Решение по делу № 12-879/2023 от 25.08.2023

копия

УИД: 56RS0018-01-2023-007360-27

Дело №12-879/2023

Р Е Ш Е Н И Е

13 ноября 2023 года                                                                                  г. Оренбург

Судья Ленинского районного суда г. Оренбурга Емельянова С.В.,

при секретаре Храмовой Е.С.,

с участием представителей ООО «Оренбург Водоканал» – Митьковой Э.Э., Нестеренко Ю.А., должностного лица Южно-Уральского межрегионального управления Р. Скоян Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу общества с ограниченной ответственностью «Оренбург Водоканал» на постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды, специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора Южно-Уральского межрегионального Управления Росприроднадзора Юртаевой М.В. №04-257/2022 от 18 августа 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении общества с ограниченной ответственностью «Оренбург Водоканал», представление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды, специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора по Южно-Уральского межрегионального Управления Росприроднадзора Юртаевой М.В. №04-257/2022 от 18 августа 2023 года об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения,

УСТАНОВИЛ:

    постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды, специалистом – экспертом отдела государственного экологического надзора по Оренбургской области Южно-Уральского межрегионального Управления Росприроднадзора Юртаевой М.В. №04-257/2022 от 18 августа 2023 года ООО «Оренбург Водоканал» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.21 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 250 000 рублей.

Одновременно обществу внесено представление №04-257/2022 от 18 августа 2023 года об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

Не согласившись с указанным постановлением ООО «Оренбург Водоканал» обратилось в Ленинский районный суд г. Оренбурга с жалобой, в которой просит отменить постановление должностного лица Южно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора №04-257/2022 от 18 августа 2023 года, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения, а также отменить представление №04-257/2023 от 18 августа 2023 года.

В судебном заседании защитники Митькова Э.Э., Нестеренко Ю.А., действующие на основании доверенностей, доводы жалобы поддержали, просили постановление и предписание отменить, производство по делу прекратить.

Должностное лицо Южно-Уральского межрегионального управления Скоян Ю.В., возражала против удовлетворения жалобы, ссылаясь на ее необоснованность и отсутствие правовых оснований для отмены постановления.

Проверив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии с положениями статьи 26.1 КоАП РФ виновность привлекаемого к ответственности лица в совершении административного правонарушения относится к числу обстоятельств, подлежащих выяснению при рассмотрении дела об административном правонарушении.

При этом установление виновности предполагает доказывание не только вины лица, но и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния.

Согласно пункту 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Статьей 1 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее Федеральный закона «Об охране окружающей среды») объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду (далее НВОС) дается определение - объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков.

Согласно части 1 статьи 4.2 Федерального закона «Об охране окружающей среды», объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в зависимости от уровня такого воздействия подразделяются на четыре категории: объекты, оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий, - объекты I категории; объекты, оказывающие умеренное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты II категории; объекты, оказывающие незначительное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты III категории; объекты, оказывающие минимальное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты IV категории.

В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 21 июля 2014 года № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», статьей 31.1 Федерального закона «Об охране окружающей среды», выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от источников объекта 1 категории НВОС осуществляются при наличии: разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, при установлении лимитов на выбросы загрязняющих веществ, разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, лимитов на сбросы загрязняющих веществ, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (далее - разрешения и документы), полученные юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

Пунктом 1 статьи 14 Федерального закона от 4 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее - Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха») установлено, что выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.

Частью 9 статьи 15 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» предусмотрено, выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух на объектах I категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, осуществляются на основании комплексного экологического разрешения, выданного в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.

С 1 января 2019 года вступили в силу положения Федерального закона от 21 июля 2014 года № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закона № 219-ФЗ), которыми в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» внесены изменения в части нормирования в области охраны окружающей среды, включая технологическое нормирование исходя из технологических показателей НДТ.

Юридическими лицами, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, разрабатываются технологические нормативы - нормативы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, нормативы допустимых физических воздействий, которые устанавливаются на основе технологических показателей, не превышающих технологические показатели НДТ.

Согласно пункту 1 статьи 11 Закона № 219-ФЗ, разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимиты на выбросы загрязняющих веществ, разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, лимиты на сбросы загрязняющих веществ, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (далее - разрешения и документы), полученные юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и относящихся в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к объектам I и II категорий, до 01 января 2019 года, действуют до дня истечения срока действия таких разрешений и документов либо до дня получения комплексного экологического разрешения или представления декларации о воздействии на окружающую среду в течение срока действия таких разрешений и документов.

Согласно пункту 1.1 статьи 11 Закона № 219-ФЗ, с 01 января 2019 года и до получения комплексных экологических разрешений в сроки, установленные частями 6 и 7 настоящей статьи, допускается выдача или переоформление разрешений и документов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Такие разрешения и документы действуют до дня получения комплексного экологического разрешения в сроки, установленные частями 6 и 7 настоящей статьи. Разрешениями устанавливаются нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ (далее - нормативы допустимых выбросов), нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ (далее - нормативы допустимых сбросов) для стационарных источников загрязнения окружающей среды, при соблюдении которых обеспечиваются требования в области охраны окружающей среды. При невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов устанавливаются лимиты на выбросы загрязняющих веществ и лимиты на сбросы загрязняющих веществ (далее - лимиты на выбросы и сбросы), действующие в период реализации планов снижения выбросов загрязняющих веществ и планов снижения сбросов загрязняющих веществ (далее - планы снижения выбросов и сбросов), с учетом поэтапного достижения установленных нормативов допустимых выбросов и нормативов допустимых сбросов. Установление лимитов на выбросы и сбросы допускается только при наличии планов снижения выбросов и сбросов, согласованных с органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

В соответствии со статьей 31.1 Федерального закона «Об охране окружающей среды», юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, обязаны получить комплексное экологическое разрешение.

Комплексное экологическое разрешение выдается на отдельный объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, в том числе линейный объект, на основании заявки, подаваемой в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.

Согласно пункту 5 статьи 31.1 Федерального закона «Об охране окружающей среды», подача заявки на получение комплексного экологического разрешения осуществляется не позднее чем за два месяца до ввода в эксплуатацию построенного, реконструированного объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, или за четыре месяца до истечения срока действия комплексного экологического разрешения.

Согласно пункту 10 статьи 31.1 Федерального закона «Об охране окружающей среды», комплексное экологическое разрешение содержит, кроме прочего, нормативы допустимых выбросов, сбросов высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), при наличии таких веществ в выбросах загрязняющих веществ, сбросах загрязняющих веществ.

В соответствии с пунктом 11 статьи 31.1 Федерального закона «Об охране окружающей среды», комплексное экологическое разрешение, выдаваемое для осуществления хозяйственной и (или) иной деятельности на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, где реализуются программы повышения экологической эффективности, дополнительно может содержать временно разрешенные выбросы, временно разрешенные сбросы.

Согласно части 6 статьи 11 Закона № 219-ФЗ, юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, включенных в утвержденный уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти перечень объектов, обязаны обратиться в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти с заявкой на получение комплексного экологического разрешения в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2024 года включительно. В указанный перечень включается до трехсот объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, вклад которых в суммарные выбросы, сбросы загрязняющих веществ в Российской Федерации составляет не менее чем 60 процентов.

Порядок разработки предельно допустимых выбросов (за исключением радиоактивных веществ) для стационарных источников, временно разрешенных выбросов (за исключением радиоактивных веществ) для стационарных источников, предельно допустимых нормативов вредных физических воздействий на атмосферный воздух, а также порядок получения, продления и переоформления разрешений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее - разрешение на выбросы) для объектов хозяйственной и (или) иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее - объект), отнесенных в соответствии с законодательством Российской Федерации к объектам I категории по уровню воздействия на окружающую среду (далее - категория), утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 9 декабря 2020 года №2055.

Согласно пунктам 8, 9 постановления Правительства Российской Федерации от 09 декабря 2020 года № 2055 нормативы допустимых выбросов разрабатываются (рассчитываются) с учетом всех эксплуатируемых и проектируемых (планируемых к вводу в эксплуатацию) на объекте источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и фонового загрязнения атмосферного воздуха.

Нормативы допустимых выбросов разрабатываются юридическим лицом, осуществляющим хозяйственную деятельность на объектах I, II и III категорий.

Согласно пункту 11 указанного постановления Правительства Российской Федерации для объектов I и II категорий, нормативы допустимых выбросов подлежат изменению в следующих случаях: а) изменения на объекте технологических процессов и (или) режимов работы технологического оборудования и установок очистки газа, включая ввод в эксплуатацию (вывод из эксплуатации) технологического оборудования, осуществляющего выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух; б) 2 и более превышения более чем на 25 процентов показателей максимальных разовых выбросов по конкретному веществу на объекте, установленных по результатам производственного экологического контроля или государственного экологического надзора, или изменения более чем на 10 процентов показателей суммарных годовых (валовых) показателей выбросов от объекта либо возникновения в выбросах от объекта ранее не учтенных выбросов веществ, включенных в перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды.

Для установления разрешения на выбросы нормативов допустимых выбросов, временно разрешенных выбросов юридические лица и индивидуальные предприниматели могут направлять соответствующие документы и заявление в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)».

В силу части 1 статьи 8.21 КоАП РФ выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста восьмидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Объективную сторону правонарушения по части 1 статьи 8.21 КоАП РФ образует несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при осуществлении деятельности, связанной с негативным воздействием на атмосферный воздух.

Состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.21 КоАП РФ, является формальным, то есть правонарушением является вредное воздействие на атмосферный воздух без специального разрешения вне зависимости от количественных и качественных показателей этого воздействия.

Из материалов дела следует, что ООО «Оренбург Водоканал» эксплуатирует объект негативного воздействия на окружающую среду, подлежащий федеральному экологическому надзору: «Очистные сооружения канализации ЦОС и КС (код объекта NП), который относится к объектам I категории (категория риска - значительная), осуществляет такие виды деятельности как: производственная эксплуатация водопроводно-канализационного комплекса муниципального образования, с осуществлением хозяйственной финансовой деятельности по предоставлению услуг водоснабжения и водоотведения потребителям; организация и реализация экономически целесообразных, выгодных надежных и эффективных систем водоснабжения и водоотведения различных потребителей жилищно-коммунального хозяйства и иных хозяйствующих субъектов; другие виды деятельности.

В 2019 году ООО «Оренбург Водоканал» проведена инвентаризация выбросов загрязняющих веществ в атмосферу и их источников. В соответствии с введенной инвентаризацией в атмосферу поступает 24 загрязняющих веществ из 1 источников выбросов (26 организованных и 11 неорганизованных).

Согласно проекту ПДВ инвентаризация выбросов ООО «Оренбург Водоканал» проведена при нормальном эксплуатационном состоянии технологического оборудования, работающего в фактическом режиме.

Управлением установлены нормативы предельно допустимых выбросов ООО «Оренбург Водоканал» в составе проекта нормативов ПДВ на срок с 08 ноября 2019 года до 07 ноября 2025 года с валовым выбросом 161,46842 т/год - в 2019 году, 160,41272 т/год - в 2020-2025 годы, о чем выдано решение от 08 ноября 2019 года N-П.

На основании установленных нормативов Управлением Росприроднадзора выдано ООО «Оренбург Водоканал» разрешение от 08 ноября 2019 года N на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, расположенными на объектах предприятия в период с 08 ноября 2019 года по 07 ноября 2025 года, в размере 161,46842 т/год - в 2019 году, 160,41272 т/год - в 2020-2025 годы.

Согласно отчету по инвентаризации источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух для объектов 1 категории НВОС «Очистные сооружения канализации ЦОСиКС и иловые поля ООО «Оренбург Водоканал», утвержденному генеральным директором ООО «Оренбург Водоканал» 25 августа 2021 года, в результате деятельности очистных сооружений, в атмосферный воздух г.Оренбурга выбрасываются 24 наименования загрязняющих веществ от 32 источников выбросов, в том числе от 23 -организованных, 9 - неорганизованных.

Приказом ООО «Оренбург Водоканал» от 25 мая 2021 года N-ОД утвержден технологический регламент очистных сооружений канализации г. Оренбурга ТР 054.04-2021, который действовал до 20 сентября 2021 года, и согласно которому из технологической работы НВОС «Очистные сооружения канализации ЦОСиКС и иловые поля ООО «Оренбург Водоканал» исключена стадия термофильного сбраживания в метантенках и внедрена дезинвазия осадка овицидным препаратом «Тиазон».

Приказом ООО «Оренбург Водоканал» от 20 сентября 2021 года N-ОД утвержден технологический регламент очистных сооружений канализации г.Оренбурга ТР 054.05-2021 (пятая версия), который введен в действие с даты утверждения и действует по настоящее время.

В указанном технологическом регламенте стадия термофильного сбраживания в метантенках также отсутствует и проводится только дезинвазия осадка овицидным препаратом «Тиазон», что в ходе рассмотрения жалобы не сопаривалось.

25 декабря 2021 года ООО «Оренбург Водоканал» в связи с изменениями с 25 мая 2021 года в технологической схеме обработки осадка - выводом из эксплуатации метантенков на ОСК г.Оренбург, а также в связи с модернизацией системы отвода надиловой воды и установкой щелевых колодцев, вводом новой ГОУ, вводом новой блочно-модульной котельной проведена актуализация инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и выбросов от них.

Инвентаризацией установлено, что в результате деятельности объектов I категории НВОС Очистные сооружения канализации ЦОС и КС и иловые поля «Оренбург Водоканал» в атмосферный воздух выбрасываются загрязняющие вещества 24 наименований от 34 источников выбросов, из них организованных источников - 25 неорганизованных - 9, суммарный выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух составляет - 165,0656 т/год, из них ЦОСК - от 30 источников – 109,8448 т/год, иловые поля - от 2 источников 55,2208 т/ год.

В период с 22 августа 2022 года по 15 сентября 2022 года на основании решения Южно-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 16 августа 2022 года N-П Управлением в отношении ООО «Оренбург Водоканал» проведена внеплановая выездная проверка в рамках федерального государственного экологического надзора (контроля).

Проведение проверки согласовано с прокуратурой Оренбургской области.

В ходе проверки установлено, что отказ ООО «Оренбург Водоканал» с 26 мая 2021 года от эксплуатации в технологическом процессе источников 0308 (метантенки), 0309 (метантенки), 0317 (насосная при метантенках) привел к изменению и самого технологического процесса на очистных сооружениях ООО «Оренбург Водоканал», в связи с чем максимальные разовые выбросы от указанных источников прекратились.

Указанные изменения технологического процесса в части исключения источников N и ввода в эксплуатацию источника N (ГОУ Салфокс) отражено в отчете по инвентаризации источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух для объектов 1 категории НВОС «Очистные сооружения канализации ЦОС и КС и иловые поля ООО «Оренбург Водоканал», утвержденного генеральным директором ООО «Оренбург Водоканал».

Разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, в связи с изменением технологического процесса, ООО «Оренбург Волоканал» не получено, заявление на получение указанного разрешения им в уполномоченный орган не подавалось.

Также в ходе проверки установлено, что на иловых картах 1-ой очереди ООО «Оренбург Волоканал», представляющих собой спланированные участки земли с естественным основанием, окруженные со всех сторон земляными валами, складируется органическое удобрение на основе осадков сточных вод «Супер Флора».

Согласно паспорту безопасности химической продукции органического удобрения на основе осадков сточных вод «Супер Флора», утверждённому исполнительным директором ООО «Оренбург Водоканал», его основным опасным компонентом, для которого установлено ПДК рабочей зоны, является пыль растительного и животного происхождения 4 класса опасности.

Компонентные состав органического удобрения марки «Супер Флора» представляется следующими веществами: азот общий, фосфор, оксид натрия, оксид магния, оксид цинка, оксид железа общего, оксид мышьяка и др. Количество агрохимиката органического удобрения на основе осадков сточных вод «Супер Флора» образованного за период с 01 сентября 2021 года по 16 августа 2022 года – 64943,421 куб.м.

Разрешение на выброс взвешенных веществ (пыль растительного и животного происхождения 4 класса опасности) в атмосферный воздух от органического удобрения на основе осадков сточных вод «Супер Флора», ООО «Оренбург Волоканал» также не получено.

Осуществление ООО «Оренбург Водоканал» в период с 20 июля 2022 года по 15 сентября 2022 года выбросов вредных веществ от источников объекта I категории НВОС «Очистные сооружения канализации ЦОС и КС и иловые поля ООО «Оренбург Водоканал», в отсутствие как комплексного экологического разрешения, так и разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух, полученного с учётом изменений в технологическом процессе, наличия выбросов взвешенных веществ (пыль растительного и животного происхождения 4 класса опасности) при погрузочно-разгрузочных работах во время очистки иловых карт и при хранении на открытой площадке органического удобрения «Супер Флора», явилось основанием для составления в отношении ООО «Оренбург Водоканал» протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.21 КоАП РФ, по результатам рассмотрения которого должностным лицом отдела государственного экологического надзора по Оренбургской области Южно-Уральского межрегионального Управления Росприроднадзора 18 августа 2023 года вынесено оспариваемое постановление.

Фактические обстоятельства дела и вина ООО «Оренбург Водоканал» в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.21 КоАП РФ, подтверждаются собранными по делу об административном правонарушении доказательствами, в том числе: протоколом об административном правонарушении N от 23 сентября 2022 года; протоколом осмотра N-П от 25 августа 2022 года и фототаблицей к протоколу осмотра от 25 августа 2022 года N-П; актом внеплановой выездной проверки N-П от 15 сентября 2022 года; разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух N от 08 ноября 2019 года (период действия с 08 ноября 2019 года по 07 ноября 2025 год) с приложениями, выданным на основании приказа Южно-Уральского межрегионального управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 08 ноября 2019 года N-П; отчетом ООО «Оренбург Водоканал» об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля на очистные сооружения ЦОС и КС ООО «Оренбург Водоканал» (NП) за 2021 год, утвержденным генеральным директором ООО «Оренбург Водоканал» от 27 мая 2021 года; технологическим регламентом очистных сооружений канализации г.Оренбурга ТР 054.05-2021, утвержденным приказом ООО «Оренбург Водоканал» от 20 сентября 2021 года N-ОД; техническими условиями ТУ N органическое удобрение на основе осадков сточных вод «Супер Флора», утвержденными исполнительным директором ООО «Оренбург Водоканал» в 2012 году и другими доказательствами, которые отвечают требованиям допустимости, достоверности, согласуются между собой, являются достаточными для вывода о наличии в действиях ООО «Оренбург Водоканал» объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.21 КоАП РФ.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательств, подтверждающих принятие ООО «Оренбург Водоканал» всех зависящих от него, достаточных и своевременных мер для предотвращения правонарушения, соблюдения требований законодательства, как и доказательств отсутствия возможности и наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному выполнению установленных законодательством обязанностей, Обществом не представлено.

Оснований для иной оценки выводов о виновности и представленных в материалы дела доказательств, подтверждающих установленные обстоятельства, не имеется.

Каких-либо неустранимых сомнений в виновности ООО «Оренбург Водоканал» в совершении вменяемого правонарушения не имеется.

Нарушений процессуальных норм при рассмотрении дела об административном правонарушении и вынесении постановления по делу об административном правонарушении не допущено.

Постановления о привлечении ООО «Оренбург Водоканал» к административной ответственности вынесены с соблюдением срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Административное наказание назначено привлекаемому к административной ответственности юридическому лицу в пределах санкции части 1 статьи 8.21 КоАП РФ, является законным и справедливым.

Исходя из оценки фактических обстоятельств дела, а также характера противоправного деяния, того обстоятельства, что требования законодательства в области охраны окружающей среды направлены на охрану и защиту окружающей среды и граждан, создание условий для их безопасной жизнедеятельности и сохранение природных ресурсов, и являются обязательными для исполнения, оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ не установлено, при том, что состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 8.21 названного Кодекса, является формальным и не предусматривает в качестве обязательного условия наступление последствий, в связи с чем отсутствие вреда и не наступление в результате допущенных нарушений последствий само по себе не свидетельствует о малозначительности деяния.

В данном случае совершенное нарушение посягает на охраняемые общественные отношения в сфере охраны окружающей среды, несет угрозу причинению вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде.

Обстоятельств, которые в силу статьи 30.7 КоАП РФ могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемого акта, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.

Основания для прекращения производства по настоящему делу ввиду отсутствия состава административного правонарушения отсутствуют, поскольку имеющаяся в материалах дела совокупность доказательств подтверждает факт совершения ООО «Оренбург Водоканал» административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.21 КоАП РФ.

Ссылка жалобы ООО «Оренбург Водоканал» на то, что при проверке не было доказано административным органом наличие выброса взвешенных веществ (пыль растительного и животного происхождения) при проведении погрузочно-разгрузочных работ во время очистки иловых карт и при хранении на открытой площадке органического удобрения «Супер Флора» отклоняется, поскольку наличие указанных выбросов подтверждается паспортом безопасности химической продукции органического удобрения «Супер Флора», утвержденным обществом, согласно которому основным опасным компонентом в составе органического удобрения «Супер Флора» является пыль растительного и животного происхождения 4 класса опасности.

Указание в жалобе ООО «Оренбург Водоканал» на то, что технологический процесс работы объекта НВОС «Очистные сооружения канализации ЦОС и КС общества не менялся, опровергается собранными по делу материалами, в том числе отчетом по инвентаризации источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух для объектов I категории НВОС очистные сооружения канализации ЦОС и КС и иловые поля ООО «Оренбург Водоканал», утвержденным генеральным директором ООО «Оренбург Водоканал» 25 августа 2021 года, согласно которому с момента его утверждения обществом был изменен технологический процесс в части отказа от эксплуатации в технологическом процессе источников №N

То обстоятельство, что в действующем законодательстве не установлен конкретный срок, в пределах которого хозяйствующим субъектом должна быть получена новая разрешительная документация на выбросы на основе результатов откорректированной инвентаризации, об отсутствии в действиях ООО «Оренбург Водоканал» состава вменяемого административного правонарушения не свидетельствует.

При этом, суд приходит к выводу, что у общества имелась реальная возможность в период с 20 июля 2022 года по 15 сентября 2022 года подготовить всю необходимую документацию и обратиться за получением разрешения на выбросы вредных веществ в атмосферу. Доказательств, подтверждающих наличие препятствий для получения разрешения в разумный срок, обществом не представлено.

Доводы жалобы о наличии грубых нарушений, допущенных при проведении контрольным (надзорным) органом внеплановой выездной проверки в отношении ООО «Оренбург Водоканал», материалами дела не подтверждаются.

Другие приведенные ООО «Оренбург Водоканал» в жалобе доводы по существу сводятся к переоценке установленных в ходе рассмотрения дела обстоятельств и доказательств, не опровергают наличие в деянии общества объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.21 КоАП РФ, не подтверждают наличие существенных нарушений норм материального и (или) процессуального права, не ставят под сомнение законность и обоснованность вынесенного постановления.

Несогласие заявителя с выводами и оценкой имеющихся в деле доказательств, с толкованием должностным лицом административного органа норм КоАП РФ и законодательства, подлежащих применению в деле, основанием для отмены обжалуемого акта не является.

При таких обстоятельствах постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды, специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора Южно-Уральского межрегионального Управления Росприроднадзора Юртаевой М.В. N от 18 августа 2023 года суд признает законным и обоснованным, а поданную жалобу не подлежащей удовлетворению.

В силу части 1 статьи 29.13 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.

В соответствии с частью 2 указанной статьи организации и должностные лица обязаны рассмотреть представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в течение месяца со дня его получения и сообщить о принятых мерах судье, в орган, должностному лицу, внесшим представление.

Представление по своей природе является процессуальным решением, адресованным конкретным лицам и содержащим обязательные требования, за невыполнение которых указанные лица могут быть привлечены к административной ответственности по статье 19.5 или статье 19.6 КоАП РФ, и безусловно, затрагивает права и свободы граждан и законные интересы лиц, в адрес которых оно вынесено.

Причины и условия совершения административного правонарушения в силу статьи 26.1 КоАП РФ относятся к числу обстоятельств, подлежащих выяснению по каждому делу об административном правонарушении, соответственно, они должны быть отражены в постановлении.

Предусмотренное статьей 29.13 КоАП РФ представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения (ответственность за невыполнение которого установлена статьей 19.6 КоАП РФ), в случае, если оно вынесено на основании обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности по делу об административном правонарушении, фактически обжалуются путем подачи жалобы в порядке главы 30 КоАП РФ на вынесенное постановление, может быть рассмотрено вместе с таким постановлением и отмена последнего, в случае признания незаконным, исключает необходимость выполнения представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

Материалами дела установлено, что наряду с постановлением, которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.21 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде штрафа, в адрес ООО «Оренбург Водоканал» внесено представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

Из материалов дела следует, что представление является неразрывно связанным с делом об административном правонарушении по части 1 статьи 8.21 КоАП РФ и подлежит оценке при рассмотрении вопроса о совершении лицом административного правонарушения в соответствии с положениями КоАП РФ.

Установленные по делу обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что указанное представление соответствует требованиям закона, вынесено уполномоченным на то должностным лицом, является мотивированным, в нем приведены выводы, изложенные в оспариваемом постановлении, а также указано на обязанность общества принять меры по устранению причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.21 КоАП РФ, состав которого в его действиях административным органом доказан.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6-30.8 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ

    постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды, специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора Южно-Уральского межрегионального Управления Росприроднадзора Юртаевой М.В. №04-257/2022 от 18 августа 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном часть 1 статьи 8.21 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Оренбург Водоканал» - оставить без изменения, жалобу общества с ограниченной ответственностью «Оренбург Водоканал» - без удовлетворения.

    Представление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды, специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора Южно-Уральского межрегионального Управления Росприроднадзора Юртаевой М.В. №04-257/2022 от 18 августа 2023 года об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения - оставить без изменения.

    Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Ленинский районный суд г. Оренбурга в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья                подпись                                                                    С.В. Емельянова

12-879/2023

Категория:
Административные
Ответчики
ООО "Оренбург Водоканал"
Другие
Нестеренко Юлия Александровна
Суд
Ленинский районный суд г. Оренбург
Судья
Емельянова Светлана Викторовна
Статьи

8.21

Дело на странице суда
leninsky.orb.sudrf.ru
28.08.2023Материалы переданы в производство судье
30.08.2023Истребованы материалы
19.09.2023Поступили истребованные материалы
06.10.2023Судебное заседание
23.10.2023Судебное заседание
13.11.2023Судебное заседание
08.12.2023Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
15.01.2024Направленная копия решения (определения) ВРУЧЕНА
05.02.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.02.2024Вступило в законную силу
13.11.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее