Решение по делу № 33-2096/2024 от 28.06.2024

Судья Красногирь Т.Н. Дело № 33-2096/2024

№ 2-72/2024

УИД 67RS0004-01-2023-001315-05

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

23 июля 2024 года город Смоленск

Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:

председательствующего судьи Родионова В.А.,

судей Мельничук Е.В., Горчаковой О.М.,

при секретаре (помощнике судьи) Редченковой М.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску военного прокурора Смоленского гарнизона к Министерству обороны Российской Федерации, ФКУ «Военный комиссариат Смоленской области» о понуждении к совершению определенных действий,

по апелляционной жалобе Министерства обороны Российской Федерации на решение Вяземского районного суда Смоленской области от 10 января 2024 года.

Заслушав доклад судьи Родионова В.А., судебная коллегия

установила:

военный прокурор Смоленского гарнизона обратился в суд с иском к Министерству обороны Российской Федерации, ФКУ «Военный комиссариат Смоленской области» о понуждении к совершению определенных действий, указав в обоснование требований, что по результатам проверки исполнения требований законодательства о противодействии терроризму и антитеррористической защищенности в военном комиссариате г. Вязьма, Вяземского и Угранского районов Смоленской области установлено, что для монтажа технических средств охраны (далее по тексту – ТСО) и заграждений должностными лицами военного комиссариата Смоленской области 25.02.2022 в штаб Западного военного округа (по отделу СВ и БВС штаба ЗВО) направлена заявка на установление ТСО, а именно: телевизионных средств наблюдения (видеокамер) в количестве 7 штук и автоматических противотаранных барьеров в количестве 2 штук, на территории военного комиссариата, расположенного по адресу: <адрес>. Однако вопреки нормам закона и требованиям руководства, указанные ТСО и инженерные заграждения на территории военного комиссариата не установлены. Заместителем военного прокурора Смоленского гарнизона 27.03.2023 военному комиссару Смоленской области внесено представление об устранении нарушений закона. По результатам рассмотрения акта прокурорского реагирования военным комиссаром Смоленской области приняты меры по оснащению ТСО только военного комиссариата Смоленской области через Администрацию г. Смоленска. По результатам рассмотрения акта прокурорского реагирования врио начальник штаба Западного военного округа сообщил, что по состоянию на 20.04.2023 нераспределенные лимиты денежных ассигнований, выделенные Управлением службы войск и безопасности военной службы МО РФ – довольствующего органа военного управления в Вооруженных Силах РФ по номенклатуре специальной техники (технические средства охраны), для Западного военного округа отсутствуют. В связи с чем истец просил суд обязать Министерство обороны России выделить денежные средства и обеспечить в дальнейшем заключение в установленным порядком государственного контракта (договора) на установку в военном комиссариате г. Вязьма, Вяземского и Угранского районов Смоленской области, расположенного по адресу: <адрес>, телевизионных средств наблюдения (видеокамер) в количестве 7 штук и автоматических противотаранных барьеров в количестве 2 штук (л.д. 5-8).

Протокольным определением Вяземского районного суда Смоленской области от 23.11.2023 по настоящему делу изменен процессуальный статус третьего лица ФКУ «Военный комиссариат Смоленской области» на соответчика (л.д. 41).

Дело в суде первой инстанции рассмотрено в отсутствие представителя истца военного прокурора Смоленского гарнизона, представителей ответчиков Министерства обороны Российской Федерации, ФКУ «Военный комиссариат Смоленской области», представителя третьего лица военного комиссариата г. Вязьма, Вяземского и Угранского районов Смоленской области, надлежащим образом извещенных о дате и времени судебного заседания.

Решением Вяземского районного суда Смоленской области от 10.01.2024 исковые требования военного прокурора Смоленского гарнизона к Министерству обороны Российской Федерации, ФКУ «Военный комиссариат Смоленской области» о понуждении к совершению определенных действий удовлетворены. На Министерство обороны Российской Федерации возложена обязанность выделить денежные средства и обеспечить в дальнейшем заключение в установленном порядке государственного контракта (договора) на установку в военном комиссариате г. Вязьма, Вяземского и Угранского районов Смоленской области, расположенного по адресу: <адрес>, телевизионных средств наблюдения (видеокамер) в количестве семи штук и автоматических противотаранных барьеров в количестве двух штук в течение шести месяцев со дня вступления настоящего решения суда в законную силу (л.д. 54-56).

В апелляционной жалобе представитель ответчика Министерства обороны Российской Федерации в лице ФГКУ «Западное региональное управление правового обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации просит решение отменить как незаконное и необоснованное и принять новое об отказе в удовлетворении заявленных требований. Судом в ходе рассмотрения дела не установлено в каком техническом состоянии находится здание военного комиссариата г. Вязьма, Вяземского и Угранского районов Смоленской области, требует ли указанное здание капитального ремонта и имеется ли возможность исполнить указанное решение суда, а также не установлен способ обеспечения здания техническими средствами охраны, не установлена техническая возможность для установки ТСО на военном объекте. Организация оснащения техническими средствами охраны имущественных объектов, закрепленных за Вооруженными Силами Российской Федерации, является процедурой, строго регламентированной нормами действующего законодательства, не предусматривающей изменение данной процедуры или ее упрощения в целях исполнения решения суда или волеизъявления военного прокурора. Обратившись с иском, военный прокурор фактически подменил иные государственные органы, вмешавшись при этом в оперативно-хозяйственную деятельность военного ведомства. Кроме того, Министерство обороны Российской Федерации является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу (л.д. 81-88).

Истец военный прокурор Смоленского гарнизона, ответчики Министерство обороны Российской Федерации, ФКУ «Военный комиссариат Смоленской области», третье лицо военный комиссариат г. Вязьма, Вяземского и Угранского районов Смоленской области, извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в суд апелляционной инстанции не явились, ходатайств об отложении судебного заседания в связи с наличием уважительных причин неявки не представили.

Судебная коллегия, учитывая положения статей 167 и 327 ГПК РФ, определила рассмотреть дело в отсутствие перечисленных участников процесса.

Проверив решение суда в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ, оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, военной прокуратурой Смоленского гарнизона проведена проверка исполнения должностными лицами военного комиссариата Смоленской области требований законодательства о противодействии терроризму, в ходе которой произведен осмотр территории военного комиссариата г. Вязьма, Вяземского и Угранского районов Смоленской области на предмет наличия технических средств охраны, а именно: видеокамер и противотаранных барьеров, о чем составлен акт осмотра от 26.06.2023, согласно которому военный комиссариат г. Вязьма, Вяземского и Угранского районов Смоленской области не обеспечен семью видеокамерами и двумя противотаранными барьерами (л.д. 9).

Направленная военным комиссариатом Смоленской области в штаб Западного военного округа (по отделу СВ и БВС штаба ЗВО) заявка на установление ТСО в отношении военного комиссариата г. Вязьма, Вяземского и Угранского районов Смоленской области от 25.02.2022 (исх. № ОПО/518) не исполнена (л.д. 10-13, 14).

Разрешая спор по существу заявленных требований и удовлетворяя иск, суд первой инстанции, руководствуясь Положением о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 № 1082, Руководством по оснащению объектов Вооруженных Сил Российской Федерации техническими средствами охраны и их применению, утвержденным приказом Министра обороны Российской Федерации от 18.02.2020 № 80, исходил из того, что военный комиссариат г. Вязьма, Вяземского и Угранского районов Смоленской области не обеспечен техническими средствами охраны надлежащим образом.

Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда с указанными выводами суда первой инстанции согласиться не может по следующим основаниям.

Согласно разъяснениям, изложенным в п.п. 2, 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч. 1 ст. 1, ч. 3 ст. 11 ГПК РФ). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст.ст. 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Между тем, обжалуемое судебное решение вышеприведенным требованиям закона не соответствует.

Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082 утверждено Положение о Министерстве обороны Российской Федерации (далее - Положение о Министерстве обороны Российской Федерации), в соответствии с п. 1 которого указанное министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.

Министерство обороны Российской Федерации осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества Вооруженных Сил, имущества, которое составляет государственную казну Российской Федерации и управление которым осуществляет Минобороны России, а также правомочия в отношении земель и других природных ресурсов, предоставленных для нужд Вооруженных Сил (пп. 71 п. 7 положения).

В соответствии с п. 1 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом (п. 2 ст. 209 ГК РФ).

Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Из приведенных положений закона следует, что собственник по своему усмотрению владеет и пользуется принадлежим ему имуществом и определяет расходы, необходимые для его содержания.

Возложение на собственника обязанностей по содержанию его имущества возможно, если это предусмотрено законом, либо если ненадлежащее содержание собственником своего имущества нарушает права и законные интересы других лиц.

В силу ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", предметом надзора органов прокуратуры являются: соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами, указанными в настоящем пункте.

При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы (ч. 2 названного Закона).

В соответствии с п. 1 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 № 1082, Министерство обороны России является органом управления Вооруженными Силами Российской Федерации, осуществляет координацию и контроль деятельности подведомственных ему Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству и Федеральной службы по техническому и экспортному контролю.

В структуру Министерства обороны Российской Федерации, являющегося органом управления Вооруженными Силами Российской Федерации, входят центральные органы военного управления и иные подразделения.

Приказом Минобороны России от 23.05.2014 № 335дсп (с изменениями, внесенными приказом от 06.07.2016 № 417дсп) утверждено Руководство по организации оснащения объектов Вооруженных Сил Российской Федерации техническими средствами охраны и комплексами технических средств охраны, которое действовало до 01.04.2020.

С 01.04.2020 введено в действие Руководство по оснащению объектов Вооруженных Сил Российской Федерации техническими средствами охраны и их применению, утвержденное приказом Министра обороны Российской Федерации от 18.02.2020 № 80 (далее также - Руководство).

Согласно названным руководствам технические средства охраны являются видом специальной техники, применяемой в системе охраны существующих или планируемых к строительству полигонов, аэродромов, узлов связи, баз, складов, арсеналов и иных используемых для нужд обороны страны и безопасности государства объектов, а также комплексов зданий и отдельных зданий, строений и сооружений, расположенных на позициях воинских частей, на стационарных пунктах управления, в организациях Вооруженных Сил.

В силу п. 2 Руководства технические средства охраны являются видом специальной техники, применяемой в системе охраны существующих или планируемых к строительству полигонов, аэродромов, узлов связи, баз, складов, арсеналов и иных используемых для нужд обороны страны и безопасности государства объектов, а также комплексов зданий и отдельных зданий, строений и сооружений, расположенных на позициях воинских частей, на стационарных пунктах управления, в организациях Вооруженных Сил РФ.

Пунктами 3, 4, 6, 7, 12 раздела I, пунктами 14, 15, 18, 23 раздела II Руководства определено, что технические средства охраны (далее также - ТСО) применяются в целях повышения надежности охраны и обеспечения антитеррористической защищенности военных объектов, оптимизации состава и численности подразделений охраны военных объектов, обеспечения подразделений охраны информацией о состоянии военного объекта в объеме, необходимом для организации его защиты от нападения и других противоправных действий третьих лиц, сдерживания (затруднения) проникновения нарушителя на военный объект на время, необходимое для реагирования подразделения охраны, улучшения условий несения службы по охране военных объектов. Для оснащения постоянных (стационарных) военных объектов применяются комплексы технических средств охраны, а также технические средства охраны, используемые автономно (вне состава комплекса технических средств охраны).

Технические средства охраны, используемые для организации охраны военных объектов автономно (вне состава комплекса технических средств охраны) включают в себя:

- средства обнаружения запрещенных предметов и веществ - изделия, предназначенные для досмотра людей, грузов и транспортных средств с целью установления наличия металлосодержащих предметов и взрывчатых (химических) веществ, запрещенных к вносу (ввозу) на территорию охраняемого военного объекта или выносу (вывозу) с нее;

- технические средства предупреждения - изделия, предназначенные для визуального и звукового информирования людей о приближении к границе охраняемого военного объекта (запретной границе);

- инженерные препятствия - изделия промышленного изготовления, предназначенные для воспрещения (затруднения) перемещения на подступах к границе охраняемого военного объекта людей и транспортных средств вне установленных маршрутов, обеспечения приемлемого скоростного режима и регулирования движения автомобилей, а также конструкции, воспрещающие (затрудняющие) несанкционированный доступ людей в здания (сооружения);

- инженерные средства охраны - инженерные сооружения и конструкции, применяемые для обеспечения необходимых условий для охраны военных объектов, в том числе с применением служебных собак;

- противотаранные барьеры - дистанционно управляемые механизированные конструкции, исключающие несанкционированное проникновение колесных транспортных средств на территорию охраняемого военного объекта через контрольно-пропускные пункты);

- технические средства воздействия - дистанционно управляемые изделия, позволяющие способом летального или нелетального воздействия на нарушителя пресечь его действия по преодолению границы охраняемого военного объекта;

- комплект средств охраны комнат для хранения оружия - изделие, предназначенное для оснащения комнат для хранения оружия;

- система бесперебойного электропитания - электростанция, позволяющая обеспечивать временное (аварийное) электроснабжение технических средств охраны до момента восстановления электропитания по основной линии;

- средства обеспечения эксплуатации технических средств охраны - контрольно-проверочная аппаратура и другое оборудование, используемые для проведения технического обслуживания технических средств охраны, а также машины и механизмы, предназначенные для уборки участков размещения периметровых средств обнаружения от кустарника, травы и снега.

Комплекс технических средств охраны включает в себя следующие типы (подсистемы) технических средств охраны: аппаратуру управления, сбора и обработки информации, периметровые средства обнаружения (изделия, предназначенные для выявления фактов пересечения границ охраняемого военного объекта), объектовые средства обнаружения, технические средства наблюдения, средства управления и контроля доступа, инженерные заграждения (металлические (или комбинированные), заграждения различной высоты (в том числе оборудованные армированной колючей лентой), предназначенные для пресечения (сдерживания) проникновения посторонних лиц на охраняемый военный объект, а также для обозначения границ охраняемого военного объекта на местности), систему охранного освещения, средства связи системы охраны, средства тревожно-вызывной сигнализации.

Военные объекты, в зависимости от особенностей расположения и организации охраны, могут оснащаться комплексами технических средств охраны без одной или нескольких типов (подсистем) технических средств охраны.

Организация охраны военных объектов техническими средствами охраны представляет собой целенаправленную деятельность должностных лиц, штабов и органов военного управления по оснащению подчиненных военных объектов техническими средствами охраны, организации их применения по назначению, своевременного технического обслуживания и ремонта.

Довольствие войск (сил) техническими средствами охраны осуществляется через систему органов военного управления, включающую в себя: Управление службы войск, главные штабы видов Вооруженных Сил, штабы военных округов (Северного флота), штабы родов войск Вооруженных Сил, центральные органы военного управления, имеющие подчиненные воинские части. Управление службы войск является довольствующим органом в Вооруженных Силах по номенклатуре «Технические средства охраны объектов I, II и III категорий».

Категорирование объектов производится в соответствии с требованиями Методики категорирования объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, оснащаемых техническими средствами охраны, комплексами технических средств охраны.

Категории объектам присваиваются приказами главнокомандующих видами Вооруженных Сил, командующими войсками военных округов, родами войск Вооруженных Сил, руководителей центральных органов военного управления, командующих объединениями, командиров соединений и воинских частей.

Главные штабы видов Вооруженных Сил, штабы военных округов (Северного флота), родов войск Вооруженных Сил, центральные органы военного управления, имеющие подчиненные воинские части, осуществляют планирование мероприятий по оснащению военных объектов техническими средствами охраны и организации их ремонта, ведение перечня военных объектов, подлежащих оснащению техническими средствами охраны, издание приказов главнокомандующих видами Вооруженных Сил Российской Федерации, командующих войсками военных округов (Северного флота), командующих родами войск Вооруженных Сил Российской Федерации и руководителей центральных органов военного управления, имеющих подчиненные воинские части, о присвоении военным объектам I, II, III категорий по оснащению техническими средствами охраны.

Согласно п. 15 Руководства Управление службы войск и безопасности военной службы Министерства обороны РФ является довольствующим органом в Вооруженных Силах РФ по номенклатуре «Технические средства охраны объектов I, II, и III категорий».

Согласно п. 16 Управление службы войск и безопасности военной службы Министерства обороны РФ непосредственно осуществляет довольствие техническими средствами охраны органов военного управления, в том числе, штаб Западного военного круга. В соответствии с п. 18 Руководства штаб Западного военного округа осуществляет довольствие техническими средствами охраны подчиненных воинских частей.

Согласно п. 48 Руководства к военным объектам II категории по оснащению техническими средствами охраны относятся, в том числе, военные комиссариаты субъектов Российской Федерации.

В рамках реализации делегированных полномочий и в целях формирования Плана оснащения объектов Вооруженных сил Российской Федерации техническими средствами охраны, штаб Западного военного округа разрабатывает предложения, в которых определяет очередность оснащения военных объектов техническими средствами охраны исходя из действующих приоритетов, ранее спланированных мероприятий и доведенных Управлением службы войск и безопасности военной службы Министерства обороны Российской Федерации лимитов бюджетных обязательств по государственному оборонному заказу.

В соответствии с п. 123 Руководства оснащение военных объектов техническими средствами охраны осуществляется одним из способов:

- комплексное оснащение (дооснащение) техническими средствами охраны существующего военного объекта;

- оснащение (дооснащение) существующего военного объекта первоочередными техническими средствами охраны;

- комплексное оснащение техническими средствами охраны строящегося (реконструируемого) военного объекта;

- оснащение первоочередными техническими средствами охраны строящегося (реконструируемого) военного объекта.

Пунктом 124 Руководства установлено, что комплексное оснащение (дооснащение) техническими средствами охраны существующего военного объекта организуется при условиях:

- здания (сооружения) военного объекта находятся в удовлетворительном техническом состоянии (по заключению уполномоченных эксплуатационных органов, не требуют капитального ремонта);

- здания (сооружения) военного объекта не включены в планы реконструкции (капитального ремонта), не планируются к передаче под иные нужды, выводу из эксплуатации или консервации;

- воинская часть, к которой относится военный объект, не спланирована к расформированию (переформированию) или передислокации;

- в штате воинской части, к которой относится объект, имеется подразделение по эксплуатации технических средств охраны.

Пунктом 127 Руководства четко регламентирован порядок комплексного оснащения (дооснащения) техническими средствами охраны (первоочередными техническими средствами охраны) существующего военного объекта.

Так, подготовительные мероприятия (проводятся ежегодно всеми воинскими частями и органами военного управления):

- до 1 марта - подготовка (уточнение) воинскими частями расчета потребности в оснащении (дооснащении) военных объектов техническими средствами охраны согласно методике;

- до 1 апреля - представление заявки на оснащение (дооснащение) военных объектов техническими средствами охраны;

- до 1 мая - обобщение и анализ представленных заявок в главных штабах видов Вооруженных Сил, штабах военных округов (Северного флота), родов войск Вооруженных Сил, центральных органов военного управления с последующим определением очередности оснащения военных объектов техническими средствами охраны, исходя из действующих приоритетов, доведенных Управлением службы войск предельных лимитов бюджетных обязательств, а также ранее спланированных мероприятий;

- до 1 июня - подготовка главными штабами видов Вооруженных Сил, штабами военных округов (Северного флота), родов войск Вооруженных Сил, центральными органами военного управления и направление в Управление службы войск предложений по включению военных объектов подчиненных воинских частей в проект Плана оснащения объектов Вооруженных Сил Российской Федерации техническими средствами охраны и средствами видеоконтроля на 3 года (начиная со следующего года);

- до 1 августа - разработка Управлением службы войск проекта Плана оснащения объектов Вооруженных Сил Российской Федерации техническими средствами охраны и средствами видеоконтроля и последующее утверждение его начальником Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации - первым заместителем Министра обороны Российской Федерации;

- до 1 октября - организация Управлением службы войск предпроектного обследования военных объектов, включенных в План оснащения объектов Вооруженных Сил Российской Федерации техническими средствами охраны и средствами видеоконтроля на следующий год, разработка исходных данных (технического задания) для формирования проектов государственных контрактов.

Между тем, приведенные нормы судом при разрешении заявленных требований не были применены.

Возлагая на собственника имущества по требованию прокурора обязанность установить в военном комиссариате г. Вязьма, Вяземского и Угранского районов Смоленской области технические средства охраны, суд не исследовал наличие технической возможности для установки таких средств на военном объекте, не установил способ обеспечения здания техническими средствами охраны.

Принимая решение о возложении на Министерство обороны Российской Федерации обязанности выделить денежные средства и обеспечить заключение государственного контракта на установку в военном комиссариате г. Вязьма, Вяземского и Угранского районов Смоленской области в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, суд первой инстанции не учел, что оснащение ТСО военных объектов является прерогативой органов военного управления, перечисленных в Руководстве, которые в зависимости от находящихся на территории военного объекта предметов охраны присваивают ему категорию по оснащению ТСО.

Возложение на Министерство обороны Российской Федерации обязанности по выделению денежных средств является вмешательством в деятельность довольствующих органов войск (сил) по техническим средствам охраны.

Данная правовая позиция согласуется с определением Второго кассационного суда общей юрисдикции от 07.04.2022 N 88-4926/2022.

Кроме того, в порядке подготовки дела к судебному разбирательству военному прокурору судом апелляционной инстанции было предложено указать способ обеспечения заключения государственного контракта на установку указанных ТСО, предоставить сведения о категории военного объекта по оснащению ТСО, а также доказательства технической возможности и необходимости установки спорных ТСО в указанном количестве. Названные доказательства предоставлены не были.

Учитывая вышеизложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что правовых оснований для удовлетворения иска военного прокурора не имеется. В связи с чем решение суда первой инстанции нельзя признать законным и обоснованным, как постановленное при неправильном применении норм материального права, в силу положений п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ оно подлежит отмене с принятием по делу нового решения – об отказе в удовлетворении заявленных требований о понуждении к совершению определенных действий.

Руководствуясь статьями 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определил:

решение Вяземского районного суда Смоленской области от 10 января 2024 года отменить, принять по делу новое, которым в удовлетворении исковых требований военного прокурора Смоленского гарнизона к Министерству обороны Российской Федерации, ФКУ «Военный комиссариат Смоленской области» о понуждении к совершению определенных действий отказать.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 30.07.2024.

Судья Красногирь Т.Н. Дело № 33-2096/2024

№ 2-72/2024

УИД 67RS0004-01-2023-001315-05

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

23 июля 2024 года город Смоленск

Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:

председательствующего судьи Родионова В.А.,

судей Мельничук Е.В., Горчаковой О.М.,

при секретаре (помощнике судьи) Редченковой М.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску военного прокурора Смоленского гарнизона к Министерству обороны Российской Федерации, ФКУ «Военный комиссариат Смоленской области» о понуждении к совершению определенных действий,

по апелляционной жалобе Министерства обороны Российской Федерации на решение Вяземского районного суда Смоленской области от 10 января 2024 года.

Заслушав доклад судьи Родионова В.А., судебная коллегия

установила:

военный прокурор Смоленского гарнизона обратился в суд с иском к Министерству обороны Российской Федерации, ФКУ «Военный комиссариат Смоленской области» о понуждении к совершению определенных действий, указав в обоснование требований, что по результатам проверки исполнения требований законодательства о противодействии терроризму и антитеррористической защищенности в военном комиссариате г. Вязьма, Вяземского и Угранского районов Смоленской области установлено, что для монтажа технических средств охраны (далее по тексту – ТСО) и заграждений должностными лицами военного комиссариата Смоленской области 25.02.2022 в штаб Западного военного округа (по отделу СВ и БВС штаба ЗВО) направлена заявка на установление ТСО, а именно: телевизионных средств наблюдения (видеокамер) в количестве 7 штук и автоматических противотаранных барьеров в количестве 2 штук, на территории военного комиссариата, расположенного по адресу: <адрес>. Однако вопреки нормам закона и требованиям руководства, указанные ТСО и инженерные заграждения на территории военного комиссариата не установлены. Заместителем военного прокурора Смоленского гарнизона 27.03.2023 военному комиссару Смоленской области внесено представление об устранении нарушений закона. По результатам рассмотрения акта прокурорского реагирования военным комиссаром Смоленской области приняты меры по оснащению ТСО только военного комиссариата Смоленской области через Администрацию г. Смоленска. По результатам рассмотрения акта прокурорского реагирования врио начальник штаба Западного военного округа сообщил, что по состоянию на 20.04.2023 нераспределенные лимиты денежных ассигнований, выделенные Управлением службы войск и безопасности военной службы МО РФ – довольствующего органа военного управления в Вооруженных Силах РФ по номенклатуре специальной техники (технические средства охраны), для Западного военного округа отсутствуют. В связи с чем истец просил суд обязать Министерство обороны России выделить денежные средства и обеспечить в дальнейшем заключение в установленным порядком государственного контракта (договора) на установку в военном комиссариате г. Вязьма, Вяземского и Угранского районов Смоленской области, расположенного по адресу: <адрес>, телевизионных средств наблюдения (видеокамер) в количестве 7 штук и автоматических противотаранных барьеров в количестве 2 штук (л.д. 5-8).

Протокольным определением Вяземского районного суда Смоленской области от 23.11.2023 по настоящему делу изменен процессуальный статус третьего лица ФКУ «Военный комиссариат Смоленской области» на соответчика (л.д. 41).

Дело в суде первой инстанции рассмотрено в отсутствие представителя истца военного прокурора Смоленского гарнизона, представителей ответчиков Министерства обороны Российской Федерации, ФКУ «Военный комиссариат Смоленской области», представителя третьего лица военного комиссариата г. Вязьма, Вяземского и Угранского районов Смоленской области, надлежащим образом извещенных о дате и времени судебного заседания.

Решением Вяземского районного суда Смоленской области от 10.01.2024 исковые требования военного прокурора Смоленского гарнизона к Министерству обороны Российской Федерации, ФКУ «Военный комиссариат Смоленской области» о понуждении к совершению определенных действий удовлетворены. На Министерство обороны Российской Федерации возложена обязанность выделить денежные средства и обеспечить в дальнейшем заключение в установленном порядке государственного контракта (договора) на установку в военном комиссариате г. Вязьма, Вяземского и Угранского районов Смоленской области, расположенного по адресу: <адрес>, телевизионных средств наблюдения (видеокамер) в количестве семи штук и автоматических противотаранных барьеров в количестве двух штук в течение шести месяцев со дня вступления настоящего решения суда в законную силу (л.д. 54-56).

В апелляционной жалобе представитель ответчика Министерства обороны Российской Федерации в лице ФГКУ «Западное региональное управление правового обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации просит решение отменить как незаконное и необоснованное и принять новое об отказе в удовлетворении заявленных требований. Судом в ходе рассмотрения дела не установлено в каком техническом состоянии находится здание военного комиссариата г. Вязьма, Вяземского и Угранского районов Смоленской области, требует ли указанное здание капитального ремонта и имеется ли возможность исполнить указанное решение суда, а также не установлен способ обеспечения здания техническими средствами охраны, не установлена техническая возможность для установки ТСО на военном объекте. Организация оснащения техническими средствами охраны имущественных объектов, закрепленных за Вооруженными Силами Российской Федерации, является процедурой, строго регламентированной нормами действующего законодательства, не предусматривающей изменение данной процедуры или ее упрощения в целях исполнения решения суда или волеизъявления военного прокурора. Обратившись с иском, военный прокурор фактически подменил иные государственные органы, вмешавшись при этом в оперативно-хозяйственную деятельность военного ведомства. Кроме того, Министерство обороны Российской Федерации является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу (л.д. 81-88).

Истец военный прокурор Смоленского гарнизона, ответчики Министерство обороны Российской Федерации, ФКУ «Военный комиссариат Смоленской области», третье лицо военный комиссариат г. Вязьма, Вяземского и Угранского районов Смоленской области, извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в суд апелляционной инстанции не явились, ходатайств об отложении судебного заседания в связи с наличием уважительных причин неявки не представили.

Судебная коллегия, учитывая положения статей 167 и 327 ГПК РФ, определила рассмотреть дело в отсутствие перечисленных участников процесса.

Проверив решение суда в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ, оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, военной прокуратурой Смоленского гарнизона проведена проверка исполнения должностными лицами военного комиссариата Смоленской области требований законодательства о противодействии терроризму, в ходе которой произведен осмотр территории военного комиссариата г. Вязьма, Вяземского и Угранского районов Смоленской области на предмет наличия технических средств охраны, а именно: видеокамер и противотаранных барьеров, о чем составлен акт осмотра от 26.06.2023, согласно которому военный комиссариат г. Вязьма, Вяземского и Угранского районов Смоленской области не обеспечен семью видеокамерами и двумя противотаранными барьерами (л.д. 9).

Направленная военным комиссариатом Смоленской области в штаб Западного военного округа (по отделу СВ и БВС штаба ЗВО) заявка на установление ТСО в отношении военного комиссариата г. Вязьма, Вяземского и Угранского районов Смоленской области от 25.02.2022 (исх. № ОПО/518) не исполнена (л.д. 10-13, 14).

Разрешая спор по существу заявленных требований и удовлетворяя иск, суд первой инстанции, руководствуясь Положением о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 № 1082, Руководством по оснащению объектов Вооруженных Сил Российской Федерации техническими средствами охраны и их применению, утвержденным приказом Министра обороны Российской Федерации от 18.02.2020 № 80, исходил из того, что военный комиссариат г. Вязьма, Вяземского и Угранского районов Смоленской области не обеспечен техническими средствами охраны надлежащим образом.

Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда с указанными выводами суда первой инстанции согласиться не может по следующим основаниям.

Согласно разъяснениям, изложенным в п.п. 2, 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч. 1 ст. 1, ч. 3 ст. 11 ГПК РФ). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст.ст. 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Между тем, обжалуемое судебное решение вышеприведенным требованиям закона не соответствует.

Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082 утверждено Положение о Министерстве обороны Российской Федерации (далее - Положение о Министерстве обороны Российской Федерации), в соответствии с п. 1 которого указанное министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.

Министерство обороны Российской Федерации осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества Вооруженных Сил, имущества, которое составляет государственную казну Российской Федерации и управление которым осуществляет Минобороны России, а также правомочия в отношении земель и других природных ресурсов, предоставленных для нужд Вооруженных Сил (пп. 71 п. 7 положения).

В соответствии с п. 1 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом (п. 2 ст. 209 ГК РФ).

Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Из приведенных положений закона следует, что собственник по своему усмотрению владеет и пользуется принадлежим ему имуществом и определяет расходы, необходимые для его содержания.

Возложение на собственника обязанностей по содержанию его имущества возможно, если это предусмотрено законом, либо если ненадлежащее содержание собственником своего имущества нарушает права и законные интересы других лиц.

В силу ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", предметом надзора органов прокуратуры являются: соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами, указанными в настоящем пункте.

При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы (ч. 2 названного Закона).

В соответствии с п. 1 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 № 1082, Министерство обороны России является органом управления Вооруженными Силами Российской Федерации, осуществляет координацию и контроль деятельности подведомственных ему Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству и Федеральной службы по техническому и экспортному контролю.

В структуру Министерства обороны Российской Федерации, являющегося органом управления Вооруженными Силами Российской Федерации, входят центральные органы военного управления и иные подразделения.

Приказом Минобороны России от 23.05.2014 № 335дсп (с изменениями, внесенными приказом от 06.07.2016 № 417дсп) утверждено Руководство по организации оснащения объектов Вооруженных Сил Российской Федерации техническими средствами охраны и комплексами технических средств охраны, которое действовало до 01.04.2020.

С 01.04.2020 введено в действие Руководство по оснащению объектов Вооруженных Сил Российской Федерации техническими средствами охраны и их применению, утвержденное приказом Министра обороны Российской Федерации от 18.02.2020 № 80 (далее также - Руководство).

Согласно названным руководствам технические средства охраны являются видом специальной техники, применяемой в системе охраны существующих или планируемых к строительству полигонов, аэродромов, узлов связи, баз, складов, арсеналов и иных используемых для нужд обороны страны и безопасности государства объектов, а также комплексов зданий и отдельных зданий, строений и сооружений, расположенных на позициях воинских частей, на стационарных пунктах управления, в организациях Вооруженных Сил.

В силу п. 2 Руководства технические средства охраны являются видом специальной техники, применяемой в системе охраны существующих или планируемых к строительству полигонов, аэродромов, узлов связи, баз, складов, арсеналов и иных используемых для нужд обороны страны и безопасности государства объектов, а также комплексов зданий и отдельных зданий, строений и сооружений, расположенных на позициях воинских частей, на стационарных пунктах управления, в организациях Вооруженных Сил РФ.

Пунктами 3, 4, 6, 7, 12 раздела I, пунктами 14, 15, 18, 23 раздела II Руководства определено, что технические средства охраны (далее также - ТСО) применяются в целях повышения надежности охраны и обеспечения антитеррористической защищенности военных объектов, оптимизации состава и численности подразделений охраны военных объектов, обеспечения подразделений охраны информацией о состоянии военного объекта в объеме, необходимом для организации его защиты от нападения и других противоправных действий третьих лиц, сдерживания (затруднения) проникновения нарушителя на военный объект на время, необходимое для реагирования подразделения охраны, улучшения условий несения службы по охране военных объектов. Для оснащения постоянных (стационарных) военных объектов применяются комплексы технических средств охраны, а также технические средства охраны, используемые автономно (вне состава комплекса технических средств охраны).

Технические средства охраны, используемые для организации охраны военных объектов автономно (вне состава комплекса технических средств охраны) включают в себя:

- средства обнаружения запрещенных предметов и веществ - изделия, предназначенные для досмотра людей, грузов и транспортных средств с целью установления наличия металлосодержащих предметов и взрывчатых (химических) веществ, запрещенных к вносу (ввозу) на территорию охраняемого военного объекта или выносу (вывозу) с нее;

- технические средства предупреждения - изделия, предназначенные для визуального и звукового информирования людей о приближении к границе охраняемого военного объекта (запретной границе);

- инженерные препятствия - изделия промышленного изготовления, предназначенные для воспрещения (затруднения) перемещения на подступах к границе охраняемого военного объекта людей и транспортных средств вне установленных маршрутов, обеспечения приемлемого скоростного режима и регулирования движения автомобилей, а также конструкции, воспрещающие (затрудняющие) несанкционированный доступ людей в здания (сооружения);

- инженерные средства охраны - инженерные сооружения и конструкции, применяемые для обеспечения необходимых условий для охраны военных объектов, в том числе с применением служебных собак;

- противотаранные барьеры - дистанционно управляемые механизированные конструкции, исключающие несанкционированное проникновение колесных транспортных средств на территорию охраняемого военного объекта через контрольно-пропускные пункты);

- технические средства воздействия - дистанционно управляемые изделия, позволяющие способом летального или нелетального воздействия на нарушителя пресечь его действия по преодолению границы охраняемого военного объекта;

- комплект средств охраны комнат для хранения оружия - изделие, предназначенное для оснащения комнат для хранения оружия;

- система бесперебойного электропитания - электростанция, позволяющая обеспечивать временное (аварийное) электроснабжение технических средств охраны до момента восстановления электропитания по основной линии;

- средства обеспечения эксплуатации технических средств охраны - контрольно-проверочная аппаратура и другое оборудование, используемые для проведения технического обслуживания технических средств охраны, а также машины и механизмы, предназначенные для уборки участков размещения периметровых средств обнаружения от кустарника, травы и снега.

Комплекс технических средств охраны включает в себя следующие типы (подсистемы) технических средств охраны: аппаратуру управления, сбора и обработки информации, периметровые средства обнаружения (изделия, предназначенные для выявления фактов пересечения границ охраняемого военного объекта), объектовые средства обнаружения, технические средства наблюдения, средства управления и контроля доступа, инженерные заграждения (металлические (или комбинированные), заграждения различной высоты (в том числе оборудованные армированной колючей лентой), предназначенные для пресечения (сдерживания) проникновения посторонних лиц на охраняемый военный объект, а также для обозначения границ охраняемого военного объекта на местности), систему охранного освещения, средства связи системы охраны, средства тревожно-вызывной сигнализации.

Военные объекты, в зависимости от особенностей расположения и организации охраны, могут оснащаться комплексами технических средств охраны без одной или нескольких типов (подсистем) технических средств охраны.

Организация охраны военных объектов техническими средствами охраны представляет собой целенаправленную деятельность должностных лиц, штабов и органов военного управления по оснащению подчиненных военных объектов техническими средствами охраны, организации их применения по назначению, своевременного технического обслуживания и ремонта.

Довольствие войск (сил) техническими средствами охраны осуществляется через систему органов военного управления, включающую в себя: Управление службы войск, главные штабы видов Вооруженных Сил, штабы военных округов (Северного флота), штабы родов войск Вооруженных Сил, центральные органы военного управления, имеющие подчиненные воинские части. Управление службы войск является довольствующим органом в Вооруженных Силах по номенклатуре «Технические средства охраны объектов I, II и III категорий».

Категорирование объектов производится в соответствии с требованиями Методики категорирования объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, оснащаемых техническими средствами охраны, комплексами технических средств охраны.

Категории объектам присваиваются приказами главнокомандующих видами Вооруженных Сил, командующими войсками военных округов, родами войск Вооруженных Сил, руководителей центральных органов военного управления, командующих объединениями, командиров соединений и воинских частей.

Главные штабы видов Вооруженных Сил, штабы военных округов (Северного флота), родов войск Вооруженных Сил, центральные органы военного управления, имеющие подчиненные воинские части, осуществляют планирование мероприятий по оснащению военных объектов техническими средствами охраны и организации их ремонта, ведение перечня военных объектов, подлежащих оснащению техническими средствами охраны, издание приказов главнокомандующих видами Вооруженных Сил Российской Федерации, командующих войсками военных округов (Северного флота), командующих родами войск Вооруженных Сил Российской Федерации и руководителей центральных органов военного управления, имеющих подчиненные воинские части, о присвоении военным объектам I, II, III категорий по оснащению техническими средствами охраны.

Согласно п. 15 Руководства Управление службы войск и безопасности военной службы Министерства обороны РФ является довольствующим органом в Вооруженных Силах РФ по номенклатуре «Технические средства охраны объектов I, II, и III категорий».

Согласно п. 16 Управление службы войск и безопасности военной службы Министерства обороны РФ непосредственно осуществляет довольствие техническими средствами охраны органов военного управления, в том числе, штаб Западного военного круга. В соответствии с п. 18 Руководства штаб Западного военного округа осуществляет довольствие техническими средствами охраны подчиненных воинских частей.

Согласно п. 48 Руководства к военным объектам II категории по оснащению техническими средствами охраны относятся, в том числе, военные комиссариаты субъектов Российской Федерации.

В рамках реализации делегированных полномочий и в целях формирования Плана оснащения объектов Вооруженных сил Российской Федерации техническими средствами охраны, штаб Западного военного округа разрабатывает предложения, в которых определяет очередность оснащения военных объектов техническими средствами охраны исходя из действующих приоритетов, ранее спланированных мероприятий и доведенных Управлением службы войск и безопасности военной службы Министерства обороны Российской Федерации лимитов бюджетных обязательств по государственному оборонному заказу.

В соответствии с п. 123 Руководства оснащение военных объектов техническими средствами охраны осуществляется одним из способов:

- комплексное оснащение (дооснащение) техническими средствами охраны существующего военного объекта;

- оснащение (дооснащение) существующего военного объекта первоочередными техническими средствами охраны;

- комплексное оснащение техническими средствами охраны строящегося (реконструируемого) военного объекта;

- оснащение первоочередными техническими средствами охраны строящегося (реконструируемого) военного объекта.

Пунктом 124 Руководства установлено, что комплексное оснащение (дооснащение) техническими средствами охраны существующего военного объекта организуется при условиях:

- здания (сооружения) военного объекта находятся в удовлетворительном техническом состоянии (по заключению уполномоченных эксплуатационных органов, не требуют капитального ремонта);

- здания (сооружения) военного объекта не включены в планы реконструкции (капитального ремонта), не планируются к передаче под иные нужды, выводу из эксплуатации или консервации;

- воинская часть, к которой относится военный объект, не спланирована к расформированию (переформированию) или передислокации;

- в штате воинской части, к которой относится объект, имеется подразделение по эксплуатации технических средств охраны.

Пунктом 127 Руководства четко регламентирован порядок комплексного оснащения (дооснащения) техническими средствами охраны (первоочередными техническими средствами охраны) существующего военного объекта.

Так, подготовительные мероприятия (проводятся ежегодно всеми воинскими частями и органами военного управления):

- до 1 марта - подготовка (уточнение) воинскими частями расчета потребности в оснащении (дооснащении) военных объектов техническими средствами охраны согласно методике;

- до 1 апреля - представление заявки на оснащение (дооснащение) военных объектов техническими средствами охраны;

- до 1 мая - обобщение и анализ представленных заявок в главных штабах видов Вооруженных Сил, штабах военных округов (Северного флота), родов войск Вооруженных Сил, центральных органов военного управления с последующим определением очередности оснащения военных объектов техническими средствами охраны, исходя из действующих приоритетов, доведенных Управлением службы войск предельных лимитов бюджетных обязательств, а также ранее спланированных мероприятий;

- до 1 июня - подготовка главными штабами видов Вооруженных Сил, штабами военных округов (Северного флота), родов войск Вооруженных Сил, центральными органами военного управления и направление в Управление службы войск предложений по включению военных объектов подчиненных воинских частей в проект Плана оснащения объектов Вооруженных Сил Российской Федерации техническими средствами охраны и средствами видеоконтроля на 3 года (начиная со следующего года);

- до 1 августа - разработка Управлением службы войск проекта Плана оснащения объектов Вооруженных Сил Российской Федерации техническими средствами охраны и средствами видеоконтроля и последующее утверждение его начальником Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации - первым заместителем Министра обороны Российской Федерации;

- до 1 октября - организация Управлением службы войск предпроектного обследования военных объектов, включенных в План оснащения объектов Вооруженных Сил Российской Федерации техническими средствами охраны и средствами видеоконтроля на следующий год, разработка исходных данных (технического задания) для формирования проектов государственных контрактов.

Между тем, приведенные нормы судом при разрешении заявленных требований не были применены.

Возлагая на собственника имущества по требованию прокурора обязанность установить в военном комиссариате г. Вязьма, Вяземского и Угранского районов Смоленской области технические средства охраны, суд не исследовал наличие технической возможности для установки таких средств на военном объекте, не установил способ обеспечения здания техническими средствами охраны.

Принимая решение о возложении на Министерство обороны Российской Федерации обязанности выделить денежные средства и обеспечить заключение государственного контракта на установку в военном комиссариате г. Вязьма, Вяземского и Угранского районов Смоленской области в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, суд первой инстанции не учел, что оснащение ТСО военных объектов является прерогативой органов военного управления, перечисленных в Руководстве, которые в зависимости от находящихся на территории военного объекта предметов охраны присваивают ему категорию по оснащению ТСО.

Возложение на Министерство обороны Российской Федерации обязанности по выделению денежных средств является вмешательством в деятельность довольствующих органов войск (сил) по техническим средствам охраны.

Данная правовая позиция согласуется с определением Второго кассационного суда общей юрисдикции от 07.04.2022 N 88-4926/2022.

Кроме того, в порядке подготовки дела к судебному разбирательству военному прокурору судом апелляционной инстанции было предложено указать способ обеспечения заключения государственного контракта на установку указанных ТСО, предоставить сведения о категории военного объекта по оснащению ТСО, а также доказательства технической возможности и необходимости установки спорных ТСО в указанном количестве. Названные доказательства предоставлены не были.

Учитывая вышеизложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что правовых оснований для удовлетворения иска военного прокурора не имеется. В связи с чем решение суда первой инстанции нельзя признать законным и обоснованным, как постановленное при неправильном применении норм материального права, в силу положений п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ оно подлежит отмене с принятием по делу нового решения – об отказе в удовлетворении заявленных требований о понуждении к совершению определенных действий.

Руководствуясь статьями 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определил:

решение Вяземского районного суда Смоленской области от 10 января 2024 года отменить, принять по делу новое, которым в удовлетворении исковых требований военного прокурора Смоленского гарнизона к Министерству обороны Российской Федерации, ФКУ «Военный комиссариат Смоленской области» о понуждении к совершению определенных действий отказать.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 30.07.2024.

33-2096/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Военный прокурор Смоленского гарнизона
Ответчики
Министерство обороны Российской Федерации
ФКУ Военный комиссариат Смоленской области
Другие
Военный комиссариат г. Вязьма, Вяземского и Угранского районов Смоленской области
Суд
Смоленский областной суд
Судья
Родионов Владимир Александрович
Дело на странице суда
oblsud.sml.sudrf.ru
01.07.2024Передача дела судье
23.07.2024Судебное заседание
05.08.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.08.2024Передано в экспедицию
23.07.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее