№
ПЕТРОПАВЛОВСК-КАМЧАТСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД КАМЧАТСКОГО КРАЯ
683009 Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, <адрес>
РЕШЕНИЕ
«25» апреля 2016 года г. Петропавловск-Камчатский
Судья Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края ФИО1, при секретаре ФИО2, рассмотрев жалобу защитника ФИО6 на постановление главного государственного инспектора г. Петропавловска-Камчатского по пожарному надзору № от 24 февраля 2016 года о признании Акционерного общества «ННК - Камчатнефтепродукт» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением главного государственного инспектора г. Петропавловска-Камчатского по пожарному надзору (далее – главный госинспектор по пожарному надзору) № от ДД.ММ.ГГГГ Акционерное общество «ННК - Камчатнефтепродукт» (далее - АО «ННК-Камчатнефтепродукт») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 150 000 руб.
Не согласившись с постановлением, защитник АО «ННК-Камчатнефтепродукт» ФИО6 ДД.ММ.ГГГГ обратилась в суд с жалобой, просила отменить постановление и освободить АО «ННК-Камчатнефтепродукт» от административной ответственности, сославшись на следующие доводы. ДД.ММ.ГГГГ заместителем главного государственный инспектора г. Петропавловска-Камчатского по пожарному надзору на основании протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ № в соответствии с определением о назначении рассмотрения дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ в отношении АО «ННК-Камчатнефтепродукт» уже было вынесено постановление № о назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 150 000 руб. за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Указанное постановление обжаловано. Постановление № от ДД.ММ.ГГГГ и Постановление № от ДД.ММ.ГГГГ вынесены за одни и те же нарушения законодательства в области пожарной безопасности на территории, в здании и помещениях АЗС, расположенной по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, <адрес>. Оба постановление вынесены по результатам плановой выездной проверки на основании протокола об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, в нарушение общих правил назначения административного наказания, изложенных в ч. 5 ст. 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях о том, что никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение, в отношении заявителя за одни и те же нарушения, на основании одного протокола об административном правонарушении вынесено два постановления о привлечении к административной ответственности. Изложенные выше обстоятельства свидетельствуют о существенном нарушении процессуальных требований, допущенных должностным лицом при привлечении АО «ННК-Камчатнефтепродукт» к административной ответственности.
Генеральный директор АО «ННК-Камчатнефтепродукт» ФИО3 участия в рассмотрении жалобы не принимал, извещен, ходатайств не направлял.
Защитник ФИО6, действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, участия в рассмотрении жалобы не принимала, извещена, ходатайств не направляла.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях).
В силу ст. 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежит установлению наличие события административного правонарушения, лицо, его совершившее, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Установление виновности предполагает доказывание того факта, что именно данное лицо совершило административное правонарушение. Выяснение указанного вопроса имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного лица к административной ответственности.
В соответствии со ст. 26.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, могут быть установлены различными доказательствами, перечисленными в ч. 2 ст. 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Часть 1 ст. 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи.
Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности, отношения между учреждениями, организациями, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, между общественными объединениями, должностными лицами и гражданами определяются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - Федеральный закон «О пожарной безопасности»).
В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О пожарной безопасности» законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
Статьей 37 Федерального закона «О пожарной безопасности» установлена обязанность организаций соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности.
На основании абз. 5 ч. 1 ст. 38 Федерального закона «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут не только собственники имущества, но и лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - Федеральный закон «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности») определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения (ч. 1 ч. 1 указанного Федерального закона).
В соответствии со ст. 4 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности.
На основании распоряжения (приказа) заместителя начальника отдела – начальника отделения надзорной деятельности ОНД по г. Петропавловску-Камчатскому № от ДД.ММ.ГГГГ, с целью выполнения плана плановых проверок на 2015 год, на предмет соблюдения обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, проведена плановая выездная проверка в отношении АО «ННК-Камчатнефтепродукт» АЗС №, расположенной в г. Петропавловске-Камчатском по <адрес>.
Актом проверки № от ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что АО «ННК - Камчатнефтепродукт» на АЗС №, расположенной в г. Петропавловске-Камчатском по <адрес> нарушило требования ст. 151 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.п. 30,46,47 «НПБ 111-98*. Автозаправочные станции. Требования пожарной безопасности», выразившиеся в следующем: - навесы над ТРК выполнены из горючих материалов. В покрытии навесов высотой не менее 4 м допускается использование трудногорючих материалов (за исключением навесов или частей навеса, расположенных над местами заправки грузовых автомобилей); - резервуары для хранения топлива не обустроены системами контроля их герметичности; - подземные односторонние резервуары для хранения топлива установлены не внутри оболочек, выполненных из материалов, устойчивых к воздействию нефтепродуктов и окружающей среды в условиях и в течение времени эксплуатации, а также исключающих проникновение топлива в грунт при возможных утечках из внутреннего пространства, образуемого стенками оболочек и резервуаров. Свободное пространство между стенками должно быть заполнено негорючим материалом, способным впитывать в себя топливо.
За выявленные нарушения государственным инспектором г. Петропавловска-Камчатского по пожарному надзору майором внутренней службы ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ в отношении АО «ННК-Камчатнефтепродукт» составлен протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Согласно постановлению главного госинспектора по пожарному надзору ФИО5 № от ДД.ММ.ГГГГ, АО «ННК-Камчатнефтепродукт» вменено нарушение требований пожарной безопасности: - навесы над ТРК выполнены из горючих материалов. В покрытии навесов высотой не менее 4 м допускается использование трудногорючих материалов (за исключением навесов или частей навеса, расположенных над местами заправки грузовых автомобилей); - резервуары для хранения топлива не обустроены системами контроля их герметичности; - подземные односторонние резервуары для хранения топлива установлены не внутри оболочек, выполненных из материалов, устойчивых к воздействию нефтепродуктов и окружающей среды в условиях и в течение времени эксплуатации, а также исключающих проникновение топлива в грунт при возможных утечках из внутреннего пространства, образуемого стенками оболочек и резервуаров. Свободное пространство между стенками должно быть заполнено негорючим материалом, способным впитывать в себя топливо.
Главный госинспектор по пожарному надзору ФИО5 на основании совокупности исследованных при рассмотрении дела доказательств, содержание которых приведены в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ, пришел к выводу о виновности АО «ННК-Камчатнефтепродукт» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Указанные в постановлении обстоятельства и вина АО «ННК-Камчатнефтепродукт» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, установлены главным госинспектором по пожарному надзору на основании собранных по делу доказательств: протокола об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ, распоряжения (приказа) заместителя начальника отдела – начальника отделения надзорной деятельности по г. Петропавловску - Камчатскому № от ДД.ММ.ГГГГ, акта проверки № от ДД.ММ.ГГГГ.
Вместе с тем, обжалуемое постановление главного госинспектора по пожарному надзору ФИО5 в отношении АО «ННК-Камчатнефтепродукт» нельзя признать законным и обоснованным по следующим основаниям.
Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии со ст. 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (действие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Как установлено в ходе рассмотрения жалобы, постановлением заместителя главного государственного инспектора г. Петропавловска-Камчатского по пожарному надзору № от ДД.ММ.ГГГГ АО «ННК-Камчатнефтепродукт», привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.
Не согласившись с постановлением, защитник ФИО6 обратилась в Петропавловск-Камчатский городской суд с жалобой, просила постановление отменить, производство по делу прекратить, ссылаясь на доводы, изложенные в жалобе.
При рассмотрении дела об административном правонарушении собранные по делу доказательства не были оценены в соответствии со ст. 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, а также с позиции соблюдения требований закона при их получении в соответствии с ч. 3 ст. 26.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Анализ материалов дела позволил судье Петропавловск-Камчатского городского суда сделать вывод о том, что заместитель главного государственного инспектора г. Петропавловска-Камчатского по пожарному надзору не исследовал всесторонне, полно и объективно все обстоятельства дела, дал неверную оценку имеющимся в деле доказательствам, в связи с чем преждевременно пришел к выводу о наличии в действиях АО «ННК-Камчатнефтепродукт» состава административного правонарушения.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится, в том числе, решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Решением судьи Петропавловск-Камчатского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ отменно постановление заместителя главного государственного инспектора г. Петропавловска - Камчатского по пожарному надзору № от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении АО «ННК - Камчатнефтепродукт» к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, дело направлено на новое рассмотрение в отдел надзорной деятельности по г. Петропавловску-Камчатскому ГУ МЧС России по Камчатскому краю.
При новом рассмотрении дела, ДД.ММ.ГГГГ главным госинспектором по пожарному надзору ФИО5 вынесено постановление № о привлечении АО «ННК-Камчатнефтепродукт» к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях за нарушение на АЗС №, расположенной в г. Петропавловске-Камчатском по <адрес>, требований ст. 151 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.п. 30,46,47 «НПБ 111-98*. Автозаправочные станции. Требования пожарной безопасности», выразившиеся в следующем: - навесы над ТРК выполнены из горючих материалов. В покрытии навесов высотой не менее 4 м допускается использование трудногорючих материалов (за исключением навесов или частей навеса, расположенных над местами заправки грузовых автомобилей); - резервуары для хранения топлива не обустроены системами контроля их герметичности; - подземные односторонние резервуары для хранения топлива установлены не внутри оболочек, выполненных из материалов, устойчивых к воздействию нефтепродуктов и окружающей среды в условиях и в течение времени эксплуатации, а также исключающих проникновение топлива в грунт при возможных утечках из внутреннего пространства, образуемого стенками оболочек и резервуаров. Свободное пространство между стенками должно быть заполнено негорючим материалом, способным впитывать в себя топливо.
ДД.ММ.ГГГГ начальником ОНД по г. Петропавловску-Камчатскому капитаном внутренней службы ФИО5 вынесено определение о назначении рассмотрения дела об административном правонарушении в отношении АО «ННК-Камчатнефтепродукт» по ч. 1 ст. 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях на ДД.ММ.ГГГГ в 15 час. 30 мин.
Как следует из материалов дела, событие административного правонарушения, вмененное АО «ННК-Камчатнефтепродукт», установлено протоколом об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ, составленным государственным инспектором г. Петропавловска-Камчатского по пожарному надзору майором ФИО4
Указанный протокол об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ послужил основанием для вынесения главным госинспектором по пожарному надзору ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ постановления о привлечении АО «ННК - Камчатнефтепродукт» к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
В то же время, за совершенное АО «ННК-Камчатнефтепродукт» административное правонарушение, установленное этим же протоколом об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ, АО «ННК-Камчатнефтепродукт» за нарушение на АЗС №, расположенной в г. Петропавловске-Камчатском по <адрес>, требований ст. 151 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.п. 30,46,47 «НПБ 111-98*. Автозаправочные станции. Требования пожарной безопасности» уже привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, о чем тем же главным госинспектором по пожарному надзору ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление о назначении административного наказания №, которое на момент рассмотрения дела ДД.ММ.ГГГГ отменено не было.
Таким образом, при рассмотрении настоящего дела об административном правонарушении ДД.ММ.ГГГГ главным госинспектором г. Петропавловска - Камчатского по пожарному надзору ФИО5 в нарушение требований статьи 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях не было принято во внимание постановление № от ДД.ММ.ГГГГ, которым АО «ННК-Камчатнефтепродукт» уже признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, за нарушение на АЗС №, расположенной в г. Петропавловске-Камчатском по <адрес>, требований ст. 151 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.п. 30,46,47 «НПБ 111-98*. Автозаправочные станции.
В соответствии с ч. 5 ст. 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.
Согласно п. 7 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном той же статьей или той же частью статьи настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, либо постановления о возбуждении уголовного дела.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Учитывая обстоятельства, свидетельствующие о существенном нарушении процессуальных требований, установленных настоящим Кодексом, в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, постановление главного госинспектора по пожарному надзору ФИО5 № от ДД.ММ.ГГГГ о признании АО «ННК-Камчатнефтепродукт» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, - подлежит отмене, а производство по постановлению прекращению на основании п. 7 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.7, 30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
РЕШИЛ:
Жалобу защитника АО «ННК-Камчатнефтепродукт» ФИО6 – удовлетворить.
Постановление главного государственного инспектора г. Петропавловска-Камчатского по пожарному надзору № от ДД.ММ.ГГГГ о признании Акционерного общества «ННК-Камчатнефтепродукт» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, - отменить.
Производство по настоящему постановлению в отношении Акционерного общества «ННК-Камчатнефтепродукт» прекратить на основании п. 7 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в Камчатский краевой суд в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.
Судья ФИО1