьи 2 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", объемную строительную систему, имеющую надземную и подземную части, включающую в себя помещения (квартиры, нежилые помещения и помещения общего пользования), сети и системы инженерно-технического обеспечения и предназначенную для проживания и (или) деятельности людей, а потому его эксплуатация предполагает расходование поступающих энергетических ресурсов не только на удовлетворение индивидуальных нужд собственников и пользователей отдельных жилых и нежилых помещений, но и на общедомовые нужды, т.е. на поддержание общего имущества в таком доме в состоянии, соответствующем нормативно установленным требованиям (пункты 10 и 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491; раздел III Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 года N 170; СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июня 2010 года N 64).
Соответственно, поскольку определение количества энергетического ресурса, потребленного собственником или пользователем отдельного помещения в многоквартирном доме и подлежащего обязательной оплате в составе платы за жилое помещение и коммунальные услуги, в силу объективных причин не может осуществляться исключительно на основании данных индивидуального прибора учета, часть 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации во взаимосвязи с приведенными положениями Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и Гражданского кодекса Российской Федерации допускает использование при определении объема потребленных в отдельном помещении коммунальных услуг наряду с показаниями индивидуальных приборов учета иных, в том числе полученных расчетным способом, показателей, а также данных коллективного (общедомового) прибора учета, если расчет платы за коммунальную услугу производится совокупно - без разделения на плату за потребление услуги в отдельном помещении и плату за ее потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Суд полагает, что правовая позиция, изложенная в названном выше Постановлении Конституционного Суда РФ, применима не только к ситуации, когда часть ИПУ в многоквартирном доме повреждены, но и к случаю, когда возможность установления отдельных приборов учета в помещении, являющимся общим, отсутствует.
В данном конкретном случае права истца по делу, исходя из принципа равенства и разумных правовых ожиданий, не могут быть поставлены в зависимость от возможности установления отдельных приборов учета в подвальном помещении дома ( в каждой кладовой. учитывая отсутствие радиаторов в них), являющегося общим.
Как следует из материалов дела и не оспаривалось сторонами, до января 2017 ответчик производил начисление за отопление по показаниям индивидуальных приборов учета, что свидетельствует о том, что управляющая организация располагала сведениями о том, что в принятом на обслуживании доме все помещения оборудованы индивидуальными приборами учета коммунальных услуг, а значит сама своим поведением (конклюдентными действиями) по отношению ко всем собственникам многоквартирного дома, показала, что, по ее мнению, все помещения в доме оборудованы индивидуальными приборами учета тепловой энергии.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что у ответчика отсутствовали препятствия для правильного производства расчета оплаты коммунальной услуги по отоплению с учетом показаний индивидуальных приборов учета и возлагает на него обязанность произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу по отоплению принадлежащих истцу жилых помещений № и № расположенных в .... в соответствии с формулой № 3.3 приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354, исходя из показаний индивидуального прибора учета и показаний коллективного прибора учета тепловой энергии, и произвести перерасчет ранее начисленных сумм.
В силу п. 63, п. 66 Правил № 354 обязанность по осуществлению расчетов с собственниками помещений многоквартирного дома за потребленные ими коммунальные услуги лежит на исполнителе коммунальных услуг. Согласно ст. 157 ЖК РФ, п. 36 Правил № 354 расчет размера платы за коммунальные услуги производится в порядке, установленном указанными Правилам.
В силу абзаца 2 п. 81 Правил № 354 ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем коммунальной услуги. При этом оформление каких-либо дополнительных актов, в том числе между владельцем индивидуального прибора учета и иными организациями, в том числе застройщиком, либо ресурсоснабжающей организацией, по смыслу вышеприведенных положений законодательства не требуется.
Согласно пп. «ж» п. 31 Правил № 354 исполнитель коммунальной услуги обязан принимать от потребителей показания индивидуальных приборов учета, в том числе способами, допускающими возможность удаленной передачи сведений о показаниях приборов учета (телефон, сеть Интернет и др.) и использовать их при расчете размера платы за коммунальные услуги за тот расчетный период, за который были сняты показания.
