Дело (УИД) № 19RS0010-01-2022-000222-76
Производство № 2а-212/2022
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
16 марта 2022 года с. Шира
Ширинский районный суд Республики Хакасия в составе:
председательствующего судьи Укачиковой Д.Г.,
при секретаре судебного заседания Носакиной А.С.,
с участием: прокурора Ширинского района Республики Хакасия Солдатова А.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Ширинского района Республики Хакасия в интересах неопределенного круга лиц к администрации Фыркальского сельсовета Ширинского района Республики Хакасия о признании бездействия, выразившегося в непринятии мер по переходу на предоставление муниципальных услуг в электронном виде незаконным, обязании обеспечения технической возможности оказания муниципальных услуг в электронном виде,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Ширинского района Республики Хакасия обратился с административным иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации Фыркальского сельсовета Ширинского района Республики Хакасия об обязании обеспечения технической возможности получения муниципальных услуг в электронном виде.
В обоснование доводов указал, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения администрацией Фыркальского сельсовета законодательства в сфере реализации национальных проектов. В ходе проведенной проверки установлено, что администрацией Фыркальского сельсовета в нарушение действующего законодательства не обеспечена возможность получения заявителями муниципальных услуг по выдаче документов (копии финансово-лицевого счета, выписки из домовой книги, справок и иных документов) в электронной форме (ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», далее Федеральный закон № 210-ФЗ). Указанные нарушения создают административные барьеры для реализации прав неопределенного круга лиц на предоставление муниципальных услуг, в том числе условия для нарушения прав субъектов предпринимательской деятельности на своевременное получение муниципальных услуг, что в целом не способствует реализации целей проводимой Российской Федерацией административной реформы по повышению их качества и доступности муниципальных услуг. На основании изложенного, просит признать незаконным бездействие административного ответчика, выразившееся в непринятии мер по переходу на предоставление муниципальных услуг в электронном виде, обязать административного ответчика обеспечить техническую возможность оказания муниципальной услуги по выдаче документов (копии финансово-лицевого счета, выписки из домовой книги, справок и иных документов) в электронной форме.
В судебном заседании прокурор района Солдатов А.Е. заявленные требования поддержал, просил их удовлетворить.
Представитель административного ответчика - администрации Фыркальского сельсовета Ширинского района Республики Хакасия, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, отсутствовал. Глава администрации Фыркальского сельсовета Ширинского района Республики Хакасия Вашкевич С.Г. направила в адрес суда заявление, в котором просила рассмотреть дело без ее участия, указала, что заявленные требования признает в полном объеме.
В силу ч. 6 ст. 226 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть данное административное дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Заслушав административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Как следует из содержания паспорта национального проекта «Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации», утвержденного протоколом заседания президиума Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам 04 июня 2019 года № 7, одной из целей программы является разработка, внедрение и эксплуатация облачной цифровой платформы обеспечения оказания государственных (муниципальных) услуг и сервисов, в том числе в электронном виде.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Федерального закона № 210-ФЗ муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления, - деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставами муниципальных образований.
Согласно пункту 6 указанной нормы предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме - предоставление государственных и муниципальных услуг с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, включая использование единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг, в том числе осуществление в рамках такого предоставления электронного взаимодействия между государственными органами, органами местного самоуправления, организациями и заявителями. В целях предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме могут использоваться другие средства информационно-телекоммуникационных технологий в случаях и порядке, которые определяются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 1 части 1 статьи 6 Федерального закона № 210-ФЗ определено, что органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.
Как следует из продолжений пункта 2 части 1 статьи 6 Федерального закона № 210-ФЗ, органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны обеспечивать возможность получения заявителем государственной или муниципальной услуги в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя, за исключением случая, если на основании федерального закона предоставление государственной или муниципальной услуги осуществляется исключительно в электронной форме.
Частью 6 статьи 11 Федерального закона № 210-ФЗ определено содержание реестра муниципальных услуг: 1) о муниципальных услугах, предоставляемых органами местного самоуправления в соответствующем муниципальном образовании; 2) об услугах, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальных услуг и включены в перечень, утвержденный в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона; 3) об услугах, указанных в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона и оказываемых муниципальными учреждениями и иными организациями, в которых размещается муниципальное задание (заказ), выполняемое (выполняемый) за счет средств местного бюджета; 4) иные сведения, состав которых устанавливается местной администрацией.
Формирование и ведение реестра муниципальных услуг осуществляются в порядке, установленном местной администрацией (ч. 7 ст. 11).
Обеспечение реализации положений Федерального закона № 210-ФЗ в соответствии с требованиями ст. 29 определены в следующие сроки:
- административные регламенты должны быть разработаны и приняты, а информация о них должна быть включена в соответствующие реестры государственных услуг и реестры муниципальных услуг в течение двух лет со дня вступления в силу настоящего Федерального закона;
- административные регламенты, принятые до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, должны быть приведены в соответствие с положениями настоящего Федерального закона не позднее 1 июля 2012 года;
- предусмотренные настоящим Федеральным законом сведения о государственных услугах, предоставляемых исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации, и муниципальных услугах должны быть включены в государственные и муниципальные информационные системы, обеспечивающие ведение реестров соответственно государственных и муниципальных услуг, и доступны для заявителей через единый портал государственных и муниципальных услуг не позднее 1 июля 2011 года.
Согласно пункту 1 части 4 статьи 29 Федерального закона № 210-ФЗ переход на предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме соответственно федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг, осуществляется поэтапно в соответствии с планами-графиками перехода на предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме, утверждаемыми соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления.
Пунктом 1.2 части 4 статьи 29 Федерального закона № 210-ФЗ предусмотрено обеспечение реализации не позднее 1 июля 2012 года органами местного самоуправления требований пункта 3 части 1 и пункта 1 части 2 статьи 6, пункта 2 части 1 статьи 7 данного Федерального закона в отношении документов и информации, используемых в рамках предоставления услуг. Указанный срок (не позднее 1 июля 2012 года) является общим для всех исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления для обеспечения перехода на межведомственное информационное взаимодействие.
Из материалов дела следует, что постановлением администрации Фыркальского сельсовета от 27 февраля 2013 года № 8 утвержден реестр муниципальных услуг, предоставляемых администрацией Фыркальского сельсовета (в редакции от 30 декабря 2013 года № 80).
В указанный реестр включены муниципальные услуги, в том числе муниципальная услуга по выдаче документов (копии финансово лицевого счета, выписки из домовой книги, справок и иных документов) (п.1.10 реестра).
В соответствии с Этапами перехода на предоставление услуг (функций) в электронном виде, являющихся приложением № 2 к распоряжению Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2009 г. № 1993-р «Об утверждении сводного перечня первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в электронном виде», органам местного самоуправления необходимо обеспечить возможность получения результатов предоставления услуги в электронном виде на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций), если это не запрещено федеральным законом, до 01 января 2014 года.
Пунктом 50 Сводного перечня первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в электронном виде, а также услуг, предоставляемых в электронном виде учреждениями и организациями субъектов Российской Федерации и муниципальными учреждениями и организациями, являющимся Приложением № 1 к распоряжению Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2009 г. № 1993-р, предусмотрено предоставление в электронном виде муниципальной услуги и по выдаче документов (единого жилищного документа, копии финансово-лицевого счета, выписки из домовой книги, карточки учета собственника жилого помещения, справок и иных документов).
Постановлением Правительства РФ от 26 марта 2016 года № 236 утверждены требования к предоставлению в электронной форме государственных и муниципальных услуг.
Пунктом 2 данных требований определено, что предоставление услуг в электронной форме может осуществляться не только посредством федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», порталов государственных и муниципальных услуг субъектов Российской Федерации, но и посредством официальных сайтов органов государственной власти и органов местного самоуправления.
В ходе проведенной прокуратурой Ширинского района проверки установлено, что администрацией Фыркальского сельсовета Ширинского района Республики Хакасия не обеспечена возможность получения заявителями муниципальных услуг по выдаче документов (копии финансово-лицевого счета, выписки из домовой книги, справок и иных документов) в электронной форме.
На федеральном портале государственных услуг (www.gosuslugi.ru) и официальном сайте органа местного самоуправления www.fyrkal.ru возможность получения заявителями муниципальных услуг по выдаче документов (копии финансово-лицевого счета, выписки из домовой книги, справок и иных документов) в электронной форме, отсутствует.
Указанные нарушения создают административные барьеры для реализации прав неопределенного круга лиц на предоставление муниципальных услуг, в том числе на своевременность их получения, что в целом не способствует реализации целей проводимой Российской Федерацией административной реформы по повышению качества и доступности муниципальных услуг.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
Согласно части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Данные обстоятельства стороной административного ответчика признаются в полном объеме.
Согласно ст. 187 КАС РФ, решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом. Суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.
В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений.
Учитывая обстоятельства спорных правоотношений, возможности административного ответчика по его исполнению, степень затруднительности исполнения судебного акта, суд считает разумным и не нарушающим баланс прав и законных интересов сторон данного спора предоставить срок исполнения требований истца в течение одного года с момента вступления решения в законную силу.
При таких обстоятельствах суд полагает, что данное обращение прокурора правомерно, заявленные требования основаны на законе и обоснованы по сути.
Руководствуясь ст.ст. 175 – 179 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление удовлетворить.
Признать бездействие администрации Фыркальского сельсовета Ширинского района Республики Хакасия, выразившееся в непринятии мер по переходу на предоставление муниципальных услуг в электронном виде, незаконным.
Обязать администрацию Фыркальского сельсовета Ширинского района Республики Хакасия в течение 1 (одного) года с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить техническую возможность оказания муниципальной услуги по выдаче документов (копии финансово-лицевого счета, выписки из домовой книги, справок и иных документов) в электронной форме.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Хакасия в течение месяца со дня составления мотивированного решения через Ширинский районный суд.
Председательствующий Укачикова Д.Г.
Мотивированное решение изготовлено и подписано 18 марта 2022 г.
Председательствующий Укачикова Д.Г.