ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
Дело № 88-7184/2021 (8Г-1414/2021)
№ дела суда 1-й инстанции 2-429/2020
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Краснодар 8 апреля 2021 года
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Борс Х.З.,
судей Каминской Е.Е., Думушкиной В.М.,
с участием представителя АО «АТЭК» Молоковой А.О., представителя Денисенко Н.М. Самедовой Ю.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению АО «Автономная теплоэнергетическая компания» к Денисенко Надежде Михайловне, Коваленко Елене Георгиевне о взыскании задолженности по оплате потребленной тепловой энергии по кассационной жалобе представителя АО «Автономная теплоэнергетическая компания» по доверенности Молоковой А.О. на решение Октябрьского районного суда города Краснодара от 20 марта 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 17 сентября 2020 года.
Заслушав доклад судьи Борс Х.З., судебная коллегия
установила:
АО «АТЭК» обратилось в суд с исковым заявлением к Денисенко Н.М., Коваленко Е.Г. о взыскании задолженности за бездоговорное потребление тепловой энергии (отопление) за период с октября по декабрь 2017 года в размере 5305,23 руб., задолженность за бездоговорное потребление тепловой энергии (ГВС) за период с января по декабрь 2017 года в размере 786 204 руб., убытки, полученные в результате бездоговорного потребления тепловой энергии, за период с января по декабрь 2017 года в размере 395 754,65 руб., расходы по уплате государственной пошлины в размере 14 136 руб.
Исковые требования мотивированы тем, что при осмотре объектов теплоснабжения, подключенных к сетям филиала АО «АТЭК», ДД.ММ.ГГГГ выявлено бездоговорное потребление тепловой энергии в нежилых помещениях №, 74, 85 общей площадью 50,40 кв. м здания, расположенного по адресу: <адрес> (далее – спорные помещения). Дом находится в управлении ООО «ГУК-Краснодар».
Согласно информации, представленной ООО «ГУК-Краснодар», ФИО1, ФИО2 и указанное обществом заключили дополнительное соглашение к договору на содержание и текущий ремонт общего имущества МКД о предоставлении коммунальных услуг по горячему водоснабжению и отоплению спорных помещений.
Начисление платы за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению производилась как на жилое помещение, в ноябре 2017 года произведен перерасчет размера платы за услуги по горячему водоснабжению за период январь – сентябрь 2017 года. Документы о переводе помещения в нежилое представлены собственником в октябре 2017 года.
Согласно пункту 6 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных и жилых домах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, поставка холодной, горячей воды, тепловой энергии, электрической энергии и газа в нежилых помещениях осуществляются на основе прямых договоров собственников с ресурсоснабжающей организацией.
Договор на поставку тепловой энергии истцом и собственником указанных нежилых помещений не заключен. Таким образом, по названному адресу осуществляется бездоговорное потребление тепловой энергии с ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ представителями истца составлен акт о выявлении бездоговорного потребления тепловой энергии, подготовлен расчет задолженности за бездоговорное потребление тепловой энергии.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес ФИО1, ФИО2 было направлено письмо о необходимости оплаты потребленной тепловой энергии. Однако мер по погашению задолженности за бездоговорное потребление ответчиками принято не было.
Решением Октябрьского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам <адрес>вого суда от ДД.ММ.ГГГГ, с ФИО1 в пользу АО «Автономная теплоэнергетическая компания» взысканы убытки за бездоговорное потребление тепловой энергии (отопление) за период с октября по декабрь 2017 года в размере 3978,92 руб., задолженность по оплате коммунальной услуги по горячему водоснабжению за период с января по декабрь 2017 года в размере 19 973,52 руб., расходы на уплату госпошлины пошлины в размере 818,57 руб.
С ФИО2 в пользу АО «Автономная теплоэнергетическая компания» суд взыскал убытки за бездоговорное потребление тепловой энергии (отопление) за период с октября по декабрь 2017 года в размере 3978,92 руб., задолженность по оплате коммунальной услуги до горячему водоснабжению за период с января по декабрь 2017 года в размере 19 973,52 руб., расходы на уплате государственной пошлины в размере 818,57 руб.
В удовлетворении остальной части исковых требований суд отказал.
В кассационной жалобе и дополнениях к ней представителя АО «Автономная теплоэнергетическая компания» по доверенности ФИО6 просит отменить состоявшиеся по делу судебные постановления и принять новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В обоснование доводов жалобы указывает, что судами неверно применены нормы материального права, суды должны были руководствоваться Федеральным Законом от ДД.ММ.ГГГГ № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», а не Федеральным Законом от ДД.ММ.ГГГГ № «О теплоснабжении», как ссылался истец. Суды не учли, что согласно нормам, которыми регулируются спорные правоотношения, в случае отсутствия письменного договора теплоснабжения расчет потребленной теплоэнергии осуществляется расчетным способом, неправильно определено понятие бездоговорного потребления тепловой энергии, дана неверная оценка последствиям такого потребления.
В возражениях Денисенко Н.М. и Коваленко Е.Г. полагают вынесенные по делу судебные постановления обоснованными и не подлежащими отмене по доводам кассационной жалобы.
В судебном заседании представитель АО «АТЭК» - Молокова А.О. поддержала доводы кассационной жалобы и настаивала на их удовлетворении.
Представитель Денисенко Н.М. Самедова Ю.Ф. полагала, что судебные постановления законные и правомерные, основания для их отмены отсутствуют.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Денисенко Н.М. и Коваленко Е.Г. являются собственниками спорных помещений (выписка из Росреестра от 01.03.2018).
При осмотре спорных помещений 30.01.2018, подключенных к сетям филиала АО «АТЭК», выявлено безучетное потребление тепловой энергии.
Дом находится в управлении ООО «ГУК-Краснодар».
Согласно информации ООО «ГУК-Краснодар», Денисенко Н.М., Коваленко Е.Г. и ООО «ГУК-Краснодар» заключили дополнительное соглашение к договору на содержание и текущий ремонт общего имущества МКД о предоставлении коммунальных услуг по горячему водоснабжению и отоплению спорных помещений. Начисление платы за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению производилась как на жилое помещение. В ноябре 2017 года произведен перерасчет размера платы за услуги по горячему водоснабжению за период январь – сентябрь 2017 года Документы о переводе помещения в нежилое представлены собственником в октябре 2017 года.
Договор на поставку тепловой энергии между АО «АТЭК» и собственниками спорных нежилых помещений не заключался.
30 января 2018 года представителями АО «АТЭК» составлен акт о выявлении бездоговорного потребления ответчиками тепловой энергии, подготовлен расчет задолженности за бездоговорное потребление тепловой энергии, в соответствии с которым в период с октября по декабрь 2017 года образовалась задолженность по отоплению в размере 5305,23 руб., а также задолженность за бездоговорное потребление тепловой энергии (отопление) в период с января по декабрь 2017 года в размере 786 204 руб.
11 января 2018 года в адрес Денисенко Н.М., Коваленко Е.Г. направлено письмо о необходимости оплаты потребленной тепловой энергии. Однако мер по погашению задолженности за бездоговорное потребление ответчиками принято не было.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, с которым согласилась судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда, руководствуясь положениями Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», постановлением Правительства РФ от 26.12.2016 № 1498 «О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме», постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2013 № 776 «Об утверждении Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод», пришел к выводу о том, что расчет задолженности за бездоговорное потребление ГВС истцом неправомерно произведен на основании постановления Правительства Российской Федерации от 04.09.2013 № 776 «Об утверждении правил организации коммерческого учета воды, сточных вод», и в данном случае подлежат применению нормы постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» вместе с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее по тексту – Правила).
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит, что решение суда и апелляционное определение приняты с нарушением норм действующего законодательства, и согласиться с ними нельзя по следующим основаниям.
В силу пункта 1 статьи 548 ГК РФ правила, предусмотренные статьями 539 – 547 данного Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Отношения по теплоснабжению регулируются Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении».
С 1 января 2017 года потребители коммунальных ресурсов в нежилых помещениях МКД должны взаимодействовать с РСО только напрямую (п. 6 Правил предоставления коммунальных услуг (новые абз. 3 – 6) постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 № 1498).
В силу п. 7 Правил предоставления коммунальных услуг соответствующие коммунальные ресурсы поставляются в нежилое помещение на основании договора ресурсоснабжения, заключенного в письменной форме с РСО.
Теплоснабжение потребителей осуществляется по Правилам организации теплоснабжения в Российской Федерации, которые должны содержать среди прочего порядок осуществления расчетов по договору теплоснабжения и договорам оказания услуг по передаче тепловой энергии (п. 7 ч. 10 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении»).
На основании части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги (включая тепловую энергию и горячую воду) рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
По общему правилу оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии (часть 9 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении»).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила № 306).
Пунктом 2 постановления № 129 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.2017 № 1670) на органы государственной власти субъектов Российской Федерации возложена обязанность утвердить норматив потребления холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в жилом помещении и норматив расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению не позднее 1 января 2020 года.
Постановлениемостановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 № 1498 «О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме» в Правила № 354 внесены изменения, вступившие в силу с 1 января 2017 года. Так, пункт 6 Правил № 354 с 1 января 2017 года предусматривает оформление отношений ресурсоснабжения нежилых помещений в многоквартирном доме путем заключения их собственниками договоров в письменной форме непосредственно с ресурсоснабжающими организациями.
В случае отсутствия у потребителя в нежилом помещении письменного договора ресурсоснабжения, предусматривающего поставку коммунальных ресурсов в нежилое помещение в многоквартирном доме, заключенного с ресурсоснабжающей организацией, объем коммунальных ресурсов, потребленных в таком нежилом помещении, определяется ресурсоснабжающей организацией расчетными способами, предусмотренными законодательством Российской Федерации о водоснабжении и водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении для случаев бездоговорного потребления (самовольного пользования) (абз. 5 п. 6 постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (ред. от 22.05.2019) «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (вместе с «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»).
Согласно статье 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» потребление тепловой энергии, теплоносителя без заключения в установленном порядке договора теплоснабжения рассматривается как бездоговорное потребление тепловой энергии.
В силу пункта 29 статьи 2 данного Закона бездоговорное потребление тепловой энергии – потребление тепловой энергии, теплоносителя без заключения в установленном порядке договора теплоснабжения, либо потребление тепловой энергии, теплоносителя с использованием теплопотребляющих установок, подключенных (технологически присоединенных) к системе теплоснабжения с нарушением установленного порядка подключения (технологического присоединения), либо потребление тепловой энергии, теплоносителя после введения ограничения подачи тепловой энергии в объеме, превышающем допустимый объем потребления, либо потребление тепловой энергии, теплоносителя после предъявления требования теплоснабжающей организации или теплосетевой организации о введении ограничения подачи тепловой энергии или прекращении потребления тепловой энергии, если введение такого ограничения или такое прекращение должно быть осуществлено потребителем.
Согласно пунктам 9, 10 статьи 22 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» расчет объема бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя и их стоимости осуществляется теплоснабжающей организацией или теплосетевой организацией в течение пяти рабочих дней со дня составления акта о выявлении бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя на основании указанного акта, документов, представленных потребителем или иным лицом, осуществившими бездоговорное потребление тепловой энергии, теплоносителя, в соответствии с правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденными Правительством Российской Федерации. Объем бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя определяется за весь период, истекший с даты предыдущей проверки, в месте осуществления бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя, но не более чем за три года. Стоимость тепловой энергии, теплоносителя, полученных в результате бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя, определяется в соответствии с действующими на дату взыскания тарифами на тепловую энергию, теплоноситель для соответствующей категории потребителей с учетом стоимости услуг по передаче тепловой энергии и подлежит оплате потребителем или иным лицом, осуществившими бездоговорное потребление тепловой энергии, теплоносителя, в пятнадцатидневный срок с момента получения соответствующего требования теплоснабжающей организации. В случае неоплаты в указанный срок потребителем или иным лицом, осуществившими бездоговорное потребление тепловой энергии, теплоносителя, стоимости тепловой энергии, теплоносителя, полученных в результате бездоговорного потребления, теплоснабжающая организация вправе прекратить подачу тепловой энергии, теплоносителя и взыскать с потребителя или иного лица, осуществивших бездоговорное потребление тепловой энергии, теплоносителя, убытки в полуторакратном размере стоимости тепловой энергии, теплоносителя, полученных в результате бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя.
В силу пункта 32 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 № 1034, при бездоговорном потреблении тепловой энергии, теплоносителя определение количества тепловой энергии, теплоносителя, использованных потребителем, производится расчетным путем. Пунктом 114 названных Правил предусмотрено, что определение количества поставленной (полученной) тепловой энергии, теплоносителя в целях коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя (в том числе расчетным путем) производится в соответствии с методикой. Методика осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя утверждена приказом Минстроя России от 17.03.2014 № 99/пр (зарегистрировано в Минюсте России 12.09.2014 № 34040).
Таким образом, при установлении факта бездоговорного потребления тепловой энергии расчет задолженности определяется теплоснабжающей организацией по нормативу, действующему в спорный период времени (статья 22 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении») независимо от каких либо иных обстоятельств.
Судами установлен факт бездоговорного потребления тепловой энергии ответчиками на основании акта от 30 января 2018 года, согласно которому представлен расчет задолженности за бездоговорное потребление тепловой энергии. С учетом приведенных положений закона, размер задолженности за период с октября по декабрь 2017 года составил 5305,23 руб., задолженность за бездоговорное потребление тепловой энергии (ГВС) за период с января по декабрь 2017 года – 786 204 руб., убытки, полученные в результате бездоговорного потребления тепловой энергии за период с января по декабрь 2017 года – 395 754,65 руб.
Приведенный расчет суд не принял, полагая, что подлежит применению Федеральный закон от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении». Суд признал верным расчет задолженности, предложенный ответчиком, основанный на положениях, регулирующих общий порядок оплаты при надлежащем соблюдении Правил и положений ЖК РФ, что представляется ошибочным, поскольку спорные правоотношения регулируются Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» и другими приведенными выше нормами при установленном факте бездоговорного потребления тепловой энергии. Кроме того, суд, делая выводы о том, что между сторонами сложились фактические правоотношения, вытекающие из обязательств по предоставлению коммунальных услуг, не учел, что такие отношения возникли между истцом и ответчиками как с собственниками жилых помещений, но не как с собственниками нежилых помещений, коими они являлись задолго до 01.01.2017 года.
С учетом того, что нежилые помещения расположены в многоквартирном доме, расчеты за поставленную тепловую энергию произведены по тарифам, установленным для АО «АТЭК», приказами РЭК ДЦиТ Краснодарского края в соответствии с нормативами потребления на основании постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных, услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» об утверждении «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».
При разрешении спорных правоотношений судам необходимо было руководствоваться положениями статей 539, 544, 548 ГК РФ, Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении», постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 года № 1034 «О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя».
Предметом регулирования Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» являются правовые отношения, связанные с горячим водоснабжением, осуществляемым с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), за исключением отношений, связанных с обеспечением качества и безопасности горячей воды.
Согласно части 8 статьи 22 Закона № 190-ФЗ при выявлении факта бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя составляется акт о выявлении бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя. В указанном акте должны содержаться сведения о потребителе или об ином лице, осуществивших бездоговорное потребление тепловой энергии, теплоносителя, о способе и месте осуществления такого бездоговорного потребления, описание приборов учета на момент составления указанного акта, дата предыдущей проверки, объяснения потребителя или иного лица, осуществивших бездоговорное потребление тепловой энергии, теплоносителя, относительно факта выявленного бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя и их претензии к составленному акту (в случае наличия этих претензий). При составлении такого акта должны присутствовать потребитель или иное лицо, осуществившие бездоговорное потребление тепловой энергии, теплоносителя, либо их представители. Отказ потребителя или иного лица, осуществивших бездоговорное потребление тепловой энергии, теплоносителя, либо их представителей от подписания составленного акта, а также их отказ от присутствия при его составлении отражается с указанием причин этого отказа в данном акте или в отдельном акте, составленном в присутствии двух незаинтересованных лиц и подписанном ими.
Как следует из судебных актов, представленный истцом акт от 30.01.2018 не признан не соответствующим названным выше требованиям закона с позиции полноты указанных данных, процедуре составления и подписания, а также компетентности лица, удостоверившего сведения.
Необходимо отметить, что на основании ч. 9 ст. 22 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» расчет объема бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя и их стоимости осуществляется теплоснабжающей организацией или теплосетевой организацией в течение пяти рабочих дней со дня составления акта о выявлении бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя на основании указанного акта, документов, представленных потребителем или иным лицом, осуществившими бездоговорное потребление тепловой энергии, теплоносителя, в соответствии с Правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 № 1034. Объем бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя определяется за весь период, истекший с даты предыдущей проверки, в месте осуществления бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя, но не более чем за три года.
В силу п. 10 ст. 22 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» стоимость тепловой энергии, теплоносителя, полученных в результате бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя, определяется в соответствии с действующими на дату взыскания тарифами на тепловую энергию, теплоноситель для соответствующей категории потребителей или ценами, не подлежащими регулированию, с учетом стоимости услуг по передаче тепловой энергии и подлежит оплате потребителем или иным лицом, осуществившими бездоговорное потребление тепловой энергии, теплоносителя, в пятнадцатидневный срок с момента получения соответствующего требования теплоснабжающей организации.
В соответствии с п. 32 постановления Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 года № 1034 «О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя» при бездоговорном потреблении тепловой энергии, теплоносителя определение количества тепловой энергии, теплоносителя, использованных потребителем, производится расчетным путем.
Пунктом 6 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354), установлено, что в случае отсутствия у потребителя в нежилом помещении письменного договора ресурсоснабжения, предусматривающего поставку коммунальных ресурсов в нежилое помещение в многоквартирном доме, заключенного с ресурсоснабжающей организацией, объем коммунальных ресурсов, потребленных в таком нежилом помещении, определяется ресурсоснабжающей организацией расчетными способами, предусмотренными законодательством Российской Федерации для случаев бездоговорного потребления (самовольного пользования).
Положения абзаца третьего пункта 6 Правил № 354 носят императивный характер и обязывают собственника нежилого помещения и ресурсоснабжающую организацию перейти на прямые расчеты. Для этого указанной нормой предписано заключить соответствующий договор ресурсоснабжения. Данное императивное правило не предусматривает возникновение обязанности собственника нежилого помещения заключить договор с ресурсоснабжающей организацией только после выполнения каких-либо действий управляющей организацией
Согласно п. 114 Постановления Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 № 1034 «О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя» определение количества поставленной (полученной) тепловой энергии, теплоносителя в целях коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя (в том числе расчетным путем) производится в соответствии с методикой (Методика осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя (утв. приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 17.03.2014 № 99/пр) (далее – Методика № 99/пр).
Таким образом, указанными выше нормами установлено, что в случае отсутствия договора теплоснабжения расчет потребленной тепловой энергии осуществляется расчетным способом, как при самовольном подключении к сетям, судами при постановлении обжалуемых судебных актов это обстоятельство также осталось без оценки.
Допущенные судом первой инстанции нарушения норм права, не исправленные судом апелляционной инстанции, являются существенными и непреодолимыми, в связи с чем, могут быть исправлены только посредством отмены судебных постановлений.
При таких обстоятельствах судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции считает, что решение Октябрьского районного суда города Краснодара от 20 марта 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 17 сентября 2020 года нельзя признать законными, они подлежат отмене, а дело – направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
кассационную жалобу представителя АО «Автономная теплоэнергетическая компания» по доверенности Молоковой А.О. удовлетворить частично.
Решение Октябрьского районного суда города Краснодара от 20 марта 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 17 сентября 2020 года отменить.
Гражданское дело № 2-429/2020 направить в Октябрьский районный суда города Краснодара на новое рассмотрение.
Председательствующий судья Х.З. Борс
Судьи Е.Е. Каминская
В.М. Думушкина