Как следует из показаний свидетеля Осинцева А.Г., истец всегда передает показания по всем счетчикам по телефонам в УК. Все показания она фиксирует у себя в тетради.
Истец указывает, что ответчиком плата за отопление по квартире №: за декабрь 2017, март 2018 апрель 2018, по квартире № за январь 2017, февраль 2017, март 2017 начислялась без учета показаний индивидуального прибора учета, по нормативу, в то время как истцом в УК передавались нулевые показания индивидуального счетчика, в связи с отсутствием теплопотребления в квартирах.
Данные обстоятельства подтверждаются пояснениями истца, показаниями свидетеля, письменными доказательствами – квитанциями об оплате коммунальных услуг за указанные месяца, из которых следует, что размер платы за иные коммунальные услуги ( кроме отопления), исчислены, исходя из индивидуальных показаний счетчиков. Данный факт подтверждает доводы истца, что все показания за спорные месяцы она подавала в управляющую компанию. Кроме того, суд учитывает и показания ответчика, данные ранее в судебном заседании о том, что нулевые показания в квартире по отоплению не могли быть, в связи с чем, посчитано по нормативу.
С учетом изложенного, суд признает незаконным начисление платы за отопление квартиры .... расположенной по адресу ...., за декабрь 2017 г., март и апрель 2018 года в объеме 3,828 Гкал на общую сумму .... а также за отопление квартиры .... расположенной по ...., за январь 2017, февраль 2017 г., март 2017 г., март и апрель 2018 года в объеме 6,30 Гкал на общую сумму .... и обязать ООО «Управляющая Компания «Элит» произвести перерасчет за указанные месяцы, исходя из нулевых показания индивидуального прибора учета в указанные месяцы.
В удовлетворении требований о возложении на ответчика обязанности в силу ст.157 ЖК РФ уплатить истцу штраф в размере 50% от суммы превышения платы, суд считает необходимым отказать по следующим основаниям.
Согласно части 6 статьи 157 ЖК РФ лицо, предоставляющее коммунальные услуги, при нарушении порядка расчета платы за коммунальные услуги, повлекшем необоснованное увеличение размера такой платы, обязано уплатить собственнику помещения в многоквартирном доме или нанимателю жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного либо муниципального жилищного фонда штраф в размере пятидесяти процентов величины превышения начисленной платы за коммунальные услуги над размером платы, которую надлежало начислить, за исключением случаев, если такое нарушение произошло по вине собственника помещения в многоквартирном доме или нанимателя жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного либо муниципального жилищного фонда или было устранено до обращения и (или) до оплаты указанными лицами. При поступлении обращения собственника помещения в многоквартирном доме или нанимателя жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного либо муниципального жилищного фонда с заявлением в письменной форме о выплате штрафа лицо, предоставляющее коммунальные услуги, не позднее тридцати дней со дня поступления обращения обязано провести проверку правильности начисления предъявленного к оплате размера платы за коммунальные услуги и принять одно из следующих решений:
1) о выявлении нарушения и выплате штрафа;
2) об отсутствии нарушения и отказе в выплате штрафа.
В случае установления нарушения порядка расчета платы за коммунальные услуги лицо, предоставляющее коммунальные услуги, обеспечивает выплату штрафа не позднее двух месяцев со дня получения обращения собственника помещения в многоквартирном доме или нанимателя жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного либо муниципального жилищного фонда путем снижения размера платы за коммунальные услуги, а при наличии подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности - путем снижения размера задолженности по внесению платы за коммунальные услуги до уплаты штрафа в полном объеме (ч. 7 ст. 157, введена Федеральным законом от 31.12.2017 N 485-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498 в Правила N 354 были введены пункты 155(1) и 155(2), устанавливающие размер и порядок уплаты штрафа потребителям в случае нарушения порядка расчета платы за коммунальные услуги.
Согласно пункту 155(1) Правил N 354 в случае нарушения исполнителем, в том числе лицом, привлеченным исполнителем для осуществления функций по расчету платы за коммунальные услуги, порядка расчета платы за коммунальные услуги, повлекшего необоснованное увеличение размера платы, по обращению заявителя исполнитель обязан уплатить потребителю штраф в размере 50 процентов величины превышения начисленной платы над размером платы, которую надлежало начислить в соответствии с данными Правилами, за исключением случаев, когда такое нарушение произошло по вине потребителя или устранено до обращения и (или) до оплаты потребителем.
При поступлении обращения потребителя с письменным заявлением о выплате штрафа исполнитель не позднее 30 дней со дня поступления обращения обязан провести проверку правильности исчисления предъявленного потребителю к уплате размера платы за коммунальные услуги и принять одно из следующих решений: а) о выявлении нарушения (полностью или частично) и выплате потребителю штрафа (полностью или частично); б) об отсутствии нарушения и отказе в выплате штрафа.
В силу пункта 155(2) Правил N 354 в случае установления нарушения порядка расчета платы за коммунальные услуги исполнитель обеспечивает выплату штрафа не позднее 2 месяцев со дня получения обращения заявителя путем снижения размера платы за соответствующую коммунальную услугу, а при наличии у потребителя подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности - путем снижения размера задолженности по оплате коммунальных услуг до уплаты штрафа в полном объеме. Указанный штраф отражается в платежном документе отдельной строкой.
Таким образом, уплата штрафа производится в вышеуказанном порядке, в данном случае истец к ответчику с заявлением об уплате штрафа в установленном выше порядке не обращалась.
Поскольку истец является потребителем услуг, оказываемых ответчиком в рамках договора управления многоквартирным домом, ущерб возник в связи с ненадлежащим оказанием услуг по указанному договору, то к правоотношениям, возникшим между сторонами, следует применять положения Закона о защите прав потребителей, которые помимо возложения обязанностей предоставлять надлежащие услуги предусматривает возложение на ответчика обязанности по выплате компенсации морального вреда и штрафа за неудовлетворение в добровольном порядке требований потребителя.
Статьей 15 Закона РФ «О защите прав потребителей» предусмотрено возмещение морального вреда, причиненного нарушением прав потребителя. Поскольку права истца нарушены несвоевременной выплатой страховой сумма, суд полагает необходимым, с учетом характера нарушенного права и периода нарушения обязательства, взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере .... ....
В соответствии с пунктом 6 статьи 13 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя, штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
Поскольку в добровольном порядке требования потребителя не были удовлетворены, с ответчика подлежит взысканию в пользу истца штраф в размере ....
На основании ст. 103 ГПК РФ суд взыскивает с ответчика в доход местного бюджета государственную пошлину, от уплаты которой истец освобожден в силу закона как потребитель, в размере ....
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования удовлетворить частично.
Возложить на ООО «Управляющая Компания «Элит» обязанность производить расчет размера платы за коммунальную услугу по отоплению принадлежащих Осинцевой ФИО1 жилых помещений ...., расположенных в доме .... в соответствии с формулой № 3.3 приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354, исходя из показаний индивидуального прибора учета и показаний коллективного прибора учета тепловой энергии, и произвести перерасчет ранее начисленных сумм.
Признать незаконным начисление платы за отопление квартиры №, расположенной по адресу ...., за декабрь 2017 г., март и апрель 2018 года в объеме 3,828 Гкал на общую сумму ....., а также за отопление квартиры № расположенной по ...., за январь 2017, февраль 2017 г., март 2017 г., март и апрель 2018 года в объеме 6,30 Гкал на общую сумму .... и обязать ООО «Управляющая Компания «Элит» произвести перерасчет за указанные месяцы, исходя из нулевых показаний индивидуального прибора учета.
Взыскать с ООО «Управляющая Компания «Элит» в пользу Осинцевой ФИО1 компенсацию морального вреда в размере .... рублей, штраф – .... рублей.
В остальной части иска отказать.
Взыскать с ООО «Управляющая Компания «Элит» в доход бюджета муниципального образования городской округ – г. Барнаул госпошлину в размере .... рублей.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Центральный районный суд г.Барнаула в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья: Малешева Л.С.