44RS0028-01-2019-000782-67
Дело № 2а-816/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 июля 2019 года
Костромской районный суд Костромской области в составе:
Судьи Вороновой О.Е.
При секретаре Николаевой Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Куликовой С.Е., Штейинмиллер Т.А., Кучиной Л.П., Березиной Е.Ю., Салий Л.А., Есиповой Э.О. к администрации Костромского муниципального района Костромской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности подготовить заключение о целесообразности включения участков в границу населенного пункта и передать документы для принятия решения в Департамент имущественных и земельных отношений Костромской области,
установил:
Куликова С.Е., Штейнмиллер Т.А., Кучина Л.П., Березина Е.Ю., Салий Л.А. и Есипова Э.О., действуя через своего представителя Логутова А.В., обратились в суд с административным иском к администрации Костромского муниципального района Костромской области о признании бездействия незаконным.
Требования мотивировали тем, что Административные истцы являются арендаторами земельных участков: Куликова С.Е (кадастровый №), Штейнмиллер Т.А. (кадастровый №), Кучина Л.П. (кадастровый №), Березина Е.Ю. (кадастровый №), Салий Л.А. (кадастровый №). Есипова Э.О. (кадастровый №).
18.02.2019 года Кучина Л.П., 22.02.2019 года Березина Е.Ю.. Салий Л.А., 25.02.2019 года Куликова С.Е., Есипова Э.О., 26.02.2019 года Штейнмиллер Т.А. обратились в администрацию Костромского муниципального района с заявлениями о включении арендуемых ими участков в границы населенного пункта село Минское Минского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области и осуществить перевод в категорию земель населенного пункта.
22.03.2019 года административный ответчик ответил письменно, что включить указанные земельные участки в границы населенного пункта не представляется возможным.
Установлением или изменением границ населенных пунктов является, в том числе утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования (пункт 1 статьи 84 ЗК РФ).
Порядок разрешения вопроса о включении земельного участка в границы населенного пункта предусмотрен статьей 4.1 Федерального закона от 29.12.2004 года № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации».
В силу установленного названной нормой порядка лицо, заинтересованное во включении земельного участка в границы населенного пункта (в том числе и арендатор), направляет в орган местного самоуправления городского округа или поселения, на территориях которых находиться населенный пункт, мотивированное заявление о включении земельного участка в границы населенного пункта. К указанному заявлению прилагается кадастровый паспорт земельного участка, включаемого в границы населенного пункта, а также копии документов удостоверяющих личность заявителя - физического лица, и правоустанавливающие документы, на земельные участки, включаемые в границы населенного пункта (пункт 4). Орган местного самоуправления в течение сорока пяти дней с даты поступления указанного заявления подготавливает и направляет в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации заключение о возможности и целесообразности включения земельного участка в границы населенного пункта либо исключения земельного участка из границ населенного пункта (пункт 5). Орган местного самоуправления направляет в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации поступившее заявление о включении земельного участка в границу населенного пункта либо об исключении земельного участка из границы населенного пункта, прилагаемые к нему документы, заключение, указанное в пункте 1 части 5 настоящей статьи, а также заключение о результатах указанных в части 6 настоящей статьи общественных обсуждений или публичных слушаний, за исключением случаев, указанных в пункте 2 части 5 настоящей статьи (пункт 13). Исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации в срок не более чем тридцать дней с даты поступления указанных в части 13 настоящей статьи документов, а в случаях, предусмотренных частью 8 настоящей статьи, в срок не более чем семь рабочих дней по истечении тридцати дней с даты направления таких документов в органы, предусмотренные частью 14 настоящей статьи, принимает решение о включении земельного участка в границу населенного пункта либо об исключении земельного участка из границы населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка или отказывает в принятии решения (пункт 18).
Таким образом, органы местного самоуправления в данной процедуре наделены полномочиями лишь по подготовке заключения о возможности и целесообразности или невозможности и нецелесообразности включения земельного участка в границы населенного пункта, но не полномочиями по отказу во включении земельного участка в границы населенного пункта.
Кроме того, заключение органа местного самоуправления о невозможности и нецелесообразности включения земельного участка в граница населенного пункта, не является безусловным основанием для принятия решения органом государственной власти субъекта Российской Федерации об отказе во включении земельного участка в границу населенного пункта (пункт 20 статьи 4.1 Федерального закона от 29.12.2004 года № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации»),
При таких обстоятельствах административный ответчик по существу нарушил вышеуказанный порядок рассмотрения подобного рода заявлений, не подготовил соответствующего заключения о возможности либо невозможности включения земельного участка в границы населенного пункта и не направил материалы. предусмотренные законом на рассмотрение и принятие соответствующего решения органу государственной власти субъекта Российской Федерации (Департамент имущественных и земельных отношений Костромской области).
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 4. 218, 220. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, просят суд:
1) признать незаконным бездействие администрации Костромского муниципального района, выразившееся в не подготовке заключения о возможности и целесообразности или в невозможности и нецелесообразности включения земельных участков с кадастровыми номерами № в границу населенного пункта село Минское, а также в неисполнении обязанностей по передаче документов, предусмотренных пунктом 13 статьи 4.1 Федерального закона от 29.12.2004 года № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» для принятия соответствующего решения в орган государственной власти субъекта Российской Федерации;
2) обязать администрацию Костромского муниципального района в семидневный срок со дня вступления в законную силу решения суда подготовить заключение о возможности и целесообразности или в невозможности и нецелесообразности включения земельных участков с кадастровыми номерами № в границу населенного пункта (адрес), а также передать документы, предусмотренные пунктом 13 статьи 4.1 Федерального закона от 29.12.2004 года № 191 -ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» для принятия соответствующего решения в Департамент имущественных и земельных отношений Костромской области.
В порядке подготовки дела к судебному заседанию к участию в качестве заинтересованных лиц привлечены: Администрация Минского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области, Комитет имущественных и земельных отношений, архитектуры и градостроительства администрации Костромского муниципального района Костромской области, Департамент имущественных и земельных отношений Костромской области.
Административные истцы Куликова С.Е., Штейнмиллер Т.А., Кучина Л.П., Березина Е.Ю., Салий Л.А., Есипова Э.О. в судебное заседание не явились, просили о рассмотрении дела в их отсутствие.
Представитель административных истцов Логутов А.В., действующий на основании доверенностей (л.д.53, л.д.54, л.д.55), поддержал заявленные требования в полном объёме и в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении.
В судебном заседании представитель административного ответчика администрации Костромского муниципального района Костромской области Марьин Д.Б., административный иск не признал в полном объеме, полагал, что администрация действовала в рамках полномочий по решению вопросов местного значения, предусмотренных Градостроительным кодексом РФ, Федеральными законами от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации», от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Пояснил, что административные истцы являются арендаторами земельных участков: Куликова С.Е. - кадастровый №, Штейнмиллер Т.А. - кадастровый №, Кучин Л.П. - кадастровый №, Березина Е.Ю. - кадастровый №, Салий J1.A. - кадастровый №, Есипова Э.О. - кадастровый №.
18.02.2019 года Кучина Л.П., 22.02.2019 года Березина Е.Ю., Салий Л.А., 25.02.2019 года Куликова С.Е., Есипова Э.О., 26.02.2019 года Штейнмиллер Т.А. обратились в администрацию Костромского муниципального района с заявлениями о включении арендуемых ими земельных участков в границы населенного пункта село Минское Минского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области и осуществить перевод в категорию земель населенного пункта.
22.03.2019 года администрация Костромского муниципального района Костромской области направила в адрес административных истцов мотивированный отказ во включении указанных земельных участков в границы населенного пункта в связи с нецелесообразностью.
Не согласившись с отказом, административные истцы обратились в Костромской районный суд с административным исковым заявлением о признании незаконным бездействием администрации Костромского муниципального района Костромской области.
Свои требования административные истцы основывают на нормах статьи 4.1 Федерального закона от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации».Администрация Костромского муниципального района Костромской области считает, что требования административных истцов основаны на неправильном толковании норм законодательства.
Согласно пункту 1.1 статьи 4.1 Федерального закона от 29.12.2004 № 191- ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» при наличии генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов, схем территориального планирования муниципальных районов изменение границ населенных пунктов до 31 декабря 2012 года... может осуществляться путем внесения изменений в указанные генеральные планы, схемы территориального планирования в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации либо путем включения земельных участков в границы населенных пунктов или исключения земельных участков из границ населенных пунктов исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном настоящей статьей.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 5 статьи 4.1 Федерального № 191- ФЗ орган местного самоуправления в рамках своих полномочий, принимает решение о возможности и целесообразности включения земельного участка в границы населенного пункта.
Из указанной нормы следует, что изменения границ населенных пунктов до 31 декабря 2012 года осуществлялась двумя способами: 1) путем внесения изменений в генеральные планы, схемы территориального планирования в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации - органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований и 2) путем включения земельных участков в границы населенных пунктов или исключения земельных участков из границ населенных пунктов - исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном статьей 4.1 Федерального закона № 191- ФЗ.
Действие данной нормы ограничено 31 декабря 2012 года.
В настоящее время изменение границ населенных пунктов осуществляется путем внесения изменений в генеральные планы, схемы территориального планирования в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации.
В статье 24 Градостроительного кодекса РФ указано, что генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа.
Решение о подготовке проекта генерального плана, а также решения о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений принимаются соответственно главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа.
Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, заинтересованные физические и юридические лица вправе обращаться к главе местной администрации поселения, главе местной администрации городского округа с предложениями о внесении изменений в генеральный план.
Вместе с тем нормы Градостроительного кодекса Российской Федерации и иных правовых актов не возлагают на соответствующее должностное лицо обязанность принятия по обращению гражданина действий по внесению в генеральный план изменений (Апелляционное определение Верховного суда Республики Татарстан от 27.07.2015 по делу № 33-10442/2015).
В соответствии с пунктом 20 части 1, части 3, части 4 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Закона Костромской области от 04.12.2015 № 38-6-3KO «О закреплении за сельскими поселениями Костромской области вопросов местного значения» с 01.01.2017 года вопрос местного значения по градостроительной деятельности на территории Минского сельского поселения отнесены к вопросам местного значения Костромского муниципального района.
Из совокупности указанных норм законодательства следует, что именно на органы местного самоуправления Костромского муниципального района Костромской области возложены полномочия по включению земельных участков в границы населенных пунктов расположенных в границах сельских поселений Костромского муниципального района Костромской области, в том числе и принятие решений о целесообразности или нецелесообразности включения их в границы населенных пунктов (Апелляционное определение Костромского областного суда от 04.02.2019 по делу № 33a-73/2019). Письменный отзыв на административные исковые требования приобщен к материалам дела.
Представитель заинтересованного лица Департамента имущественных и земельных отношений Костромской области, будучи надлежаще извещенным о месте и времени судебного заседания в суд не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие. В отзыве указал, что в соответствии со статьей 84 Земельного кодекса Российской Федерации установлением или изменением границ населенных пунктов является:
- утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования;
- утверждение или изменение схемы территориального планирования муниципального района, отображающей границы сельских населенных пунктов, расположенных за пределами границ поселений (на межселенных территориях).
Согласно части 2 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации решение о подготовке проекта генерального плана, а также решения о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений принимаются соответственно главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа. В соответствии с частью 16 данной статьи органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, заинтересованные физические и юридические лица вправе обращаться к главе местной администрации поселения, главе местной администрации городского округа с предложениями о внесении изменений в генеральный план.
Частью 1 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа.
На основании статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Закона Костромской области от 04.12.2015 № 38-6-3KO «О закреплении за сельскими поселениями Костромской области вопросов местного значения» вопросы по утверждению генеральных планов поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов.
Статья 4.1 Федерального закона от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации», устанавливающая порядок включения земельных участков в границы населенного пункта либо исключения из границ населенного пункта на основании решений исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, применяется только к случаям, указанным в пунктах 1,1.1 данной статьи.
Согласно пункту 3 статьи 4.1 Федерального закона от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» законами субъектов Российской Федерации может быть установлен порядок подготовки и принятия решений о включении земельных участков в границы населенных пунктов либо об исключении земельных участков из границ населенных пунктов и об установлении или об изменении видов разрешенного использования земельных участков с учетом требований настоящего Федерального закона. Закон Костромской области по данному вопросу не принят.
Таким образом, принятия решения департамента имущественных и земельных отношений Костромской области или иного исполнительного органа государственной власти о переводе земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в земли населенных пунктов не требуется. Истцами в заявлении не указано на нарушение каких прав и законных интересов повлияло оспариваемое бездействие администрации Костромского муниципального района, выраженное в письме от 22.03.2019. Возражал против удовлетворения требований истцов.
Представители заинтересованных лиц Комитета имущественных и земельных отношений, архитектуры и градостроительств администрации Костромского муниципального района Костромской области, администрации Минского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области, будучи надлежаще извещенными о времени и месте судебного заседания, в суд не явились.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как следует из ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено названным Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В силу ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 ч. 9 данной статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 ч. 9 - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В силу ст. 130, ст. 131 Конституции РФ, местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий.
В соответствии с п.2 (абз.3) ст. 3.3. Федерального закона «О введение в действие Земельного кодекса РФ» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.
Подпункт 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Категории земельных участков в зависимости от их целевого назначения перечислены в пункте 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, в том числе: земли сельскохозяйственного назначения, земли населенных пунктов. Земли в Российской Федерации, обозначенные в пункте 1 указанной статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.
Землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов. Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий (ст.83 ЗК РФ).
Согласно ст. 77 ЗК РФ, землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
В соответствии с ч.1,3 ст. 4 Федерального закона от 07.07.2003 № 112-ФЗ (ред. 01.05.2016) «О личном подсобном хозяйстве» для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок). Полевой земельный участок используется исключительно для производства сельскохозяйственной продукции без права возведения на нем зданий и строений.
Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (пункт 2 статьи 7 ЗК РФ).
Пунктом 1 статьи 8 ЗК РФ предусмотрено, что перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности. Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами.
Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется в соответствии с Федеральный закон от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (далее - Закон № 172-ФЗ).
Как следует из пункта 3 части 1 статьи 7 Закона № 172-ФЗ, перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, связанных с установлением или изменением черты населенных пунктов. При этом установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов (ч.1 ст. 8 Закона № 172-ФЗ).
Порядок разрешения вопроса о включении земельного участка в границы населенного пункта предусмотрен статьей 4.1 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 191-ФЗ «О введение в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации».
Согласно части 1.1 статьи 4.1 Федерального закона № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации», при наличии генеральных планов поселений, схем территориального планирования муниципальных районов изменение границ населенных пунктов до 31.12.2012г. может осуществляться путем внесения изменений в указанные генеральные планы, схемы территориального планирования в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, либо путем включения земельных участков в границы населенных пунктов или исключения земельных участков из границ населенных пунктов исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном настоящей статьей.
В силу установленного названной нормой порядка лицо, заинтересованные во включении земельного участка в границы населенного пункта либо в исключении земельного участка из границ населенного пункта, направляет в орган местного самоуправления городского округа или поселения, на территориях которых находится населенный пункт, а в случае, если земельный участок расположен на межселенной территории, в орган местного самоуправления муниципального района мотивированное заявление о включении земельного участка в границы населенного пункта либо об исключении земельного участка из границ населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка (ч.4).
Орган местного самоуправления в течение сорока пяти дней с даты поступления указанного заявления: подготавливает заключение о возможности и целесообразности включения земельного участка в границы населенного пункта либо исключения земельного участка из границ населенного пункта, а также о возможности установления или изменения вида разрешенного использования земельного участка в случае, если это указано в данном заявлении (часть 5). Заключение органа местного самоуправления городского округа или поселения, на территориях которых находится населенный пункт. О невозможности и целесообразности включения земельного участка в границу населенного пункта может являться основанием для принятия решения об отказе во включении земельного участка в границы населенного пункта (часть 20).
Из указанной нормы следует, что изменения границ населенного пунктов до 31 декабря 2012 года осуществлялось двумя способами: 1) путем внесения изменений в генеральные планы, схемы территориального планирования в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации - органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований; 2) путем включения земельных участков в границы населенных пунктов или исключения земельных участков из границ населенных пунктов- исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 4.1 ФЗ № 191-ФЗ. Действие данной нормы ограничено 31 декабря 2012 года.
В настоящее время изменение границ населенных пунктов осуществляется путем внесения изменений в генеральные планы, схемы территориального планирования в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Установлением и изменением границ населенных пунктов являются: 1) утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования; 2) утверждение или изменение схемы территориального планирования муниципального района, отображающей границы сельских населенных пунктов, расположенных за пределами границ поселений (на межселенных территориях) ( пункт 1 ст. 84 ЗК РФ).
Согласно ч.2 ст. 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации решение о подготовке проекта генерального плана, а также решения о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений принимаются соответственно главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа.
Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, заинтересованные физические и юридические лица вправе обращаться к главе местной администрации поселения, главе местной администрации городского округа с предложениями о внесении изменений в генеральный план (ч.16).
Таким образом, перевод земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в земли населенного пункта допускается при наличии соответствующего заключения органа местного самоуправления городского округа или поселения, на территориях которых находится населенный пункт.
В соответствии с пунктом 20 части 1, части 3 и части 4 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, Закона Костромской области от 04.12.2015 № 38-ЗКО «О закреплении за сельскими поселениями Костромской области вопросов местного значения» с 01.01.2017 года вопрос местного значения по градостроительной деятельности на территории Минского сельского поселения отнесены к вопросам местного значения Костромского муниципального района.
Судом установлено, что 24.07.2017 года между Комитетом имущественных и земельных отношений, архитектуры и градостроительства Костромского муниципального района Костромской области (арендодатель) и Куликовой С.Е. (арендатор) заключен договор аренды земельного участка № 150 на срок до 24.07.2066 года. Предметом которого является земельный участок с кадастровым номером № площадью 2000 кв.м. местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, ориентир земельный участок с кадастровым номером № в (адрес) (п.1.1). Согласно п.п. 1.2.1-1.2.2 Договора, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках (л.д.7-10).
14.11.2017 года между Комитетом имущественных и земельных отношений, архитектуры и градостроительства Костромского муниципального района Костромской области (Арендодатель) и Штейнмиллер Т.А. (арендатор) заключен договор аренды земельного участка № на срок до 14.11.2066 года. Согласно п. 1.1 Договора, предметом является земельный участок с кадастровым номером № площадью 1500 кв.м. местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир земельный участок с кадастровым номером № участок находится примерно в 320 м от ориентира по направлению на юго- запад, почтовый адрес (адрес). Категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках (п.п.1.2.1-1.2.2.) (л.д.11-14).
26.12.2017 года между Комитетом имущественных и земельных отношений, архитектуры и градостроительства Костромского муниципального района Костромской области (Арендодатель) и Кучиной Л.П. (Арендатор) заключен договор аренды земельного участка № 241 на срок до 26.12.2066 года, предметом которого является земельный участок с кадастровым номером № площадью 1500 кв.м. местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир земельный участок с кадастровым номером №, участок находится примерно в 370 м от ориентира по направлению на юго- запад, почтовый адрес ориентира: (адрес) (п.1.1). Категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках (п.п.1.2.1-1.2.2.) (л.д.15-18).
05.07.2017 года между Комитетом имущественных и земельных отношений, архитектуры и градостроительства Костромского муниципального района Костромской области (арендодатель) и Казаковой С.А. (арендатор) заключен договор аренды земельного участка № 136 на срок до 05.07.2066 года. Согласно п. 1.1 Договора, предметом является земельный участок с кадастровым номером № площадью 2000 кв.м. местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир земельный участок с кадастровым номером № в (адрес), участок находится примерно в 510 м от ориентира по направлению на юго-запад, почтовый адрес ориентира: (адрес). Категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках (п.п.1.2.1-1.2.2.) (л.д.20-23).
В соответствии с договором передачи прав и обязанностей от 06.03.2018 года, заключенного между Казаковой С.А. ( Сторона 1) и Березиной Е.Ю. (Сторона 2), Сторона 1 передала, а Сторона 2 приняла права и обязанности в полном объеме по договору аренды земельного участка № 136 на срок до 05.07.2066 года. За передаваемое право и обязанности Березина Е.Ю. обязалась уплатить Казаковой С.А. денежные средства в размере 10 000 рублей (п.1.2) (л.д.19).
14.11.2017 между Комитетом имущественных и земельных отношений, архитектуры и градостроительства Костромского муниципального района Костромской области (Арендодатель) и Салий Л.А. (Арендатор) заключен договор аренды земельного участка № 211 на срок до 14.11.2066 года. Согласно п.1.1, предметом договора является земельный участок с кадастровым номером № площадью 1500 кв.м. местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир земельный участок с кадастровым номером №, участок находится в 350 м от ориентира по направлению на юго-запад, почтовый адрес ориентира: (адрес). Категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках (п.п.1.2.1-1.2.2.) (л.д.24-27).
15.08.2018 года между Комитетом имущественных и земельных отношений, архитектуры и градостроительства Костромского муниципального района Костромской области (Арендодатель) и Есиповой Э.О. (Арендатор) заключен договор аренды земельного участка № 148 на срок до 15.08.2067 года, предметом которого является земельный участок с кадастровым номером № площадью 2000 кв.м., находящийся примерно в 400м на запад от (адрес) в (адрес) (п.1.1). Категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках (п.п.1.2.1-1.2.2.) (л.д.28-31).
Вышеназванные договоры зарегистрированы в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Костромской области, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра прав недвижимости (л.д.159-165, 166-176,177-187,188-194,195-201,202-212).
18.02.2019 Кучина Л.П., 22.02.2019 года Салий Л.А., Березина Е.Ю., 25.02.2019 Куликова С.Е., Есипова Э.О. и 26.02.2019 Штейнмиллер Т.А. обратились к Главе Костромского муниципального района с заявлениями о включении арендуемых ими земельных участков в границы населенного пункта (адрес) сельского поселения Костромского муниципального района (адрес) и осуществлении перевода в категорию земель населенного пункта с разрешенным видом использования - для ведения личного подсобного хозяйства.
Письмами главы Администрации Костромского муниципального района Костромской области были от 22.03.2019 года 1691з,1689з, 1690з,1693з, 1692з, 1694з административным истцам отказано в удовлетворении заявлений (л.д. 88-91, 99-102, 111-114, 125-128, 135-138,147-150).
Как следует из указанных писем, отказ мотивирован тем, что проектом генерального плана Минского сельского поселения исключена зона перспективной застройки, на которой расположены указанные земельные участки, так как территория относится к землям сельскохозяйственного назначения, на которой расположены земельные участки, предоставленные в аренду гражданам с видом разрешенного использования «для ведения личного подсобного хозяйства на полевых участках», тем самым генеральный план приведен в соответствие с фактическим видом разрешенного использования земельных участков. Земельные участки относятся к землям сельскохозяйственного назначении, не имеют общей границы населенный пункт Минское, и их включение в границы этого населенного пункта нецелесообразно по следующим основаниям: данное включение не способствует перспективе развития населенного пункта, направлено на удовлетворение одного землепользователя; для осуществления жилищного строительства отсутствуют свободные мощности водоснабжения и электроснабжения; невозможность обеспечения социальной инфраструктурой в полном объеме; рельеф территории не отвечает требованиям застройки, имеет грунты, несущая способность которых не соответствует живой застройке; отсутствие нормального водоотвода; земельные участки местами заболочены; необходимость значительных финансовых затрат Ию бюджета района и Минского сельского поселения на обеспечение исполнения полномочий согласно Федеральному закону от 06.10.2003 года № 131-ФЗ № «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».
Проанализировав содержание принятых решений, в совокупности с указанными нормами законодательства, суд приходит к выводу о том, что оспариваемые решения по сути представляют собой заключения о невозможности или нецелесообразности включения земельных участков в границу населенного пункта, приняты уполномоченным на то лицом. Решения мотивированы, содержания соответствуют нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Установленный статьей 4.1 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 191-ФЗ «О введение в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» срок составления заключений, а также срок направлений заявителям ответов на их обращения, установленный статьей 12 Федерального закона от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации», соблюдены.
Суд полагает, что довод административных истцов о том, что административный ответчик не направил решения на рассмотрение и принятие соответствующего решения в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации - Департамент имущественных и земельных отношений Костромской области основан на неправильном толковании норм законодательства.
Как следует из вышеприведенных норм законодательства, критерии целесообразности включения земельных участков в границы населенных пунктов законодателем не установлены. Принятие решений по данному вопросу отнесено к исключительной компетенции органа местного самоуправления, который, как усматривается из материалов дела, при принятии оспариваемых решений, учитывал в том числе, расположение земельных участков по отношению к границе населенного пункта Минское, преследуемую административными ответчиками цель изменения категории земельных участков - осуществление индивидуального жилищного строительства, а также то, что полевой земельный участок используется исключительно для производства сельскохозяйственной продукции без права возведения на нем зданий и строений.
Также суд полагает необходимым отметить, что при разрешении публично-правового спора для удовлетворения заявленных требований необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого решения (действия) закону или иному нормативному правовому акту, регулирующему спорное правоотношение, и нарушение этим решением (действием) прав либо свобод заявителя. Между тем, в данном случае, одновременное наличие таких обстоятельств не усматривается.
Принимая во внимание изложенные судом обстоятельства в совокупности с собранными по делу доказательствами, суд приходит к выводу о необоснованности доводов административных истцов по заявленным требованиям и отсутствии правовых оснований для их удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
Куликовой С.Е., Штейнмиллер Т.А., Кучиной Л.П., Березиной Е.Ю., Салий Л.А., Есиповой Э.О. в удовлетворении административных исковых требований к администрации Костромского муниципального района Костромской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности подготовить заключение о целесообразности включения участков в границу населенного пункта и передать документы для принятия решения в Департамент имущественных и земельных отношений Костромской области - отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Костромской областной суд в течение месяца с момента изготовления в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Костромской районный суд Костромской области.
Судья: Воронова О.Е.
решение суда в окончательной форме
изготовлено 26.07.2019 - судья: