25MS0102-01-2020-003494-20
12-165/2021 год.
Р Е Ш Е Н И Е
16 июня 2021 год г. Артем
Судья Артемовского городского суда И.В. Макарова
рассмотрев жалобу должностного лица Шаманаева Д.В. <дата> года рождения, руководителя ООО «Строймост ДВ» на постановление мирового судьи судебного участка № 102 судебного района г. Артема Приморского края, о привлечении к административной ответственности по ст.15.33.2 КоАП РФ,
у с т а н о в и л :
01 марта 2021 года мировым судьей принято постановление о привлечении Шаманаева Д.В. к административной ответственности по ст.15.33.2 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде штрафа в сумме 300 рублей.
В обоснование доводов наличия в действиях должностного лица состава административного правонарушения, Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Артеме Приморского края ( межрайонное) указывает, что нормы, освобождающей от ответственности за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета, Законом N 27-ФЗ не предусмотрено.
Общество 12.10.20202года предоставило в Управление дополнительную форму СЗВ – М за август 2020 года на 27 работников, срок предоставления которого 15.09.2020 года.
Отчет СЗВ -М за август 2020 года поступил с нулевым количеством застрахованных лиц.
В соответствии с пунктом 2.2. статьи 11 ФЗ № 27-ФЗ (в редакции, действовавшей на дату составления правонарушения ) страхователь ежемесячно не позднее 15 го числа месяца, следующего за отчетным периодом – месяцем, представляет сведения о каждом работающем у него застрахованном лице ( включая лиц, которые заключили договоры гражданско- правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством РФ о страховых взносах начисляются страховые взносы.
Не согласившись с указанным постановлением, Шаманаевым Д.В. подана жалоба, в которой он просит отменить постановление.
Автор жалобы указывает, что за спорный период – август 2020 г. сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М с типом "исходная" были поданы в Пенсионный фонд РФ своевременно, 01 сентября 2020 г.
Помимо исходной формы предусмотрена сдача дополняющей и отменяющей форм и если по какой-либо причине необходимые сведения о работнике (работниках) не были указаны в исходной форме, страхователь подает дополнительную форму отчета.
<дата> сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М с типом "дополняющая" были поданы в Пенсионный фонд РФ.
Ссылаясь на ст. 11 Федерального закона N 27-ФЗ от <дата> "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного законодательства", указывает, что данной нормой не установлены предельные сроки для подачи дополнительной и отменяющей форм СЗВ-М.
Самостоятельно вывив ошибку до ее обнаружения Пенсионным фондом, заявитель реализовал свое право на уточнение (исправление) предоставленных сведений за указанный период, откорректировав их путем предоставления в Пенсионный фонд дополнительных сведений за этот период, что допускает не применить к ответчику финансовых санкций, предусмотренных статьей 17 Закона № 27-ФЗ.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, представитель учреждения не явились, уведомлены надлежащим образом, суд считает возможным рассмотреть жалобу в их отсутствие.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Положениями статьи 15.33.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность должностных лиц за непредставление в установленный законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования срок либо отказ от представления в органы Пенсионного фонда Российской Федерации оформленных в установленном порядке сведений (документов), необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде.
Шаманаев Д.В. привлечен к административной ответственности за нарушение установленного законодательством РФ, срока согласно п.2.2 ст.11 ФЗ от <дата> № 27-ФЗ ( не позднее 15-го числе, следующего за отчетным периодом) представления сведений о застрахованных лицах ( форма СЗВ-М
ООО «Строй ДВ» сведения о застрахованных лицах (форма СЗВ-М) с типом формы за август 2020 года представлены на 27 застрахованных лиц ( на данных застрахованных лиц ранее «исходная» форма не подавалась) <дата> по телекоммуникационным каналам связи (срок предоставления согласно закону до <дата>).
Пунктом 1 статьи 11 Закона N 27-ФЗ предусмотрено, что страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Сведения, предусмотренные пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, представляются по формам, определяемым Пенсионным фондом Российской Федерации (пункт 4 статьи 11 Закона N 27-ФЗ).
Исходя из положений статей 8, 9, 15 Закона N 27-ФЗ, указанные сведения предоставляются в соответствующий орган Пенсионного фонда, к которому относится территориальный орган Пенсионного фонда по месту регистрации лица в качестве страхователя.
Абзацем 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ предусмотрено, что за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 указанного закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Диспозиция данной нормы по своему содержанию устанавливает ответственность за два самостоятельных состава правонарушений:
- непредставление страхователем в установленный срок сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ;
- представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ.
По конструкции элементов состав указанного правонарушения является альтернативным, то есть правонарушение считается оконченным при наличии признаков любого из альтернативно указанных действий (бездействия).
Таким образом, из содержания данной нормы следует, что объективную сторону состава правонарушения, ответственность за которое установлена частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, составляет нарушение срока представления сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 этого Федерального закона, или представление неполных и недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета.
Постановлением Правления Пенсионного фонда РФ от 23.11.2016 N 1058п утверждены формы документов, используемых в целях привлечения страхователей к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона N 27-ФЗ.
Приложением N 1 к указанному постановлению утверждена форма акта о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, в пункте 2 которого приводятся документально подтвержденные факты нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Приложением N 2 к указанному постановлению утверждена форма решения о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, согласно которой после слов "установил" указываются документально подтвержденные факты нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие обстоятельства.
Таким образом, в силу прямого указания приведенных положений акт проверки и решение о привлечении к ответственности должны содержать конкретные обстоятельства вмененного лицу правонарушения, а также указание, в чем выразились противоправные деяния этого лица.
Из материалов дела усматривается, что должностное лицо страхователя привлечено к ответственности за непредставление в установленный срок сведений на 27 застрахованных лица, то есть за несвоевременное представление отчетности.
Между тем, пенсионным фондом не оспаривается, что первоначальная отчетность исходной формы СЗВ-М за август 2020 года направлена страхователем в управление 01.09.2020, то есть с соблюдением срока, установленного пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ.
Следовательно, в данном случае страхователь своевременно исполнил свою обязанность по представлению в пенсионный фонд сведений о застрахованных лицах за август 2020 года.
Между тем, согласно протокола от 24.11.2020 N 1037 должностному лицу страхователя вменяется именно непредставление в установленный срок сведений по форме СЗВ-М за август 2020 года в отношении 27 лиц, в то время как, представление неполных и (или) недостоверных сведений в первоначально поданной отчетности по форме СЗВ-М за август 2020 года страхователю оспариваемым постановлением не вменяется.
Тот факт, что первоначальная отчетность исходной формы СЗВ-М за август 2020 года представлена на 0 застрахованных лиц, в то время как 02.10.2020 страхователь представил отчет по форме СЗВ-М "исх" за сентябрь 2020 года со сведениями на 26 застрахованных лиц, а 12.10.2020 представлен отчет по форме СЗВ-М "доп" за август 2020 года со сведениями на 27 застрахованных лиц, которые отсутствовали в "исходной" форме СЗВ-М за август 2020 года, не свидетельствует о вменяемом должностному лицу общества нарушений срока представления рассматриваемого отчета, поскольку из представленного управлением журнала принятия отчетов, последние были приняты страховщиком.
Статьей 15 Закона N 27-ФЗ установлена обязанность страхователя в установленный срок представлять в пенсионный фонд сведения о застрахованных лицах, определенные названным законом.
Между тем, этой же нормой Закона N 27-ФЗ также закреплено и право страхователя дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с пенсионным фондом.
В свою очередь статьей 16 Закона N 27-ФЗ установлена обязанность органов Пенсионного фонда Российской Федерации осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.
В данном случае страхователь воспользовался предоставленным ему законодательством правом представить дополняющую отчетность по форме СЗВ-М и его действия не могут быть признаны злоупотреблением правом только лишь потому, что страхователем изначально была подана нулевая отчетность.
Так, согласно пункту 40 Инструкции N 211н за непредставление в установленные сроки индивидуальных сведений о каждом застрахованном лице либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах страхователь несет ответственность в соответствии со статьей 17 Закона N 27-ФЗ.
В случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений о застрахованных лицах, в отношении которых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации страхователю вручено уведомление об устранении имеющихся в индивидуальных сведениях ошибок и несоответствий, в течение пяти рабочих дней со дня получения данного уведомления, к такому страхователю финансовые санкции не применяются.
Страхователь вправе при самостоятельном выявлении ошибок в ранее представленных и принятых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются.
В данном случае финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
Инструкция N 211н дополнена положением о том, что в случае представления страхователем в дополнение к ранее представленным за соответствующий отчетный период индивидуальных сведений о работающих у него застрахованных лицах, в отношении которых сведения за данный отчетный период ранее не были представлены и срок представления указанных сведений истек, к такому страхователю применяются финансовые санкции в соответствии со статьей 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление индивидуальных сведений на данных лиц в установленный срок (абзац 4 пункта 40 Инструкции N 211н).
Между тем, апелляционный суд исходит из того, что положения статьи 15 Закона N 27-ФЗ предоставляют страхователю право на представление дополнительных сведений, то есть, и в отношении лиц, которые ранее не были указаны в исходной форме.
Более того, основания для привлечения к ответственности устанавливаются федеральным законом, соответствующие изменения в статьи 15 и 17 Закона N 27-ФЗ законодателем не вносились, следовательно, принятием новой Инструкции N 211н не могли быть установлены новые основания для привлечения к ответственности, а ранее сложившаяся судебная практика сохраняет свою актуальность. В целом по смыслу статьи 17 Закона N 27-ФЗ законодатель устанавливает режим сотрудничества между страхователями и пенсионным фондом, допуская привлечение к ответственности только после предложения пенсионным фоном исправить ошибки.
Обратный подход не будет стимулировать добросовестных страхователей к последующему контролю своей отчетности, что позволяет создать дополнительные гарантии защиты прав застрахованных лиц.
Формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа является недопустимым. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности.
Такой правоприменительный подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами пенсионного фонда России, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.
Поскольку исходные сведения за спорный период страхователем представлены своевременно, представление корректирующих сведений не образует состав правонарушения, предусмотренного статьей 17 Закона N 27-ФЗ, а также учитывая, что отчет по форме СЗВ-М "доп" за август 2020 года со сведениями на 27 застрахованных лиц пенсионным фондом принят без замечаний (недостоверность сведений не установлена), прихожу к выводу, что у управления отсутствовали основания для привлечения должностного лица страхователя к ответственности, предусмотренной ст.15.33.2 КоАП РФ.
Приведенный правоприменительный подход соответствует правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации выраженной в определениях от 05.07.2019 N 308-ЭС19-975 по делу N А22-1060/2018, от 22.07.2019 N 305-ЭС19-2960 по делу N А40-22593/2018, от 02.07.2018 N 303-КГ18-99 по делу N А73-910/2017, от 05.09.2018 N 303-КГ18-5700 по делу N А04-5751/2017, от 05.09.2018 N 303-КГ18-5702 по делу N А04-5748/2017, от 30.10.2017 N 307-КГ18-6769 по делу N А56-73062/2017, принятых по результатам рассмотрения дел с аналогичными фактическими обстоятельствами, позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами ПФР, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действии (бездействия) возраста, предусмотренного настоящим Кодексом для привлечения к административной ответственности (за исключением случая, предусмотренного частью 3 настоящей статьи), или невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие).
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Таким образом, установив отсутствие состава административного правонарушения в действиях должностного лица Шаманаева Д.В. обжалуемый судебный акт подлежит отмене, а производство по делу - прекращению в связи с отсутствием в действиях указанного должностного лица состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. п.3 ч.1 ст.30.7, п.2ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, судья
р е ш и л :
постановление мирового судьи судебного участка № 102 судебного района г. Артема Приморского края от 01 марта 2021 года о привлечении должностного лица Шаманаева Д.В. <дата> года рождения, руководителя ООО «Строймост ДВ» к административной ответственности по ст.15.33.2 КоАП РФ отменить, производство по делу прекратить.
Решение вступает в законную силу с даты принятия.
Судья И.В. Макарова