Дело № 12-40/2023
УИД:91RS0009-01-2022-002892-19
Р Е Ш Е Н И Е
03 марта 2023 года <адрес>
Судья Евпаторийского городского суда Республики Крым Елецких Елена Николаевна, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО2 на постановление врио начальника отделения – старшего судебного пристава ОСП по <адрес> УФССП России по <адрес> ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении №, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ,
установил:
постановлением врио начальника отделения - старшего судебного пристава ОСП по <адрес> УФССП России по Республики Крым ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении № врип главы Администрации <адрес> Республики Крым ФИО2 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, врио главы администрации <адрес> Республики Крым ФИО2 подал на него жалобу, в которой просит постановление отменить, а производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава вмененного административного правонарушения, указывает, что обстоятельства совершения вменяемого ему правонарушения, объективная и субъективная стороны надлежащим образом не установлены, его вина в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, отсутствует. С обжалуемым постановлением он не согласен, считает его незаконным и подлежащим отмене, так как оно не содержит сведений о том, какие действия, предусмотренные его должностными обязанностями, он не совершил либо совершил ненадлежащим образом. Также судебным приставом-исполнителем не установлено, имел ли он объективную возможность исполнить требование судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ, имеется ли его вина, как должностного лица, в неисполнении требований исполнительного документа. Также указывает, что диспозицией ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора. При этом, постановление о взыскании исполнительского сбора от ДД.ММ.ГГГГ вынесено в отношении Администрации <адрес> Республики Крым, в отношении него такое постановление не выносилось, в связи с чем он не является субъектом вмененного правонарушения. Также указывает, что административным органом оставлен без внимания и правовой оценки установленный законом порядок формирования и распределения соответствующему бюджету субвенций на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений исходя из конкретных обстоятельств дела, в том числе участия должника в процессе формирования таких субвенций исходя из наличия переданных государственных полномочий по формированию списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. При этом обязанность по финансированию мероприятий, связанных с обеспечением жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложена на орган исполнительной власти Республики Крым - Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым. Также Постановлением Совета Министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден Порядок расходования субвенции из бюджета Республики Крым бюджетам муниципальных образований Республики Крым на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений, согласно которому установлено, что главным распорядителем бюджетных средств является Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым. Получателями субвенции являются органы местного самоуправления. Распределение субвенций между бюджетами муниципальных образований Республики Крым устанавливается законом Республики Крым о бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Также использование собственных материальных ресурсов и финансовых средств на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей не предусмотрено Уставом муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым. Постановлением администрации <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №-п утвержден Порядок формирования специализированного жилищного фонда муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В целях исполнения государственных полномочий на основании постановления Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п, ФИО3 включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. Все документы, необходимые для выделения из бюджета Республики Крым субвенции на приобретение жилья для ФИО3 представлены в Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым в соответствии с Порядком, утвержденным Постановлением Совета Министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №. Администрация <адрес> в установленном порядке ежеквартально представляет в Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым сформированные в утвержденной форме списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, а так же отчет о расходовании средств субвенции, предоставленной из бюджета Республики Крым бюджету муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым. Однако, субвенция из бюджета Республики Крым для исполнения государственных полномочий по обеспечению детей-сирот жильем, систематически выделяется в количестве, явно не достаточном для выполнения администрацией <адрес> Республики Крым возложенных на нее государственных полномочий. Так, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в списке лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в городском округе Евпатория, состоит 181 человек, из которых право на получения жилых помещений уже имеют 110 человек. В том числе, в отношении 57 человек имеются вступившие в силу судебные акты об обязании администрации <адрес> предоставить жилье, из которых по 49 делам возбуждены исполнительные производства ОСП по <адрес> УФССП России по <адрес>. При этом, на 2020 год приказом Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № «О распределении средств» на приобретение жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, городскому округу Евпатория из бюджета Республики Крым выделена субвенция в размере 7100676,00 рублей на приобретение 4-х квартир и №,00 рублей на приобретение 3-х жилых помещений. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в администрацию поступили средства на приобретение жилья детям-сиротам в размере: 2017 год - № рублей, на 2018 год - № рублей, на 2019 год - № рублей, на 2020 год - № рублей, на 2021 год - № рублей. Для приобретения жилья детям-сиротам в 2022 году запланировано выделение денежных средств администрации <адрес> в размере № рублей, что существенно ниже суммы, действительно необходимой для предоставления жилья согласно списку Министерства и исполнения принятых судебных актов. После получения субвенции Администрацией <адрес> Республики Крым проведены все процедуры приобретения жилого помещения ФИО3 По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на средства субсидии приобретено жилое помещение – квартира, расположенная по адресу: <адрес>. Постановлением Администрации <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №-п данная квартира включена в специализированный жилищный фонд квартир и предоставлена ФИО3 по договору найма жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей № от ДД.ММ.ГГГГ. Податель жалобы указывает, что, с учетом положений ч. 4 ст. 24.5 КоАП РФ, указанные обстоятельства являются основанием для прекращения производства по делу об административном нарушении.
В судебное заседание лицо, в отношении которого ведется производство по делу – ФИО2, должностное лицо, вынесшее обжалуемое постановление, будучи извещенными надлежащим образом о дате, времени и месте слушания дела не явились, причины неявки суду не сообщили.
Участие в судебном заседании является правом, а не обязанностью лица, участвующего в деле, но каждому гарантируется право на рассмотрение дела в разумные сроки, в связи, с чем суд приходит к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела, обозрев в судебном заседании материалы гражданского дела № и дела об административном правонарушении №-АП, прихожу к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
В соответствии с требованиями ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ к обстоятельствам, подлежащим обязательному выяснению (доказыванию) по делу об административном правонарушении, отнесены наличие события правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Согласно ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие либо отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Согласно ст. 26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Согласно ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны, помимо прочего: обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, статья, предусматривающая ответственность, мотивированное решение по делу.
В соответствии с ч. 1 ст. 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицами, указанными в ст.ст. 25.1 - 25.5.1 КоАП РФ, в том числе лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вынесенное судьей - в вышестоящий суд.
В соответствии с ч. 1 ст. 30.6 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении рассматривается судьей, должностным лицом единолично.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
Частью 1 ст. 17.15 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.
Из исследованных в судебном заседании материалов гражданского дела № установлено, что решением Евпаторийского городского суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования прокурора <адрес> Республики Крым в защиту прав, свобод и законных интересов ФИО3 к администрации <адрес> Республики Крым о предоставлении жилого помещения удовлетворены частично. На администрацию <адрес> Республики Крым возложена обязанность предоставить ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения по норме предоставления не менее 25 кв.м. общей площади жилого помещения на территории городского округа Евпатория. В остальной части исковых требований отказано (дело №, л.д. 56-59).
ДД.ММ.ГГГГ по вышеуказанному гражданскому делу выдан исполнительный лист серии ФС № (дело №, л.д. 67-68).
ДД.ММ.ГГГГ судебный пристав-исполнитель ОСП по <адрес> ФИО4, рассмотрев исполнительный документ - исполнительный лист серии ФС № от ДД.ММ.ГГГГ вынес постановление о возбуждении исполнительного производства №-ИП в отношении администрации <адрес> Республики Крым, должнику установлен 5-тидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.
ДД.ММ.ГГГГ судебный пристав-исполнитель ОСП по <адрес> ФИО4, рассмотрев исполнительный документ - исполнительный лист серии ФС № от ДД.ММ.ГГГГ вынес постановление о взыскании исполнительского сбора с администрации <адрес> Республики Крым.
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем ОСП по <адрес> ФИО5 вынесено предупреждение ФИО2, как руководителю организации должника Администрации <адрес> Республики Крым, согласно которому последний предупрежден, что в случае злостного неисполнения вступившего в законную силу приговора суда, решения суда или иного судебного акта, а равно воспрепятствования их исполнению он может быть привлечен к уголовной ответственности, предусмотренной ст. 315 УК РФ.
Также ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем ОСП по <адрес> ФИО5 вынесено требование ФИО2, как руководителю организации должника Администрации <адрес> Республики Крым, согласно которому установлен семидневный срок со дня поступления указанного требования для исполнения решения суда.
ДД.ММ.ГГГГ судебный пристав-исполнитель ОСП по <адрес> ФИО5, рассмотрев исполнительный документ - исполнительный лист серии ФС № от ДД.ММ.ГГГГ, вынесла постановление о назначении нового срока исполнения требований исполнительного документа, согласно которому, администрации <адрес> Республики Крым установлен срок исполнения требований исполнительного документа до ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ судебный пристав-исполнитель ОСП по <адрес> ФИО5, рассмотрев исполнительный документ - исполнительный лист серии ФС № от ДД.ММ.ГГГГ, вынесла постановление о назначении нового срока исполнения требований исполнительного документа, согласно которому должнику Администрации <адрес> Республики Крым установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа до ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ врио начальника отделения – старшего судебного пристава ОСП по <адрес> ФИО6 составил протокол об административном правонарушении №-АП, согласно которому установлено, что ФИО2, являясь должностным лицом Администрации <адрес> Республики Крым (врип главы) не выполнил требования исполнительного листа ФС № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Евпаторийским городским судом Республики Крым о возложении обязанности на администрацию <адрес> Республики Крым предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, по норме предоставления не менее 25м2 общей площади жилого помещения на территории городского округа Евпатория в новый срок исполнения, установленный после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.
Вынесенный ДД.ММ.ГГГГ врио начальника отделения - старшего судебного пристава ОСП по <адрес> УФССП России по Республики Крым ФИО6 протокол об административном правонарушении стал основанием для вынесения обжалуемого по данному делу постановления от ДД.ММ.ГГГГ № б/н, которым врип главы Администрации <адрес> Республики Крым ФИО2 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей.
ДД.ММ.ГГГГ врио главы администрации <адрес> Республики Крым ФИО2 направил в адрес начальника ОСП по <адрес> УФССП России по <адрес> ФИО7 заявление об окончании исполнительного производства в связи с вынесением администрацией <адрес> Республики Крым постановления №-п от ДД.ММ.ГГГГ о включении <адрес> по ул. им. 9-го Мая, <адрес> в специализированный жилищный фонд квартир и ее предоставлении ФИО3.
ДД.ММ.ГГГГ врио заместителем начальника отделения-заместителя старшего судебного пристава ОСП по <адрес> ФИО6 вынесено постановление об окончании исполнительного производства в связи с выполнением требований исполнительного документа в полном объеме.
Оценка виновности должностного лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, предполагает выяснение в соответствии с ч. 2 ст. 2.1, со ст. 26.1 КоАП РФ наличие объективных препятствий в исполнении требований исполнительного документа с учетом того, были ли привлекаемым лицом предприняты все необходимые меры, направленные на своевременное исполнение решения суда, в том числе связанные с получением необходимого финансирования.
Администрация <адрес> Республики Крым является органом местного самоуправления, в связи с чем, ее финансовое обеспечение осуществляется в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, регулируется следующим законодательством и нормативно-правовыми актами.
В соответствии с ч. 3 ст. 20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
Согласно ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" отношения, связанные с организацией предоставления и предоставлением детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, а также лицам, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, жилых помещений, а также в части сохранения права пользования жилым помещением и сохранения ранее занимаемых жилых помещений, нанимателями или членами семьи нанимателя по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей в Республике Крым регулирует Закон Республики Крым от 18.12.2014 № 46-ЗРК/2014 "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Республике Крым"
Согласно требованиям ст. 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств или увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих видов бюджетных ассигнований в закон (решение) о бюджете, либо в текущем финансовом году после внесения соответствующих изменений в закон (решение) о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета.
Органы местного самоуправления формируют специализированный жилищный фонд путем приобретения жилых помещений в муниципальную собственность в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В соответствии со ст. 9 Закона Республики Крым от 18.12.2014 года № 46-ЗРК/2014 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа в Республике Крым» органы местного самоуправления городских округов, муниципальных районов, городских и сельских поселений наделены полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе:
1) по формированию Списка, установлению факта невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении;
2) по формированию специализированного жилищного фонда для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
3) по приобретению жилых помещений, предназначенных для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей;
4) по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей;
5) по осуществлению деятельности в части работ по ремонту жилых помещений, в которых дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений;
6) по обеспечению условий доступности жилых помещений для инвалидов в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов.
Согласно с ч. 1 ст. 11 Закона Республики Крым от 18.12.2014 года № 46-ЗРК/2014 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа в Республике Крым» финансирование расходов, связанных с осуществлением органами местного самоуправления переданных полномочий, осуществляется за счет субвенций, предоставляемых бюджетам соответствующих муниципальных образований из бюджета Республики Крым.
Согласно ч.ч. 2, 3 Закона Республики Крым от 18.12.2014 года № 46-ЗРК/2014 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа в Республике Крым» общий объем субвенций на осуществление полномочий, предусмотренных частями 1 - 4 статьи 8 настоящего Закона, определяется исходя из количества лиц, имеющих право на предоставление жилых помещений в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и настоящим Законом, нормы предоставления жилого помещения, установленной настоящим Законом, и стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, утвержденной приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
Общий объем субвенций на осуществление полномочий, предусмотренных частями 5 и 6 статьи 8 настоящего Закона, определяется из расчета доли ребенка-сироты, долей детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих жилое помещение, за которым сохранено право пользования, в соответствии с настоящим Законом, количества указанных лиц (для выплаты средств на внесение платы за коммунальные услуги и содержание жилых помещений), а также исходя из заявок, представленных органами местного самоуправления на проведение ремонта жилых помещений (либо капитального ремонта), за которыми сохранено право пользования, в текущем финансовом году, и стоимости ремонта жилых помещений.
Согласно ч. 4 Закона Республики Крым от 18.12.2014 года № 46-ЗРК/2014 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа в Республике Крым» субвенции, указанные в частях 2 и 3 настоящей статьи, распределяются между всеми городскими округами, муниципальными районами пропорционально количеству лиц, которым должно быть предоставлено жилое помещение в очередном финансовом году в соответствующем муниципальном образовании, и количеству лиц, имеющих жилые помещения, за которыми сохранено право пользования, и утверждаются законом Республики Крым о бюджете Республики Крым на очередной финансовый год и плановый период по каждому муниципальному образованию.
Согласию ч. 1 ст. 12 Закона Республики Крым от 18.12.2014 года № 46-ЗРК/2014 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа в Республике Крым» контроль за реализацией органами местного самоуправления переданных полномочий осуществляет исполнительный орган Республики Крым в сфере образования, науки и молодежи. Контроль за использованием органами местного самоуправления предоставленных на указанные цели финансовых средств осуществляется исполнительным органом Республики Крым в сфере финансового надзора.
Постановлением Совета министров Республики Крым принято постановление от 27.07.2016 № 359, согласно которого утвержден Порядок предоставления субвенции из бюджета Республики Крым бюджетам муниципальных образований Республики Крым на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений (далее - Порядок).
Согласно п. 2 Порядка главным распорядителем бюджетных средств на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым.
Согласно п. 3 Порядка получателями субвенции и исполнителями мероприятий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений являются органы местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым.
Согласно п. 4 Порядка предоставление бюджетных средств бюджетам муниципальных образований в Республике Крым осуществляется главным распорядителем бюджетных средств в пределах субвенции, предусмотренной на указанные цели, и утвержденных лимитов бюджетных обязательств на основании, в порядке и сроки, предусмотренные соглашениями, заключенными между Министерством образования, науки и молодежи Республики Крым и органом местного самоуправления муниципального образования в Республике Крым на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений, а также на основании заявки на перечисление субвенции из бюджета Республики Крым бюджету муниципального образования.
Полномочия получателя средств бюджета Республики Крым по перечислению межбюджетных трансфертов, источником финансового обеспечения которых является субсидия из федерального бюджета, предоставляемых из бюджета Республики Крым бюджетам муниципальных образований Республики Крым в форме субвенции в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств по расходам получателей средств местного бюджета, осуществляет Управление Федерального казначейства по Республике Крым в порядке, установленном Федеральным казначейством.
В соответствии с п. 5 Порядка распределение субвенций между бюджетами муниципальных образований Республики Крым устанавливается законом Республики Крым о бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
При этом п. 6 данного Порядка установлены условия предоставления субвенций.
Условиями предоставления субвенций являются:
6.1. Наличие в бюджете Республики Крым бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств Республики Крым.
6.2. Наличие нормативного правового акта органа местного самоуправления муниципального образования в Республике Крым, определяющего уполномоченный орган местного самоуправления муниципального образования в Республике Крым по предоставлению благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений.
6.4. Наличие нормативного правового акта органов местного самоуправления муниципального образования в Республике Крым, определяющего порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются.
6.5. Субвенции из бюджета Республики Крым бюджетам муниципальных образований Республики Крым предоставляются при условии заключения муниципальных контрактов в следующем порядке:
при приобретении жилых помещений - при наличии государственной регистрации права собственности муниципальных образований на жилые помещения;
при участии в долевом строительстве жилых помещений с размещением денежных средств на счетах эскроу - при наличии счетов эскроу, открытых в уполномоченных банках, определяемых в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации";
для получения субвенций при участии в долевом строительстве жилых помещений с размещением денежных средств на счетах эскроу - копию документа, подтверждающего открытие счета эскроу.
Согласно п. 11 Порядка финансирование расходов на проведение мероприятий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется за счет средств субвенций бюджетам соответствующих муниципальных образований, предусмотренных в бюджете Республики Крым на текущий финансовый год.
При этом, согласно Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Устава муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым, принятым решением Евпаторийского городского совета Республики Крым от 07.11.2014 № 1-4/14 не предусмотрено использование собственных финансовых средств на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Таким образом, наступление факта перечисления субвенции от Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым, в рассматриваемом случае, имеет принципиальное правовое значение для решения вопроса о виновности врио главы администрации <адрес> Республики Крым ФИО2 в совершении вмененного правонарушения.
В судебном заседании установлено, что временное исполнение полномочий главы администрации <адрес> Республики Крым возложено на ФИО2 решением Евпаторийского городского совета Республики Крым № от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ за исх. № врио главы администрации <адрес> Республики Крым ФИО2 направил запрос в адрес Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым, согласно которому указал, что в муниципальном образовании городской округ Евпатория Республики Крым имеется недостаток средств на приобретение жилья детям-сиротам. ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ администрация <адрес> Республики Крым обращалась в Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым с просьбой о выделении дополнительных денежных средств на приобретение жилья детям-сиротам согласно предоставленного списка, с учетом потребности муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым в 2021-2022 гг. Ответов из Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым не поступило, как и дополнительного финансирования. Также не поступила информация о предпринятых Министерством мерах, как распорядителя бюджетных средств, по направлению заявок в вышестоящие инстанции для выделения дополнительных финансовых средств на включение в соглашение всего списка сирот по муниципальному образованию <адрес> и приобретению для них жилья. Кроме того, указано, что с целью исполнения принятых судом решений и реализации права на предоставление жилых помещений лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, просит Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым, как главного распорядителя бюджетных средств на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, рассмотреть вопрос о выделении дополнительных средств с учетом потребности муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым в 2022 году.
Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ за исх. № врио главы администрации <адрес> Республики Крым ФИО2 направил письмо в адрес Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым, согласно которому указал, что поскольку законодательством Российской Федерации исполнение государственных полномочий по приобретению жилья детям-сиротам предусмотрено за счет субвенций из бюджета субъекта РФ, в целях исполнения условий соглашения между Главным распорядителем бюджетных средств по <адрес> в лице Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым и, соответственно, администрацией <адрес> Крым, просит рассмотреть возможность внесения в соглашение на 2022 год предоставление субвенций из бюджета Республики Крым бюджету муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым на приобретение жилых помещений детям-сиротам, в том числе ФИО8
Исходя из вышеизложенного установлено, что денежные средства на приобретение жилья для его предоставления ФИО8, согласно решения Евпаторийского городского суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ, муниципальному образованию городской округ Евпатория Республики Крым от Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым, несмотря на многократные обращения органа местного самоуправления в их адрес, - в полном объеме и в срок не поступили.
При этом в настоящее время денежные средства поступили в адрес администрации <адрес> Республики Крым и требования исполнительного документа выполнены в полном объеме, а исполнительное производство прекращено.
Таким образом, установлено, что администрацией <адрес> в адрес Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым, являющегося главным распорядителем средств субвенции, неоднократно направлялись письма о выделении соответствующих средств субвенции для приобретения жилья, а также о перераспределении уже переданных средств субвенции, выделенных на 2022 бюджетный год, однако денежные средства своевременно выделены не были.
С учетом характера обязанности, возложенной на администрацию решением суда, требований регламентирующих предоставление субвенции на выполнение установленных обязательств и специальных требований, установленных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", прихожу к выводу, что администрацией <адрес> Республики Крым и, в частности, врио главы администрации <адрес> Республики Крым – ФИО2 в пределах предоставленных ему полномочий были предприняты все необходимые меры, направленные на выделение бюджетных денежных средств на осуществление возложенных на администрацию обязанностей и задач и для исполнения требований исполнительного документа в разумный срок.
При этом у данного юридического лица, и, в частности, должностного лица, как его руководителя, отсутствовала реальная возможность для исполнения возложенной решением суда обязанности в установленный судебным приставом-исполнителем срок ввиду отсутствия в бюджете муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым выделенных в соответствии с действующим законодательством на эти цели денежных средств. Вместе с тем, в настоящее время требования исполнительного документа исполнены в полном объеме.
Таким образом, ФИО2, как врио главы администрации муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым не имел объективной возможности исполнить решение суда в указанный судебным приставом-исполнителем срок, принимал все зависящие от него меры к его исполнению с учетом имеющегося у муниципального образования финансирования в виде предоставления муниципальному образованию субвенций от Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым, что свидетельствует об отсутствии вины ФИО2 в инкриминируемом ему деянии.
При таких обстоятельствах, привлечение по настоящему делу врио главы администрации <адрес> Республики Крым – ФИО2 к административной ответственности за уклонение от исполнения исполнительного документа нельзя признать обоснованным и законным.
Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, характеризуется противоправным бездействием, которое выражается в неисполнении должником после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора требований неимущественного характера, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный судебным приставом-исполнителем.
С учетом вышеизложенного в совокупности, поскольку в ходе судебного разбирательства не установлено обстоятельств, подтверждающих бездействие врио главы администрации <адрес> Республики Крым ФИО2, повлекших неисполнение требований неимущественного характера, содержащихся в исполнительном документе, прихожу к выводу об отсутствии его вины в инкриминируемом ему деянии.
При таких обстоятельствах, постановление должностного лица - врио начальника отделения - старшего судебного пристава ОСП по <адрес> УФССП России по Республики Крым ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ подлежит отмене, а производство по настоящему делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, - в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ,
решил:
жалобу ФИО2 на постановление врио начальника отделения – старшего судебного пристава ОСП по <адрес> УФССП России по <адрес> ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ, - удовлетворить.
Постановление врио начальника отделения - старшего судебного пристава ОСП по <адрес> УФССП России по Республики Крым ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении № в отношении врип главы Администрации <адрес> Республики Крым ФИО2, - отменить.
Производство по делу об административном правонарушении № прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение 10 суток со дня вручения (или получения) его копии.
Судья подпись Е.Н. Елецких
Копия верна:
Оригинал решения находится в материалах дела № и находится в производстве Евпаторийского городского суда Республики Крым.
Решение суда не вступило в законную силу.
Судья Е.Н. Елецких
Помощник судьи ФИО9