Решение по делу № 33-3088/2020 от 30.03.2020

Строка статотчета 045, г/п 00 =00

Судья: Зайнулин А.В.    Дело № 33-3088/2020            29 мая 2020 года

Докладчик: Маслов Д.А.         г. Архангельск

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда в составе:

председательствующего    Бланару Е.М.

судей    Поповой Т.В. и Маслова Д.А.

при секретаре судебного заседания Искусовой Е.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Архангельске гражданское дело № 2-412/2020 по иску Спиридонова Дмитрия Александровича к войсковой части <данные изъяты>, федеральному казенному учреждению «Объединенное стратегическое командование Северного флота» о взыскании задолженности по заработной плате, по апелляционной жалобе Спиридонова Дмитрия Александровича на решение Северодвинского городского суда Архангельской области от 6 февраля 2020 года.

Заслушав доклад судьи областного суда Маслова Д.А., суд апелляционной инстанции

установил:

Спиридонов Д.А. обратился в суд с иском к войсковой части <данные изъяты>, федеральному казенному учреждению «Объединенное стратегическое командование Северного флота» (далее – ФКУ «ОСК Северного флота»)                    о взыскании недоначисленной заработной платы за работу в ночное время, сославшись на то, что он привлекался в сентябре, ноябре и декабре 2018 года к выполнению работ в ночное время, однако в расчет оплаты труда за работу в ночное время не включены все компенсационные выплаты и стимулирующие надбавки.

Дело рассмотрено в отсутствие сторон.

Решением Северодвинского городского суда Архангельской области                       от 6 февраля 2020 года Спиридонову Д.А. отказано в удовлетворении иска к войсковой части <данные изъяты>, федеральному казенному учреждению «Объединенное стратегическое командование Северного флота» о взыскании задолженности по заработной плате.

С данным решением суда не согласился Спиридонов Д.А., в поданной апелляционной жалобе просит решение суда отменить ввиду незаконности и необоснованности и принять по делу новое – об удовлетворении иска в полном объеме, так как из положений ст. ст. 129, 135, 149 ТК РФ вытекает, что расчет часовой тарифной ставки, которая служит основой для оплаты работ, выполненных в условиях, отклоняющихся от нормальных, произведен ответчиками без учета компенсационных и стимулирующих выплат. Компенсационные и стимулирующие выплаты являются составными частями заработной платы работника наряду с должностным окладом, а при выполнении работ в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные                          и нерабочие праздничные дни и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных) оплата труда производится в повышенном размере.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении                        от 11 апреля 2019 года № 17-П разъяснил, что установление повышенной оплаты работы в ночное время обусловлено повышенными трудозатратами работника, вызванными сокращением времени отдыха либо работой в то время, которое биологически не предназначено для активной деятельности,                а также лишением работника возможности распоряжаться временем отдыха, использовать его по прямому предназначению, что приводит                                       к дополнительной физиологической и психоэмоциональной нагрузке и создает угрозу причинения вреда здоровью работой в ночное время либо сокращением времени на восстановление сил и работоспособности.

В соответствии с п. 3.4 Постановления Конституционного суда Российской Федерации от 28 июня 2018 года № 26-П предусмотренные в рамках конкретной системы оплаты труда компенсационные и стимулирующие выплаты, применяемые в целях максимального учета разнообразных факторов, характеризующих содержание, характер и условия труда, прочие объективные и субъективные параметры трудовой деятельности, начисляются к окладу (должностному окладу) либо тарифной ставке работника и являются неотъемлемой частью оплаты его труда,                         а следовательно, должны, по смыслу частей первой и второй статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации, учитываться работодателем при определении заработной платы работника и начисляться за все периоды работы, включая и выходные и нерабочие праздничные дни, - иное означало бы произвольное применение действующей в соответствующей организации системы оплаты труда, а цель установления компенсационных и стимулирующих выплат не достигалась бы.

При данных обстоятельствах, императивное требование закона об оплате работы, выполняемой в условиях, отклоняющихся от нормальных                 (в ночное время), в повышенном размере может быть обеспечено только при условии оплаты этой работы с применением установленных компенсационных и стимулирующих выплат.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда не усматривает, исходя из следующего.

Как следует из материалов дела, Спиридонов Д.А. работает в войсковой части <данные изъяты> в должности <данные изъяты>

Войсковая часть <данные изъяты> является административно-хозяйственной единицей Вооруженных Сил Российской Федерации и относится к Министерству обороны Российской Федерации. Финансовое обеспечение войсковой части осуществляется за счет средств ФКУ «ОСК Северного флота».

Согласно заключенному между сторонами трудовому договору              Спиридонову Д.А. установлен рабочий день – согласно графику с двумя выходными днями в неделю, должностной оклад (с учетом дополнительного соглашения к договору) с начислением на него районного коэффициента 1,4 и процентная надбавка за стаж работы в районах Крайнего Севера - 80 %. Премии, доплаты и надбавки, материальная помощь - согласно коллективному договору.

В 2018 году он привлекался работодателем к выполнению работ в ночное время: в сентябре – 38 часов, в ноябре – 14 часов, в декабре – 62 часа.

Полагая, что не в полном объеме начислена и оплачена его работа в ночное время за указанные периоды, без учета других компенсационных и стимулирующих выплат, Спиридонов Д.А. обратился в суд с настоящим иском.

Разрешая возникший индивидуальный трудовой спор и отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того, что действующее нормативное регулирование оплаты труда гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации предусматривает оплату работы членов экипажей судов обеспечения, выполняющих работу в ночное время, посредством осуществления компенсационной выплаты; при этом в системе оплаты труда гражданского персонала не предусмотрено начисление компенсационных или стимулирующих выплат на повышенную компенсационную выплату за работу в ночное время.

А поскольку работодатель за сентябрь, ноябрь и декабрь 2018 года начислил истцу повышенную оплату труда за каждый час работы в ночное время (с 22 часов до 6 часов) в размере 35 процентов месячного должностного оклада, рассчитанного за каждый час работы в ночное время (далее - оплата труда за работу в ночное время), что соответствует требованиям п. 27 Положения о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных сил Российской Федерации (действовавшего в период спорных правоотношений), п. 4.10 коллективного договора войсковой части 40640 на 2015-2018 годы и ст. 154 Трудового кодекса РФ, суд пришел к правильному выводу о соблюдении трудовых прав работника и отсутствии правовых оснований для взыскания с ответной стороны в пользу истца оплаты труда за работу в ночное время в заявленном им размере.

Так, согласно ст. 349 Трудового кодекса РФ на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, военных образовательных организациях высшего образования и военных профессиональных образовательных организациях, иных организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, а также на работников, проходящих заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с задачами органов, учреждений и организаций, указанных в части первой настоящей статьи, для работников устанавливаются особые условия оплаты труда, а также дополнительные льготы и преимущества.

На основании ст. 149 этого же Кодекса, при выполнении работ в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных), работнику производятся соответствующие выплаты, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Размеры выплат, установленные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором, не могут быть ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Согласно ст. 154 Трудового кодекса РФ каждый час работы в ночное время оплачивается в повышенном размере по сравнению с работой в нормальных условиях, но не ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Минимальные размеры повышения оплаты труда за работу в ночное время, согласно данной статье, устанавливаются Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Постановлением Правительства РФ от 22 июля 2008 года № 554                        «О минимальном размере повышения оплаты труда за работу в ночное время» установлено, что минимальный размер повышения оплаты труда за работу в ночное время (с 22 часов до 6 часов) составляет 20% часовой тарифной ставки (оклада (должностного оклада), рассчитанного за час работы) за каждый час работы в ночное время.

Конкретные размеры повышения оплаты труда за работу в ночное время устанавливаются коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников, трудовым договором (ч. 3 ст. 154 Трудового кодекса РФ).

Приказом Министра обороны Российской Федерации                                           от 23 апреля 2014 года № 255 утверждено Положение о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, действовавшее в заявленные истцом периоды (далее – Положение).

Согласно п. 15 Положения выплаты компенсационного характера, их размеры и условия выплаты устанавливаются положениями об оплате труда (коллективными договорами, локальными нормативными актами) воинских частей и организаций в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации, а также настоящим Положением с участием выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников.

При этом к компенсационным выплатам, наряду с иными, названным Положением отнесена и доплата за работу в ночное время.

Из п. 27 Положения непосредственно следует, что гражданскому персоналу воинских частей и организаций за каждый час работы в ночное время устанавливается доплата за работу в ночное время в следующих размерах: специалистам и рабочим хлебозаводов и хлебопекарен – 75 процентов часовой ставки (части должностного оклада (тарифной ставки) за час работы); остальному гражданскому персоналу воинских частей и организаций – 35 процентов часовой ставки (части должностного оклада (тарифной ставки) за час работы).

Аналогичный размер доплаты за работу в ночное время в количестве 35 процентов часовой ставки (части должностного оклада (тарифной ставки) за час работы) установлен в п. 4.10 коллективного договора войсковой части <данные изъяты> на 2015-2018 годы.

В этой связи судебная коллегия соглашается с суждением суда первой инстанции о том, что действующее нормативное регулирование оплаты труда гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации предусматривает особые условия оплаты труда членов экипажей судов обеспечения, выполняющих в соответствии с поставленными задачами работу в ночное время, в повышенном размере по сравнению с минимальными размерами повышения оплаты труда за работу в ночное время, установленными постановлением Правительством Российской Федерации от 22 июля 2008 года № 554, посредством осуществления соответствующей компенсационной выплаты, размер которой соотнесен с должностным окладом (тарифной ставкой) работника гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, размер ежемесячной заработной платы Спиридонова Д.А. в заявленные периоды исчислен исходя из установленного повышенного должностного оклада за работу с вредными условиями труда на 12 % (за сентябрь 2018 года), за несение службы в составе дежурных сил поисково-спасательного обеспечения на 15 % (за ноябрь и декабрь 2018 года), с начислением за отработанные дни причитающихся истцу компенсационных и стимулирующих выплат (морская надбавка, надбавка за выслугу лет, за допуск к государственной тайне), включая повышенную компенсационную выплату в размере 35 процентов часовой ставки (части должностного оклада (тарифной ставки) за час работы в ночное время, что в полной мере соответствует требованиям п. 27 Положения, ст. 154 Трудового кодекса РФ, п. 4.10 коллективного договора войсковой части 40640                                   на 2015-2018 годы.

Учитывая компенсационный характер доплаты за работу в ночное время, начисление на данную компенсационную доплату иных компенсационных и стимулирующих выплат не соответствует нормативному регулированию оплаты труда гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации и положениям трудового законодательства, в ином случае фактически приведет к необоснованному увеличению размера иных компенсационных и стимулирующих выплат и повторному их начислению на уже оплаченные часы.

Ссылку подателя апелляционной жалобы на правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную                                    в Постановлениях от 11 апреля 2019 года № 17-П и от 28 июня 2018 года                        № 26-П, нельзя признать обоснованной, влияющей на исход дела, поскольку предметом правовой оценки конституционности положения трудового законодательства относительно оплаты труда гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации за работу в ночное время в указанных Постановлениях не являлись.

Конституционный Суд Российской Федерации в итоговом решении от 11 апреля 2019 года № 17-П лишь дал оценку конституционности положений статьи 129, части первой и третьей статьи 133, а также частей первой-четвертой и одиннадцатой статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации, которые определяют основные понятия, используемые при регулировании оплаты труда; порядок и условия установления минимального размера заработной платы (в частности, требование, в соответствии с которым заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда), а также конкретизируют порядок определения размера минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации, и признал оспоренные положения не противоречащими Конституции Российской Федерации, поскольку они не предполагают включения в состав заработной платы (части заработной платы) работника, не превышающей минимального размера оплаты труда, повышенной оплаты сверхурочной работы, работы в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни.

Действительно, Конституционный Суд Российской Федерации в указанном Постановлении разъяснил, что установление повышенной оплаты работы в ночное время обусловлено повышенными трудозатратами работника, вызванными сокращением времени отдыха либо работой в то время, которое биологически не предназначено для активной деятельности, а также лишением работника возможности распоряжаться временем отдыха, использовать его по прямому предназначению, что приводит к дополнительной физиологической и психоэмоциональной нагрузке и создает угрозу причинения вреда здоровью работой в ночное время либо сокращением времени на восстановление сил и работоспособности.

Между тем, приведенное законодательное регулирование, которое призвано не только компенсировать работнику отрицательные последствия отклонения условий его работы от нормальных, но и гарантировать эффективное осуществление им права на справедливую заработную плату, что отвечает целям трудового законодательства и согласуется с основными направлениями государственной политики в области охраны труда, ответчиками по настоящему делу, как указано выше, - соблюдено, истцу в заявленные периоды работы в ночное время установлена повышенная оплата труда, как это предусмотрено действующим в заявленные периоды нормативным регулированием оплаты труда гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации предусматривающим оплату работы членов экипажей судов обеспечения, выполняющих работу в ночное время, в повышенном размере по сравнению с работой в нормальных условиях, посредством осуществления соответствующей компенсационной выплаты, размер которой соотнесен с должностным окладом работника, а также п. 4.10 Коллективного договора войсковой части <данные изъяты>                                     на 2015-2018 годы, который относится к числу локальных нормативных правовых актов и в силу данного обстоятельства является составной частью законодательства Российской Федерации.

По этому же основанию нельзя признать состоятельными и доводы апелляционной жалобы со ссылкой на правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, выраженную в Постановлении от                        28 июня 2018 года № 26-П, в котором Конституционный Суд Российской Федерации дал оценку конституционности части первой статьи 153 Трудового кодекса Российской Федерации, на основании которой решается вопрос о размере оплаты за работу в выходной или нерабочий праздничный день, выполняемую сверх месячной нормы рабочего времени лицами, замещающими должности гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, в оплату труда которых наряду с месячным окладом (должностным окладом) включаются компенсационные и стимулирующие выплаты.

Однако по настоящему делу такие требования истцом не заявлены.

Таким образом, обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены верно, материальный закон применен правильно, нарушений процессуальных норм, влекущих отмену судебного акта, не допущено, и судебная коллегия не усматривает оснований в пределах доводов апелляционной жалобы для отмены принятого судом решения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции

определил:

решение Северодвинского городского суда Архангельской области                                             от 6 февраля 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Спиридонова Дмитрия Александровича – без удовлетворения.

Председательствующий:    Е.М.Бланару

Судьи:    Т.В.Попова

    Д.А.Маслов

33-3088/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Спиридонов Дмитрий Александрович
Ответчики
Войсковая часть 40640
ФКУ Объединенное стратегическое командование Северного флота
Другие
Спиридонова Ирина Александровна
Суд
Архангельский областной суд
Судья
Маслов Дмитрий Александрович
Дело на странице суда
oblsud.arh.sudrf.ru
30.03.2020Передача дела судье
13.05.2020Судебное заседание
29.05.2020Судебное заседание
25.06.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.06.2020Передано в экспедицию
29.05.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее