Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
22 апреля 2017г. <адрес>
Акушинский районный суд Республики Дагестан в составе председательствующего судьи Алиева М.Н., при секретаре ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению прокурора <адрес> РД ФИО3 в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному казенному образовательному учреждению «Бутринская средняя общеобразовательная школа им. ФИО2» (далее - МКОУ «Бутринская СОШ им. ФИО2») <адрес> РД об обязании установить ограждение территории и к администрации МО «<адрес>» РД об обязании выделить денежные средства для установления ограждения территории МКОУ «Бутринская СОШ им. ФИО2»,
у с т а н о в и л:
<адрес> РД ФИО3 обратился в суд с административным исковым заявлением к МКОУ «Бутринская СОШ им. ФИО2» <адрес> РД об обязании установить ограждение территории общеобразовательного учреждения и администрации МО «<адрес>» РД об обязании выделить денежные средства для этого указывая, что прокуратурой района проведена проверка состояния законности в сфере обеспечения безопасности учащихся и работников МКОУ «Бутринская СОШ им. ФИО2» <адрес> РД.
В ходе проверки МКОУ «Бутринская СОШ им. ФИО2» <адрес> РД выявлены нарушения требований законов «О противодействии терроризму», «О безопасности», «Об образовании в РФ», «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», «О противодействии экстремистской деятельности», «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения» и СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10.
Статьей 2 Конституции РФ предусмотрено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006г. №-Ф3 «О противодействии терроризму», противодействие терроризму является приоритетным в Российской Федерации и основывается на принципе обеспечения и защиты основных прав и свобод человека и гражданина, а также приоритете мер, направленных на предупреждение терроризма и экстремистской деятельности.
Согласно ст. 3 данного Федерального закона, противодействием терроризму является деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
Статьей 5 данного Федерального закона установлено, что федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.
В соответствии со ст. 1, 4 и 9 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», упрочение основных гарантий прав и интересов детей являются одной из целей государственной политики. При осуществлении деятельности в области образования и воспитания ребенка образовательные учреждения не могут ущемлять права ребенка.
В силу п. 6 «Концепции противодействию терроризму в Российской Федерации» (далее - Концепция), утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009г., общегосударственная система противодействия терроризму призвана обеспечить проведение единой государственной политики в области противодействия терроризму и направлена на защиту основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечение национальной безопасности Российской Федерации.
На основании п. 11 Концепции основными задачами противодействия терроризму являются, в том числе, выявление и устранение причин и условий, способствующих возникновению и распространению терроризма; поддержание в состоянии постоянной готовности к эффективному использованию сил и средств, предназначенных для выявления, предупреждения, пресечения террористической деятельности, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма; обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.
В соответствии с п. 12 Концепции, противодействие терроризму осуществляется по направлениям предупреждения (профилактика) терроризма и минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма.
В силу ч. 7 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательное учреждение несет в установленном законодательством РФ порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.
Согласно Уставу МКОУ «Бутринская СОШ им. ФИО2», данное учреждение является казенным общеобразовательным учреждением МО «<адрес>» Республики Дагестан, реализующим общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования.
Вместе с тем понятие «обладание автономией по принятию решений» не означает, что образовательная организация обеспечивает устранение выявленных нарушений только за счет собственных средств. Главным распорядителем денежных средств при этом является администрация МО «<адрес>», наделенная правом распределять средства бюджета района по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, определенным ведомственной классификацией расходов местного бюджета.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.
Согласно п. 6.1 ч. 1 ст. 15 данного Федерального закона, к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий терроризма и экстремизма на территории муниципального района.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012г. №, к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий. В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений (ст. 17 ФЗ от 06.10.2003г. №-Ф3).
На основании п. 4 Устава МКОУ «Бутринская СОШ им. ФИО2» в целях обеспечения уставной деятельности Учредитель закрепляет за школой объекты права собственности (здание, имущество, оборудование, а так же другое необходимое имущество, потребительского, социального, культурного и иного назначения), принадлежащие Учредителю на праве собственности. Школа владеет, пользуется и распоряжается закрепленным за ней имуществом, несет ответственность за сохранность и эффективность использования в соответствии с назначением этого имущества.
Вместе с тем, в силу ст. 36, 39 Федерального закона от 30.03.1999г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», гигиеническое воспитание и обучение граждан осуществляется в процессе воспитания и обучения в дошкольных и других образовательных учреждениях, соблюдение санитарных правил является обязательным для юридических лиц.
Согласно п. 3.1 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10, территория общеобразовательного учреждения должна быть ограждена забором.
Однако в ходе проверки МКОУ «Бутринская СОШ им. ФИО2» было установлено, что территория школы по периметру не огорожена.
Наличие выявленных нарушений влечет за собой нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц - обучающихся и работников образовательной организации, противоречит принципам государственной власти в области обеспечения безопасности жизни и здоровья обучающихся воспитанников и других лиц во время образовательного процесса, способствует нарушению прав граждан, предусмотренных ст. 2 Конституции РФ, согласно которой человеческая жизнь является высшей ценностью.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 1 КАС РФ, суды в порядке, предусмотренном данным Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
В соответствии со ст. 218 КАС РФ, действия (бездействия) органов местного самоуправления, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего могут быть оспорены в судебном порядке.
Согласно ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно п. 3 ст. 35 Федерального закона РФ «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если того требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
Категория лиц, чьи интересы затрагивает настоящее административное исковое заявление, непостоянна и персонально изменчива, поэтому настоящее исковое заявление направляется в интересах неопределенного круга лиц.
На основании изложенного просит суд обязать МКОУ «Бутринская СОШ им. ФИО2» установить ограждение принадлежащей им территории забором по периметру земельного участка, а также обязать администрацию МО «<адрес>» РД выделить денежные средства, необходимые для выполнения указанных работ и устранения выявленных нарушений законодательства о безопасности.
Представителями ответчиков – директором МКОУ «Бутринская СОШ им. ФИО2» ФИО4 и юристом администрации МО «<адрес>» РД ФИО5 представлены в суд письменные заявления о признании административного иска прокурора <адрес> РД ФИО3 в полном объеме. Последствия признания административного иска, предусмотренные ст. 157 КАС РФ, им ясны.
Изучив материалы дела, суд приходит к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 46 КАС РФ, административный ответчик вправе при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции признать административный иск полностью или частично.
Представители ответчиков ФИО4 и ФИО5 административный иск признали в полном объеме, суд принимает признание иска представителями ответчиков, учитывая, что данное волеизъявление ответчиков не противоречит закону, правам и охраняемым законом интересам других лиц.
Согласно положениям ст. 46 и 157 КАС РФ и по аналогии со ст. 173 ГПК РФ, при признании административным ответчиком административного иска и принятии его судом, суд принимает решение об удовлетворении заявленных административным истцом требований.
Исходя из изложенного и руководствуясь ст. 177-180 и 227 КАС РФ,
о п р е д е л и л:
Административный иск прокурора <адрес> РД ФИО3 к МКОУ «Бутринская СОШ им. ФИО2» <адрес> РД об обязании установить ограждение территории и администрации МО «<адрес>» РД об обязании выделить денежные средства для установления ограждения территории МКОУ «Бутринская СОШ им. ФИО2» удовлетворить.
Обязать МКОУ «Бутринская СОШ им. ФИО2» <адрес> РД установить ограждение принадлежащей им территории.
Обязать администрацию МО «<адрес>» РД выделить денежные средства для ограждения территории МКОУ «Бутринская СОШ им. ФИО2» <адрес> РД.
Обязать МКОУ «Бутринская СОШ им. ФИО2» <адрес> РД и администрацию МО «<адрес>» РД сообщить об исполнении решения суда по данному административному делу в Акушинский районный суд РД и в прокуратуру <адрес> РД, а также опубликовать решение суда в газете «Путь истины» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Дагестан в течение пятнадцати дней со дня его получения.
Судья Алиев М.Н.