Решение по делу № 2-1790/2023 от 30.03.2023

Гражданское дело №2-1790/2023

УИД: 09RS0001-01-2023-001217-65

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 мая 2023 года г.Черкесск, КЧР

Черкесский городской суд Карачаево-Черкесской Республики в составе судьи Байтоковой Л.А.,

при секретаре судебного заседания Эскиндаровой З.М.,

с участием: помощника прокурора г.Черкесска – Викиной А.В.,

представителя ответчика Министерства строительства и ЖКХ КЧР – Салпагаровой А.М., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело №2-1790/2023 по исковому заявлению прокурора г.Черкесска в интересах Калантаевского Василия Германовича к Министерству имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики и Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства по Карачаево-Черкесской Республике о предоставлении жилья,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г.Черкесска, действуя в интересах Калантаевского В.Г. обратился в суд с настоящим иском. В обоснование иска указано, что Калантаевский В.Г. на основании Приказа Министерства образования и науки КЧР от 10.04.2015г. включен в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда. Решением Урупского районного суда от 06.07.2005г. мать Калантаевского В.Г.-ФИО3 лишена родительских прав, решением Черкесского городского суда от 17.03.2006г. отец ФИО1 Калантаевский Г.А. лишен родительских прав. Согласно уведомлениям Управления Росреестра по КЧР от 22.03.2003г., сирота Калантаевский В.Г. в собственности недвижимое имущество не имеет. Со ссылками на нормы действующего законодательства просит: Обязать Министерство строительства и ЖКХ КЧР приобрести Калантаевскому В.Г., ДД.ММ.ГГГГ г/р, для предоставления по договору специализированного найма за счет бюджетных средств КЧР благоустроенное жилое помещение в доме капитального типа, отвечающее санитарным к техническим нормам общей площадью не менее 28 кв. м. в г.Черкесске, КЧР. Обязать Министерство имущественных и земельных отношений КЧР предоставить Калантаевскому В.Г., ДД.ММ.ГГГГ/р по договору специализированного найма за счет бюджетных средств КЧР благоустроенное жилое помещение в доме капитального типа, отвечающее санитарным и техническим нормам обшей площадью не менее 26 кв.м. в г.Черкесске, КЧР.

В судебном заседании помощник прокурора г.Черкесска Викина А.В. поддержала исковые требования, просила удовлетворить иск в полном объеме.

Лицо, в интересах которого обратился прокурор, в судебное заседание не явился, со слов прокурора просил рассмотреть дело в его отсутствие. Исковые требования поддержал в полном объеме.

Представитель ответчика Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства КЧР Салпагарова А.М. в судебном заседании возражала против удовлетворения иска в полном объеме, поддержала доводы письменных возражений на иск.

Представитель ответчика Министерства имущественных и земельных отношений КЧР в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие. Одновременно направил в адрес суда письменные возражения на исковое заявление, просил отказать в удовлетворении иска.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, Министерства образования и науки КЧР в судебное заседание не явился, о причинах неявки суд не уведомил, о рассмотрении дела в его отсутствие либо об отложении судебного заседания не просил, позицию относительно заявленных исковых требований не выразил.

Заслушав стороны, изучив возражения по заявленным требованиям, представленные доказательства, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему выводу.

В силу статьи 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище.

Согласно ст.109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.

Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, Калантаевский Василий Германович, ДД.ММ.ГГГГ/р обратился в прокуратуру г.Черкесска по вопросу защиты жилищных прав как лица, относящегося к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

На основании Приказа Министерства образования и науки КЧР от 10.04.2015г. включен в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда

Решением Урупского районного суда от 06.07.2005г. мать Калантаевского В.Г. - ФИО3 лишена родительских прав, решением Черкесского городского суда от 17.03.2006г. отец Калантаевского В.Г. - ФИО4 лишен родительских прав.

Согласно уведомлениям Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 22.03.2003г., сирота Калантаевский В.Г. в собственности недвижимое имущество не имеет.

С 01.01.2022г. Указом Главы КЧР «Об определении уполномоченного органа исполнительной власти КЧР», на Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства КЧР возложена обязанность по приобретению жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечении родителей, проживающих на территории КЧР.

На данный момент Калантаевскому В.Г. Министерством имущественных и земельных отношений КЧР и Министерством строительства и ЖКХ КЧР жилое помещение не предоставлено.

В силу подпунктов «ж», «ж.1», «к», ч.1 ст.72 Конституции Российской Федерации, социальная защита, включая социальное обеспечение, защита семьи, материнства, отцовства и детства; жилищное законодательство находятся в совместном ведении РФ и субъектов РФ.

На основании ч.1 ст.109.1 Жилищного Кодекса Российской Федерации, предоставление жилых помещений детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Федеральный закон от 21.12.1996г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя. Пунктом 1 ст.8 указанного закона предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являю гея нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Таким образом, по смыслу вышеприведенных норм закона жилые помещения, предназначенные для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются указанным категориям граждан при их нуждаемости в жилом помещений. Статья 8 распространяется на отношения, возникшие до 01.01.2013г., если дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа не реализовали свое право на обеспечение жилыми помещениями до этого срока

В судебном заседании достоверно установлено, что право на получение жилья Калантаевский В.Г. не реализовал, поскольку в установленном порядке как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей, жильем не обеспечен.

Тем самым нарушаются жилищные права Калантаевского В.Г..

Из смысла п.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», следует, что предоставление жилых помещений нуждающимся в них детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей должно быть обеспечено при наступлении предусмотренных в настоящем пункте обстоятельств.

В соответствии со ст.26.3-1 Федерального закона от 06.10.1999г. №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет’ средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан, в том числе исходя из установленных законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации критериев нуждаемости, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.

Статьей 3 Закона КЧР от 25.06.2013г. №34-P3 «Об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями на территории КЧР и о внесении изменений в отдельный законодательный акт КЧР» предусмотрено, что реализация прав детей-сирот, лиц из числа детей-сирот на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с настоящим Законом осуществляется нулем однократного предоставления им благоустроенных жилых помещений специализированного государственного жилищного фонда КЧР для детей-сирот по договорам найма специализированных жилых помещений.

Согласно ч.3 ст.7 указанного закона специализированные жилые помещения предоставляются лицам, указанным в части настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по установленной настоящим Законом норме предоставления площади жилого помещения, применяемой для договоров социального найма, по месту их жительства в границах соответствующего муниципального района или городского округа КЧР.

В соответствии с п.5.1 ст.3 Закона КЧР от 25.06.2013г. №34-P3 «Об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями на территории КЧР и о внесении изменений в отдельный законодательный акт КЧР», по договорам найма специализированных жилых помещений жилые помещения предоставляются лицам, указанным в ч.1 настоящей статьи, по норме предоставления площади жилого помещения по договору социального найма: в квартирах 28 кв.м.; в жилых домах - 40 кв.м..

В случае отсутствия жилых помещений общей площадью, соответствующей норме предоставления, жилые помещения предоставляются обшей площадью, превышающей норму предоставления, но не более чем в два раза.

Согласно ч.3 ст.7 указанного закона КЧР, решение о предоставлении лицу, указанному в ч.1 настоящей статьи, специализированного жилого помещения принимается уполномоченным органом исполнительной власти Карачаево- Черкесской Республики в области образования в форме правового акта (Министерство имущественных и земельных отношений КЧР).

В судебном заседании достоверно установлено и ни кем не оспорено, что Калантаевский В.Г. собственного жилья, либо жилья предоставленного по договору социального найма не имеет, указанный факт, также подтверждается материалами гражданского дела.

Согласно ст.40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Из смысла приведенных выше норм федерального законодательства следует, что дети-сироты, не имеющие закрепленного за ними жилого помещения, имеют право на однократное обеспечение жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Для детей-сирот и лиц из их числа установлена федеральная гарантия обеспечения жильем, осуществляемая субъектами Российской Федерации за счет собственных средств при финансовой помощи Российской Федерации, реализуемой в форме субсидий из федерального бюджета.

С учетом вышеизложенного, судом установлено, что Калантаевский В.Г. в несовершеннолетнем возрасте остался без родительского попечения, жилого недвижимого имущества в собственности не имеет, находится в тяжелом социальном положении.

Разрешение данного спора в судебном порядке, будет способствовать реализации тех жилищных прав, которые ему предоставлены федеральным и республиканским законодательством.

Разрешая вопрос об обязанности ответчиков по отношению к истцу, суд руководствуется положениями ст.3 Закона КЧР «Об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями на территории КЧР и о внесении изменений в отдельный законодательный акт КЧР», а также Указом Главы КЧР №198 от 30.12.2021г. «Об определении уполномоченного органа исполнительной власти КЧР», согласно которых жилые помещения приобретаются уполномоченным органом, то есть Министерством строительства и ЖКХ КЧР, а предоставляются Минобразованием КЧР, приобретаемое жилое помещение подлежит оформлению в государственную собственность КЧР.

Решение о предоставлении лицу, указанному в ч.1 настоящей статьи, специализированного жилого помещения принимается уполномоченным органом исполнительной власти КЧР в области образования в форме правового акта (ст.7 п.5). Не позднее 15 дней с момента государственной регистрации права собственности КЧР на жилое помещение, приобретенное в целях предоставления ребенку-сироте, лицу, из числа детей-сирот в отношении которого уполномоченным органом исполнительной власти КЧР в области образования принято решение о предоставлении специализированного жилого помещения, заключается договор найма специализированного жилого помещения в письменной форме сроком на пять лет (п. 2. ст. 8).

Прокурор просит суд предоставить Калантаевскому В.Г. жилое помещение по договору специализированного найма.

Таким образом, истец вправе претендовать на специализированное жилое помещение в г. Черкесске Карачаево-Черкесской Республики.

Согласно п.3 ст.7 Закона КЧР «Об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями на территории КЧР и о внесении изменений в отдельный законодательный акт КЧР», специализированные жилые помещения предоставляются лицам, указанным в ч.1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по установленной органом местного самоуправления норме предоставления площади жилого помещения, применяемой для договоров социального найма, по их выбору: 1) по месту первичного выявления и устройства под опеку (попечительство), в приемную семью, в организации для детей-сирот и детей, оставшихсябез попечения родителей, на территории КЧР; 2) по месту окончания пребывания в учреждении для детей-сирот и детей, оставшихсябез попечения родителей, на территории КЧР; 3) по месту жительства лиц, у которых дети-сироты находились на воспитании под опекой (попечительством), в приемной семье на территории КЧР; 4) по месту нахождения ранее занимаемого жилого помещения на территории КЧР при наличии обстоятельств, при которых проживание детей-сирот в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.

Предоставляемое жилое помещение должно находиться в доме капитального типа и быть благоустроенным применительно к условиям данного муниципального образования и отвечать установленным санитарным и техническим требованиям.

В соответствии со ст.7 Конституцией РФ, в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Согласно ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Ответчиками не представлено суду доказательств, подтверждающих отсутствие оснований предоставления Калантаевскому В.Г. жилого помещения по договору специализированного найма.

Вместе с тем, суд полагает необходимым отметить, что согласно Указа Главы КЧР от 19.12.2016г. №271 «О внесении изменений в Указ Главы КЧР от 03.02.2014г. №20 «Об уполномоченном органе исполнительной власти КЧР по формированию специализированного государственного жилищного фонда КЧР и осуществлению функций наймодателя специализированных жилых помещений» и Указом Главы КЧР от 26.12.2016г. №281 «О внесении изменений в Указ Главы КЧР от 19.07.2013г. №184 «Об уполномоченном органе исполнительной власти КЧР по предоставлению благоустроенных жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений» и Указа Главы КЧР №198 от 30.12.2021г. «Об определении уполномоченного органа исполнительной власти КЧР», в качестве ответчиков верно указаны Министерство имущественных и земельных отношений КЧР и Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства КЧР.

Материалами дела подтверждается, что Приказом №1124 от 30.12.2021г. утвержден список детей – сирот и детей, оставшихсябез попечения родителей, лиц, из числа детей – сирот, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями государственного специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, где значится Калантаевский В.Г. под номером 425.

В силу изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ суд,

РЕШИЛ:

Исковое заявление прокурора г.Черкесска в интересах Калантаевского Василия Германовича к Министерству имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики и Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства по Карачаево-Черкесской Республике о предоставлении жилья – удовлетворить.

Обязать Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Карачаево-Черкесской Республики приобрести Калантаевскому Василию Германовичу, ДД.ММ.ГГГГ года рождения для предоставления по договору специализированною найма за счет бюджетных средств Карачаево-Черкесской Республики благоустроенное жилое помещение в доме капитального типа, отвечающее санитарным к техническим нормам общей площадью не менее 28 кв.м в г.Черкесске, Карачаево-Черкесской Республике.

Обязать Министерство имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики предоставить Калантаевскому Василию Германовичу. ДД.ММ.ГГГГ года рождения по договору специализированного найма за счет бюджетных средств Карачаево-Черкесской Республики благоустроенное жилое помещение в доме капитального типа, отвечающее санитарным и техническим нормам обшей площадью не менее 28 кв. м. в городе Черкесске, Карачаево-Черкесской Республики.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Карачаево-Черкесской Республики с подачей апелляционной жалобы через Черкесский городской суд КЧР в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Черкесского городского суда КЧР Л.А. Байтокова

Гражданское дело №2-1790/2023

УИД: 09RS0001-01-2023-001217-65

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 мая 2023 года г.Черкесск, КЧР

Черкесский городской суд Карачаево-Черкесской Республики в составе судьи Байтоковой Л.А.,

при секретаре судебного заседания Эскиндаровой З.М.,

с участием: помощника прокурора г.Черкесска – Викиной А.В.,

представителя ответчика Министерства строительства и ЖКХ КЧР – Салпагаровой А.М., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело №2-1790/2023 по исковому заявлению прокурора г.Черкесска в интересах Калантаевского Василия Германовича к Министерству имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики и Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства по Карачаево-Черкесской Республике о предоставлении жилья,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г.Черкесска, действуя в интересах Калантаевского В.Г. обратился в суд с настоящим иском. В обоснование иска указано, что Калантаевский В.Г. на основании Приказа Министерства образования и науки КЧР от 10.04.2015г. включен в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда. Решением Урупского районного суда от 06.07.2005г. мать Калантаевского В.Г.-ФИО3 лишена родительских прав, решением Черкесского городского суда от 17.03.2006г. отец ФИО1 Калантаевский Г.А. лишен родительских прав. Согласно уведомлениям Управления Росреестра по КЧР от 22.03.2003г., сирота Калантаевский В.Г. в собственности недвижимое имущество не имеет. Со ссылками на нормы действующего законодательства просит: Обязать Министерство строительства и ЖКХ КЧР приобрести Калантаевскому В.Г., ДД.ММ.ГГГГ г/р, для предоставления по договору специализированного найма за счет бюджетных средств КЧР благоустроенное жилое помещение в доме капитального типа, отвечающее санитарным к техническим нормам общей площадью не менее 28 кв. м. в г.Черкесске, КЧР. Обязать Министерство имущественных и земельных отношений КЧР предоставить Калантаевскому В.Г., ДД.ММ.ГГГГ/р по договору специализированного найма за счет бюджетных средств КЧР благоустроенное жилое помещение в доме капитального типа, отвечающее санитарным и техническим нормам обшей площадью не менее 26 кв.м. в г.Черкесске, КЧР.

В судебном заседании помощник прокурора г.Черкесска Викина А.В. поддержала исковые требования, просила удовлетворить иск в полном объеме.

Лицо, в интересах которого обратился прокурор, в судебное заседание не явился, со слов прокурора просил рассмотреть дело в его отсутствие. Исковые требования поддержал в полном объеме.

Представитель ответчика Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства КЧР Салпагарова А.М. в судебном заседании возражала против удовлетворения иска в полном объеме, поддержала доводы письменных возражений на иск.

Представитель ответчика Министерства имущественных и земельных отношений КЧР в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие. Одновременно направил в адрес суда письменные возражения на исковое заявление, просил отказать в удовлетворении иска.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, Министерства образования и науки КЧР в судебное заседание не явился, о причинах неявки суд не уведомил, о рассмотрении дела в его отсутствие либо об отложении судебного заседания не просил, позицию относительно заявленных исковых требований не выразил.

Заслушав стороны, изучив возражения по заявленным требованиям, представленные доказательства, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему выводу.

В силу статьи 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище.

Согласно ст.109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.

Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, Калантаевский Василий Германович, ДД.ММ.ГГГГ/р обратился в прокуратуру г.Черкесска по вопросу защиты жилищных прав как лица, относящегося к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

На основании Приказа Министерства образования и науки КЧР от 10.04.2015г. включен в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда

Решением Урупского районного суда от 06.07.2005г. мать Калантаевского В.Г. - ФИО3 лишена родительских прав, решением Черкесского городского суда от 17.03.2006г. отец Калантаевского В.Г. - ФИО4 лишен родительских прав.

Согласно уведомлениям Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 22.03.2003г., сирота Калантаевский В.Г. в собственности недвижимое имущество не имеет.

С 01.01.2022г. Указом Главы КЧР «Об определении уполномоченного органа исполнительной власти КЧР», на Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства КЧР возложена обязанность по приобретению жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечении родителей, проживающих на территории КЧР.

На данный момент Калантаевскому В.Г. Министерством имущественных и земельных отношений КЧР и Министерством строительства и ЖКХ КЧР жилое помещение не предоставлено.

В силу подпунктов «ж», «ж.1», «к», ч.1 ст.72 Конституции Российской Федерации, социальная защита, включая социальное обеспечение, защита семьи, материнства, отцовства и детства; жилищное законодательство находятся в совместном ведении РФ и субъектов РФ.

На основании ч.1 ст.109.1 Жилищного Кодекса Российской Федерации, предоставление жилых помещений детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Федеральный закон от 21.12.1996г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя. Пунктом 1 ст.8 указанного закона предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являю гея нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Таким образом, по смыслу вышеприведенных норм закона жилые помещения, предназначенные для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются указанным категориям граждан при их нуждаемости в жилом помещений. Статья 8 распространяется на отношения, возникшие до 01.01.2013г., если дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа не реализовали свое право на обеспечение жилыми помещениями до этого срока

В судебном заседании достоверно установлено, что право на получение жилья Калантаевский В.Г. не реализовал, поскольку в установленном порядке как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей, жильем не обеспечен.

Тем самым нарушаются жилищные права Калантаевского В.Г..

Из смысла п.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», следует, что предоставление жилых помещений нуждающимся в них детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей должно быть обеспечено при наступлении предусмотренных в настоящем пункте обстоятельств.

В соответствии со ст.26.3-1 Федерального закона от 06.10.1999г. №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет’ средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан, в том числе исходя из установленных законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации критериев нуждаемости, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.

Статьей 3 Закона КЧР от 25.06.2013г. №34-P3 «Об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями на территории КЧР и о внесении изменений в отдельный законодательный акт КЧР» предусмотрено, что реализация прав детей-сирот, лиц из числа детей-сирот на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с настоящим Законом осуществляется нулем однократного предоставления им благоустроенных жилых помещений специализированного государственного жилищного фонда КЧР для детей-сирот по договорам найма специализированных жилых помещений.

Согласно ч.3 ст.7 указанного закона специализированные жилые помещения предоставляются лицам, указанным в части настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по установленной настоящим Законом норме предоставления площади жилого помещения, применяемой для договоров социального найма, по месту их жительства в границах соответствующего муниципального района или городского округа КЧР.

В соответствии с п.5.1 ст.3 Закона КЧР от 25.06.2013г. №34-P3 «Об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями на территории КЧР и о внесении изменений в отдельный законодательный акт КЧР», по договорам найма специализированных жилых помещений жилые помещения предоставляются лицам, указанным в ч.1 настоящей статьи, по норме предоставления площади жилого помещения по договору социального найма: в квартирах 28 кв.м.; в жилых домах - 40 кв.м..

В случае отсутствия жилых помещений общей площадью, соответствующей норме предоставления, жилые помещения предоставляются обшей площадью, превышающей норму предоставления, но не более чем в два раза.

Согласно ч.3 ст.7 указанного закона КЧР, решение о предоставлении лицу, указанному в ч.1 настоящей статьи, специализированного жилого помещения принимается уполномоченным органом исполнительной власти Карачаево- Черкесской Республики в области образования в форме правового акта (Министерство имущественных и земельных отношений КЧР).

В судебном заседании достоверно установлено и ни кем не оспорено, что Калантаевский В.Г. собственного жилья, либо жилья предоставленного по договору социального найма не имеет, указанный факт, также подтверждается материалами гражданского дела.

Согласно ст.40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Из смысла приведенных выше норм федерального законодательства следует, что дети-сироты, не имеющие закрепленного за ними жилого помещения, имеют право на однократное обеспечение жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Для детей-сирот и лиц из их числа установлена федеральная гарантия обеспечения жильем, осуществляемая субъектами Российской Федерации за счет собственных средств при финансовой помощи Российской Федерации, реализуемой в форме субсидий из федерального бюджета.

С учетом вышеизложенного, судом установлено, что Калантаевский В.Г. в несовершеннолетнем возрасте остался без родительского попечения, жилого недвижимого имущества в собственности не имеет, находится в тяжелом социальном положении.

Разрешение данного спора в судебном порядке, будет способствовать реализации тех жилищных прав, которые ему предоставлены федеральным и республиканским законодательством.

Разрешая вопрос об обязанности ответчиков по отношению к истцу, суд руководствуется положениями ст.3 Закона КЧР «Об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями на территории КЧР и о внесении изменений в отдельный законодательный акт КЧР», а также Указом Главы КЧР №198 от 30.12.2021г. «Об определении уполномоченного органа исполнительной власти КЧР», согласно которых жилые помещения приобретаются уполномоченным органом, то есть Министерством строительства и ЖКХ КЧР, а предоставляются Минобразованием КЧР, приобретаемое жилое помещение подлежит оформлению в государственную собственность КЧР.

Решение о предоставлении лицу, указанному в ч.1 настоящей статьи, специализированного жилого помещения принимается уполномоченным органом исполнительной власти КЧР в области образования в форме правового акта (ст.7 п.5). Не позднее 15 дней с момента государственной регистрации права собственности КЧР на жилое помещение, приобретенное в целях предоставления ребенку-сироте, лицу, из числа детей-сирот в отношении которого уполномоченным органом исполнительной власти КЧР в области образования принято решение о предоставлении специализированного жилого помещения, заключается договор найма специализированного жилого помещения в письменной форме сроком на пять лет (п. 2. ст. 8).

Прокурор просит суд предоставить Калантаевскому В.Г. жилое помещение по договору специализированного найма.

Таким образом, истец вправе претендовать на специализированное жилое помещение в г. Черкесске Карачаево-Черкесской Республики.

Согласно п.3 ст.7 Закона КЧР «Об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями на территории КЧР и о внесении изменений в отдельный законодательный акт КЧР», специализированные жилые помещения предоставляются лицам, указанным в ч.1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по установленной органом местного самоуправления норме предоставления площади жилого помещения, применяемой для договоров социального найма, по их выбору: 1) по месту первичного выявления и устройства под опеку (попечительство), в приемную семью, в организации для детей-сирот и детей, оставшихсябез попечения родителей, на территории КЧР; 2) по месту окончания пребывания в учреждении для детей-сирот и детей, оставшихсябез попечения родителей, на территории КЧР; 3) по месту жительства лиц, у которых дети-сироты находились на воспитании под опекой (попечительством), в приемной семье на территории КЧР; 4) по месту нахождения ранее занимаемого жилого помещения на территории КЧР при наличии обстоятельств, при которых проживание детей-сирот в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.

Предоставляемое жилое помещение должно находиться в доме капитального типа и быть благоустроенным применительно к условиям данного муниципального образования и отвечать установленным санитарным и техническим требованиям.

В соответствии со ст.7 Конституцией РФ, в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Согласно ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Ответчиками не представлено суду доказательств, подтверждающих отсутствие оснований предоставления Калантаевскому В.Г. жилого помещения по договору специализированного найма.

Вместе с тем, суд полагает необходимым отметить, что согласно Указа Главы КЧР от 19.12.2016г. №271 «О внесении изменений в Указ Главы КЧР от 03.02.2014г. №20 «Об уполномоченном органе исполнительной власти КЧР по формированию специализированного государственного жилищного фонда КЧР и осуществлению функций наймодателя специализированных жилых помещений» и Указом Главы КЧР от 26.12.2016г. №281 «О внесении изменений в Указ Главы КЧР от 19.07.2013г. №184 «Об уполномоченном органе исполнительной власти КЧР по предоставлению благоустроенных жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений» и Указа Главы КЧР №198 от 30.12.2021г. «Об определении уполномоченного органа исполнительной власти КЧР», в качестве ответчиков верно указаны Министерство имущественных и земельных отношений КЧР и Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства КЧР.

Материалами дела подтверждается, что Приказом №1124 от 30.12.2021г. утвержден список детей – сирот и детей, оставшихсябез попечения родителей, лиц, из числа детей – сирот, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями государственного специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, где значится Калантаевский В.Г. под номером 425.

В силу изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ суд,

РЕШИЛ:

Исковое заявление прокурора г.Черкесска в интересах Калантаевского Василия Германовича к Министерству имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики и Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства по Карачаево-Черкесской Республике о предоставлении жилья – удовлетворить.

Обязать Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Карачаево-Черкесской Республики приобрести Калантаевскому Василию Германовичу, ДД.ММ.ГГГГ года рождения для предоставления по договору специализированною найма за счет бюджетных средств Карачаево-Черкесской Республики благоустроенное жилое помещение в доме капитального типа, отвечающее санитарным к техническим нормам общей площадью не менее 28 кв.м в г.Черкесске, Карачаево-Черкесской Республике.

Обязать Министерство имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики предоставить Калантаевскому Василию Германовичу. ДД.ММ.ГГГГ года рождения по договору специализированного найма за счет бюджетных средств Карачаево-Черкесской Республики благоустроенное жилое помещение в доме капитального типа, отвечающее санитарным и техническим нормам обшей площадью не менее 28 кв. м. в городе Черкесске, Карачаево-Черкесской Республики.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Карачаево-Черкесской Республики с подачей апелляционной жалобы через Черкесский городской суд КЧР в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Черкесского городского суда КЧР Л.А. Байтокова

2-1790/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Калантаевский Василий Германович
Прокурор г.Черкесска в интересах Калантаевского Василия Германовича
Ответчики
Министерство имущественных и земельных отношений КЧР
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства КЧР
Другие
Министерство образования и науки КЧР
Суд
Черкесский городской суд Карачаево-Черкесская Республика
Судья
Байтокова Любовь Аубекировна
Дело на странице суда
cherkessky.kchr.sudrf.ru
30.03.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
30.03.2023Передача материалов судье
03.04.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.04.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.04.2023Подготовка дела (собеседование)
14.04.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.04.2023Судебное заседание
23.05.2023Судебное заседание
29.05.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.06.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.05.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее