Дело № 2а-1117/2021 (УИД № 74RS0017-01-2021-001164-47)
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
19 марта 2021 года г. Златоуст Челябинской области
Златоустовский городской суд Челябинской области в составе председательствующего Куминой Ю.С.,
при секретаре Бурцевой К.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании с участием помощника прокурора г. Златоуста Казаковой Т.Б.
административное дело по административному исковому заявлению Отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по Златоустовскому городскому округу Челябинской области к Кулифееву Сергею Рудольфовичу об установлении дополнительных административных ограничений при административном надзоре,
у с т а н о в и л :
Отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации по Златоустовскому городскому округу Челябинской области (далее – Отдел МВД России по ЗГО Челябинской области) обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просит установить дополнительные административные ограничения Кулифееву С.Р. в виде запрета посещения мест проведения массовых мероприятий и участия в них; запрета пребывания в местах общественного питания, где осуществляется реализация алкогольной продукции; запрета выезда за пределы Златоустовского городского округа Челябинской области без уведомления ОВД (л.д.2).
В обоснование иска указано, что ДД.ММ.ГГГГ Кулифеев С.Р. освобожден из ФКУ <данные изъяты> ГУФСИН России по <адрес>, где отбывал наказание по приговору Златоустовского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ за совершение преступления, предусмотренного <данные изъяты> УК РФ. Решением Металлургического районного суда г. Челябинска от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Кулифеева С.Р. установлен административный надзор на срок 3 года, с установлением административных ограничений в виде обязательной явки в ОВД для регистрации 4 раза в месяц, запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания в период времени с 22:00 часов до 06:00 часов. В период нахождения под административным надзором Кулифеев С.Р. в течение ДД.ММ.ГГГГ совершил два административных правонарушения по Главе 19, 20 КоАП РФ, за которые привлечен к административной ответственности. Учитывая изложенное, с целью предупреждения совершения Кулифеевым С.Р. преступлений и других правонарушений, с целью индивидуального профилактического воздействия, руководствуясь Федеральным законом от 06.04.2011 года № 64-ФЗ административный истец просил удовлетворить заявленные требования.
Представитель административного истца Отдела МВД России по ЗГО Челябинской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил дело рассмотреть без его участия (л.д.14).
Административный ответчик Кулифеев С.Р. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, просил дело рассмотреть без его участия (л.д.15,17,18).
Не найдя оснований для обязательного участия Кулифеева С.Р. в судебном заседании, суд рассмотрел дело в отсутствие не явившегося административного ответчика, надлежащим образом извещенного о месте и времени судебного заседания.
В судебном заседании помощник прокурора г.Златоуста Казакова Т.Б. полагала возможным удовлетворить исковые требования Отдела МВД России по ЗГО Челябинской области об установлении дополнительных административных ограничений Кулифееву С.Р., за исключением ограничения в виде запрета посещения мест проведения массовых мероприятий и участия в них.
Исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, суд считает требования Отдела МВД России по ЗГО Челябинской области подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч.3 ст.55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Федеральным законом от 06.04.2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее по тексту – Закон от 06.04.2011 года № 64-ФЗ) установлена возможность временного ограничения прав и свобод лица, совершившего определенные законом преступления и освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы, в целях предупреждения совершения указанным лицом новых преступлений, оказания на него профилактического воздействия, в целях защиты государственных и общественных интересов (ст.1,2 указанного Закона).
Согласно п.1 ст.1 Закона от 06.04.2011 года № 64-ФЗ административным надзором является наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом временных ограничений его прав.
В соответствии с п.4 ч.2 ст.3 Закона от 06.04.2011 года № 64-ФЗ административный надзор устанавливается в отношении совершеннолетнего лица, освобожденного или освобождаемого из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания, независимо от наличия оснований, предусмотренных ч.3 ст.3 Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 64-ФЗ.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, решением Металлургического районного суда г. Челябинска от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Кулифеева С.Р. был установлен административный надзор на срок 3 года с установлением административных ограничений (л.д.3-4).
ДД.ММ.ГГГГ Кулифеев С.Р. поставлен на учет в ОМВД России по ЗГО Челябинской области с заведением дела административного надзора (л.д.5). При этом Кулифеев С.Р. был предупрежден о возможности продления административного надзора и установления дополнительных ограничений.
В соответствии с ч.3 ст.4 Закона от 06.04.2011 года № 64-ФЗ суд в течение срока административного надзора на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя с учетом сведений об образе жизни и о поведении поднадзорного лица, а также о соблюдении им административных ограничений может частично отменить административные ограничения или на основании заявления органа внутренних дел может дополнить ранее установленные поднадзорному лицу административные ограничения.
Согласно ч.1 ст.4 Закона № 64-ФЗ от 06.04.2011 года в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться административные ограничения в виде: запрещения пребывания в определенных местах; запрещения посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; запрещения выезда за установленные судом пределы территории; обязательной явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
Устанавливая временные ограничения прав определенной категории лиц, государство преследует законную цель защиты прав добросовестных граждан и предотвращение совершения в отношении них новых преступлений.
Защита граждан от преступных посягательств и борьба с преступностью является одной из наиболее важных задач государства. Граждане Российской Федерации имеют право на эффективную защиту со стороны государства от любых преступных форм вмешательства в их жизни. Поэтому охрана прав граждан требует особого контроля со стороны государства. Установлением контроля за лицами, совершившими преступления, обеспечивается возможность предотвращения совершения ими повторных преступлений и адаптация их в обществе.
При этом в пунктах 22 и 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.05.2017 года № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» разъяснено, что в решении об установлении административного надзора, о частичной отмене или о дополнении ранее установленных административных ограничений должны быть указаны виды назначаемых судом административных ограничений (ч.8 ст.272, ч.3 ст.273 КАС РФ). Суд в течение срока административного надзора на основании заявления органа внутренних дел с учетом сведений, характеризующих личность поднадзорного лица, в том числе о соблюдении им административных ограничений и выполнении предусмотренных Федеральным законом от 06.04.2011 года № 64-ФЗ обязанностей и иных заслуживающих внимания обстоятельств, может на основании заявления органа внутренних дел дополнить ранее установленные поднадзорному лицу административные ограничения (ч.1 и ч.3 ст.4 Закона от 06.04.2011 года № 64-ФЗ). Дополнение административных ограничений может выражаться как в установлении новых, так и в конкретизации ранее назначенных административных ограничений (например, увеличение количества мест, запрещенных для посещения поднадзорному лицу). В целях соблюдения баланса публичных и частных интересов при рассмотрении дела о дополнении ранее установленных административных ограничений суд вправе установить административные ограничения, на введение которых не указано в заявлении органа внутренних дел, и одновременно принять решение об отмене административных ограничений, о снятии которых не просит административный истец (ст.9, ч.8 ст.272 КАС РФ).
Согласно разъяснениям, содержащимся в п.13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16.05.2017 года № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» при рассмотрении дела об административном надзоре в связи с совершением лицом, указанным в ч.1 ст.3 Закона, административных правонарушений, предусмотренных п.2 ч.3 этой же статьи, надлежит исходить из того, что для установления, продления административного надзора либо дополнения ранее установленных административных ограничений необходимо наличие фактов совершения лицом двух и более административных правонарушений в течение одного года, подтвержденных вступившими в законную силу постановлениями о привлечении к административной ответственности. Данный срок подлежит исчислению со дня совершения первого административного правонарушения.
Как следует из материалов дела, в период нахождения под административным надзором, Кулифеев С.Р. в течение ДД.ММ.ГГГГ дважды привлекался к административной ответственности за совершение правонарушений, предусмотренных Главой 19 и 20 КоАП РФ, в том числе: ДД.ММ.ГГГГ за совершение административного правонарушения, предусмотренного <данные изъяты> КоАП РФ, ДД.ММ.ГГГГ за совершение административного правонарушения, предусмотренного <данные изъяты> КоАП РФ (л.д.6-7). Постановления в установленном законом порядке не обжалованы, вступили в законную силу.
Как следует из характеристики ст. инспектора АН ОМВД России по ЗГО <адрес> (л.д.9), Кулифеев С.Р. проживает по адресу: <адрес>, с матерью, отношения в семье удовлетворительные. За время проживания по данному адресу Кулифеев С.Р. со слов соседей зарекомендовал себя удовлетворительно. В общении вежлив, по характеру скрытный, ранее был неоднократно замечен в состоянии алкогольного опьянения. С соседями по подъезду близкие отношения не поддерживал. Со стороны соседей в отношении Кулифеева С.Р. и членов его семьи жалоб и замечаний не поступало. В настоящий момент Кулифеев С.Р. имеет постоянное, не официальное место работы. Ранее неоднократно привлекался к уголовной и административной ответственности.
На основании изложенного, с учетом сведений о поведении поднадзорного лица, выполнении им обязанностей, возложенных судом в связи с установлением административного надзора, наличии фактов неоднократного привлечения к административной ответственности, суд приходит к выводу о возможности удовлетворения заявления Отдела МВД России по ЗГО Челябинской области и установлении дополнительных административных ограничений в отношении Кулифеева С.Р. в виде запрета пребывания в местах общественного питания, где осуществляется реализация алкогольной продукции; запрета выезда за пределы Челябинской области.
Данные ограничения являются необходимой и адекватной мерой, направленной на достижение законной цели охраны и защиты прав граждан Российской Федерации. Кроме того, это будет способствовать, предупреждению совершения Кулифеевым С.Р. нового преступления, либо правонарушения, и оказывать на него профилактическое воздействие.
Оснований для установления административного ограничения в виде запрещения посещения мест проведения массовых мероприятий и участия в указанных мероприятиях, суд не усматривает, материалами дела необходимость установления данного ограничения также не подтверждается.
Административные ограничения являются временным ограничением прав и свобод лица, освобожденного из мест лишения свободы. Последний не лишен возможности в случае добросовестного соблюдения административных ограничений и положительной характеристики по месту работы и (или) месту жительства в силу норм ст.9 Закона № 64-ФЗ от 06.04.2011 года ставить вопрос о досрочном прекращении административного надзора по истечении половины установленного судом срока административного надзора, а также ставить вопрос о частичной отмене административных ограничений.
Руководствуясь ст.ст.273,298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ст.4 Федерального закона от 6 апреля 2011г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», суд
р е ш и л :
Административное исковое заявление Отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по Златоустовскому городскому округу Челябинской области – удовлетворить.
Административные ограничения, установленные решением Металлургического районного суда г. Челябинска от ДД.ММ.ГГГГ, в отношении Кулифеева Сергея Рудольфовича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, на срок административного надзора дополнить следующими административными ограничениями:
- запрета пребывания в местах общественного питания, где осуществляется реализация алкогольной продукции;
- запрета выезда за пределы Челябинской области.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Челябинского областного суда через Златоустовский городской суд в течение десяти дней.
Председательствующий: Ю.С. Кумина