Председательствующий: Бубличенко Е.Ю.
Дело № 7р-258/2022
19RS0001-02-2022-007598-06
РЕШЕНИЕ
7 декабря 2022 года г. Абакан
Верховный Суд Республики Хакасия в составе
председательствующего судьи Когай Г.А.,
при секретаре Беккер В.Н.
рассмотрел в открытом судебном заседании жалобы Труфанова С.И. на решения Абаканского городского суда Республики Хакасия от 3 октября 2022 года и 5 октября 2022 года, которыми оставлены без изменения постановления заместителя руководителя Управления Федерального Казначейства по Республике Хакасия от 25 августа 2022 года о привлечении министра сельского хозяйства и продовольствия Республики Хакасия Труфанова Сергея Ивановича к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных ст. 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) и ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ.
Огласив жалобу, заслушав защитника Конных А.В., поддержавшего доводы жалоб, исследовав материалы дела, Верховный Суд Республики Хакасия
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя руководителя УФК по РХ от 25.08.2022 министр сельского хозяйства и продовольствия Труфанов С.И. привлечен к административной ответственности по ст. 15.14 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Постановлением заместителя руководителя УФК по РХ от 25.08.2022 министр сельского хозяйства и продовольствия Труфанов С.И. привлечен к административной ответственности по ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Решениями Абаканского городского суда Республики Хакасия от 03.10.2022 и 05.10.2022 указанные постановления оставлены без изменения.
Не согласившись с решениями суда, Труфанов С.И. обратился в Верховный Суд Республики Хакасия с жалобами, в которых просит решения суда и постановления органа административной юрисдикции отменить, производства по делам прекратить в связи с малозначительностью административных правонарушений. Приводит обстоятельства дел и ссылается на то, что министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Хакасия (далее – Минсельхозпрод РХ) не владеет компетенцией в области хлебопекарной промышленности в связи с отсутствием в структуре министерства отдела пищевой и перерабатывающей промышленности. Указывает на то, что проверка объемов хлебобулочных изделий предприятий ООО «Таштыпский хлебокомбинат» и ООО «Хлебный Дом», заявленных на субсидию, проводилась на основании ежемесячных статистических форм, которые содержат фактический произведенный объем продукции с указанием кодов ОКПД 2. Обращает внимание на то, что ввиду отсутствия в Минсельхозпроде РХ специалиста в области хлебопекарной промышленности, который бы мог определить предмет субсидии, при рассмотрении заявки на предоставление субсидии в части подтверждения объекта субсидирования (объем произведенного и реализованного хлеба и булочных изделий недлительного хранения) основывались на данных территориального органа Федеральной службы государственной статистики. Ссылается на то, что Минсельхозпрод РФ планировало провести выездную проверку соблюдения получателями субсидий условий, целей и порядка предоставления субсидий, однако провести проверку не удалось в связи с введенными ограничениями по COVID-19. Указывает на то, что Минсельхозпрод РХ в адрес предприятий направляло требования о возврате субсидий, в результате чего ООО «Таштыпский хлебокомбинат» по требованию от 20.06.2022 вернуло 66 286 руб., по требованию от 20.06.2022 - 20 000 руб., по требованию от 01.08.2022 ООО «Хлебный дом» возвратило 159 162 руб. Полагает, что имеются основания для признания правонарушения малозначительным ввиду отсутствия существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, с учетом формального состава правонарушения и совершения правонарушения впервые.
Проверив правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дел и принятии обжалуемых судебных актов, изучив материалы дел и доводы жалоб, Верховный Суд Республики Хакасия приходит к следующему.
В силу ст. 15.14 КоАП РФ административным правонарушением является нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.
Согласно ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ административным правонарушением признается нарушение финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем) или получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, за исключением случаев, предусмотренных ст. 15.14 КоАП РФ.
В соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) межбюджетные трансферты - средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.
Статьей 38 БК РФ установлено, что принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Согласно п. 2 ст. 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 - 8.1 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются:
1) из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации или актами уполномоченных им федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов);
2) из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации;
3) из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления.
В соответствии с требованиями абз. 2 п. 1 ст. 130 БК РФ правила предоставления и распределения межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, формы которых предусмотрены абзацами третьим - пятым статьи 129 КоАП РФ, устанавливаются нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, за исключением иных межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, предоставляемых на материальное обеспечение деятельности сенатора Российской Федерации, депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и их помощников, правила предоставления и распределения которых устанавливаются соответственно актами Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
В силу подп. 3 п. 1 ст. 162 БК РФ получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
Постановлением Правительства РФ от 17.12.2020 № 2140 утверждены Правила предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации на осуществление компенсации предприятиям хлебопекарной промышленности части затрат на производство и реализацию произведенных и реализованных хлеба и хлебобулочных изделий (далее – Правила № 2140).
Согласно п. 2 Правил № 2140 хлеб и хлебобулочные изделия - хлеб недлительного хранения, булочные изделия недлительного хранения (со сроком годности менее 5 суток) (код продукции в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности ОКПД 2 - 10.71.11.110 и 10.71.11.120).
В соответствии с п. 3 Правил № 2140 иные межбюджетные трансферты предоставляются в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при предоставлении средств из бюджета субъекта Российской Федерации предприятиям хлебопекарной промышленности на осуществление компенсации предприятиям хлебопекарной промышленности части затрат на реализацию 1 тонны произведенных и реализованных хлеба и хлебобулочных изделий (без учета налога на добавленную стоимость).
Пунктом 6 Правил № 2140 предусмотрено, что предоставление иных межбюджетных трансфертов осуществляется при выполнении следующих условий:
а) наличие нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, предусматривающего порядок и условия предоставления компенсации и включающего требования к их получателям, в том числе о неповышении в месяц получения компенсации цены на хлеб и хлебобулочные изделия по отношению к средней цене, сложившейся у предприятия хлебопекарной промышленности, в месяце, предшествующем месяцу получения компенсации, а также перечень документов, необходимых для получения компенсации на производство и реализацию 1 тонны произведенных и реализованных хлеба и хлебобулочных изделий;
б) наличие в бюджете субъекта Российской Федерации бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств субъекта Российской Федерации, в целях софинансирования которых предоставляются иные межбюджетные трансферты;
в) обязательство субъекта Российской Федерации о неповышении цен на хлеб и хлебобулочные изделия предприятиями хлебопекарной промышленности, получившими компенсацию.
Постановлением Правительства Республики Хакасия от 05.02.2021 № 39 утвержден Порядок предоставления субсидий производителям муки на закупку продовольственной пшеницы, предприятиям хлебопекарной промышленности на производство и реализацию произведенных и реализованных хлеба и хлебобулочных изделий и производителям зерновых культур на возмещение части затрат по производству и реализации зерновых культур, источником финансового обеспечения которых являются иные межбюджетные трансферты из федерального бюджета и средства республиканского бюджета Республики Хакасия (далее – Порядок № 39).
Согласно п. 1.3 Порядка № 39 (приложение 2) субсидии предоставляются в целях реализации государственной программы Республики Хакасия "Развитие агропромышленного комплекса Республики Хакасия и социальной сферы на селе", утвержденной постановлением Правительства Республики Хакасия от 19.11.2012 № 781, на возмещение части затрат на производство и реализацию 1 тонны произведенных и реализованных хлеба и хлебобулочных изделий (без учета налога на добавленную стоимость).
В соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности, утвержденным Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст с последующим изменением Приказа Росстандарта от 24.03.2016 № 204-ст (далее – ОКПД 2), код 10.71.11.110 – хлеб недлительного хранения, код 10.71.11.120 - Булочные изделия недлительного хранения, код 10.71.11.130 - Изделия хлебобулочные сдобные.
Выводы суда первой инстанции о допущенных министром Минсельхозпрода РФ Труфановым С.И. нарушениях условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов (нарушение ст. 130 БК РФ), что выразилось в нарушении обязательства по неповышению предприятиями хлебопекарной промышленности, получившими компенсацию (ООО «Таштыпский хлебокомбинат», ООО «Хлебный дом»), цен на хлеб и хлебобулочные изделия, установленного пунктом 6.2 Соглашения о предоставлении иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение, из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации от 15.02.2021 № 082-17-2021-037, заключенного между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Правительством Республики Хакасия в лице Минсельхозпрода РХ, и о нецелевом использовании бюджетных средств (нарушение ст. 78 БК РФ), что выразилось в 17 фактах предоставления субсидий на возмещение затрат, не соответствующих целям предоставления субсидий, определенных нормативным актом на общую сумму 287 260 руб., в том числе за счет средств иного межбюджетного трансферта в размере 284 387, 40 руб., а именно: возмещение части затрат на реализацию произведенных и реализованных хлебобулочных изделий, не относящихся к продукции с кодами ОКПД 2, предусмотренной приведенным Соглашением, подтверждаются совокупностью доказательств, имеющихся в материалах дел и приведенных в решениях суда первой инстанции.
К таким доказательствам суд обоснованно отнес материалы проверки, проведенной на основании приказа УФК по РХ от 30.03.2022 № 130 «О назначении плановой выездной проверки в Министерстве сельского хозяйства продовольствия Республики Хакасия» и п. 15 Плана контрольных мероприятий УФК по РХ на 2022 год. По результатам проведенной проверочной группой УФК по РХ проверки соблюдения целей, порядка и условий предоставления из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации на осуществление компенсации предприятиям хлебопекарной промышленности части затрат на реализацию произведенных и реализованных хлеба и хлебобулочных изделий в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия за период с 01.01.2021 по 31.12.2021, составлен акт от 25.05.2022.
В ходе проверки установлено, что в соответствии с п. 1.1 заключенного между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Правительством Республики Хакасия в лице Минсельхозпрода РХ Соглашения о предоставлении иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение, из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации от 15.02.2021 № 082-17-2021-037 (далее - Соглашение), бюджету Республики Хакасия предоставляется иной межбюджетный трансферт на осуществление компенсации предприятиям хлебопекарной промышленности части затрат на реализацию произведенных и реализованных хлеба и хлебобулочных изделий за счет резервного фонда Правительства РФ в рамках подпрограммы «Развитие отраслей агропромышленного комплекса» государственной программы «О развитии сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия», утвержденной постановлением Правительства РФ от 14.07.2012 № 717. Пунктом 6.2 Соглашения установлено, что субъект (Минсельхозпрод РХ) обязуется, что предприятия хлебопекарной промышленности, получившие компенсацию, не будут повышать цены на хлеб и хлебобулочные изделия. Согласно п. 6.1.1 уполномоченным органом исполнительной власти Субъекта, осуществляющим взаимодействие с Минсельхозом России, на который со стороны Субъекта (Правительство РХ в лице Минсельхозпрода РХ) возлагаются функции по исполнению (координации исполнения) Соглашения и представление отчетности, является Минсельхозпрод РХ.
При анализе финансовых, бухгалтерских, отчетных документов, представленных Минсельхозпродом РХ, документов, представленных получателями субсидий ООО «Хлебный дом», ООО «Таштыпский хлебокомбинат», данных, размещенных в ЕИС, установлены факты повышения цен на хлеб и хлебобулочные изделия предприятиями хлебопекарной промышленности, получившими компенсацию, в ноябре-декабре 2021 года. По предприятию ООО «Хлебный дом» цена за 1 кг. хлеба в период с января 2021 по март 2021 составляла 55,56 руб., затем цена была снижена, и с апреля 2021 по октябрь 2021 составляла 53,84 руб. Затем в ноябре и декабре 2021 цена за 1 кг. хлеба увеличена до 58,11 руб. и 58,96 соответственно. По предприятию ООО «Таштыпский хлебокомбинат» цена за 1 кг. хлеба в период с января 2021 по октябрь 2021 составляла 46,67 руб. В ноябре 2021 цена за 1 кг. хлеба была увеличена до 50,67 руб. Установлено, что Минсельхозпрод РХ нарушило условия, установленные соглашением о предоставлении межбюджетного трансферта, что выразилось в нарушении обязательства по неповышению предприятиями хлебопекарной промышленности, получившими компенсацию цен на хлеб и хлебобулочные изделия, установленного пунктом 6.2 Соглашения.
Кроме того, Правилами № 2140 и Порядком № 39 предусмотрено, что субсидия и иной межбюджетный трансфер предоставляются из расчета 2 000 руб. на реализацию 1 тонны произведенных и реализованных хлеба и хлебобулочных изделий. Хлеб и хлебобулочные изделия, по которым предусмотрено предоставление компенсации затрат, в соответствии с Правилами № 2140 и Порядком № 39, является хлеб недлительного хранения, булочные изделия недлительного хранения (со сроком годности менее пяти суток) (код продукции в соответствии с ОКПД 2 - 10.71.11.110 и 10.71.11.120 соответственно).
По данным бухгалтерского учета по счету 43 «Готовая продукция» в 2021 году ООО «Хлебный дом» осуществлялся выпуск изделий хлебобулочных и мучных кондитерских в количестве 210 наименований, общим весом 1 669,000677 тонн. Проверке представлены Декларации о соответствии Евразийского экономического союза (далее - Декларации соответствия), оформленные на выпускаемую продукцию, в том числе на изделия хлебобулочные из пшеничной хлебопекарной муки, печенье сдобное, изделия кондитерские мучные, изделия хлебобулочные из ржаной хлебопекарной и смеси ржаной хлебопекарной и пшеничной хлебопекарной муки, полуфабрикаты хлебобулочные замороженные и охлажденные, кекс, изделия хлебобулочные из пшеничной хлебопекарной муки. В соответствии с рецептурой производства хлебобулочных изделий, утвержденной ГОСТ 24557-89 «Изделия хлебобулочные сдобные. Технические условия», произведенная в проверяемый период времени ООО «Хлебный дом» продукция частично относится к ОКПД2: 10.71.11.130 «Изделия хлебобулочные сдобные», в то время как Соглашением предусмотрено о неповышении цен на хлеб и хлебобулочные изделия, относящиеся к ОКПД2: 10.71.11.110 и 10.71.11.120 соответственно.
Аналогичная ситуация обстоит и с продукцией ООО «Таштыпский хлебокомбинат». При анализе информации, полученной от ООО «Таштыпский хлебокомбинат», о нормах списания сырья и материалов на изготовление продукции, общем количестве готовой продукции, с указанием веса 1 единицы готовой продукции, получаемой из количества сырья, представленного в технологических картах на продукцию: булочка, плюшка, шаньга, рулет с различным наименованием, установлено, что продукция, заявленная для получения субсидии как хлебобулочные изделия, не подлежала субсидированию, так как относится к ОКПД2: 10.71.11.130.
При анализе документов, представленных ООО «КЕБА» в Минсельхозпрод РХ, установлено, что при подсчете итогового объема в реестре реализованной продукции, итоговый объем завышен на 4,940 тонн. Таким образом, фактически показатель результативности составил 2 041,13 тонн, что на 126,57 тонн меньше показателя, установленного Соглашением. Минсельхозпродом РХ не достигнут показатель результативности использования иных межбюджетных трансфертов в размере 126,57 тонн.
Указанные обстоятельства подтверждаются:
- Соглашением о предоставлении иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение, из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации от 15.02.2021 № 082-17-2021-037, заключенным между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Правительством Республики Хакасия в лице Минсельхозпрода РХ, в соответствии с п. 6.2 которого субъект (Минсельхозпрод РХ) обязуется, что предприятия хлебопекарной промышленности, получившие компенсацию, не будут повышать цены на хлеб и хлебобулочные изделия, согласно п. 6.1.1 уполномоченным органом исполнительной власти Субъекта, осуществляющим взаимодействие с Минсельхозом России, на который со стороны Субъекта (Правительство РХ в лице Минсельхозпрода РХ) возлагаются функции по исполнению (координации исполнения) Соглашения и представление отчетности, является Минсельхозпрод РХ;
- актом выездной проверки Минсельхозпрода РХ от 25.05.2022;
- требованиями Минсельхозпрода РХ от 20.06.2022, 01.08.2022 к ООО «Хлебный дом», ООО «Таштыпский хлебокомбинат» о возврате полученной части субсидии;
- решениями Минсельхозпрода РХ по результатам рассмотрения предложений участника отбора ООО «Хлебный дом» от 21.05.2021, 07.06.2021, 02.07.2021, 02.12.2021, участника ООО «Таштыпский хлебокомбинат» от 22.03.2021, 13.05.2021, 08.06.2021, 30.06.2021, 17.08.2021, 25.08.2021, 30.09.2021, 03.11.2021, подписанными министром Труфановым С.И.;
- заявками на кассовый расход о предоставлении ООО «Хлебный дом», ООО «Таштыпский хлебокомбинат» в соответствии с решениями Минсельхозпрода РХ субсидий на возмещение фактически понесенных затрат в связи с производством товаров на осуществление компенсации части затрат на реализацию произведенных и реализованных хлеба и хлебобулочных изделий, от 07.04.2021, 04.06.2021, 18.06.2021, 06.07.2021, 08.07.2021, 31.08.2021, 03.09.2021, 12.10.2021, 19.11.2021, 09.12.2021, подписанными министром Труфановым С.И. и платежными поручениями;
- отчетом о достижении значений результатов предоставления иного межбюджетного трансферта и обязательствах, принятых в целях их достижения на 01.01.2022, подписанным министром Труфановым С.И.
Должностное положение Труфанова С.И. подтверждается распоряжением главы Республики Хакасия – председателя Правительства Республики Хакасия от 07.03.2019 № 72-рк.
Оценив исследованные доказательства в их совокупности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, учтя положения ст. 2.4 КоАП РФ, регламентирующей понятие административной ответственности должностных лиц, суд первой инстанции установил, что министром сельского хозяйства и продовольствия РХ, осуществляющим на принципах единоначалия руководство деятельностью Министерства, ненадлежащим образом исполнены служебные обязанности по соблюдению требований бюджетного законодательства и условий Соглашения от 15.02.2021 о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету Республики Хакасия. Министром Труфановым С.И. допущены нарушения условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов и нецелевое использование бюджетных средств, а также обязательства, установленного п. 6.2 Соглашения, по неповышению предприятиями хлебопекарной промышленности, получившими компенсацию (ООО «Таштыпский хлебокомбинат», ООО «Хлебный дом»), цен на хлеб и хлебобулочные изделия, и обязанности, предусмотренной п. 6.1.1 Соглашения по исполнению (координации исполнения) Соглашения и представлению отчетности.
Установив указанные обстоятельства, суд первой инстанции мотивировал свои выводы о том, что у административного органа имелись доказательства и достаточные данные для установления вины Труфанова С.И. в совершении правонарушений, предусмотренных ст. 15.14 и ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ и о законности и обоснованности его привлечения к административной ответственности. Оснований не согласиться с аргументированными выводами суда не имеется.
Доводы жалоб Труфанова С.И. идентичны доводам, изложенным в жалобах на постановления органа административной юрисдикции, являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции и правомерно признаны несостоятельными.
В соответствии с п. 6.1.1 Соглашения от 15.02.2021 уполномоченным органом исполнительной власти субъекта, на который со стороны субъекта возлагаются функции по исполнению (координации исполнения) Соглашения и представлению отчетности является Минсельхозпрод РХ.
Согласно п. 3.1 Положения о Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Республики Хакасия, утвержденному постановлением Правительства Республики Хакасия от 28.02.2005 № 41 министерство возглавляет министр, который несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Министерство функций.
При таких обстоятельствах судом первой инстанции верно установлено, что Труфанов С.И., замещая должность министра, несет ответственность за исполнение и координацию исполнения условий Соглашения от 15.02.2021, а также за достижение результативности использования средств субсидии из федерального бюджета.
Утверждения, содержащиеся в жалобе об отсутствии в Минсельхозпроде РХ специалиста в области хлебопекарной промышленности, который бы мог определить предмет субсидии, и о том, что при рассмотрении заявки на предоставление субсидии в части подтверждения объекта субсидирования (объем произведенного и реализованного хлеба и булочных изделий недлительного хранения) основывались на данных территориального органа Федеральной службы государственной статистики, не свидетельствует о наличии оснований для освобождения от административной ответственности за невыполнение возложенных на министерство обязанностей Соглашением от 15.02.2021.
Приведенные в жалобе доводы не ставят под сомнение нарушение порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств, что само по себе не свидетельствует о допущенных в ходе производства по делу существенных нарушениях процессуальных требований, установленных КоАП РФ, которые могут послужить основанием для отмены решений.
Вместе с тем, усматриваются основания для изменения судебных решений.
Федеральным законом от 26.03.2022 № 70-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" введена в действие ч. 6 ст. 4.4 КоАП РФ, согласно которой, если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статьи) раздела II настоящего Кодекса либо закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, при назначении административного наказания за совершение указанных административных правонарушений применяются правила назначения административного наказания, предусмотренные частями 2 - 4 настоящей статьи.
Как следует из ч. 2 данной нормы при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) настоящего Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.
Из материалов дела следует, что административные правонарушения, за которые министр Минсельхозпрода РХ Труфанов С.И. привлечен к ответственности по ст. 15.14 КоАП РФ и ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ, были выявлены в ходе проведенной УФК по РХ проверки Минсельхозпродом РХ соблюдения целей, порядка и условий предоставления из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации на осуществление компенсации предприятиям хлебопекарной промышленности части затрат на реализацию произведенных и реализованных хлеба и хлебобулочных изделий в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия за период с 01.01.2021 по 31.12.2021. Проверка проводилась на основании приказа УФК по РХ от 30.03.2022 № 130 «О назначении плановой выездной проверки в Министерстве сельского хозяйства продовольствия Республики Хакасия» и п. 15 Плана контрольных мероприятий УФК по РХ на 2022 год.
Допущенные нарушения по нецелевому использованию бюджетных средств и нарушению условий предоставления межбюджетных трансфертов приведены в одном акте проверки от 25.05.2022.
Исходя из изложенного, суд второй инстанции приходит к выводу о том, что приведенные выше нарушения, допущенные министром Минсельхозпрода РХ Труфановым С.И. при направлении средств бюджета бюджетной системы РФ в целях, не соответствующих целям, предусмотренным Соглашением от 15.02.2021 и в нарушении (порядка) и (или) условий предоставления межбюджетных трансфертов, образующие два административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена двумя статьями КоАП РФ: ст. 15.14 КоАП РФ и ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ, были выявлены в результате одного контрольного мероприятия в ходе осуществления государственного контроля.
При таких обстоятельствах, с учетом правовой позиции Верховного суда Российской Федерации, изложенной в п. 4 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ», и отсутствии в КоАП РФ норм регламентирующих на какой стадии производства по делу подлежит разрешению вопрос об объединении материалов при наличии оснований для назначения административного наказания по правилам ч.2 ст. 4.4 КоАП РФ, дела по вышеуказанным жалобам объединены в одно производство для совместного рассмотрения.
Принимая во внимание, что с 06.04.2022 действуют положения ч. 6 ст. 4.4 КоАП РФ, не предусматривающей назначение отдельных наказаний за совершение административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статьи) КоАП РФ и которые выявлены при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и улучшающие положение лица, совершившего административное правонарушение, учитывая, что в ходе одного контрольного мероприятия УФК по РХ было выявлено два нарушения, ответственность за которые предусмотрена двумя статьями КоАП РФ, в настоящее время министр Минсельхозпрода РХ Труфанов С.И. подлежит привлечению к административной ответственности за совершение правонарушений предусмотренных ст. 15.14 КоАП РФ и ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ с назначением лишь одного административного наказания за совершение обоих правонарушений, предусмотренных данными нормами, в соответствии с правилами, установленными ч. 2 ст.4.4 КоАП РФ.
С учетом задач законодательства об административных правонарушениях, связанных, в том числе с предупреждением совершения административных правонарушений, назначение наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей, предусмотренной санкцией ст. 15.14 КоАП РФ, в пределах санкции, предусмотренной также и ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ, отвечает требованиям справедливости и соразмерности.
Ссылки, содержащиеся в жалобе, о малозначительности содеянного проверялись судом первой инстанции и мотивированно опровергнуты. Оснований не согласиться с выводами суда не усматривается.
Исходя из степени выраженности объективной стороны правонарушений, выводы суда первой инстанции об отсутствии каких-либо исключительных обстоятельств, воспрепятствовавших надлежащим образом выполнить установленную законом обязанность и способных послужить основанием для вывода о малозначительности, сомнений не вызывают.
Ссылка в жалобе на то, что Минсельхозпрод РХ в адрес предприятий направляло требования о возврате субсидий, в результате чего ООО «Таштыпский хлебокомбинат» по требованию от 20.06.2022 вернуло 66 286 руб., по требованию от 20.06.2022 - 20 000 руб., по требованию от 01.08.2022 ООО «Хлебный Дом» возвратило 159 162 руб. не свидетельствует о наличии оснований для признания правонарушения малозначительным.Допущенные министром Труфановым С.И. административные правонарушения посягают, в том числе, на установленный порядок предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, в том числе на эффективное использование средств бюджетов, обеспечение гласности и прозрачности в сфере предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в указанной сфере.
Нарушение требований законодательства при расходовании межбюджетных трансфертов умаляет авторитет государственных органов, нарушает интересы государства, а отсутствие материальных последствий само по себе не свидетельствует о малозначительности административного правонарушения.
Каких-либо исключительных обстоятельств, с учетом которых могут быть применены положения ст. 2.9 КоАП РФ об освобождении от наказания в связи с малозначительностью правонарушения, не усматривается. С учетом того, что допущенное правонарушение создает реальную угрозу охраняемым общественным отношениям в области финансово-бюджетного регулирования, создает предпосылки для дезорганизации функционирования бюджетной системы, нарушению финансовой дисциплины, судом первой инстанции обосновано не усмотрено оснований для признания правонарушения малозначительным и применения ст. 2.9 КоАП РФ.
В данном случае прекращение производства по делу ввиду малозначительности содеянного не будет отвечать целям административного наказания и не обеспечит достижение справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 30.2 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
РЕШИЛ:
постановления заместителя руководителя Управления Федерального Казначейства по Республике Хакасия от 25 августа 2022 года о привлечении министра сельского хозяйства и продовольствия Республики Хакасия Труфанова Сергея Ивановича к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных ст. 15.14 КоАП РФ и ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ и решения Абаканского городского суда Республики Хакасия от 3 октября 2022 года и 5 октября 2022 года, вынесенные по жалобам на указанные постановления, изменить.
Назначить министру сельского хозяйства и продовольствия Республики Хакасия Труфанову Сергею Ивановичу за совершение административных правонарушений, предусмотренных ст. 15.14 КоАП РФ и ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ административное наказание в соответствии с требованиями ч. 2 ст.4.4 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
В остальной части указанные акты оставить без изменения.
Судья Верховного Суда
Республики Хакасия Г.А. Когай