Судья Толкушенкова Е.Ю. 31.01.2018 г.
Дело № 33-955/18
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Пьянкова Д.А.,
судей Симоновой Т.В., Кузнецовой Г.Ю.,
при секретаре Мусулевой Н.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Перми 31 января 2018 года дело по апелляционной жалобе ФСИН России на решение Индустриального районного суда г.Перми от 15.11.2017 г., которым постановлено:
«Признать незаконным решение комиссии ФСИН России от 25.08.2016 года в части отказа Болговой Елене Ивановне в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты; признать за Болговой Еленой Ивановной право на постановку на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения; обязать Федеральную службу исполнения наказания Российской Федерации поставить Болгову Елену Ивановну на учет для предоставления единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения с 04.03.2014 года.
В удовлетворении требований о возложении обязанности на ФКОУ ВО Пермский институт ФСИН России осуществить постановку Болговой Елены Ивановны на учет для предоставления единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения отказать».
Заслушав доклад судьи Симоновой Т.В., пояснения представителя истца Боярских М.В., действующей на основании доверенности, представителя ответчика ФСИН России Вековшинина А.Е., действующего на основании доверенности, проверив дело, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Болгова Е.И. обратилась в суд с иском к Федеральной службе исполнения наказаний Российской Федерации, Федеральному казенному образовательному учреждению высшего образования Пермский институт ФСИН России о признании незаконным решения комиссии ФСИН России о признании незаконным решение комиссии ФСИН России от 25.08.2016 г. об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения; признании за ней право на постановку на учет для предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 04.03.2014 года; возложении обязанности на ФКОУ ВО Пермский институт ФСИН России, Федеральную службу исполнения наказания осуществить ее постановку на учет для предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 04.03.2014 года. В обоснование своих требований указала, что 04.03.2014 г., являясь майором внутренней службы инспектором отделов кадров УФСИН России по Белгородской области, она обратилась с рапортом на имя директора ФСИН о принятии на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Выслуга лет в календарном исчислении на момент обращения составляла 13 лет 5 месяцев 13 дней. Жилых помещений в собственности или по социальному найму не имела. Подкомиссией УФСИН России по Белгородской области 19.03.2014 г. было установлено, что все необходимые документы для получения ЕСВ она предоставила, которые были направлены на комиссию ФСИН для получения ЕСВ. С 01.05.2014 г. она была откомандирована в распоряжение ФКОУ ВПО Пермский институт ФСИН России для дальнейшего прохождения службы на должность старшего преподавателя-методиста факультета очного обучения института. В дальнейшем ей стало известно, что в соответствии с протоколом заседания комиссии ФСИН России от 25.08.2016 г. № 65 ей было отказано в постановке на учет для получения ЕСВ. Основанием для отказа послужило непредставление предусмотренных п. 5 Правил документов, а именно выписки из домовой книги и ФЛС по адресу: г. Белгород, ул. ****, выписки ФЛС по адресу: ****. Между тем, полагает, что отказ в постановке на учет является незаконным и необоснованным, поскольку все установленные в пункте 5 Правил о предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации за установленный пятилетний срок до обращения с рапортом она предоставила. Невозможность предоставления финансовых лицевых счетов по жилым помещения, в которых она была зарегистрирована до 2014 года, ею подтверждена. Нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, она не являлась и не является. Изложенное послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Истец в судебном заседании участия не принимала, была извещена, ее представитель на иске настаивал.
Представитель ответчиков с требованиями в судебном заседании не согласился.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель ответчика ФСИН России просит решение суда отменить, в обоснование доводов указывает на незаконность постановленного решения вследствие неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для дела. Со ссылками положения Федерального закона от 30.12.2012 года № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Постановление Правительства РФ от 24.04.2013 года № 369, которым утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации, полагает, что Болговой Е.И. представлены документы с нарушением установленного порядка оформления в соответствии с требованиями законодательства. В рассматриваемом случае, выписки из домовых книг не в полном объеме отражают информацию о месте жительства истца в определенные периоды времени, что не позволяет комиссии установить наличие или отсутствие факта ухудшения жилищных условий истцом, а также установить наличие права пользования у истца данными помещениями в качестве нанимателя, а также члена семьи нанимателя по договору социального найма, что является необходимым условием для установления права Болговой Е.И. на соответствующую социальную выплату.
В суд апелляционной инстанции от истца поступили возражения на апелляционную жалобу, согласно которым, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, доводы апелляционной жалобы без удовлетворения.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда исходя из доводов апелляционной жалобы, приходит к следующему выводу.
В судебном заседании было установлено и подтверждается материалами дела, что Болгова Е.И. проходила службу в УФСИН России по Белгородской области. С 01.05.2014 Болгова Е.И. откомандирована для дальнейшего прохождения службы в распоряжение ФКОУ ВО Пермский институт ФСИН России приказом УФСИН России по Белгородской области от 18.04.2014 № 6-км «Об откомандировании Болговой Е.И.» и по настоящее время проходит службу в институте. Ее выслуга лет по состоянию на 04.03.2014 года составила 13 лет 5 месяцев 13 дней.
04.03.2014 г. Болгова Е.И. обратилась в ФСИН России с заявлением о постановке ее на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. К заявлению были приложены документы:
- выписка из домовой книги комитета по управлению Западным округом администрации г. Белгорода от 28.10.2013 б/н по адресу: ****;
- заявление Болговой Е.И. на имя руководителя комитета по управлению Западным округом администрации г. Белгорода от 11.11.2013 о предоставлении лицевого счета по адресу: ****;
- письмо комитета по управлению Западным округом администрации г. Белгорода от 14.11.2013 б/н:
- выписка из домовой книги ООО «Управляющая компания по жилью - Центральная» от 03.03.2014 б/н по адресу: ****;
- выписка из лицевого счета ООО «Управляющая компания по жилью - Центральная» от 03.03.2014 б/н по адресу: ****;
- договоры найма от 01.03.2012 б/н, от 01.01.2013 № б/н, от 01.01.2014 б/н;
- свидетельство о государственной регистрации права собственности серии **;
- акт приема-передачи к договору купли продажи от 24.01.2012;
- паспорт С., серии **;
- выписка из домовой книги администрации Ериковского сельского поселения Белгородского района Белгородской области от 08.11.2013 б/н по адресу: ****;
- справка администрации Ериковского сельского поселения Белгородского района Белгородской области от 11.11.2013 № 289 по адресу: ****.
Рассмотрев заявление Болговой Е.И. и представленные ею документы, комиссия ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления начальникам территориальных органов ФСИН России, образовательных организация ФСИН России, учреждений, непосредственно подчиненных ФСИН России, а также сотрудникам уголовно-исполнительной системы, проходящим службу в ФСИН России, и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в указанных учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, приняла решение, оформленное протоколом от 25 августа 2016 года № 65, об отказе Болговой Е.И. в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с отсутствием обязательных документов, предусмотренных п.5 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 № 369.
При принятии решения суд, с учетом положений Федерального закона от 30.12.2012 года № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесения изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 года № 369, пришел к выводу, что истцом обязанность установленная указанными нормативными актами выполнена в полном объеме, представленный Болговой Е.И. пакет документов для получения социальной выплаты является достаточным и исчерпывающим, следовательно, при соответствии истца иным необходимым для постановки на учет требованиям, установленным действующим законодательством, оснований для отказа в такой постановке у ФСИН России не имелось. При этом, поскольку в полномочия ФКОУ ВО Пермский институт ФСИН России не входит принятие решений о постановке истца, как сотрудника учреждения уголовно-исполнительной системы, на соответствующий учет для получения единовременной социальной выплаты, соответственно, судом исковые требования удовлетворены к ФСИН России. В иске Болговой Е.И. к ФКОУ ВО Пермский институт ФСИН России судом отказано.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правильными, поскольку они разрешены в соответствии с требованиями действующего законодательства, правильном применении норм материального права, а также обстоятельствах рассматриваемого спора, и считает, что оснований для отмены судебного акта по доводам апелляционной жалобы не имеется.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник, имеющий специальные звания и проходящий службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Право сотрудника на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 N 369.
Перечень документов, которые сотрудник представляет в комиссию в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты приведен в п. 5 Правил.
Так, подп. "з" п. 5 Правил предусматривает необходимость предоставления выписок из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы. В случаях если по независящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения.
Судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции обоснованно, с учетом представленных в материалы дела доказательств, пришел к выводу, что представленных истцом в комиссию документов было достаточно для принятия ответчиком решения о постановке на учет для целей получения жилищной субсидии. Выводы суда подробно мотивированы, оснований не согласиться с ними судебная коллегия не усматривает.
Как указывалось выше, в период с 27.10.1999 по 24.02.2012 Болгова Е.И. была зарегистрирована по адресу: ****, в период с 01.03.2012 по 01.03.2013 имела временную регистрацию по месту пребывания (свидетельство о регистрации по месту пребывания от 01.03.2012 № 601) по адресу: ****, в период с 14.02.2013 по 12.04.2013 была зарегистрирована по адресу: ****, в период с 12.04.2014 и на момент подачи рапорта для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты (04.03.2014) вновь была зарегистрирована по адресу: ****.
При этом, в отношении жилых помещений по адресам: **** и **** истцом были предоставлены выписки из домовых книг, а также информация от соответствующего органа местного самоуправления о невозможности предоставления Болговой Е.И. выписки по лицевому счету по указанным жилым помещениям.
Соответственно, с учетом иных документов, имеющихся в учетном деле Болговой Е.И., установленный п. 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 N 369, перечень документов, необходимых для постановки на учет, истцом был предоставлен.
Доводы жалобы о том, что выписки из домовых книг не в полном объеме отражают информацию относительно жилых помещений, не могут быть приняты судебной коллегией во внимание.
Назначение домовой книги закреплено в Административном регламенте предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденном Приказом ФМС России от 11 сентября 2012 N 288, в соответствии с которым в домовой книге отражаются сведения о лицах, зарегистрированных и снятых с регистрационного учета за весь период эксплуатации жилого помещения, даты регистрации и снятия с учета, даты рождения, степень родства зарегистрированных.
Вместе с тем, указанный Административный регламент не устанавливает требований к форме и содержанию выписок из домовых книг, как не установлено и обязательное требование к форме и содержанию выписки из домовой книги непосредственно Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 N 369.
Следовательно, указание в жалобе на их не полный объем, не может являться препятствием к рассмотрению вопроса о праве сотрудника учреждений и органов ФСИН России на постановку на соответствующий учет для целей получения жилищной субсидии.
Кроме того, в соответствии п. 7.1.1 Порядка формирования и работы комиссий учреждений и органов уголовно-исполнительной системы по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательство Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, утвержденного приказом ФСИН России от 16.10.2014 N 550 комиссия осуществляет функцию принятия документов для получения единовременной выплаты и их проверку на предмет соответствия перечню, определенному в Правилах, а также установленному порядку их оформления.
Наличие права на проверку представленных сведений предполагает наличие права на истребование от заявителя дополнительных документов, а соответственно и обязанность предложить заявителю представить данные документы или самостоятельно запросить недостающие документы в порядке межведомственных запросов в соответствии с ч. 4 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации, если ранее представленных документов недостаточно для принятия решения. Об этом свидетельствует в том числе и то обстоятельство, что такое решение принимается в 3-месячный срок со дня их подачи заявления и документов, в который возможно провести необходимые проверочные мероприятия.
Вместе с тем, заявителю представить дополнительные документы не предлагалось.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что представленные истцом документы с учетом закрепленных в Федеральном законе от 30.12.2012 года N 283-ФЗ условий для получения единовременной социальной выплаты позволяли компетентному органу рассмотреть вопрос о постановке на учет нуждающихся для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, а отказ в такой постановке является не законным.
Таким образом, выводы суда основаны на всестороннем, объективном, полном и непосредственном исследовании представленных доказательств, правовая оценка которым судом дана в соответствии с требованиями статьи 67 ГПК РФ, а также нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения, и оснований для признания ее неправильной судебная коллегия не находит. Нарушений норм процессуального права судом не допущено.
Поскольку по иным основаниям решение суда сторонами настоящего спора не обжалуется, судебная коллегия в силу положений ст. 327.1 ГПК РФ не дает оценку иным выводам суда.
Руководствуясь ст. 199, 328 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Апелляционную жалобу ФСИН России на решение Индустриального районного суда г.Перми от 15.11.2017 г. – оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: