Дело №2а-2403/2021
25RS0002-01-2021-003293-45
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 июня 2021 года г. Владивосток,
ул. Адмирала Фокина, д.23А
Фрунзенский районный суд г.Владивостока Приморского края в составе председательствующего судьи Н.А. Булановой, при помощнике Е.П.Бордюговой, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Фомичева Виталия Алексеевича к ФИО2 Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю о признании решения незаконными и возложение обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Фомичев В.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю о признании незаконным уведомление об отказе государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав от дата № №, возложение обязанности осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права собственности Фомичева В.А. на здание площадью <...> кв.м, местоположение которого: <адрес> установленные законом сроки на оснвоании заявления о государственном кадастровом учете и государственной регистрации № от дата.
В обоснование заявленных требований истец указывал, что дата административный истец обратился в Управление Росреестра по Приморскому краю (через МФЦ) с заявлением о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на объект недвижимости - здание (жилой дом) площадью 79,3 кв.м., местоположение которого: <адрес>. дата административный истец обратился в Управление Росреестра по <адрес> (через МФЦ) с заявлением о предоставлении дополнительных документов № №, и приложил откорректированный технический план от дата. дата истец получил уведомление об отказе государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав №. С данным отказом истец не согласен, поскольку новый собственник отказывается обращаться в органы регистрации прав со ссылкой на то, что ему это не нужно, заставить или принудить его к подаче заявления истец не может. Считает, что в данной ситуации, когда решением суда жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> кадастровым номером 25:20:180101:1553, принадлежащее на праве собственности исключительно истцу, признано изолированной частью жилого дома - блоком жилого дома блокированной застройки, нельзя ставить действия одного лица в зависимость от действий другого лица, у которого нет никаких прав ни на указанное жилое помещение, ни на здание с кадастровым номером №, на раздел которого истцом предоставлен технический план.
Административный истец Фомичев В.А. в судебное заседание не явился, извещен надлежаще.
Представитель административного истца Фомичева В.А. по доверенности Лысенко Ю.В. требования искового заявления поддержала в полном объеме.
В судебное заседание административный ответчик – представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю по доверенности Рявкина Е.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения требований административного искового заявления, представив письменные возражения, указав, что при проведении анализа пространственных данных в соответствии с каталогом координат характерных точек контура здания, приведенным в разделе «Описание местоположения объекта недвижимости», выявлено: объект капитального строительства (<адрес>) не полностью входит в границы земельного участка № расположен в границах земельного участка 25:20:180101:357, который не указан в техническом плане. Площадь здания определена без учета требований Приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от дата №. В нарушение указанной нормы заявление о государственном кадастровом учет и государственной регистрации права подано только в отношении одного из образованных объектов недвижимости. Просила в удовлетворении требований административного искового заявления отказать в полном объеме.
Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, представленные сторонами документы, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
При рассмотрении дела административный ответчик должен доказать законность совершенных действий или принятых решений, тогда как на административном истце лежит обязанность доказать нарушение непосредственно его прав и свобод.
Согласно материалам деладата. Фомичев В.А. обратился в Управление Росреестра по Приморскому краю с заявлением о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на объект недвижимости - здание (жилой дом) площадью 79,3 кв.м местоположение: <адрес> (Заявление № №).
дата Управлением Росреестра по Приморскому краю приостановлено осуществление действий по государственному кадастровому учету и государственной регистрации прав в отношении объекта недвижимости (Уведомление № № от дата) в связи с тем, что: 1) Технический план, подготовленный дата, по содержанию не соответствует требованиям законодательства РФ; объект капитального строительства (<адрес>, не полностью входит в границы земельного участка №, расположен в границах земельного № который не указан в техническом плане; 2) Площадь здания определена без учета требований Приказа Минэкономразвития № от дата; 3) В техническом плане в разделе "Характеристики объекта недвижимости" указано наименование образованных объектов "жилой дом блокированной застройки", тогда как Решением Хасанского районного суда <адрес> от дата образованные объекты недвижимости признаны блоками жилого дома блокированной застройки.
дата Фомичев В.А. обратился в Управление Росреестра по Приморскому краю (через МФЦ) с заявлением о предоставлении дополнительных документов (№), и приложил откорректированный технический план от дата.
дата Фомичев В.А. получил уведомление об отказе государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав (№ № на основании статьи 27 Федерального закона от дата №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в связи с истечением срока приостановления и неустранении причин, препятствующих осуществлению государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, в обоснование, указав, что в орган регистрации прав подано заявление о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав здания площадью дата.м, местоположение: <адрес>, при этом с заявлением представлен технический план, подготовленный в отношении 2-х объектов недвижимости, образованных в результате преобразования объекта недвижимости с кадастровым номером № - здание площадью 104,6 кв.м, местоположение: <адрес>, и здание площадью 171,7 кв.м, местоположение которого: <адрес>.
Оценив обстоятельства дела, представленные доказательства, суд приходит к выводу о наличии оснований для признания оспариваемого решения не соответствующим требованиям действующего законодательства в силу следующего.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости регулирует Федеральный закон от 13.07.2015г. № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав согласно ч. 1 ст. 14 ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке. Одним из оснований для осуществления государственной регистрации прав являются вступившие в законную силу судебные акты (п. 5 ч. 2 ст. 14 Закона о регистрации).
Как следует из пунктов 2 и 3 части 3 статьи 14 Закона N 218-ФЗ, государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно по общим правилам в связи с образованием объекта недвижимости и прекращением существования объекта недвижимости, права на который зарегистрированы в ЕГРН.
Согласно частям 1 и 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления и необходимых документов, в частности вступивших в законную силу судебных актов, а также технического плана или акта обследования, подготовленных в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке.
Технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в ЕГРН, и указаны сведения в частности, о здании, сооружении, помещении, необходимые для государственного кадастрового учета такого сооружения либо новые, необходимые для внесения в ЕГРН сведения об объектах недвижимости, которым присвоены кадастровые номера (часть 1 статьи 24 Закона N 218-ФЗ). В техническом плане указываются в том числе новые, необходимые для внесения в ЕГРН сведения о сооружении, которому присвоен кадастровый номер, в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете такого объекта недвижимости (пункт 3 части 2 статьи 24 Закона N 218-ФЗ).
Пунктом 3 ч. 1 ст. 29 приведенного закона предусмотрено, что государственная регистрация прав включает в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В силу п. п. 5, 7 п. 1 ст. 26 Закона о регистрации осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
Статьей 27 указанного закона предусмотрено, что в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в ст. 26 настоящего Федерального закона.
Из материалов судом установлено, что Фомичеву В.А. принадлежит на праве собственности часть жилого дома, площадью 73 кв.м, этаж: 1, кадастровый №, по адресу: <адрес>. Указанная часть жилого дома расположена на земельном участке с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование под частью жилого дома с приусадебным участком, общей площадью 1150 кв.м, кадастровый №, по адресу: <адрес>.
Данная часть жилого дома расположена в двухквартирном жилом доме.
Решением Хасанского районного суда Приморского края от дата по делу №,вступившим в законную силу дата, жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан домом блокированной застройки.
Жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> кадастровым № площадью №м (наименование здания - жилой дом блокированной застройки, назначение жилое), признано изолированной частью жилого дома - блоком жилого дома блокированной застройки.
Жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> кадастровым №, площадью №.м (наименование здания - жилой дом блокированной застройки, назначение жилое), признано изолированной частью жилого дома - блоком жилого дома блокированной застройки.
Согласно части 1 статьи 16 ЖК РФ жилой дом, равно как и квартира, относится к жилым помещениям. При этом, как следует из части 3 статьи 16 ЖК РФ, пунктов 5 и 6 постановления Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом", квартиры представляют собой помещения с определенными характеристиками, находящиеся в многоквартирном доме. Жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании. В свою очередь, квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении (часть 3 статьи 16 ЖК РФ).
Под домами блокированной застройки понимаются жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (часть 2 статьи 49 ГрК РФ).
Как следует из указанных норм, жилой дом, дом блокированной застройки и многоквартирный дом обладают различными характеристиками, при этом квартирой признается только помещение, находящееся в многоквартирном доме.
Анализируя приведенные нормы права, суд полагает, что часть жилого дома может быть самостоятельным объектом гражданских правоотношений при условии, если эта часть является изолированной и может эксплуатироваться отдельно от других частей жилого дома.
Учитывая положения части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК), пункт 5 Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30 ноября 2016 г., кассационное определение Верховного Суда Российской Федерации от 20 февраля 2019 г. N 14-КГ18-54, если жилой дом можно отнести к дому блокированной застройки, а каждая часть жилого дома (блок) соответствует признакам автономного блока (индивидуального жилого дома), и каждой такой части соответствует "свой" земельный участок, по мнению Департамента недвижимости, такие "части" жилого дома могут быть поставлены на государственный кадастровый учет как здания - блоки жилого дома блокированной застройки. (Письмо Министерства экономического развития Российской Федерации от 08.05.2019г. № ОГ-Д23-4342).
Из материалов административного дела усматривается, что на основании судебного акта, вступившего в законную силу, жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан домом блокированной застройки; кв. 2 с кадастровым номером № площадью 73 кв.м, и кв. 1 с кадастровым №, площадью 73,1 кв.м. признаны изолированной частью дома – блоками жилого дома блокированной застройки.
В соответствии с частью 1 статьи 41 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в случае образования двух и более объектов недвижимости в результате раздела объекта недвижимости, объединения объектов недвижимости, перепланировки помещений, изменения границ между смежными помещениями в результате перепланировки или изменения границ смежных машино-мест, государственный кадастровый учет и государственная регистрация права осуществляются одновременно в отношении всех образуемых объектов недвижимости.
Согласно положениям статей 3 и 41 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" снятие с государственного кадастрового учета и государственная регистрация прекращения прав на исходные объекты недвижимости, осуществляется одновременно с государственным кадастровым учетом и государственной регистрацией прав на все объекты недвижимости, образованные из таких объектов недвижимости.
Обязательным условием проведения государственной регистрации права, является правовая экспертиза документов, которая осуществляется с целью установления бесспорных оснований для государственной регистрации возникновения, наличия, перехода или ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество.
Статьей названного 58 Федерального закона предусмотрены особенности осуществления государственной регистрации прав на недвижимое имущество на основании судебного решения.
Согласно пункту 5 части 2 статьи 14 Федерального закона N 218-ФЗ основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе, вступившие в законную силу судебные акты. Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 названного закона и требованиям принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено Законом N 218-ФЗ или иными федеральными законами (пункт 5 статьи 18 того же Закона).
Из указанного следует, что судебное решение является основанием для осуществления государственной регистрации права и государственного кадастрового учета, однако в соответствии с пунктами 2, 3 части 4 статьи 18 Федерального закона N 218-ФЗ к заявлению о государственном кадастровом учете должны быть приложены как документы, являющиеся основаниями для осуществления такого учета, так и иные документы, предусмотренные законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами, необходимые для осуществления кадастрового учета.
Из материалов дела судом установлено, что Фомичев В.А., обращаясь с заявлением о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на объект недвижимости - здание (жилой дом) площадью 79,3 кв.м. местоположение: <адрес>, представил все необходимые документы, в том числе откорректированный технический план от дата.
Технический план содержал сведения об объекте недвижимости - здания, адрес образованного объекта полностью соответствовал его адресу в техническом плане и судебном акте.
Таким образом, являются незаконными требования органа регистрации о необходимости обращения всех собственников вновь образованных объектов недвижимого имущества.
Ссылка административного ответчика на то, что заявление подано на здание площадью 79,3 кв.м, местоположение которого: <адрес>, при этом с заявлением представлен технический план, подготовленный в отношении 2-х объектов недвижимости, образованных в результате преобразования объекта недвижимости с кадастровым номером № - здание площадью № кв.м, местоположение которого: <адрес>, и здание площадью № кв.м, местоположение которого: <адрес>, является необоснованной, поскольку площади образованных зданий 104,6 кв.м и 171,7 кв.м были определены кадастровым инженером при устранении замечаний к техническому плану от дата на основании требований Приказа Минэкономразвития № от дата.
В силу толкования во взаимосвязи положений главы 22 Кодекса об административном судопроизводстве Российской Федерации основанием для удовлетворения административного иска об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти является издание этим органом такого решения, совершения действия (бездействия), в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Оценив обстоятельства дела, суд приходит к выводу о наличии оснований для признания незаконными уведомление Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю от дата. № № об отказе в осуществлении кадастрового учета и государственной регистрации права собственности на объект недвижимости: здание площадью 79,3 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, как нарушающее права и законные интересы административного истца, в связи с чем имеются основания для удовлетворения заявленных требований истца.
Восстановление прав истца возможно путем возложения на Управление Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю обязанности повторно рассмотреть заявление Фомичева В.А. от 10.12.2020г. о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права собственности на вышеуказанный объект недвижимости.
Указанная мера является исполнимой в рамках предоставленных административному ответчику полномочий, соответствует предмету заявленных требований, направлено на восстановление нарушенных прав истца и соответствует вышеизложенным нормам права.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Фомичева Виталия Алексеевича к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю о признании решения незаконными и возложение обязанности, удовлетворить.
Признать незаконными уведомление Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю от дата № № об отказе в осуществлении кадастрового учета и государственной регистрации права собственности на объект недвижимости: здание площадью 79,3 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>.
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю устранить допущенные нарушения прав административного истца путем повторного рассмотрения заявлений Фомичева Виталия Алексеевича от дата о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права собственности на указанный объект недвижимости.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Фрунзенский районный суд г.Владивостока в течение месяца со дня принятия судом решения в мотивированной форме – 21.06.2021г.
Судья Н.А.Буланова