РЈРР” 16RS0024-01-2019-001084-73
Дело № 2-858/2019 ~ М-788/2019
Судья Бурганов Р.Р. (№ 33-3351/2020)
Учет № 032г
АПЕЛЛЯЦРРћРќРќРћР• ОПРЕДЕЛЕНРР•
21 мая 2020 года город Казань
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе председательствующего Сахиповой Г.А.,
судей Гиниатуллиной Р¤.Р., Гаянова Рђ.Р .,
с участием прокурора Карпова К.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Галиевой Р.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи
Гиниатуллиной Р¤.Р. гражданское дело РїРѕ апелляционной жалобе Гафиятова Р”.Р . РЅР° решение Нурлатского районного СЃСѓРґР° Республики Татарстан РѕС‚ 20 РЅРѕСЏР±СЂСЏ 2019 РіРѕРґР°, которым Гафиятову Р”.Р . отказано РІ удовлетворении РёСЃРєР° Рє Министерству внутренних дел Республики Татарстан Рѕ признании незаконными заключения РїРѕ результатам служебной проверки РѕС‚ 7 сентября 2019 РіРѕРґР° Рё приказа Министерства внутренних дел РїРѕ Республике Татарстан в„–1058 Р»/СЃ РѕС‚ 30 сентября 2019 РіРѕРґР° РѕР± увольнении СЃРѕ службы РІ органах внутренних дел, восстановлении РЅР° службе РІ органах внутренних дел Рё взыскании денежного довольствия Р·Р° период вынужденного прогула.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя Министерства внутренних дел по Республике Татарстан – Андреева Л.Ю., возражавшего доводам жалобы, заключение прокурора, полагавшего решение суда законным, судебная коллегия
РЈРЎРўРђРќРћР’РЛА:
Гафиятов Д.Р. обратился с иском к Министерству внутренних дел по Республике Татарстан о признании незаконными заключения по результатам служебной проверки и приказа об увольнении со службы в органах внутренних дел, восстановлении на службе в органах внутренних дел и взыскании денежного довольствия за период вынужденного прогула. В обоснование истец указал, что приказом от 30 сентября 2019 года за № 1058 л/с истец был уволен по основаниям, предусмотренным пунктом 9 части 3 статьи 82 Федерального закона № 342-ФЗ от 30 ноября 2011 года «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в связи с совершением проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел). Основанием для увольнения явилось заключение по результатам служебной проверки от 7 сентября 2019 года, в котором указано на укрытие истцом сведений относительно обстоятельств правонарушения и фальсификации информации. Считает свое увольнение незаконным, поскольку основания проверки ему не были предоставлены, им не совершался проступок, порочащий честь сотрудника органов внутренних дел. В материалах проверки не указаны сведения о каком правонарушении он укрыл сведения, факт фальсификации информации не нашел подтверждения. Служебная проверка проведена с нарушением законодательства. Просит суд признать незаконными заключение по результатам служебной проверки, утвержденное 7 сентября 2019 года министром МВД по РТ, приказ МВД по РТ № 1058/л от 30 сентября 2019 года об увольнении его со службы в органах внутренних дел, восстановить его на службе в органах внутренних дел в должности оперуполномоченного отделения по обслуживанию территорий отдела уголовного розыска ОМВД России по Нурлатскому району, взыскать с МВД по Республике Татарстан денежное довольствие за период вынужденного прогула.
Рстец Гафиятов Р”.Р . РІ СЃСѓРґРµ первой инстанции исковые требования поддержал.
Представители ответчика Министерства внутренних дел Республики Татарстан исковые требования не признали.
Судом принято решение в приведённой выше формулировке.
В апелляционной истец просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении иска. В жалобе отмечается о том, что судом не указано в чем выразился проступок в части укрытия сведений относительно обстоятельств правонарушения. В материалах служебной проверки отсутствуют допустимые доказательства, которые бы указывали на совершение им умышленных действий по фальсификации информации.
Рстец РІ настоящее время находится РІ ФКУ РЎРР—Рћ-1 УФСРРќ Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Республике Татарстан, Рѕ рассмотрении дела путем видеоконференцсвязи РЅРµ РїСЂРѕСЃРёР», ходатайств РЅРµ заявлял, извещен надлежащим образом.
Судебная коллегия, исходя из положений статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Судебная коллегия, исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Согласно статье 11 Трудового кодекса Российской Федерации на государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.
Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» регулирование правоотношений, связанных со службой в органах внутренних дел, осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации; настоящим Федеральным законом; Федеральным законом от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции», Федеральным законом от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и другими федеральными законами, регламентирующими правоотношения, связанные со службой в органах внутренних дел; нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации; нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации; нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
В соответствии с частью 2 статьи 3 указанного Федерального закона в случаях, не урегулированных нормативными правовыми актами Российской Федерации, указанными в части 1 данной статьи, к правоотношениям, связанным со службой в органах внутренних дел, применяются нормы трудового законодательства.
Аналогичные положения содержатся в части 2 статьи 34 Федерального закона от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции», предусматривающей распространение действия трудового законодательства Российской Федерации на сотрудников полиции в части, не урегулированной законодательством Российской Федерации, регламентирующим вопросы прохождения службы в органах внутренних дел, и настоящим Федеральным законом.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 50 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-Ф3 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» на сотрудника органов внутренних дел в случае нарушения им служебной дисциплины, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, может налагаться дисциплинарное взыскание в виде увольнения со службы в органах внутренних дел.
Пунктом 9 части 3 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-Ф3 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что контракт подлежит расторжению, а сотрудник органов внутренних дел увольнению со службы в органах внутренних дел в связи с совершением проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел.
В силу части 14 статьи 89 Федерального закона от 30 ноября 2011 года №342-Ф3 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» увольнение сотрудника органов внутренних дел по основанию, предусмотренному пунктом 9 части 3 статьи 82 настоящего Федерального закона, не допускается позднее шести месяцев со дня, когда прямому руководителю (начальнику) или непосредственному руководителю (начальнику) стало известно о совершении сотрудником проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел, и позднее трех лет со дня его совершения.
В силу пункта 12 части 1 статьи 12 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сотрудник органов внутренних дел обязан не допускать злоупотреблений служебными полномочиями, соблюдать установленные федеральными законами ограничения и запреты, связанные со службой в органах внутренних дел, а также соблюдать требования к служебному поведению сотрудника.
Согласно пункту 4 статьи 7 Федерального закона от 07 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции» сотрудник полиции, как в служебное, так и во внеслужебное время должен воздерживаться от любых действий, которые могут вызвать сомнение в его беспристрастности или нанести ущерб авторитету полиции.
В силу части 1 и части 6 статьи 9 Федерального закона от 07 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции» полиция при осуществлении своей деятельности стремится обеспечивать общественное доверие к себе и поддержку граждан. Общественное мнение является одним из основных критериев официальной оценки деятельности полиции, определяемых федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Соблюдение установленных федеральным законодательством ограничений и запретов - одна из основных обязанностей государственного служащего, предусмотренная пунктом 12 части 1 статьи 27 Федерального закона от 07 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции».
Согласно пункту 1 части 2 статьи 49 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-Ф3 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» грубым нарушением служебной дисциплины сотрудником органов внутренних дел является: несоблюдение сотрудником ограничений и запретов, установленных законодательством Российской Федерации.
Анализ вышеизложенных норм законодательства указывает на то, что служба в органах внутренних дел является особым видом государственной службы, направлена на реализацию публичных интересов, что предопределяет наличие у сотрудников, проходящих службу в этих органах, специального правового статуса, обусловленного выполнением конституционно значимых функций по обеспечению правопорядка и общественной безопасности. Законодатель, определяя правовой статус сотрудников, проходящих службу в органах внутренних дел, вправе устанавливать для этой категории граждан особые требования, в том числе к их личным и деловым качествам, и особые обязанности, обусловленные задачами, принципами организации и функционирования органов внутренних дел, а также специфическим характером деятельности указанных лиц. Поступая на службу в органы внутренних дел, гражданин добровольно возлагает на себя обязанность соответствовать указанным требованиям и добросовестно исполнять свои обязанности.
Таким образом, возможность увольнения сотрудников органов внутренних дел за совершение проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел, то есть за несоблюдение добровольно принятых на себя обязательств, предусмотренных законодательством, обусловлена особым правовым статусом указанных лиц.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, законодатель, определяя правовой статус сотрудников, проходящих службу в органах внутренних дел, вправе устанавливать для этой категории граждан особые требования, в том числе к их личным и деловым качествам, и особые обязанности, обусловленные задачами, принципами организации и функционирования органов внутренних дел, а также специфическим характером деятельности указанных лиц (Постановление от 6 июня 1995 года № 7-П; определения от 21 декабря 2004 года № 460-О, от 16 апреля 2009 года № 566-О-О, от 25 ноября 2010 года № 1547-О-О и от 3 июля 2014 года № 1405-О).
Возможность увольнения со службы сотрудника органов внутренних дел, более не отвечающего указанным требованиям, предопределена необходимостью комплектования правоохранительных органов лицами, имеющими высокие морально-нравственные качества и способными надлежащим образом выполнять принятые ими на себя обязательства по защите прав и свобод человека и гражданина, соблюдению положений Конституции Российской Федерации, обеспечению правопорядка и общественной безопасности.
Причиной увольнения сотрудника органов внутренних дел по основанию, предусмотренному пунктом 9 части 3 статьи 82 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», является проступок, умаляющий авторитет органов внутренних дел и противоречащий требованиям, предъявляемым к сотрудникам, - независимо от того, предусмотрена ли за данное деяние административная либо уголовная ответственность.
В силу частей 3, 6, 8, 9, 11, 17 статьи 51 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дисциплинарные взыскания на сотрудника органов внутренних дел налагаются прямыми руководителями (начальниками) в пределах прав, предоставленных им руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, за исключением перевода на нижестоящую должность в органах внутренних дел и увольнения со службы в органах внутренних дел сотрудника, замещающего должность в органах внутренних дел, назначение на которую и освобождение от которой осуществляются Президентом Российской Федерации.
Дисциплинарное взыскание должно быть наложено в случае проведения служебной проверки или возбуждения уголовного дела - не позднее чем через один месяц со дня утверждения заключения по результатам служебной проверки или вынесения окончательного решения по уголовному делу. В указанные сроки не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или в командировке.
До наложения дисциплинарного взыскания от сотрудника органов внутренних дел, привлекаемого к ответственности, должно быть затребовано объяснение в письменной форме. В случае отказа сотрудника дать такое объяснение составляется соответствующий акт. Перед наложением дисциплинарного взыскания по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя в соответствии со статьей 52 настоящего Федерального закона может быть проведена служебная проверка.
О наложении на сотрудника органов внутренних дел дисциплинарного взыскания издается приказ руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя. Дисциплинарное взыскание в виде замечания или выговора может объявляться публично в устной форме. В случае временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или в командировке приказ о наложении на него дисциплинарного взыскания издается после его выздоровления, выхода из отпуска или возвращения из командировки. Сотрудник считается привлеченным к дисциплинарной ответственности со дня издания приказа о наложении на него дисциплинарного взыскания либо со дня публичного объявления ему замечания или выговора в устной форме.
Уполномоченный руководитель обязан РІ течение трех рабочих дней ознакомить сотрудника органов внутренних дел РїРѕРґ расписку СЃ приказом Рѕ наложении РЅР° него дисциплинарного взыскания. Р’ указанный СЃСЂРѕРє РЅРµ включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его РІ отпуске или РІ командировке, Р° также время, необходимое для прибытия сотрудника Рє месту ознакомления СЃ приказом Рѕ наложении РЅР° него дисциплинарного взыскания или для доставки указанного приказа Рє месту службы сотрудника.Рсполнение наложенного РЅР° сотрудника органов внутренних дел дисциплинарного взыскания РІ РІРёРґРµ увольнения СЃРѕ службы РІ органах внутренних дел осуществляется РІ соответствии СЃ главой 12 настоящего Федерального закона.
Согласно частям 1, 4, 5, 8, 9 статьи 52 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» служебная проверка проводится по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя при необходимости выявления причин, характера и обстоятельств совершенного сотрудником органов внутренних дел дисциплинарного проступка, подтверждения наличия или отсутствия обстоятельств, предусмотренных статьей 14 настоящего Федерального закона, а также по заявлению сотрудника.
Служебная проверка проводится в течение тридцати дней со дня принятия решения о ее проведении. Срок проведения служебной проверки по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя может быть продлен, но не более чем на тридцать дней. В срок проведения служебной проверки не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника органов внутренних дел, в отношении которого проводится служебная проверка, нахождения его в отпуске или в командировке, а также время отсутствия сотрудника на службе по иным уважительным причинам.
Результаты служебной проверки представляются руководителю федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченному руководителю, принявшим решение о проведении служебной проверки, в письменной форме в виде заключения не позднее чем через три дня со дня завершения проверки. Указанное заключение утверждается руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченным руководителем, принявшими решение о проведении служебной проверки, не позднее чем через пять дней со дня представления заключения.
Заключение по результатам служебной проверки подписывается лицами, ее проводившими, и утверждается руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченным руководителем, принявшими решение о проведении служебной проверки.
Порядок проведения служебной проверки устанавливается федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Порядок проведения служебной проверки в органах, организациях и подразделениях Министерства внутренних дел Российской Федерации утвержден Приказом МВД России от 26 марта 2013 года № 161 (редакции от 12 ноября 2018 года).
Пунктами 16, 17 Порядка проведения служебной проверки в органах, организациях и подразделениях Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Приказом МВД России от 26 марта 2013 года №161 (ред. от 12 ноября 2018 года), предусмотрено, что в соответствии с частью 4 статьи 52 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" служебная проверка проводится в течение тридцати дней со дня принятия решения о ее проведении. Срок проведения служебной проверки по решению Министра внутренних дел Российской Федерации или руководителя (начальника), принявшего решение о проведении служебной проверки, может быть продлен, но не более чем на тридцать дней. В срок проведения служебной проверки не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника, в отношении которого проводится служебная проверка, нахождения его в отпуске или в командировке, а также время отсутствия сотрудника на службе по иным уважительным причинам, подтвержденные соответствующей справкой кадрового подразделения органа, организации или подразделения МВД России.
Согласно пункту 33 Порядка проведения служебной проверки в органах, организациях и подразделениях Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Приказом МВД России от 26 марта 2013 года №161 (ред. от 12 ноября 2018 года) сотрудник, в отношении которого проводится служебная проверка, пользуется правами и несет обязанности, предусмотренные частью 6 статьи 52 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Судом установлено, что Гафиятов Д.Р. служил в должности оперуполномоченного отделения по обслуживанию территорий отдела уголовного розыска отдела Министерства внутренних дел России по Нурлатскому району.
Приказом ответчика от 30 сентября 2019 года за № 1058 л/с истец уволен со службы по пункту 9 части 3 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» - в связи с совершением проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел.
Основанием для увольнения истца послужили результаты служебной проверки, утвержденные Министром внутренних дел РїРѕ Республике Татарстан 7 сентября 2019 РіРѕРґР°. Данная проверка проводилась РїРѕ факту опубликованной РІ 11 часов 36 РјРёРЅСѓС‚ 9 июля 2019 РіРѕРґР° РЅР° интернет-сайте В«live-press.ruВ» статьи «Семья полицейских РёР· Татарстана похищала РІ рабство жителей республики для работы РЅР° ферме», РіРґРµ сотрудник РћРњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Нурлатскому району Гафиятов Динар указано как лицо, похитившее жителя села <адрес> Садыкова Р., Рё возбужденного 9 июля 2019 Нурлатским РњР РЎРћ РЎРЈ РЎРљ Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Республике Татарстан РІ отношении неустановленных лиц уголовного дела в„– 11902920012000080 РїРѕ признакам преступления, предусмотренного пунктом «а» части 2 статьи 126 Уголовного кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации.
Служебной проверкой были сделаны выводы о совершении Гафиятовым Д.Р. своими действиями нарушений требований:
к служебному поведению сотрудника органов внутренних дел, установленных пунктом 2 части 1 статьи 13 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ в части, касающейся того, что при осуществлении служебной деятельности, а также во внеслужебное время сотрудник органов внутренних дел обязан заботиться о сохранении своих чести и достоинства, не допускать принятия решений из соображений личной заинтересованности, не совершать поступков, наносящих ущерб его репутации, авторитету федерального органа исполнительной власти в сфере органов внутренних дел, а также государственной власти;
к служебному поведению, установленному подпунктами «а», «м» пункта 11 Типового кодекса этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих, одобренного решением президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции от 23 декабря 2010 года (протокол № 21), в части касающейся того, что государственные (муниципальные) служащие, сознавая ответственность перед государством, обществом и гражданами, призваны: исполнять должностные обязанности добросовестно и на высоком профессиональном уровне в целях обеспечения эффективной работы государственных органов и органов местного самоуправления; воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в добросовестном исполнении государственным (муниципальным) служащим должностных обязанностей, а также избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету государственного органа либо органа местного самоуправления.
Судом установлено, что приказом МВД по Республике Татарстан № 621 от 10 июля 2019 года служебная проверка назначена 10 июля 2019 года.
Министром внутренних дел по РТ Хохориным А.В. на основании пункта 16 Порядка проведения служебной проверки в органах, организациях и подразделениях Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденному Приказом МВД России от 26 марта 2013 № 161, проведение служебной проверки продлено до 9 сентября 2019 года.
10 июля 2019 года приказом МВД по РТ № 736 л/с Гафиятов Д.Р. временно отстранён от выполнения служебных обязанностей на период проведения служебной проверки. С указанным приказом Гафиятов Д.Р. ознакомлен.
11 июля 2019 года Гафиятовым Д.Р. предоставлено объяснение в порядке части 6 статьи 52 Федерального закона № 342-Ф3 от 30 ноября 2011 года.
Заключение служебной проверки утверждено Министром внутренних дел по РТ Хохориным А.В. 7 сентября 2019 года, то есть в срок и в порядке предусмотренные частью 5 статьи 52 Федерального закона № 342-Ф3 от 30 ноября 2011 года.
12 сентября 2019 года Гафиятов Д.Р. ознакомлен с заключением служебной проверки; с представлением к увольнению со службы в органах внутренних дел РФ, подписанным врио начальника ОМВД России по Нурлатскому району; в порядке части 1 статьи 85 Федерального закона № 342-Ф3 от 30 ноября 2011 года с уведомлением о прекращении или расторжении контракта и увольнении со службы в органах внутренних дел РФ по пункту 9 части 3 статьи 82 Федерального закона № 342-Ф3 от 30 ноября 2011 года.
Кроме того, врио начальником ОМВД России по Нурлатскому району Гавриловым Л.В. с Гафиятовым Д.Р. проведена беседа, в которой разъяснены положения Федерального закона № 342-Ф3 от 30 ноября 2011 года по факту увольнения, доведены положения нормативных правовых актов МВД России о пенсионном обеспечении в системе МВД России.
С приказом об увольнении от 30 сентября 2019 года № 1058 л/с, изданным в срок, предусмотренный частью 6 статьи 51 Федерального закона № 342-Ф3 от 30 ноября 2011 года, Гафиятов Д.Р. ознакомился 30 сентября 2019 года, а также получил выписку из приказа и трудовую книжку.
Всесторонне и полно исследовав доводы сторон, представленные ими доказательства, и дав им надлежащую правовую оценку, суд пришел к правильному выводу о том, что процедура увольнения в отношении истца была соблюдена ответчиком в полной мере, ответчиком не допущено нарушений порядка увольнения истца, предусмотренного действующим законодательством, влекущих признание увольнения незаконным, в рамках служебной проверки истец давал свои объяснения, был ознакомлен с оспариваемым приказом и заключением служебной проверки, что подтверждено материалами дела. Нарушений при проведении служебной проверки, в том числе по срокам ее проведения, не установлено.
Согласно пункту 4 статьи 7 Федерального закона «О полиции» сотрудник полиции, как в служебное, так и во внеслужебное время должен воздерживаться от любых действий, которые могут вызвать сомнение в его беспристрастности или нанести ущерб авторитету полиции.
В соответствии с частями 1, 6 статьи 9 Закона о полиции полиция при осуществлении своей деятельности стремится обеспечивать общественное доверие к себе и поддержку граждан.
Разрешая заявленные требования, суд верно исходит из того, что к сотрудникам органов внутренних дел предъявляются повышенные требования по соблюдению высоконравственных норм поведения. Служба в органах внутренних дел является особым видом государственной службы, направлена на реализацию публичных интересов, что предопределяет наличие у сотрудников, проходящих службу в этих органах, специального правового статуса, обусловленного выполнением конституционно значимых функций по обеспечению правопорядка и общественной безопасности. Законодатель, определяя правовой статус сотрудников, проходящих службу в органах внутренних дел, вправе устанавливать для этой категории граждан как определенные ограничения в части реализации ими гражданских прав и свобод, так и особые обязанности, обусловленные задачами, принципами организациями и функционирования органов внутренних дел, а также специфическим характером деятельности указанных лиц. Федеральным законом от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ определено, что совершение проступка, порочащего честь, является условием, при котором дальнейшая служба в органах внутренних дел невозможна.
С учетом вышеизложенных обстоятельств, отказывая в удовлетворении заявленных исковых требований, суд пришел к правильному выводу о том, что у ответчика имелись правовые основания для увольнения истца по пункту 9 части 3 статьи 82 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» за совершение проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел.
Факт совершения истцом дисциплинарного проступка установлен материалами служебной проверки и нашел подтверждение в ходе судебного разбирательства. Доводы апелляционной жалобы в этой части нельзя признать состоятельными.
Доводы апелляционной жалобы о невозможности квалификации действий Гафиятова Д.Р., как порочащих честь и достоинство сотрудника органов внутренних дел, в связи с отсутствием в его действиях состава правонарушения на законе не основаны.
Возможность увольнения со службы на основании пункта 9 части 3 статьи 82 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сотрудника органов внутренних дел, более не отвечающего указанным требованиям, предопределена необходимостью комплектования правоохранительных органов лицами, имеющими высокие морально-нравственные качества и способными надлежащим образом выполнять принятые на себя обязательства по защите прав и свобод человека и гражданина, соблюдению положений Конституции Российской Федерации, обеспечению безопасности, законности и правопорядка (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 24 октября 2013 года №1545-О).
Причиной увольнения сотрудника органов внутренних дел по основанию, предусмотренному указанной нормой данного Федерального закона является проступок, умаляющий авторитет органов внутренних дел и противоречащий требованиям, предъявляемым к сотрудникам полиции, - независимо от того, предусмотрена ли за данное деяние административная либо уголовная ответственность.
Рные РґРѕРІРѕРґС‹ жалобы повторяют основания заявленных исковых требований, являлись предметом обсуждения СЃСѓРґР° первой инстанции, РІ оспариваемом решении РёРј дана надлежащая правовая оценка. Каких-либо обстоятельств, которые РЅРµ были предметом судебного разбирательства Рё которые могли Р±С‹ повлечь отмену судебного решения, Р° также доказательств, опровергающих изложенные РІ решении выводы СЃСѓРґР°, РІ жалобе РЅРµ приведено, РїРѕ существу изложенные РІ ней РґРѕРІРѕРґС‹ направлены РЅР° переоценку правильных выводов СЃСѓРґР°. Нарушений РЅРѕСЂРј материального Рё процессуального права, которые могли Р±С‹ явиться безусловным основанием для отмены данного судебного акта, СЃСѓРґРѕРј РЅРµ допущено.
При таких обстоятельствах решение суда следует признать законным и обоснованным, а апелляционная жалоба, доводы которой в целом направлены на переоценку установленных судом фактов и представленных по делу доказательств, не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛРЛА:
решение Нурлатского районного суда Республики Татарстан от 20 ноября 2019 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Гафиятова Д.Р. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок не превышающий трех месяцев в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) через суд первой инстанции.
Председательствующий
РЎСѓРґСЊРё